Нормы обеспечения детей сирот
Жилье детям сиротам: новый закон и норма предоставления
Одной из социальных гарантий, которые предоставляются государством малоимущим гражданам, является обеспечение их жильем. Такое жилье предоставляется им на определенный срок и на очень выгодных льготных условиях.
Среди прочих претендовать на него могут дети-сироты, забота о которых практически полностью является обязанностью государства. Условия и процедуру получения жилья стоит рассмотреть более подробно.
Категории сирот, которые имеют право на жилье
Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся несовершеннолетние дети:
- сироты — у которых умерли оба или единственный родитель;
- оставшиеся без попечения родителей — обоих или единственного из них.
Считается, что попечение детей отсутствует в том случае, если родители:
- отсутствуют;
- лишены родительских прав или ограничены в них;
- отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
- уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
- находятся в СИЗО;
- объявлены умершими;
- считаются безвестно пропавшими;
- пребывают в лечебных учреждениях;
- признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
- лишены свободы и отбывают наказание;
- в других предусмотренных законом случаях.
Также право на получение жилья имеют совершеннолетние лица до 23 лет, которые лишились родителей, будучи в возрасте до 18 лет и, в соответствии с законом, имеют право на получение государственной социальной поддержки (например, если они еще получают образование).
Однако некоторые из указанных граждан не имеют права на социальное жилье, если они:
- владеют недвижимостью на правах собственности или социального найма;
- имеют право проживания в жилом помещении (например, прописаны там).
Случаи, когда поселение считается невозможным
Как уже отмечалось, при наличии у детей прав на другое жилье возможность получить место в доме системы социального обслуживания населения им не предоставляется. Исключением являются ситуации, когда реализация данного права (то есть проживание в квартире или доме) невозможна по определенным причинам. Например, к данным причинам можно отнести такие факторы, как:
- проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
- несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
- проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
- непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
- наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.
В этом случае сирота должен при подаче заявления на получение жилья предоставить также в соответствующий орган документы, подтверждающие факт невозможности проживания на имеющейся у него жилплощади.
Изменения в законодательстве
Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.
В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.
Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.
Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма специализированный.
Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:
- приватизация;
- обмен;
- сдача в поднаем.
Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.
Порядок действий и необходимый для получения жилья возраст
Списки лиц, которые вправе претендовать на льготное жилье, формируются органами опеки и попечительства по месту их проживания или выявления. Далее эти списки передаются в орган исполнительной власти.
Перед началом процедуры оформления документов на получение жилья необходимо проверить наличие своей фамилии в данных списках. Это можно сделать, обратившись в органы опеки и попечительства. Стоит учесть, что в этот список включаются дети, которые достигли возраста 14 лет.
В общих случаях право на получение жилого помещения возникает у сирот по достижению ими совершеннолетия, поскольку при этом у них возникает полная дееспособность. Однако это может произойти и раньше, при наступлении определенных событий:
- вступление в официальный брак;
- трудоустройство на работу (или начало осуществления предпринимательской деятельности).
При этом ему нужно будет предоставить, кроме общего пакета документов, еще и дополнительные:
- свидетельство о браке;
- трудовую книжку;
- свидетельство о госрегистрации ИП.
Конкретный вид документа зависит от того, какое именно событие привело к получению полной дееспособности.
Сироты, которым уже исполнилось 18 лет, могут обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о внесении себя в данный список.
Стоит учесть, что сделать это можно только до того момента, как они достигнут возраста 23 лет. Для этого необходимо приложить к заявлению копии следующих документов:
- свидетельства о рождении;
- паспорта гражданина РФ (копия);
- документов, которые подтверждают отсутствие родительской опеки или попечительства.
К последним документам могут относиться:
- свидетельства о смерти родителей;
- принятое судом решение о лишении родительских прав;
- постановление об установлении попечительства или опеки и т. п.
Точный перечень документов может зависеть от требований конкретного субъекта РФ.
Например, также могут понадобиться документы, подтверждающие:
- отсутствие жилплощади;
- окончание учебного заведения;
- завершение профобучения;
- наличие детей (свидетельства об их рождении) и т. п.
Поэтому этот вопрос лучше заранее уточнить в соответствующем органе. Срок рассмотрения поданного заявления составляет:
- 10 дней — в общих случаях;
- 40 дней — в том случае, если требуется проверка невозможности проживания ребенка на имеющейся у него жилплощади.
Описание жилого помещения
В отношении жилья, которое может быть предоставлено ребенку-сироте, в законодательстве также предусмотрен ряд требований. В частности, к ним относятся такие условия:
- Месторасположение. Квартира или дом должны находиться в том населенном пункте, где ребенок до этого проживал или находился под опекой.
- Состояние помещения. Оно не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии, представляя угрозу для жизни и здоровья ребенка. Также жилье не должно быть расположено в полуподвальном или цокольном этаже.
- Наличие определенных коммуникаций. В частности, в квартире или доме должно иметься водоснабжение, водоотведение и электричество.
- Соблюдение установленной нормы площади. Данная норма для социального жилья рассчитывается и определяется органами местного самоуправления и зависит от того, сколько лиц будет проживать в квартире. В большинстве случаев она такая же, как и для случаев с договорами социального найма.
Также стоит учесть, что предоставляться должна отдельная квартира или дом. Что касается комнаты в коммунальной квартире или койко-места, то такой вид жилья сироте предлагаться не может.
Эти изменения направлены, прежде всего, на защиту интересов самих владельцев жилья. Кроме этого, также улучшились требования к помещениям: теперь они обязательно должны быть отдельными и благоустроенными в соответствии с определенными критериями.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/arenda/najm/zhile-detyam-sirotam.html
Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659
- Приложение N 1 Нормы обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”
- Приложение N 2. Нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях -специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”
- Приложение N 3. Нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем несовершеннолетних в возрасте до 3 лет, воспитывающихся в федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”
- Приложение N 4. Нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников федеральных государственных образовательных учреждений
Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659
“Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить:
нормы обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”, согласно приложению N 1;
нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”, согласно приложению N 2;
нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем несовершеннолетних в возрасте до 3 лет, воспитывающихся в федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”, согласно приложению N 3;нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников федеральных государственных образовательных учреждений, согласно приложению N 4.
2. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N 483 “О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 366 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1595);
пункт 2 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 999 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 130);
постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г. N 374 “О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 21, ст. 2087)
Председатель Правительства | М. Фрадков |
Москва
7 ноября 2005 г.
N 659
Источник: https://base.garant.ru/188814/