Незаконный сбор денег

Содержание

Лжеблаготворителей смогут привлечь к ответственности

Незаконный сбор денег

«Бывают случаи, когда мошенники, прикрываясь не только фотографиями «больных детей», но и именами широкоизвестных, зарекомендовавших себя фондов, ведут сбор денег с граждан. В случае выявления таких мошенников предъявить им претензии практически невозможно, если, например, название фонда было воспроизведено узнаваемо, но не полностью», — сообщила парламентарий.

Чтобы повысить прозрачность сферы сбора благотворительных средств, в том числе на улицах, в Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предлагается внести новую статью, а в Кодексе об административных нарушениях предусмотреть ответственность за предусмотренные в ней деяния.

150 тысяч рублей составит, согласно законопроекту, максимальный штраф для мошенников, незаконно собирающих пожертвования.

Инициатива оставляет право на использование ящиков для пожертвований исключительно за НКО, в уставах которых зафиксировано право на осуществление благотворительной деятельности. А для тех, кто возьмётся за такой сбор незаконно, предусмотрены административные штрафы.

Лжеблаготворитель, который собирает деньги якобы на помощь больным, заплатит от трёх до пяти тысяч рублей, а если его признают должностным лицом – от 20 до 50 тысяч рублей.

Юридические лица, которые не являются такими НКО, но занимаются сбором средств через ящики для пожертвований, будут наказаны штрафом от 50 тысяч до 150 тысяч рублей.

К деятельности самих благотворительных организаций инициатива тоже предъявляет особые требования. Так, они смогут устанавливать стационарные ящики, только заключив договор с собственником помещения, например магазина.

 Без договора любая ёмкость для денег будет считаться незаконной, если только она не находится в помещении самой НКО.

 Единственное исключение — разрешается временно разместить ящик, например, на городском празднике, имея письменное разрешение организатора мероприятия, или публичном уличном мероприятии самой благотворительной организации.

Станут контролировать и процедуру изъятия денег из ящика — согласно инициативе, за процессом должен будет следить небольшая комиссия, включающая человека, не связанного с благотворительной организацией.

Это может быть представитель владельца помещения или организатора мероприятия, где располагается ящик, говорится в пояснениях к документу. Такие нормативные изменения Костенко сформулировала на основе предложений благотворительных организаций и практики их работы.

 Точный порядок, по которому должны будут доставать собранные деньги, определит Правительство своим подзаконным актом.

Ящик, размещённый в проходимом месте, например в терминале Аэроэкспресса, ежемесячно помогает благотворительному фонду «Расправь крылья!» оказать поддержку одной семье.

Если же организация будет устанавливать и использовать ящики с нарушениями, то с неё взыщут от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, а её должностные лица, которые, например, открыли ящик в отсутствие независимого представителя, заплатят от пяти тысяч до 10 тысяч рублей.

Волонтёр не сможет собирать средства где попало

Важно не запрещать, а регулировать использование ящиков для сбора средств, так как такой способ даёт серьёзные результаты, согласен с идеей депутата PR-директор одного из московских благотворительных фондов Николай Троцкий.

«По опыту ящик, размещённый в проходимом месте, например в терминале Аэроэкспресса, ежемесячно помогает благотворительному фонду «Расправь крылья!» оказать поддержку одной семье со среднестатистическим запросом о помощи в реабилитации, закупке лекарств или приобретении ТСР», — рассказал эксперт.

Читайте по теме

Троцкий подчеркнул, что законопроект может помочь бороться с мошенничеством, так как у правоохранителей будет законодательная база, на основе которой они должны будут действовать, а не проходить мимо лжеволонтёров с табличками «купи флажок — помоги детям».

Если законопроект примут, он коснётся в первую очередь таких «мобильных» мошенников.

Инициатива разрешает собирать средства в переносные ящики, но только по поручению благотворительной НКО и исключительно в определённое место и время — на законных публичных мероприятиях с письменного разрешения организатора. При этом у того, кто собирает пожертвования, документ о разрешении должен быть при себе.

До сих пор бороться с такими нарушителями, по словам президента Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрия Поликанова, «получалось не очень». «Так как не было закона, правоохранительные органы реагировали на ситуацию вяло, не имея особых полномочий», — считает он.

По мнению эксперта, предложенная Натальей Костенко инициатива будет работать на пользу добросовестных благотворительных организаций, а также даст возможность убрать несанкционированные сборы с улиц, повысив доверие граждан к сфере благотворительности в России.

Источник: https://www.pnp.ru/social/lzheblagotvoriteley-smogut-privlech-k-otvetstvennosti.html

Может ли собирать пожертвования (донат) физическое лицо?

Незаконный сбор денег

Тема сбора пожертвований на какие-либо нужды — одна из самых популярных в интернете.

Это вызвано большим количеством блогеров, интернет-проектов, а также просто творческих людей, которые собирают пожертвования физических лиц на платформах по краудфандингу, таких, как planeta.ru, boomstarter.ru, patreon.com и другие.

Пожертвования эти также сейчас модно называть «донатами» (от англ. to donate — давать). Слово сначала употреблялось в компьютерных играх и обозначало пожертвование, финансовую помощь.

Пожертвования определяются и прописаны в статье 582 ГК РФ, и согласно пункту 18.1 статьи 217 НК РФ  физическое лицо не выплачивает по ним НДФЛ.

Пожертвования могут быть разными: вещи, медикаменты, оказание каких-либо услуг и деньги. В нашем материале мы рассмотрим сбор денежных средств, так как именно с ним могут возникнуть основные проблемы.

Цели пожертвований (сбора денежных средств)

Цели для сбора могут быть практические любые, и тут важнее не сама цель, а её обоснование. Собирать пожертвования законом не запрещено, но доказать необходимость сбора (цели) простыми словами не получится, нужны документы, его обосновывающие. Бумаги эти потребуются банку или налоговой, с которыми у вас и могут возникнуть проблемы.

Какие могут возникнуть проблемы в ходе сбора пожертвований?

Банк может заблокировать ваши счёт и карту в одностороннем порядке, если сумма будет большой, а источников слишком много. Почему? Он может расценить поступления средств как «сомнительные».

Основанием для приостановления действий могут служить:

  • факты, доказанные судом (статья 159 УК РФ «Мошенничество», статья 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» и другие);
  • банк может приостановить движения по счёту согласно Федеральному закону 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • на основании полученного от Росфинмониторинга постановления может воспоследовать арест счёта на срок до 30 суток.

Важно понимать, что блокировка карты и блокировка счёта — разные вещи. Карта — это один из инструментов доступа к счёту, но её блокировка не ограничивает работу с самим счётом.

Если банк усомнится в вашей деятельности, то затребует документы, подтверждающие цели и источники поступления денежных средств, что создаст вам немало хлопот.

Даже если вы собираете средства на Яндекс Деньги, Qiwi, WebMoney, а затем переводите на свой расчётный счёт, это всё равно может вызвать у банка подозрение, и тогда счёт будет заблокирован.

Обратитесь в ваше отделение банка, там проконсультируют, какие документы понадобятся для решения ваших задач.

Налоговая может посчитать, что вы ведёте незаконную предпринимательскую деятельность (фриланс, самозанятость). После чего вам также потребуется объяснить источники доходов, отсутствие регистрации ИП и неуплату налогов.

582 статья ГК РФ определяет порядок сбора пожертвований, но не даёт для этого никаких обоснований. Ссылаться на данную статью можно только в том случае, если у вас есть документы, и вы можете доказать именно сбор пожертвований.

Что мне делать?

  1. Иметь обоснование. Если вы собираете средства на помощь животным, больному человеку и т.д., вам потребуются все чеки, справки и другие документы. Сохраняйте их!
  2. Регистрация. Если вы планируете регулярно получать денежные средства, то зарегистрируйте НКО.

Я стример/блогер/художник и т. д. что мне делать?

Многие «топовые» творческие личности давно зарегистрировали ИП и платят налоги. Тем же, кто этого не сделал, на данный момент переживать не о чем: банки и налоговая инспекция не обращают на них особого внимания. Но всё до случая. В общем и целом ваша деятельность — это работа, поэтому вы должны зарегистрироваться и платить налоги.

Примеры из личной практики

  1. В 2015 году я работал в НКО «Нижегородский активист». К нам тогда обратилась девушка, которая собирала пожертвования на помощь животным. Общая сумма сборов была равной 200-м тысячам рублей. Банк заблокировал её карту и счёт. Основанием было 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    Больше полугода она решала проблему: собирала все чеки, справки и другие бумажки, чтоб счёт разблокировали. Банк требовал от неё документы из налоговой инспекции, подтверждающие, что у той к ней нет претензий по налогам. В итоге ей пришлось обращаться в суд. Дело она выиграла, и счёт разблокировали, но полгода беготни, сбора документов и работы с адвокатом её не порадовали, и в итоге она зарегистрировала НКО.
  2. Подруга-художница рисовала картины, комиксы на заказ, средства получала на «Яндекс Деньги» и карту Сбербанка. Однажды она сильно поссорилась с одним из заказчиков. Бывший клиент разозлился так, что написал в налоговую инспекцию жалобу о том, она работает без регистрации и не платит налоги. Помимо рисунков, у подруги была группа «ВКонтакте», которая тоже приносила ей деньги.
    Она попыталась доказать, что часть средств всё же поступали в виде пожертвований за её творчество, но у неё ничего не получилось. Итогом стал штраф 20000 рублей плюс налог в 20% от полученной прибыли. Почему так много? Работники налоговой инспекции смогли доказать, что она работала и не платила налоги свыше 90 дней.

Предвкушаем возгласы, что легализация никак не убережёт от проблем, а только добавит расходов и волокиты, мы отчасти согласны. Бюрократия и проблемы есть всегда и везде, но законную деятельность можно автоматизировать (отчёты, банковские операции), да и упрощённая система налогообложения поможет.

Люди, нуждающиеся в помощи и имеющие для этого основания, могут осуществлять сбор пожертвований, не обращая внимания на регистрацию организации, а остальные задумайтесь.

Никита Дворянинов
18+

Подписывайтесь на нас «ВКонтакте», и «Одноклассниках».

Источник: https://novation-nn.ru/mozhet-li-sobirat-pozhertvovaniya-donat-fizicheskoe-litco/

Присвоение денежных средств: статья УК РФ, ответственность, растрата бюджетных средств должностным лицом, размер штрафа

Незаконный сбор денег

Наряду с другими формами хищения имущественных объектов, присвоение денежных средств относится к категории преступлений против собственности.

При этом в судебной практике имеют место случаи совершения правонарушения, как в частной, так и в бюджетной сфере.

Данная форма хищения чужого имущества, в том числе и денежных средств, предполагает строгие меры уголовной ответственности для злоумышленника за содеянное.

Присвоение денежных средств: понятие и суть правонарушения

Согласно уголовному законодательству, под присвоением денежных средств или их растратой следует понимать способы завладения чужими финансовыми средствами в обстоятельствах, когда они (средства) являются вверенными злоумышленнику. Вместе с тем данные термины не следует путать, а тем более взаимозаменять: нередко в понимании граждан и присвоение, и растрата несут один смысл.

Присвоение является формой хищения вверенного правонарушителю имущественного объекта, в результате чего злоумышленник самовольно и незаконно становится его владельцем, а также получает права на распоряжение данным объектом.

Растрата как форма преступления против собственности означает использование чужого имущественного объекта (расходование денежных средств) посредством их передачи третьим лицам без получения согласия его законного владельца.

Иными словами, если присвоение предусматривает обращение чужого имущества в пользу злоумышленника путем завладения, то растрата является отчуждением материальных объектов, и эти действия также преследуют цель обогащения правонарушителя.

Законодательное регулирование вопроса

Ключевым нормативным актом, регулирующим сферу правонарушений, связанных с растратой и присвоением, является Статья 160 Уголовного кодекса РФ.

Состоящая из четырех частей, она излагает суть правонарушения, основания для возбуждения уголовного дела, а также меры ответственности за присвоение имущественных объектов и их растрату.

Здесь же прописаны основные категории правонарушения:

  • одиночные действия;
  • преступления, совершенные по предварительному сговору отдельной группой лиц;
  • деяния с использованием служебного положения;
  • присвоение имущества или растрата в крупных и особо крупных размерах.

Меры ответственности за присвоение и растрату чужих денежных средств

Российское законодательство предусматривает достаточно жесткие меры уголовной ответственности за деяния, квалифицированные в качестве присвоения и растраты чужих имущественных объектов.

Так, присвоение вверенного правонарушителю имущества чревато финансовыми санкциями в размере до 120 тыс. рублей либо же эквивалентом его доходов в течение 12 месяцев, исправительными работами на срок до полугода и даже тюремным заключением в течение 24 месяцев.

Наказание ужесточается за подобное деяние, совершаемое отдельной группой лиц по предварительному сговору. Преступникам грозят финансовые санкции в размере до 300 тыс. рублей (или дохода виновников за двухлетний период), исправительные работы в течение 12 месяцев, либо же лишение свободы в течение 5 лет.

Растрата денежных средств и их присвоение с использованием правонарушителем своего служебного положения предполагает наказание в виде финансового штрафа в размере до 500 тыс.

рублей (эквивалентом может быть иной доход виновного в течение 3 лет), запрета занимать руководящие должности в течение 5 лет, исправительными работами в течение данного срока.

Самая серьезная мера наказания в данной категории правонарушения – лишение свободы на срок до 6 лет.

Растрата или присвоение денежных средств в крупном и особо крупном размерах (эквивалентно 250 тыс. руб. и 1 млн. рублей соответственно), карается, согласно законодательству, штрафными санкциями в размере до 1 млн. рублей или в размере 3-летнего дохода виновника, а в некоторых случаях – лишением свободы на срок до 10 лет.

Таким образом, присвоение и растрата как форма хищения чужих имущественных средств могут быть квалифицированы в случае причинения значительного ущерба потерпевшей стороне (на сумму от 2,5 тыс. рублей и выше).

За данное правонарушение уголовное законодательство предусматривает несколько видов наказаний: финансовые санкции, принудительные работы и самую строгую меру ответственности – лишение свободы на несколько лет.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-sobstvennosti/moshennichestvo/prisvoenie-deneg.html

Школьные поборы (ФЗ №273): статья, наказание, куда жаловаться

Незаконный сбор денег

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки.
  3. Питание в столовых. Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  4. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

Запрет на какие-либо сборы в школах и детсадах закреплен в Конституции России и в ФЗ №273 «Об образовании в РФ». По закону в школьных учреждениях недопустимо собирать деньги с родителей и запрашивать материальную поддержку.

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбораХарактеристика
Дополнительные учебники и тетрадиВсе материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техникаРемонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежностиМоющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование.

Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия.

Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Об авторе

Клавдия Трескова – высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о.

начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет.

treskova@brobank.ru

Эта статья полезная?

Источник: https://brobank.ru/shkolnye-pobory-statya/

Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.09.2015 N ВК-2227/08

Незаконный сбор денег

В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено письмо от 13 сентября 2013 г. N НТ-885/08 “О комплексе мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся общеобразовательных организаций” и создан сервис обратной связи net-poboram@mon.gov.ru для сообщений граждан.

Вместе с тем, в адрес Минобрнауки России продолжают поступать жалобы о взимании денежных средств в общеобразовательных организациях на различные цели, в том числе на приобретение учебников и учебных пособий, нужды школы и прочие “добровольные пожертвования”.

Кроме того, по данным Следственного комитета Российской Федерации в некоторых субъектах Российской Федерации сохранилась практика незаконного взимания с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций денежных средств на ремонт зданий, оплату содержания службы безопасности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, а также другие нужды.

Минобрнауки России еще раз обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г.

N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.

Дополнительно Минобрнауки России рекомендует актуализировать работу “горячей линии” по вопросам недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций.

Памятка для родителей

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

Вы должны знать!

1.

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”.

При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения.

Согласно Гражданскому кодексу РФ договор пожертвования следует заключать в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а также если договор содержит обещание дарения в будущем.

Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по содержанию охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

2. Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:

– требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

– требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.

3. Благотворитель имеет право:

– в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию – приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

– получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможности контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, предоставленного благотворителем учреждению;

– получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения;

– обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в судебном порядке;

– сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц по телефону “горячей линии” в Министерстве образования и науки Челябинской области (тел. (8351) 264-60-95, понедельник с 10.00 до 11.00) или телефонам “горячих линий” в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в контрольно-надзорные, правоохранительные органы.

Уважаемые родители!Закон и государство на вашей стороне.

Нет поборам!

Источник: https://base.garant.ru/71242306/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.