Негосударственная система оказания бесплатной юридической помощи

Содержание

Негосударственная система бесплатной юридической помощи

Негосударственная система оказания бесплатной юридической помощи

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, согласно ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» являются :

– юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.)

и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Возможность создания негосударственной системы помощи предусматривается с помощью финансирования некоммерческих организаций, таких, например, как Ассоциация юристов России (далее – АЮР).

При этом современное представление о способах и формах оказания юридической помощи значительно расширяет традиционные рамки, и такая помощь оказывается малоимущим гражданам и в общественных приемных, и в центрах, создаваемых при АЮР, правозащитными и другими общественными организациями, в приемных политических партий и т.д.

Сегодня юридические клиники как базы практики для будущих юристов открыты во многих вузах страны, в том числе Санкт-Петербургском государственном университете, Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина и ряде других ведущих учебных заведений. Юридические клинки также были созданы при государственных университетах в Перми, Краснодаре, Бурятии и т.д.

Действует юридическая клиника и в Тульском филиале ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».

Законом продекларировано право высших учебных заведений в рамках правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи в создании юридических клиник.

Юридическая клиника может быть образована в том числе в качестве юридического лица, если такое право предоставлено вузу его учредителем, или его структурного подразделения[44].

Вместе с тем представляется, что образование юридических клиник на базе самостоятельного юридического лица является более сложным процедурным вопросом, требующим значительного числа необходимых согласований с органами управления образованием.

Поэтому наиболее подходящим и нашедшим применение вариантом организации деятельности юридической клиники является ее образование в структуре учебного заведения.

В рамках системы бесплатной юридической помощи организация и деятельность юридических клиник должны быть урегулированы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Таковым, как известно, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

В настоящий момент каких-либо инструктивных документов относительно юридических клиник указанным органом исполнительной власти не принято, и соответствующие документы, вероятно, будут приняты в ближайшее время.

Пока же в ведомственной нормативной базе можно найти только Приказ Минобразования России от 30 сентября 1999 г.

N 433, которым на основе опыта отдельных вузов и в целях развития системы создания правовых консультаций (правовых клиник) для населения на правах структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, утвержден перечень учебных заведений, предусматривающих открытие и функционирование юридических клиник.

Тем не менее появление в Федеральном законе от 21.11.

2011 № 324-ФЗ норм о юридических клиниках, задействованных в системе бесплатной юридической помощи, не нашло однозначной поддержки, что связывается с наличием сомнений по поводу качества оказания юридических услуг клиниками, создаваемыми при университетах. Основное опасение видится в том, что привлекаться к деятельности по юридической помощи будут студенты учебных заведений, не имеющие, как правило, необходимого опыта практической работы.

Известной компенсацией указанным (не без оснований) опасениям являются установленные в анализируемом Федеральном законе условия оказания юридической помощи, предусматривающие:

усеченный состав видов юридической помощи, которую вправе оказывать обучающиеся, – консультировать в устной и письменной форме, составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера[45];

оказание юридической помощи обучающимися, осуществляемой под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования[46].

Субъектом негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи являются центры оказания бесплатной юридической помощи.

В настоящее время под эгидой АЮР действует порядка 700 центров бесплатной помощи в 75 региональных отделениях по всей стране, а при обслуживании отдаленных и малонаселенных районов используются передвижные центры оказания бесплатной юридической помощи.

В законе подобные “образования” получили название “негосударственные центры бесплатной юридической помощи”[47].

Их вправе создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты.

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица – некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица[48].

Если негосударственный центр бесплатной юридической помощи создается в качестве юридического лица, порядок его создания и деятельности регламентируется соответственно законодательством о некоммерческих организациях и о государственной регистрации юридических лиц[49].

В течение 10 дней со дня своего создания негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители уведомляют территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти в письменном виде, с указанием следующих сведений:

– дата и адрес места нахождения учреждения (создания) этого центра;

– полное наименование этого центра;

– адрес помещения, в котором будет осуществляться прием граждан;

– сведения на каждого учредителя, содержащие в обязательном порядке фамилию, имя, отчество, паспортные данные физического лица – учредителя, его место жительства и полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица – учредителя, его адрес;

– подписанный лицом, уполномоченным учредителем или учредителями этого центра, список соответствующих установленным требованиям лиц, которые будут осуществлять бесплатную юридическую помощь, заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных лиц, и документов об их юридическом образовании;

– информация о видах бесплатной юридической помощи и категориях граждан, которые будут иметь право на ее получение;

– перечень правовых вопросов, по которым будет оказываться бесплатная юридическая помощь;

– адрес места нахождения этого центра, адрес электронной почты и номер контактного телефона.

На уполномоченный федеральный орган исполнительной власти возложена обязанность вести список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещать его на своем официальном сайте в сети Интернет.

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимо в первую очередь помещение, в котором будет осуществляться прием граждан.

Для непосредственного обеспечения деятельности центра также необходимы лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.

Приведенная норма указывает, что закон допускает осуществление правоотношений между центром и лицами, оказывающими юридическую помощь, как в рамках трудового договора, так и в рамках гражданско-правового договора.

Стороны могут заключить данный вид договора, в силу которого лицо несет перед центром обязанность оказывать юридическую помощь, а центр обязуется выплачивать вознаграждение за данную помощь.

Следует учесть, что негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Однако при системном толковании положений Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» можно сделать вывод, что указанными видами юридическая помощь центров не исчерпывается.

Во-первых, как следует из п. 5 ст. 24 Закона, виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно.

Как правило, указанная помощь должна оказываться категориям граждан с низкими доходами или находящимся в трудной жизненной ситуации.

Поскольку Законом понятия “низкий доход” и “трудная жизненная ситуация” не установлены, негосударственным центрам необходимо будет тщательно продумать и выработать собственные критерии.

Во-вторых, возможна ситуация, когда негосударственный центр не определит в своих учредительных документах конкретные виды помощи и категорий граждан, которым такая помощь будет оказываться. На этот счет анализируемый Федеральный закон предусматривает распространение норм ч. 1 ст.

20 Закона, определяющих конкретные категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Одновременно распространительный характер приобретает и объем юридической помощи, включающий все их виды, предусмотренные согласно ст.

6 Закона, в том числе представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

В любом случае оказание бесплатной юридической помощи не должно допускать установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители должны информировать граждан о вопросах, по которым в этом центре оказывается бесплатная юридическая помощь[50].

Представляется, что это важное и необходимое условие гарантий обеспечения действительной возможности получения гражданами юридической помощи.

В связи с этим следует признать наличие проблемы информационной составляющей, включающей как доступные сведения об оказывающих ее субъектах, так и самостоятельный доступ к юридической информации лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи[51].

Зачастую нуждающиеся в помощи граждане не знают о своих правах на возможность ее бесплатного получения либо не имеют информации о том, где ее можно получить.

Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра[52].

Создание негосударственных центров и их функционирование, как известно, осуществляются на добровольных началах и по инициативе частных субъектов.

Однако роль публичных субъектов в развитии негосударственной системы бесплатной юридической помощи должна также найти свою практическую реализацию.

Отметим, что бесплатная юридическая помощь, безусловно, предполагает организацию ее оказания с использованием государственных и частных ресурсов.

Законодатель попытался учесть эту насущную необходимость и в ст. 27 Закона о бесплатной юридической помощи указал, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, с отсылкой к законодательству о некоммерческих организациях.

Представляется, что в целях более действенной реализации на практике указанной нормы следовало бы непосредственно в законе определить конкретные виды и формы поддержки деятельности негосударственных центров, в том числе, например, льготы в налогообложении, безвозмездное предоставление имущества и т.п., поскольку каких-то конкретных мер ст. 31.

1 Закона о некоммерческих организациях в отношении вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не содержит.

Эта проблема существенно возрастает также в связи с тем, что Закон о бесплатной юридической помощи[53] прямо говорит о том, что некоммерческие организации и иные учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи осуществляют деятельность за счет собственных средств.

Таким образом, подводя итог проведенному анализу правовых аспектов организации деятельности участников системы бесплатной юридической помощи, можно отметить, что законодателем выбран верный вектор развития практических механизмов обеспечения законности и правовой защиты населения. Вместе с тем, несмотря на шаги в нужном направлении, законодателю еще предстоит провести необходимую работу по совершенствованию данного механизма с учетом обновления политической и социально-экономической обстановки, общественных настроений и ожиданий.

Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | | 6 | 7 |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.022 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-80061.html

Глава 4. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА. БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.. Федеральный закон

Негосударственная система оказания бесплатной юридической помощи

1. Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.

2.

 Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Статья 23. Оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками

1.

 Образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.

2.

 Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования.

3. Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

5.

 В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Статья 24. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

1.

 В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2.

 Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица — некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом.

3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы:

1) помещение, в котором будет осуществляться прием граждан;

2) лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору, осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.

4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

5.

 Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

6. При оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

7. В случае, если негосударственным центром бесплатной юридической помощи не определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, за оказанием бесплатной юридической помощи в этот центр имеют право обращаться граждане, указанные в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

8. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители должны информировать граждан о вопросах, по которым в этом центре оказывается бесплатная юридическая помощь.

9. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи

1.

 Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение десяти дней со дня его создания направляют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление, в котором должны содержаться следующие сведения о негосударственном центре бесплатной юридической помощи:

1) дата и адрес места нахождения учреждения (создания) этого центра;

2) полное наименование этого центра;

3) адрес помещения, в котором будет осуществляться прием граждан;

4) сведения на каждого учредителя, содержащие в обязательном порядке фамилию, имя, отчество, паспортные данные физического лица — учредителя, его место жительства и полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица — учредителя, его адрес;

5) подписанный лицом, уполномоченным учредителем или учредителями этого центра, список соответствующих установленным требованиям лиц, которые будут осуществлять бесплатную юридическую помощь, заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных лиц, и документов об их юридическом образовании;

6) информация о видах бесплатной юридической помощи и категориях граждан, которые будут иметь право на ее получение;

7) перечень правовых вопросов, по которым будет оказываться бесплатная юридическая помощь;

8) адрес места нахождения этого центра, адрес электронной почты и номер контактного телефона.

2.

 В случае, если негосударственный центр бесплатной юридической помощи создается в качестве юридического лица, порядок его создания и деятельности регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет». Порядок ведения указанного списка и его размещения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 26. Взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи

1.

 В целях обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, созданные в качестве юридических лиц, некоммерческие организации, являющиеся учредителями негосударственных центров бесплатной юридической помощи, осуществляют взаимодействие на принципах социального партнерства.

2.

 Организации, указанные в части 1 настоящей статьи, могут на добровольной основе заключать соглашение о взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальными органами в случае, если такие полномочия предоставлены им уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соглашением должно предусматриваться, в частности:

1) осуществление указанными организациями поддержки всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, и (или) определение иных видов оказания бесплатной юридической помощи;

2) дополнительные требования к указанным организациям;

3) меры государственной поддержки указанных организаций.

3. Некоммерческие организации и иные учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи осуществляют деятельность за счет собственных средств.

Статья 27. Государственная и муниципальная поддержка некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Глава 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ГРАЖДАНАМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1.

 В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

2.

 Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.

3. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами.

4. Правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных учреждений высшего профессионального образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Глава 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1.

 Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно.

2.

 Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

3. Финансирование расходов органов местного самоуправления, связанных с созданием и деятельностью муниципальных юридических бюро, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, является расходным обязательством местных бюджетов.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

 Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2012 года.

2.

 До передачи в ведение субъектов Российской Федерации государственные юридические бюро, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляют оказание бесплатной юридической помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и финансируются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 года.

Президент.

Российской Федерации.

Д. МЕДВЕДЕВ.

Москва, Кремль.

21 ноября 2011 года.

№ 324-ФЗ.

  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34

Источник: https://bzbook.ru/Federaljnyj-zakon-O-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshhi-v-Rossijskoj-Federaczii.26.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.