Долевая собственность        10 ноября 2018        29         0

Проблемы реализации налоговых льгот на практике

В 1992 г. был принят Федеральный закон «Об образовании», п.3 статьи 40 которого, гласил: «Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю» [2]. Данная статья с самого начала вызывала недовольство и упреки со стороны налоговиков, которые аргументировали тем, что вводить налоговые льготы – это прерогатива налогового законодательства. С 1 января 2005 г. статья 40 Закона «Об образовании» утратила свое действие [4]. И сегодня образовательные учреждения – налогоплательщики по всем налогам. Теперь образовательные организации руководствуются положениями Налогового кодекса РФ, которыми определяются как общие, так и особые нормы налогообложения для них.

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих российских свободных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

Методика и практика проверок использования налоговых льгот

Таким образом, правовое регулирование сферы налогообложения РФ и в мировой практике имеют существенные отличия. Конституция России не содержит определенных гарантий, регламентируемых конституциями иностранных государств [10]. Однако, из толкования Конституции РФ все же следуют соответствующие гарантии. Так, установление налоговых льгот только законом следует из ст. 57 Конституции РФ. По нашему мнению, требование Конституции об законном установлении налогов относится и к форме нормативно-правового акта, устанавливающем льготы. Таким образом, нормы, предусматривающие налоговые льготы, оцениваются на предмет конституционности и соответствия принципам налогового права [11].

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм на основе налогового права. Основными инструментами налогового механизма являются налог и его элементы, такие как ставка, порядок и сроки уплаты, налоговая база, объект. К факультативным элементам налога относится налоговая льгота, которая также может быть предусмотрена при установлении налога. Она позволяет реализовать одну из важнейших функций налога – регулирующую.

Методика и практика проверок использования налоговых льгот

Государственная налоговая инспекция по Санкт-Петербургу направляет для сведения и использования в работе Выписку из протокола заседания подкомитета по культуре Комитета по образованию, культуре и науке Государственной думы Российской Федерации от 07.04.94 N 35/2-7.

О вопросе реализации налоговых льгот для творческих союзов

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в России

Для понимания специфики льгот в налоговом праве важное значение имеет вопрос о том, каким образом налогоплательщики могут использовать налоговые льготы. При этом способ реализации права на налоговую льготу зависит в первую очередь от характера самой льготы.
Как известно, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). В деле о налоговых льготах, предусмотренных Законом Челябинской области, речь шла как раз о возможности уплачивать налог в меньшем размере. Но каким образом может быть реализована такая возможность? Очевидно, что путем исчисления суммы налога и последующей уплаты налога (в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере). Согласно же ст. ст. 52, 55 НК РФ исчисление подлежащей уплате суммы налога осуществляется по окончании налогового периода исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (недаром налоговые льготы принято считать «факультативным элементом налогообложения» ). Следовательно, право на налоговую льготу, если она предполагает возможность уплаты налога в меньшем размере, «привязано» к соответствующему налоговому периоду.
———————————
Абзац 5 п. 2 Определения КС РФ от 07.11.2008 N 1049-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Товарищ» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 168 и пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник КС РФ. 2009. N 2.

Еще почитать:  Ветеран труда какой стаж

Виды налоговых льгот в современной практике налогообложения: проблемы налогово-правового и бюджетно-правового регулирования (Шевелева Н

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Проблемы налоговых льгот

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций. Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер. Налогоплательщик в праве отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.

Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ

Например, в области здравоохранения и предоставления социальных услуг существует такая операция, как реализация ряда медицинских изделий отечественного и зарубежного производства по Перечню Правительства РФ, которая не подлежит обложению НДС. Касательно этого пункта возникает вопрос, нужно ли облагать НДС реализацию машин скорой помощи, так как напрямую в Перечне они не указаны, но с другой стороны их можно классифицировать как «оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки», которое указано в п. 16 Перечня Правительства РФ. В то же время автомобили скорой медицинской помощи могут быть отнесены к автобусам санитарным или к легковым автомобилям для медицинской помощи, которые в Перечне отсутствуют. В связи с этим существуют две противоположные позиции по данному вопросу. Позиция налоговых органов, описанная в письме ФНС №ШТ-6-03/[email protected] и в письме УФНС №19-11/48901, заключается в том, что данная операция не должна освобождаться от обложения НДС по той причине, что автомобили медицинской помощи прямо не указаны в Перечне Правительства РФ, а значит не могут освобождаться от НДС. В тоже время, арбитражные суды считают, что эта операция может освобождаться от налога на добавленную стоимость и выносят постановления в пользу налогоплательщиков. В 2006 году ФАС Поволжского округа вынес решение №А72-14173/05-6/782 о том, что автомобили медицинской помощи являются жизненно необходимой медицинской техникой, а, следовательно, их реализация без НДС правомерна.

Еще почитать:  Достали соседи сверху что делать

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ

В результате исследования выявлены 3 группы факторов, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность в Республике Татарстан; на основе корреляционно-регрессионного Г’кналйзак»определена степень влияния каждой группы факторов; выявлено, что наиболее значимое

Инвестиционные налоговые льготы Латыпова Диляра Вагизовна

М. Кусаинов отметил, что инвесторы, реализующие инвестиционные проекты, будут освобождены от уплаты земельного, имущественного и корпоративного подоходного налога. Действующие налоговые льготы, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности, подлежат сохранению и являются обоснованными и эффективными.

Проблемы совершенствования механизма использования налоговых льгот

  • opганизации, осуществляющие в соответствии с их учредительными документами исключительно деятельность по организации отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
  • товарищества собственников жилья;
  • организации, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом
  1. общественные объединения пожарной охраны.
  2. opганы государственной власти (государственные органы) Ульяновской области, органы местного самоуправления.

Практика применения налоговых льгот в регионах приволжского Федерального округа

Налоговые льготы — необязательный элемент налога и, в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик имеет право отказаться или приостановить действие льготы на один или несколько налоговых периодов, руководствуясь собственной выгодой. Например, применение льготы по НДС в виде освобождения от налога не дает права вычитать НДС по приобретенным товарам, работам, услугам и выставлять в счетах-фактурах НДС при реализации товаров, работ, услуг, что ведет к потере клиентов, имеющих право на вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) [7].

Проблемы использования налоговых льгот

вследствие использования налоговых преференций будут использованы на цели экономического роста путем усиления инвестиционной деятельности 13. На наш взгляд, целесообразно постепенно вводить взаимосвязь между использованием налоговых льгот и активными действиями со стороны налогоплательщиков (например, ежегодный прирост инвестиций в оборудование или увеличение расходов на НИОКР не менее чем на %). Автором предлагаются следующие основные направления повышения качества оценки эффективности налоговых льгот: 1. Необходимо разрабатывать и внедрять единую методику оценки эффективности налоговых льгот для анализа практики применения льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и транспортному налогу; 2. Акцент в ходе оценки эффективности налоговых льгот необходимо ставить на анализе такого показателя, как налоговая база, т.к. указанный показатель позволит очистить массив данных от изменений налоговых ставок и уровня собираемости налогов; 3. Налоговые льготы инвестиционного характера должны оцениваться с позиции инвестиционной эффективности, что должно учитывать влияние суммы капитальных вложений в основные производственные фонды и доли собственных средств финансирования инвестиций (в среднесрочном периоде) на прирост налоговых поступлений; 4. Оценка экономической эффективности налоговых льгот должна учитывать прирост промышленного производства, валового регионального продукта и социально-экономических показателей развития региона (обеспечение жильем, качество медицинского обслуживания). Литература: 1. Налоговые льготы: анализ практики применения и методика оценки эффективности действия // Налоги и налогообложение С ; 13 Пансков В.Г. О налоговом стимулировании модернизации российской экономики // Налоги и налогообложение С

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ