Новая форма отчетности по пенсионерам

Центры занятости ждут от работодателей отчета о предпенсионерах в декабре

Новая форма отчетности по пенсионерам

Хотим напомнить, что Роструд обязал работодателей сдавать новый квартальный отчет «Сведения об организации и численности работников организации, не являющихся пенсионерами». В соответствии с письмом Роструда, срок сдачи отчета — 15 января, однако некоторые Центры занятости настаивают на досрочном предоставлении отчета — в срок до 25 декабря 2018 года.

Роструд опубликовал и официально довел до всех работодателей, территориальных отделений и центров занятости письмо от 25.07.

2018 № 858-ПР, которым обязал все организации и индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников, отчитаться о работниках предпенсионного возраста. Сдать отчет нужно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, со сведениями по состоянию на конец квартала.

Однако эта дата сдачи отчета уже в Роструд — поэтому центры занятости устанавливают более ранние даты, торопят со сдачей отчета и настаивают на том, чтобы работодатели прислали отчеты до конца 2018 года.

Например, на сайте ЦЗН Москвы в качестве срока сдачи отчета указано не 15 января, а «3-е число месяца, следующего за отчетным». В данном случае это 3 января, нерабочий день — поэтому сотрудники ЦЗН высказывают пожелание получить отчет еще до Нового года.

В письме чиновники опираются на решение Правительства РФ (п. 3 раздела III протокол заседания Правительства РФ от 14.06.2018 № 16), и Министерства труда и социальной защиты РФ. Обязанность сдавать новые отчеты о работниках официально подтверждена Рострудом.

Новый отчет о предпенсионерах

В письме Роструда даны 2 формы для заполнения:

  1. Форма 1 — «Сведения об организации и численности работников организации, не являющихся пенсионерами».
  2. Форма 2 — «Сведения о реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста».

К предпенсионерам отнесены:

  • мужчины 1959 года рождения;
  • женщины 1964 года рождения,

Работодателям нужно сдать отчет по Форме 1. Форма 2 разработана для заполнения центрами занятости.

Выглядит бланк первого отчета так:

Как видно, в нем не только нужно будет указывать сведения о численности работников:

  • мужчин 1959 года рождения;
  • женщин 1964 года рождения,

но и сведения обо всех работающих в организации лицах, то есть тех, кто осуществлял трудовую деятельность в организации по состоянию на 1 января 2019 года. Также чиновники предлагают указать сведения о:

  • работниках, которые продолжают трудовую деятельность после обучения, в том числе тех, кого перевели на другие участки работы;
  • уволенных в течение отчетного периода работниках с разделением их на мужчин и женщин;
  • отдельно о числе работников, уволенных по инициативе работодателя, также с разделением по гендерному признаку.

Причем указывать нужно будет как работающих на отчетную дату, так и прекративших свою трудовую деятельность в течение отчетного периода.

Обратите внимание, что заверить своей подписью новый отчет должен как руководитель организации, так и непосредственный исполнитель, то есть сотрудник, который заполнил форму. Фактически этот отчет содержит больше данных, чем тот перечень информации по предпенсионерам, который ранее с работодателей требовали Центры занятости.

Рекомендованную форму, приведенную в письме Роструда, можно скачать на официальном сайте Центра занятости населения. Также бланк доступен к скачиванию по ссылке в кноце статьи.

Сдавать или не сдавать?

В профессиональных сообществах ведутся жаркие споры о том, является ли письмо Роструда обязательным к выполнению, нужно ли сдавать эти отчеты вообще и нулевые — в частности и установлен ли штраф за несдачу.

Действительно, ведомственное письмо по сути не может быть расценено как нормативно-правовой акт, за невыполнение требований которого предусмотрены штрафы. Однако в частных беседах сотрудники Центров занятости населения напоминают о статье 19.7 КоАП и о штрафе в 5000 рублей.

При этом, например, на сайте ЦЗН Петербурга в информации об отчете используются мягкие формулировки «ежеквартальный опрос» и «предложено направлять», а ЦЗН Москвы «просит организовать предоставление сведений».

Похоже, работодателям стоит внимательно изучать информацию регионального подразделения ЦЗН и задать вопросы их специалистам.

Отчет о предпенсионерах: новая обязанность кадровиков?

Новая форма отчетности по пенсионерам

Ольга Аверина

Внутренний аудитор отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп

специально для ГАРАНТ.РУ

3 октября 2018 года был принят закон о повышении пенсионного возраста в России (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий”). Помимо основного изменения, появились новые обязанности и ограничения для работодателей.
 

Запросы от центров занятости населения

Сразу после принятия закона работодатели стали получать письма из центров занятости (в личном кабинете работодателей на официальном сайте регионального центра занятости или Роструда, а также в программах сдачи электронной отчетности) с просьбой (не требованием!) предоставить сведения об организации и численности работников, не являющихся пенсионерами. Так, в 2018 году необходимо подать информацию о работниках-мужчинах 1959 года рождения и работниках-женщинах 1964 года рождения. Как правило, речь идет о предоставлении информации ежеквартально. В разосланных письмах также указан срок подачи данных – в разных регионах он различается, например, в Рязанской и Московской областях необходимо предоставлять сведения до 5 числа месяца, следующим за отчетным, в Москве – до 3 числа, а в Санкт-Петербурге – до 8.

Кадровики активно в Интернете обсуждают законность данного требования, вопрос о том, нужно ли подготавливать данный “отчет” или нет, а также какие последствия для работодателя повлечет его непредоставление. Попробуем разобраться.

Предпосылки

Началось все с того, что в июне в Госдуму был внесен законопроект о повышении пенсионного возраста. После принятия его в первом чтении Роструд подготовил ко второму слушанию письмо от 25 июля 2018 г. № 858-ПР, в котором просит:

  • организовать проведение ежеквартального мониторинга сведений о работодателях и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (форма 1);
  • организовать ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста (форма 2).

Кому направлено это письмо из самого документа неясно. Однако из его текста следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, должны организовать сбор сведений о работниках предпенсионного возраста и о мерах, которые проводятся по трудоустройству данных граждан.

Поскольку центры занятости населения не владеют информацией не только о численности работающих граждан предпенсионного возраста, но и вообще о численности работников в компаниях в целом, они могут получить такую информацию от работодателей. Именно поэтому для центров занятости и была разработана форма 1, которую должны заполнить работодатели.

На мой взгляд, наиболее достоверную информацию могли бы предоставлять в центры занятости территориальные органы ПФР, которые имеют доступ к информации обо всех трудящихся гражданах как предпенсионного возраста, так и пенсионеров, а также о трудоустроенных инвалидах.

Но, поскольку административного регламента взаимодействия между ПФР и Рострудом по предоставлению и обменом данной информации пока нет, Роструд, в лице региональных служб занятости населения, просит предоставлять эти сведения работодателей, при этом одновременно выполняя одну из своих задач в сфере занятости, – оценку состояния и прогноз развития занятости населения, а также разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы (ст. 7-7.2, ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 “О занятости населения в Российской Федерации”). Будет ли в дальнейшем разработан административный регламент по взаимодействию Роструда с ПФР в настоящее время неизвестно. Скорее всего, не стоит этого ожидать, поскольку это будет связано с увеличением бюджетных расходов на выполнение данных мероприятий – создание базы данных, найм и подготовку новых работников и т. д.

Для чего нужен отчет о “предпенсионерах”?

При этом между дискуссией о необходимости и правомерности предоставления такого отчета для центров занятости населения мало кто из работодателей задумывается, для чего нужен данный отчет.

Из неофициального общения с представителями центров можно предположить, что путем сбора информации государство пытается посчитать количество работников предпенсионного возраста с целью формирования бюджета.

Бюджет нужен для выделения средств на случаи потери работы по любым законным основаниям, а также на возможное и необходимое переобучение сотрудников предпенсионного возраста и направление их на работу.

Ведь в настоящее время планируется выплачивать пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, максимальный размер которого может составить 11 280 руб., и выплачивать его не менее одного года1. Согласитесь, это существенные затраты. И планировать такие расходы Правительство РФ просто обязано.

Есть ли ответственность за непредставление информации?

Какая-либо ответственность за непредоставление данной информации в настоящее время отсутствует, поскольку ни один действующий нормативно-правовой акт не закрепляет обязанность работодателей по предоставлению такой информации.

А письма, в частности Роструда, не относятся к нормативно-правовым актам и не порождают юридических последствий (абз. 2 п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. № 1009).

И не стоит забывать, что Роструд не обладает законотворческими полномочиями (ст. 114 Конституции РФ).

Что делать?

Стоит или нет игнорировать сдачу данных сведений? Я и мои коллеги не рекомендуем отказываться от предоставления сведений о работниках предпенсионного возраста, несмотря на то, что это не является обязательным.

Взаимодействие работодателей с органами власти, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, можно отнести к одной из форм социального партнерства.

Это одна из составляющей трудовых отношений, а также качественный показатель, “лакмусовая бумажка” отношения работодателей к своим работникам.

Также не исключено, что необходимость предоставления такой информации в будущем, возможно, будет закреплено на законодательном уровне, что в дальнейшем повлечет за собой и установление административной ответственности за ее непредоставление, но только после того, как такая ответственность будет законодательно закреплена в КоАП.

Напомню, что многие работодатели в настоящее время сдают сведения о работниках, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, – работниках, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, в районах Крайнего Сервера и приравненным к ним местностям.

Важно заметить, что предоставление данных сведений также законодательно не урегулировано. Однако без этих сведений работникам будет невозможно предоставить право на досрочную пенсию по старости.

Поэтому работодатели активно участвуют в формировании пенсионных сведений о таких работниках и дополнительно формируют и предоставляют в ПФР Перечень льготных профессий и Поименный список к нему2.

При этом прямого наказания за непредоставление таких сведений в ПФР также не существует, однако, отдаленные негативные последствия для работодателя все же не исключены.

В какие сроки необходимо сдать форму?

Первая волна предоставления сведений уже прошла.

Следующий отчет, содержащий сведения за IV квартал текущего года, возможно, потребуется сдать уже в декабре, поскольку установленные сроки предоставления таких сведений выпадают на новогодние каникулы.

Если вы не успели предоставить сведения по состоянию на 1 октября, то в декабре 2018 года сдавать их одновременно со следующим отчетом не требуется, если только центр занятости прямо вас об этом не попросит.

Рекомендую следить за информацией, размещаемой на официальном сайте Роструда и в личных кабинетах.

Важно помнить, что требования к предоставляемой информации, скорее всего, будут меняться, как и периодичность сдачи отчета.

Возможно, в целях дальнейшего планирования переобучения и профориентации высвобождаемых работников предпенсионного возраста в форму 1 будут добавлены столбцы для указания уровня образования и профессии (должности) или видах выполняемой работы, так в настоящее время, на мой взгляд, отчет не очень информативен именно для планирования возможностей переобучения работников.

Работодателям остается пожелать не оставаться безучастным в вопросах оформления документации, связанной с пенсионным возрастом работников, ведь социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение касается каждого.

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год” можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/06-18/00081419).

2 Поскольку предоставление данных сведений законодательством не предусмотрено, унифицированные формы не разработаны.

Для их подготовки ПФР предлагает воспользоваться разработанной специалистами Красноярска программой для предоставления Перечня льготных профессий и Поименного списка, размещенной на сайте ПФ (http://www.pfrf.ru/branches/krasnoyarsk/info~program/2418).

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/averina/1226262/

Отчет о пенсионерах в Центр Занятости (2018)

Новая форма отчетности по пенсионерам
Рострудом введена новая отчетность для работодателей – Сведения об работодателях и численности работников, не являющихся пенсионерами (письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР).

Под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости (в новых границах – 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).

В 2018 году это мужчины 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения.

Кто сдает отчет

Новый отчет сдают только те работодатели, у которых имеются работники-предпенсионеры: мужчины, родившиеся до 1959 года включительно, и женщины, родившиеся до 1964 года, включая этот год. Не подают этот отчет только ИП одиночки (без работников).

Куда подавать

Отчёт подается в Центр Занятости.

Когда подавать

Этот отчет необходимо сдавать ежеквартально и впервые – до 15 октября 2018 года.

В дальнейшем отчет “Сведения об работодателях и численности работников, не являющихся пенсионерами” необходимо будет сдавать ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Второй отчет необходимо будет сдать в январе 2019 года.

Форма отчетности

Окончательная форма отчета еще не утверждена, пока необходимо будет ее сдавать по форме, которая рекомендована региональными службами занятости.

Форма отчета Центра Занятости. Файл *xlsx (Excel), размер файла 12 КБ.

Форма отчета Центра Занятости. Файл *xlsx (Excel), размер файла 12 КБ.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно, при первой оплате(если переход по этим ссылкам с этого сайта) три месяца в подарок.

В отчете необходимо указать наименование, ИНН и КПП работодателя, численность работников, которые трудятся в организации и были уволены в прошедшем квартале, указанного выше возраста.

Также необходимо будет указать следующую информацию:

  • Численность работников, осуществляющих трудовую деятельность по состоянию на 1 октября 2018 года (графы 4, 5, 6).
  • Численность работников, осуществляющих трудовую деятельность по состоянию на отчетную дату (графы 7, 8, 9).
  • Численность работников, продолживших трудовую деятельность после обучения, в том числе переведенные на другой участок работы (графа 10).
  • Численность работников, прекративших трудовую деятельность в течение отчетного периода (графы 11, 12, 13), в том числе по инициативе работодателя (графы 14, 15, 16).

Необходимо указывать работающих на отчетную дату и прекративших работать в организации в течение отчетного периода.

Кто подписывает

Отчет необходимо подписывать не только директору организации, но сотруднику предприятия, который эту форму заполнял.

Штрафы

За сам отчет штрафов и каких-либо санкций не предусмотрено и сам отчет сдавать необязательно

3 октября 2018 года принят Федеральный закон 353-ФЗ, который внес поправки в ст.

144 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам – наказывается штрафом в размере до 200 000 (двухсот тысяч) рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до 360 (трехсот шестидесяти) часов.

Законы

Показать/скрыть: Письмо от 25 июля 2018 г. N 858-ПР (О проведении ежеквартального мониторинга сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами, а также ежемесячного мониторинга реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 25 июля 2018 г. N 858-ПР

Руководствуясь решениями Правительства Российской Федерации (пункт 3 раздела III протокола заседания Правительства Российской Федерации от 14 июня 2018 года N 16), Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также в целях исполнения протокольных решений совещания в Федеральной службе по труду и занятости с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения (протокол от 10 июля 2018 года N 1), Федеральная служба по труду и занятости просит организовать проведение ежеквартального мониторинга сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (форма 1 – не приводится), а также ежемесячного мониторинга реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста (форма 2 – не приводится).

Соответствующие сведения по установленным формам направлять в Федеральную службу по труду и занятости по адресу электронной почты anashkinaiv@rostrud.ru:

по форме 1 – начиная с данных на 1 октября 2018 года ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным;

по форме 2 – начиная с данных на 1 сентября 2018 года ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

В дальнейшем ведение мониторинга осуществления мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов по формам 1 и 2 планируется осуществлять в автоматизированном режиме.

Руководитель

В.Л.ВУКОЛОВ

Источник: https://ipipip.ru/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%85/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.