Автоправо        04 сентября 2018        31         0

Вторая трудовая книжка ответственность

В данном приказе крайне нежелательно распределять функции, связанные с ведением, учетом и хранением трудовых книжек между несколькими работниками. Например, за одним инспектором по кадрам закреплена функция по заполнению трудовых книжек, а за вторым – функции по учету и хранению. Потому, что с одной стороны, это противоречит «Правилам ведения трудовых книжек», согласно которым работодатель должен назначить одно специально уполномоченное лицо. С другой – ослабляет контроль за выполнением приказа.

Вторая трудовая книжка ответственность

В случае увольнения работника, ответственного за ведение трудовых книжек, его полномочия передаются другому работнику или переходят к руководителю предприятия на время, пока не будет найдена замена. Кстати, работник, отвечающий за ведение трудовых книжек, не вносит в свою книжку записи и не заверяет их – записи заверяются или руководителем предприятия или специально выделенным на эту разовую кадровую операцию работником.

А вот порядок оформления и ведения трудовых книжек регламентирован уже Инструкцией, утвержденной Постановлением Минтруда №69, в которой отражены все моменты ведения книжек о труде с подробными разъяснениями и примерами записей, необходимыми для тех иных ситуаций, начиная от внесения записей в соответствии с основаниями приеме и увольнения и заканчивая исправлением ошибок и внесением записей о награждениях.

Вторая трудовая книжка ответственность

С точки зрения закона, наличие либо ведение двух трудовых книжек является нарушением законодательных норм, но формально ответственности за подобные нарушения все-таки не установлено, в связи с чем возникает вопрос: можно ли иметь 2 трудовые книжки, учитывая, что при выявлении факта двух хронологий стажа, наказания не последует?

«По моему мнению, возможность заводить новые трудовые все же нельзя назвать отрицательным изменением в законодательстве. Ведь с точки зрения работодателя неважно, сколько у сотрудников будет книжек. Та книжка, которую он предъявит при заключении трудового договора, или новая, которую фирма заведет – она и будет основанием для указания стажа в личной карточке работника (форма № Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1). Наоборот, трудности могут возникнуть скорее у самого работника. Например, когда он придет оформлять трудовую пенсию. Дело в том, что в законодательстве нет такого понятия, как параллельный стаж. И, соответственно, в настоящий момент нельзя точно сказать, какие последствия принесет работнику наличие нескольких трудовых книжек».

Бизнес форум

Трудовой кодекс в новой редакции содержит измененные ссылки на основание увольнения – теперь необходимо ссылаться на пункт части статьи. В Инструкции же по заполнению трудовых книжек приведены примеры записей об увольнении без указания частей (п. 15 Инструкции № 225). На практике возникает вопрос – какими нормами руководствоваться при внесении записи об увольнении в трудовую книжку работника?

В процессе работы случаются такие ситуации, когда у гражданина возникает вопрос относительно того, разрешено ли законодательством оформление двух трудовых книжек и ответственность за данные действия. Причины, которые побуждают к оформлению еще одного документа, могут быть различными:

Еще почитать:  Акт приемки выполненных работ бланк

Две трудовые книжки: ответственность

С другой стороны законодательство обеспечивает такой порядок фиксирования трудовой деятельности, что необходимости в оформлении второго документа возникнуть не должно. Даже в случае утери книжки работник должен сообщить об этом своему бывшему работодателю. Он на основании имеющихся у гражданина документов оформляет дубликат трудовой, в который вносятся все записи, имеющие официальное подтверждение.

Однако существует нюанс, при котором оформление второй трудовой книжки может произойти с нарушениями. К примеру, работник может заявить в отдел кадров о пропаже своего бланка и написать заявление на выдачу нового. Если она была действительно утеряна, то проблем в данном случае не возникнет. Если же книжка никуда не делась, а работник при трудоустройстве указал неправдивые сведения, то за 2 трудовые книжки предусматривается ответственность в виде увольнения.

Существует ли ответственность за наличие двух трудовых книжек

Злоупотребить владением двумя трудовыми книжками могут совместители. Поскольку коллективным договором или внутренними актами организации могут быть предусмотрены льготы за работу по совместительству, сам совместитель способен воспользоваться этим в своих целях, нарушив локальный порядок. В таком случае наказание за данное нарушение предусмотрено также в соответствии с внутренним порядком предприятия.

В частности, при задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, внесении в трудовую книжку неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, далее — Правила ведения трудовых книжек).

Ответственность за несвоевременную выдачу трудовой книжки лежит на работодателе

Пунктом 45 Правил ведения трудовых книжек установлено, что ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назна­чаемое приказом (распоряжением) работодателя.

  • Составить акт, подтверждающий отсутствие в этот день на рабочем месте увольняемого работника с занесением соответствующей отметки в табель рабочего времени.
  • Своевременно направить работнику письмо с официальным уведомлением о необходимости лично явиться для получения трудовой книжки. Как правило, такой документ отправляется заказным письмом по месту регистрации (прописки) работника, а также по всем адресам работника, которые известны работодателю. Со дня отправки с работодателя снимается ответственность за несвоевременную выдачу документа.

Работодатель не отдает трудовую книжку, что делать? Действуем согласно закону

Бесконфликтному разрешению ситуации в немалой степени может поспособствовать профсоюзная организация, если таковая имеется. Представитель профсоюзного комитета может не только разъяснить права работнику или помочь составить письменное обращение, но и выступить посредником в переговорах между уволенным сотрудником (группой сотрудников) и представителями работодателя.

Еще почитать:  Страхование жизни ярославль для ипотеки

На вопрос, законно ли иметь две трудовые книжки, ответ один – «НЕТ». Хотя бы потому, что это нарушает налоговое законодательство. Так, налоговый вычет предоставляют человеку только по основному месту работы. И если уж вы трудитесь в двух местах, то в одном из них необходимо взять справку, что стандартные вычеты не предоставлены, и передать ее в другую организацию. Тогда закон не будет нарушен, и можно совмещать две работы.

Можно ли иметь две трудовые книжки одновременно: последствия и ответственность

Еще один вариант, что на руках окажутся две трудовые книжки – потеря одной из них. В этом случае работодатель заводит новый документ. Но если первая книжка вдруг найдена, то она уже не будет действительна, так как на новом документе ставят отметку «дубликат».

Кстати, вопрос предоставления вычетов важен не только для владельцев нескольких трудовых, но и для предприятий, на которые их трудоустроили. Ведь работодатель, будучи уверен, что сотрудник оформлен у него как по основному месту работы, будет после предъявления налогоплателбщиком заявления добросовестно предоставлять вычеты, тем самым уменьшая сумму налога ко взысканию.

Чем грозит работа по двум трудовым книжкам

Теперь рассмотрим вопрос о предъявлении трудовых книжек для начисления пенсии. С введением персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования трудовая книжка, по сути, теряет свою функцию учета трудового стажа. Персональная запись содержит значительно более полную информацию о трудовой деятельности будущего пенсионера, чем отражено в трудовой книжке. Кроме того, в результате пенсионной реформы размер трудовой пенсии граждан РФ рассчитывается на основании поступлений на их индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде, а не только на основании трудового стажа.

В первую очередь, следует помнить о том, что заводится трудовая книжка непосредственно работодателем, а не сотрудником при первом трудоустройством последнего. Одновременно завести работнику две трудовых книжки он не может и данное действие будет лишено практического смысла. В то же время как у работодателей, так и работников могут возникнуть вопросы, связанные с оформлением работы по совместительству. Кроме этого, в некоторых ситуациях трудовая книжка может и вовсе не оформляться.

Две трудовые книжки

Вопрос о том, можно ли иметь две трудовые книжки одновременно и как будет обеспечиваться последующее начисление пенсии и иные расчеты, связанные с определением страхового и трудового стажа в таком случае беспокоит как сотрудников, так и работодателей. При этом действующее законодательство не обеспечивает прозрачного и понятного регулирования рассматриваемого вопроса. Однако знать о том, какие последствия будет иметь владение двумя трудовыми книжками и какая может быть ответственность за таковые действия, следует каждому работнику.