Нормы потребления товаров и услуг

Содержание

Услуги: потребление. Что такое потребление? Определение, нормы, объем и особенности

Нормы потребления товаров и услуг

Мода на ограниченное потребление давно шагает по миру. Звезды отказываются от дорогой одежды и товаров роскоши. Какую роль в жизни человека играет потребление и что такое это слово означает?

Люди потребляют услуги и товары с целью удовлетворения своих нужд или желаний. В некотором роде именно потребление является основой существования общества. При этом уровень жизни населения напрямую зависит от его способности потребления.

Необходимость в том или ином товаре, или услуге, рождает предложение, иногда под потребности людей создаются целые секторы экономики. То есть, чем больше благ и услуг создается, тем выше уровень потребления и качество жизни населения.

Определение

Что такое потребление? Под этим термином понимается использование услуг, товаров (благ) населением с целью удовлетворения собственных нужд. Все эти товары приобретаются для воплощения долговременных или текущих нужд. Фактически, все потребление складывается из двух типов: товаров и услуг.

Суть потребления

Потребление является конечной стадией в цепочке воспроизводства товаров: производство – распределение – обмен – потребление населением. Это позволяет установить основную связь между покупателем и производством. Без потребления не будет последнего, ведь все товары и услуги создаются для конечной цели: удовлетворение потребностей людей.

Функции потребления

Потребление выполняет ряд важных функций:

  • Познавательная – это обучение новым навыкам в процессе потребления и создания благ для их дальнейшего потребления.
  • Инновационная функция заключается в необходимости постоянного создания и усовершенствования благ, потребляемых людьми.
  • Экономическая. Не секрет, что спрос рождает предложение, заставляя предпринимателей не только создавать блага, но и искать пути их реализации, привлечения денег. Тем самым происходит оборот средств в глобальном смысле.
  • Социализация населения. Создание благ и процесс их потребления требуют от людей определенного уровня взаимодействия между собой, постоянного обсуждения и совместных действий.
  • Созидательная функция тесно связана с влиянием эстетического восприятия человеком предметов и стремлением окружать себя предметами с определенными характеристиками и качествами.

Классификация потребностей

Потребности классифицируются сразу по нескольким показателям. Принято выделять:

  1. Материальные потребности. Призваны удовлетворять нужды человека, как биологического существа. Потребность в пище, тепле, воздухе – базовые материальные нужды человека. Можно сказать, что такое потребление является первичным, от него зависит жизнь людей.
  2. Духовные или нематериальные потребности. Представляют собой нуждаемость человека в эмоциональном и духовном плане. К этой категории относится потребность в заботе и любви. Эти категории определяются способностью человека чувствовать и воспринимать чувства других людей.
  3. Интеллектуальные потребности выражаются в необходимости развития человеческого разума. Любой человек стремится познавать окружающий мир и это – одна из самых сильных потребностей. Наиболее ярко она проявляется в детском возрасте. Во взрослой жизни эта потребность помогает учиться, осваивать профессию и развиваться в ней. Эта потребность может быть удовлетворена материальными благами, такими как газеты, книги, интернет.
  4. Последней категорией, помогающей понять, что такое потребление, являются социальные потребности. Как известно, человек – существо биосоциальное, то есть он всегда нуждается в социуме и не может выжить без него. Необходимость в общении очень важна для каждого человека, она позволяет взаимодействовать отдельным людям, заниматься совместной деятельностью, противостоять угрозам вместе.

Материальные потребности являются для человека базовыми, в то время как остальные три категории относятся к потребностям второстепенным. Поэтому первоочередным для человека являются нужды по жизнеобеспечению и только после того, как они удовлетворены, человек может переходить к удовлетворению своих вторичных потребностей в порядке перечисления.

Определение нормы

Норма потребления является экономическим показателем, который отражает уровень спроса и обеспечения людей материальными благами и услугами. Показатели составляются и используются для определения нужд отдельных категорий населения. При анализе статистических данных и для обоснования расходов бюджетов также применяются нормы.

Нормативы потребления благ (товаров и услуг) бывают реальные и рациональные. Например, норматив для сахара на душу населения (рациональный) в год составляет 24 килограмма, а реальный – 35 килограммов.

Таким образом, безопасно для человека потреблять не более 24 килограммов, но фактическая ситуация говорит о том, что используется сахара намного больше, что позволяет сделать вывод о том, что реальную норму (35 кг) нужно сокращать до рекомендованной медиками (рациональной) в 24 кг.

Объем

Объем потребления материальных благ, услуг или товаров рассчитывается как усредненное число товаров на душу населения за определенный временной промежуток. На деле оказывается, что подсчитать реальный уровень потребления продовольственных или непродовольственных товаров достаточно сложно.

Определяется общий объем, как частное некого товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах.

Средний показатель на душу населения определяется так:

Среднедушевой объем = объему общего потребления х – товара в натуральном выражении за отчетный период / среднюю численность населения за тот же срок. Можно сказать по-другому. Объем общего потребления х – товара в натуральном выражении за базовый период / среднюю численность населения за точно такой же срок.

Рекомендованные показатели потребления пищевой продукции

Ежегодно Министерство здравоохранения Российской Федерации выпускает документ, в котором определены рекомендованные нормы потребления на человека пищевых продуктов. Документ является резонансным и всегда вызывает огромные споры в обществе, тем не менее, нормы на 2018 год такие:

  • хлебопродукты – 96 кг/год;
  • картофель – 90 кг/год;
  • овощи и крупы – 140 кг/год;
  • фрукты – 100 кг/год;
  • сахар – 24 кг/год;
  • мясо – 73 кг/год;
  • рыба – 22 кг/год;
  • молочные продукты – 325 кг/год;
  • яйца – 260 кг/год;
  • растительное масло – 12 л/год;
  • соль – 4 кг/год.

Эти нормативы являются унифицированными и рекомендованными для всех жителей России, но есть и нормативы, которые могут отличаться в зависимости от региона, к таковым относятся потребность в услугах ЖКХ.

Товар – это предмет, продукт деятельности человека, предназначение которого состоит в удовлетворении потребностей населения.

Все потребляемые товары можно условно разделить на несколько групп:

  • Товары первой необходимости – это те, которые нужны человеку для поддержания своего существования, такие как продукты питания, жилье, одежда и т. д. Проще говоря, то, без чего человек не может обойтись.
  • Товары вторичной необходимости включают в себя категории продуктов необязательных: телевизор, стиральная машина, книги и другое.
  • Предметы роскоши, такие как деликатесы, украшения, дорогие машины, бассейн и прочее. Проще говоря, это блага, которые человек желает, но никакой пользы они не несут.

Услуги: понятие, классификация

Услуги представляют собой результат деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей в определенном обществе. Время потребления той или иной из них всегда равно времени ее производства.

Условно потребление услуг можно подразделить:

  • Те, которые необходимы постоянно (услуги школьных и медицинских учреждений, обслуживание в магазинах и прочее).
  • Услуги, потребляемые нерегулярно (например, автосервис или парикмахерские).

Уровень удовлетворения населения в товарах и услугах

Сопоставляя нормативные и фактические показатели потребления, можно выявить уровень удовлетворения потребности населения в товарах или услугах. Для того чтобы определить уровень удовлетворения в товаре, используется формула:

Потребление = Среднее количество потребленных х – товаров на душу населения / Нормативный показатель потребления в среднем на душу населения. Что нужно, чтобы определить средний показатель?

Для этого количество приобретенной продукции на душу населения нужно разделить на весь объем потребления товара и на среднюю численность людей по группам потребления.

Для определения нормативного уровня потребления требуется разделить рекомендованные Минздравом показатели в определенной группе населения на среднюю численность потребителей в ней.

Источник: https://FB.ru/article/417914/uslugi-potreblenie-chto-takoe-potreblenie-opredelenie-normyi-obyem-i-osobennosti

Методологические рекомендации по разработке фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения

Нормы потребления товаров и услуг

В условиях, когда субъекты Российской Федерации имеют существенную дифференциацию по своему социально-экономическому развитию, определение размеров финансовой помощи, оказываемой им Федеральным центром, является одним из важнейших аспектов бюджетного процесса.

Наряду с системой макроэкономических показателей, характеризующих развитие регионов, возникает потребность в показателе, методологически максимально доступном широкому кругу пользователей, позволяющему охарактеризовать в определенной мере уровень материального благосостояния населения. Этот показатель может быть использован как вспомогательный инструмент при проведении межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.

Таким показателем может выступать стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, характеризующая покупательную способность населения отдельных субъектов Российской Федерации.

6.1.3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

При разработке такого набора был проведен анализ потребительских наборов товаров и услуг, разработанных в тех или иных целях и рассчитываемых в органах статистики в период после либерализации цен. Проведенный анализ подтвердил, что ни один из ныне существующих или рассчитываемых ранее наборов товаров (услуг) -представителей не может решать поставленной задачи межрегиональных сопоставлений.

Исходя из сказанного выше, формирование набора базировалось как на уже имеющемся опыте разработки других наборов, так и на детальном изучении структуры потребления населения отдельных территорий с учетом их географического положения, национальных и природно-климатических особенностей.

При определении концепции формирования фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения при анализе валового регионального продукта (ВРП) было определено также, что и общий измеритель инфляции, каковым выступает индекс потребительских цен, не может решать поставленной задачи, так как индекс потребительских цен:

  • во-первых, характеризует изменение во времени общего уровня цен на приобретаемые населением товары и услуги, а не стоимости самого набора;
  • во-вторых, такой набор очень громоздок для определения его стоимости;
  • в-третьих, учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным территориям Российской Федерации, индекс потребительских цен на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного региона, на федеральном уровне – на базе структуры потребительских расходов в целом по Российской Федерации.

Для определения перечня товаров и услуг, которые с определенной вероятностью могли быть включены в разрабатываемый набор, была проведена экспертиза статистической информации территориальных органов Росстата о потребительских предпочтениях основной части населения, проживающей в этих регионах.

Формирование фиксированного набора потребительских товаров и услуг для обеспечения межрегиональных сопоставлений основывалось на представленных территориальными комитетами статистики предложениях.

Перечень разрабатывался таким образом, чтобы в него были включены товары и услуги всех основных наблюдаемых товарных групп.

В первую очередь в набор попали те товары (услуги), которые наиболее часто включались специалистами территориальных органов государственной статистики как товары и услуги, которым отдает потребительские предпочтения основная часть населения, проживающего в этих регионах. При этом следует отметить, что если по продовольственным товарам предпочтения были достаточно близкими, то в группе непродовольственных товаров разброс в выборе товаров в различных субъектах Федерации был более значительным. Исходя из этого, в перечень были включены товары, которые получили не очень высокий рейтинг предпочтений, однако являются социально значимыми в потребительских расходах граждан.

Исходя из заданных критериев, в состав фиксированного набора для проведения межрегиональных сопоставлений включено 30 наименований продовольственных товаров, 42 – непродовольственных товаров и 12 – платных услуг населению.

6.1.3.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕСОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Другой, не менее важной проблемой, была разработка единой для всех субъектов Федерации структуры потребления товаров и услуг.

Этот этап работы проводился в нескольких направлениях. Были изучены способы создания всех применяемых в настоящее время методов формирования потребительских возможностей и предпочтений населения, определены приоритеты в потреблении тех или иных товаров и услуг, и на базе накопленного опыта сформирована структура их потребления для разработанного набора.

При формировании весов для определения стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг были проанализированы веса, по которым исчислялись наборы 19 и 25 продуктов питания, необходимого социального набора и минимального набора. При разработке норм потребления в части продовольственных товаров за основу были приняты нормы, полученные в результате сопоставления норм потребления ранее исчисляемых наборов и определенные как средние из них.

Проведя детальный анализ структуры потребления продуктов питания в отдельных ранее разрабатываемых наборах, было определено, что наиболее эффективным направлением расчета норм потребления для набора потребительских товаров и услуг, разрабатываемого для межрегиональных сопоставлений, может быть определение этих норм в пределах уже существующих. При этом было признано целесообразным придать равный вес в части влияния на вновь сформированные нормы потребления каждого из ранее сформированных наборов.

Таким образом, в качестве основы расчета была выбрана формула среднеарифметической невзвешенной. При этом в качестве единицы веса каждого набора по отдельным продуктам питания выступала его натуральная величина потребления.

По значительной части платных услуг населению, вошедших в фиксированный набор, были использованы нормы, определенные для исчисления необходимого социального набора и скорректированные с учетом динамики ценовых процессов на потребительском рынке и тенденций развития сферы услуг, определенных развитием российской экономики.

В основу разработки весов фиксированного набора по непродовольственным товарам и по платным услугам населению, не входящим в необходимый социальный набор, был заложен принцип расчета, основанный на определении их необходимого и достаточного потребления средним потребителем в течение одного года.

6.1.3.3. ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА

При определении стоимости фиксированного набора используются средние потребительские цены и тарифы на товары и услуги, исчисленные как средневзвешенные величины из данных регистрации цен по выборочному кругу торговых организаций и организаций сферы услуг в субъектах Российской Федерации.

Средние цены для расчета фиксированного набора определяются в рамках ежемесячного наблюдения за потребительскими ценами, организованного с целью расчета индекса потребительских цен.

Учитывая, что регистрация цен на товары и услуги осуществляется на фиксированную дату отчетного месяца, а также что вся система расчетов уровней и индексов цен в России концептуально построена на моментной регистрации цен отчетного периода, рассчитываемая стоимость набора также будет представлять ее значение на фиксированную дату. Такое решение позволит логически стройно осуществить анализ динамики цен как в целом, так и по ее элементам.

Полный перечень товаров и услуг, вошедших в фиксированный набор, и нормы их потребления в расчете на одного человека в год приведены в Приложении № 1. В качестве основы группировки товаров и услуг использована международная Классификация индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ).

Приложение № 1

Перечень и объемы потребления товаров и услуг, включенных в фиксированный набор
потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений1)

__________
1) В редакции 2005 г.

Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d040/6-1-3.htm

Об утверждении норм потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными образовательными организациями Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области (утратило силу на основании распоряжения Министерства образования Московской области от 28.12.2018 N 17), Распоряжение Министерства образования Московской области от 14 декабря 2015 года №28

Нормы потребления товаров и услуг

____________________________________________________________________Утратило силу на основании

распоряжения Министерства образования Московской области
от 28 декабря 2018 года N 17

____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.03.2015 N 167/10 “Об утверждении порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области”:

1.

Утвердить прилагаемые:

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными общеобразовательными организациями Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области;

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными казенными общеобразовательными учреждениями Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственными Министерству образования Московской области;

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными общеобразовательными организациями Московской области, реализующими дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, обучение и воспитание которых осуществляется с учетом круглосуточного пребывания, подведомственными Министерству образования Московской области;

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Московской области начальная школа – детский сад N 737 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными общеобразовательными организациями Московской области, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, государственными общеобразовательными организациями Московской области, осуществляющими дополнительные функции, связанные с предоставлением лечения, реабилитации, оздоровления, психолого-педагогической поддержки, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, государственными общеобразовательными организациями со специальным наименованием “специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением”, подведомственными Министерству образования Московской области;

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными организациями дополнительного образования Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области;

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными профессиональными образовательными организациями Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области;

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными образовательными организациями высшего образования Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области.

2.

Отделу документооборота в организационном управлении:

направить настоящее распоряжение в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и Прокуратуру Московской области в срок не позднее 7 календарных дней с даты его подписания;

обеспечить опубликование настоящего распоряжения на сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (http://mo.mosreg.ru/).

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2016 года.

Министр образованияМосковской области

М.Б.Захарова

Нормы потребления товаров и услуг, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными общеобразовательными организациями Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области

УТВЕРЖДЕНЫраспоряжениемМинистерства образованияМосковской области

от 14 декабря 2015 года N 28

N п/пНаименование нормы потребления товаров и услугЕдиница измеренияКоличес-твенный показатель норм потреб-ления товаров и услугНаименование нормативно-правового акта или других документов, устанавливающих нормы расхода
12345
1.Нормы расходов на приобретение расходных материалов, которые непосредственно связаны с оказанием государственной услуги
1.1.Норма расхода бумагипачек в год на 1 организацию250Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
1.2.Норма расхода канцелярских товаровшт. в год на 1 организацию1575Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
1.3.Норма расхода запасных частей к вычислительной техникешт. в год на 1 организацию110Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
2.Нормы расхода на прочие затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги
2.1.Норма расхода на приобретение и изготовление печатной продукции (бланков, раздаточных материалов и т.д.)шт./в год на 1 организацию801Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
2.2.Норма расхода на услуги по медицинскому осмотру персонала учреждения и обучающихсяУслуг в год на 1 организацию3Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
2.3.Нормы служебных командировокшт./в год на 1 организацию32Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
3.Нормы расходов на услуги связи, не связанных непосредственно с оказанием государственной услуги
3.1.Норма расхода по абонентскому обслуживаниютел. точек/в год на 1 организацию4Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
3.2.Норма расхода на междугороднюю связьминут/в год на 1 организацию1200Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
3.3.Норма расхода на внутризоновую связьминут/в год на 1 организацию114000Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
3.4.Нормы почтовых отправленийшт./в год на 1 организацию100Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
3.5.Норма расхода на ИнтернетГбайт/в месяц на 1 организацию700Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
4.Нормы расхода на содержание объектов недвижимого имущества
4.1.Норма расходов на техническое обслуживание охранной сигнализацииуслуг/в год на 1 здание12Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
4.2.Норма расходов на услуги охраны по реагированию на сигнал охранной сигнализации (тревожная кнопка)часов на 1 кнопку/в год4380Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
4.3.Норма расхода на услуги охранычасов на 1 охранника/в год4380Нормы потребления рассчитаны на основе экспертного метода
4.4.Норма расходов на установку и техническое обслуживание пожарной сигнализацииуслуг/в год на 1 здание12В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 “О противопожарном режиме”, нормы потребления рассчитаны на основе средних затрат за три года
4.5.Норма расходов на технический уход, обслуживание и возобновление первичных средств пожаротушения (зарядка огнетушителей)шт./в год на 1 здание7

Источник: http://docs.cntd.ru/document/441806934

Потребительская корзина в России: список товаров, цена на месяц

Нормы потребления товаров и услуг

В современной экономической и социологической науке используется большое количество различных инструментов, позволяющих производить статистические расчёты, корректировать направление экономического развития страны и делать прогнозы на будущее. Одним из подобных статистических инструментов является потребительская корзина.

Что такое потребительская корзина

Все, что стоит знать Россиянину

В России она представляет собой приблизительно рассчитанный набор товаров, отражающий структуру потребления каждой отдельно взятой среднестатистической российской семьи. Является одним из важнейших показателей для исчислений, производимых статистическими отделами и советами экспертов при властных структурах – правительствах и парламентах различных уровней.

К примеру, отталкиваясь от ориентировочной стоимости потребительской корзины в [year] году Правительством РФ разрабатываются основы и нюансы социальной политики.

В том числе, ее размер непосредственно влияет на размеры индексаций различных социальных выплат – пенсионных, декретных, пособий для детей, инвалидов, безработных.

С точки зрения социологии и социальной политики, имеется ещё одно определение потребительской корзины.

Согласно этому определению, в корзину входит набор продуктов, необходимых каждому человеку для нормальной жизнедеятельности. Ее размер даёт наглядное представление о реальных величинах расходов каждого, отдельно взятого гражданина.

В отличие от отвлечённых и абстрактных статистических исследований, данный инструмент даёт реальное представление о минимальном бюджете россиянина на каждый год. Таким образом, прожиточный минимум и потребительская корзина прочно связаны между собой.

Отличия от прожиточного минимум

Потребительская корзина в РФ, хотя и является близким по значению к прожиточному минимуму индикатором благосостояния населения, но далеко не идентичным.

Прожиточный минимум выражается в денежной величине и определяет некую сумму, требуемую человеку для удовлетворения его жизненных потребностей.

Сюда, кроме, набора продуктов, входят различные непродовольственные товары, а также необходимые услуги.

Таким образом, минимальная потребительская корзина, входит в более широкое понятие «прожиточный минимум». Наряду с чисто физиологическими потребностями в продуктах питания, сюда же входит стоимость одежды, коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте, социально-культурных благ и т.д.

Рассчитывается размер прожиточного минимума как совокупность всех расходов на продукты, услуги и товары первой необходимости.

Соответственно, продуктовая корзина, даже являясь важным компонентом для определения жизненного уровня населения, сама по себе, в отрыве от прочих составляющих, не может выступать самодостаточным социально-экономическим индикатором.

Расчёт стоимости потребительской корзины, в совокупности с другими факторами, позволяет установить:

  • Минимальный размер доходов, необходимых гражданину для проживания в РФ.
  • Изменение социальных и экономических тенденций в лучшую или худшую сторону.
  • Определить минимальный допустимый размер прожиточного минимума, установить необходимые величины социальных выплат.
  • Сравнить реальную стоимость жизни в различных регионах страны.
  • Получить сравнительные данные с социально-экономическим положением в других государствах.

Законодательные нормативы

Поскольку правильный расчет стоимости минимального продуктового набора напрямую влияет на целый ряд статистических показателей, им занимаются специалисты из Росстата. Перерасчёт стоимости производится ежеквартально, с учётом реальных изменений цен на потребительские товары за истёкший срок.

Впервые закон о потребительской корзине был принят в 2006 году – ФЗ №44. Ранее, начиная с 1992г. размеры прожиточного минимума для жителей России исчислялись в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда и соцзащиты.

В 2012 году законодательство №44 было автоматически аннулировано, в связи в вступлением в силу ФЗ о потребительской корзине №227. Данный закон регламентировал принципы вычисления её стоимости и комплектации. Также в нём прописан перечень основных продуктов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. В ст.

№2 ФЗ №227 указан размер потребления в килограммах на одного человека разного возраста.

Состав и структура для граждан разных возрастов

Состав потребительской корзины на 2020 год по-прежнему регламентирован положениями, установленными законом №227. Предварительно, пересмотр комплекта продуктового набора планировалось производить каждые пять лет.

Но за прошедшие семь лет никаких изменений, касающихся структуры и состава потребительской корзины не произошло. В декабре 2017г. был принят ФЗ №421, согласно которому очередной пересмотр перечня продуктов и количества норм потребления должен произойти не ранее 31.12.2020г.

Связано это, прежде всего, с начавшимися в 2014 году внутриэкономическими проблемами. Следовательно, в 2020 состав потребительской корзины останется неизменным.

Для взрослых, детей и пенсионеров минимальное годовое потребление продуктов первой необходимости составляет:
Наименование продуктаПотребление взрослымиПенсионерамиДетьми
Хлебобулочные, макаронные изделия и крупы126 кг98 кг77 кг
Картофель100 кг80 кг88 кг
Овощи114 кг98 кг112 кг
Фрукты60 кг45 кг118 кг
Сахар и кондитерские изд-ия23 кг21 кг21 кг
Мясо58 кг54 кг44 кг
Рыба18 кг16 кг18 кг
Молочные продукты290 кг257 кг360 кг
Яйца210 шт.200 шт.201 шт.
Масла и жиры11 кг10 кг5 кг
Чай и специи                  5 кг                    4 кг         3 кг

Как видим, потребительская корзина в России на 2020 год различна для разных категорий граждан. Происходит такая дифференциация из-за различных потребностей лиц разных возрастов в определённых группах продуктов.

Например, как видно из таблицы, минимальное потребление фруктов и молока детьми гораздо больше, нежели у работающих лиц или пенсионеров.

Трудоспособные граждане, наоборот, больше потребляют мучных изделий, крупы и мяса.

Но данные расчеты, произведённые в 2012 году экспертами Росстата, вовсе не совпадают с размерами минимальной потребительской корзины в России, рассчитанной специалистами-медиками. Эти данные приведены в таблице ниже, а для наглядности рядом приведён средний уровень потребления продуктов в Советском Союзе середины 1980-х годов.

Наименование продуктаМинимальное потребление для взрослых в 2020 г.Нормы Министерства здравоохраненияНорма потребления в СССР
Хлебобулочные изделия и крупы126 кг96 кг110 кг
Картофель100 кг90 кг105 кг
Овощи114 кг140 кг146 кг
Фрукты60 кг100 кг80 кг
Сахар23 кг24 кг38 кг
Мясо58 кг73 кг84 кг
Рыба18 кг22 кг20 кг
Молочные продукты290 кг325 кг380 кг
Яйца210 шт.260 шт.280 шт.
Масло и жиры11 кг12 кг13 кг
Чай и специи5 кг4 кг5 кг

Как видим, потребительская корзина Росстата несколько отличается от той, что рекомендована Министерством здравоохранения для рационального питания работающего человека. Она лишь характеризует возможность проживания в условиях жёсткой экономии при минимально допустимых размерах дохода.

Стоимость потребительской корзины

Основным статистическим показателем, помимо структурного состава, выступает стоимость потребительской корзины. Исходя из этих показателей, рассчитывается размер прожиточного минимума для россиян.

А начиная с прошедшего, 2018 года, от ценового размера продуктового набора зависит и устанавливаемый правительством РФ минимальный уровень заработной платы.

Связано это с привязкой прожиточного минимума к МРОТ, который должен составлять соотношение 1 к 1.

Расчёт денежно стоимости продуктового набора изначально производится сотрудниками территориальных статистических управлений.

Поскольку стоимость продуктов в разных федеральных округах значительно отличается, то и стоимость потребительской корзины в 2020 году будет различной, несмотря на одинаковый номенклатурный перечень.

Спорный момент состоит в том, что денежная стоимость высчитывается Росстатом на основании минимальной цены на продукты питания для каждого региона. Между тем, реальная стоимость продуктового набора может быть несколько выше цен, представленных статистическим управлением.

Цена потребительской корзины на 2020 год по федеральным округам выглядит таким образом:

  • Северо-Запад – 11,7 тыс. руб.
  • Центральный ФО – 8,2 тыс. руб.
  • Южный ФО – 8,5 тыс. руб.
  • Северный Кавказ – 8,4 тыс. руб.
  • Приволжье – 8,5 тыс. руб.
  • Урал – 9,7 тыс. руб.
  • Сибирь – 9,3 тыс. руб.
  • Дальний Восток – 10,2 тыс. руб.
  • С-Петербург – 10 тыс. руб.
  • Москва – 14,4 тыс. руб.

Исходя из этих региональных данных, Росстат высчитывает среднероссийские ценовые  показатели продовольственной корзины населения. Размер потребительской корзины 2020 года для разных групп граждан РФ в денежном исчислении составляет:

  • Взрослые трудоспособные лица – 10 800 руб.
  • Пенсионеры – 8 200 руб.
  • Дети – 9 900 руб.

Среднемесячная стоимость минимального продуктового набора вычисляется простым делением годовой суммы на 12 (количество месяцев в году). Таким же образом происходит вычисление цены суточной корзины для каждой категории населения.

Стоимость продуктового набора прямо влияет и на расчёт потребления населением непродовольственных товаров и услуг. Так, цена потребительских товаров в годовом исчислении должна равняться ½ суммы продуктового набора.

Также, 50% от его стоимости составляют среднестатистические траты человека на различные услуги – коммунальные платежи, проезд в общественном транспорте и т.д.

Сравнение с другими странами

Размер потребительской корзины, установленный Росстатом, часто подвергается критике за его несоответствие нормам Минздрава. С этой точки зрения интересно рассмотреть эти же показатели для некоторых зарубежных стран.

Так, потребительская корзина в Германии включает в себя перечень из 475 продуктов, товаров и услуг. В США для расчёта индекса потребительских цен используют данные по 300 продуктам, во Франции — по 250-ти, в Англии — 350-ти.

Чтобы наглядно показать соотношение продуктовой корзины РФ и стран ЕС, возьмём для примера Латвию, отнюдь не самую богатую страну Евросоюза.

Месячная потребительская корзина в этой бывшей республике СССР, а теперь в полноправном члене ЕС выглядит так:

  • Мясо — 55 кг
  • Рыба — 14,5 кг
  • Молоко — 445 л
  • Яйца — 216 шт.
  • Мучные изделия — 87 кг
  • Жиры — 4,8 кг
  • Картофель — 84 кг
  • Овощи — 63 кг
  • Фрукты и ягоды — 31 кг

Как видим, во многом латвийский годовой продовольственный набор уступает российскому по количественной структуре. Аналогичная ситуация складывается и во многих странах, недавно вступивших в Евросоюз: уровень жизни в них мало отличается от среднероссийского.

Источник: https://pfrf-kabinet.ru/grazhdanam/potrebitelskaya-korzina.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.