Новое в пенсионной реформе с 2020

С 1 января повысят пенсионный возраст, страховой стаж и введут изменения для многодетных

Новое в пенсионной реформе с 2020

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение.

Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем. FINANCE.TUT.

BY рассказывает, какие пенсионные изменения ожидают белорусов в 2021 году.

Снимок носит иллюстративный характер. Дарья Бурякина, TUT.BY

Как изменится пенсионный возраст

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в этом году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

Как изменится минимальный страховой стаж

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Что изменится по пенсиям для многодетных матерей

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную.

Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы.

А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

Что изменится для людей с инвалидностью

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Какие новшества введут для тех, у кого неполный страховой стаж

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Источник: https://finance.tut.by/news711156.html

Два года пенсионной реформы: экономии нет, прибавка не у всех

Новое в пенсионной реформе с 2020

08.11.2020 19:23:00

Сопоставим ли для власти репутационный ущерб от преобразований с полученными “бонусами”

Не все пенсионеры получили обещанную президентом тысячу рублей. Фото агентства «Москва»

Анализ, проведенный «НГ» на основе данных, полученных от Счетной палаты (СП), показал, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект для федерального бюджета оказался микроскопическим: трансферты на выплату страховых пенсий сократились лишь примерно на 136 млрд руб. И на фоне пандемии эта «экономия» сошла на нет. Хотя получателей пенсий в стране действительно стало меньше – примерно на полмиллиона человек. Анонсированную тысячу рублей прибавки получают только неработающие пенсионеры. И даже среди них – не все. Такие предварительные итоги ставят вопрос: стоила ли эта игра свеч?

Начавшееся два года назад повышение пенсионного возраста в РФ должно было решить несколько задач. Во-первых, снизить зависимость Пенсионного фонда России (ПФР) от трансфертов из федерального бюджета.

Во-вторых, обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий.

Данные, предоставленные «НГ» Счетной палатой, а также анализ проектировок бюджета ПФР на следующую трехлетку, показывают, что пока эти ключевые задачи не решены.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – сообщила пресс-служба СП.

https://www.youtube.com/watch?v=OojMEctjxSU

После корректировок, внесенных в бюджет ПФР на 2020 год, эта сумма составила около 1,7 трлн руб. против примерно 1,8 трлн руб. в 2018-м. При этом размер всего трансферта для ПФР, который включает финансирование не только пенсий по старости, но и некоторых иных пособий и материнского капитала, составил в 2020-м около 3,2 трлн руб., оставшись почти на том же уровне, как и в 2018-м.

И пенсионная «экономия» уже фактически сошла на нет. В результате сложившейся в 2020 году ситуации из-за пандемии COVID-19 до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб.

Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб.

Данные средства предназначены не только на покрытие дефицита 2020 года, но и для сбалансированности бюджета ПФР в 2021 и 2022 годах, пояснили в СП.

При этом получателей пенсий в стране действительно стало меньше. «Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек», – отметили аудиторы. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

Хотя, возможно, правительство пока и не планирует подсчитывать финансовые «бонусы» от повышения пенсионного возраста – даже предварительно. В кабинете министров высказывались противоречиво.

«Все изменения, которые касаются пенсионного законодательства, не приводят к уменьшению трансферта в Пенсионный фонд», – уверял глава Минфина Антон Силуанов.

Но вице-премьер Татьяна Голикова, наоборот, заявляла, что трансферт федерального бюджета в пенсионную систему планируется свести до нуля к 2030–2031 годам, такой срок поставлен для выхода пенсионной системы России на самообеспечение (см. «НГ» от 29.08.18).

«К сожалению, из-за пандемии и последовавшего экономического кризиса планам «финансовой отдачи» от повышения пенсионного возраста не было суждено сбыться, – сказала «НГ» профессор кафедры финансов и цен Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. – При ожидаемой экономии до 100 млрд руб. в год она оказалась практически нулевой ввиду возросших бюджетных расходов (на поддержку малого и среднего бизнеса, на налоговые льготы IT-компаниям)».

С учетом возросшей безработицы надежды на стабильное пополнение бюджета ПФР за счет внутренних источников также не увенчались успехом. «Восстановление российской системы обязательного пенсионного страхования возможно не ранее 2023 года при условии возобновления роста ВВП наряду с увеличением рынка труда уже со следующего года», – считает Финогенова.

Более того, как считает независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский, «у правительства еще есть в запасе 3–4 года до окончательного массового перехода на новый пенсионный возраст, после чего размер поступлений из бюджета снова будет расти и ПФР с этим не справится, если пенсионная система не сбалансирует расходы и доходы».

Но что с пенсиями? Реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий, но для неработающих пенсионеров. Это не поголовное увеличение выплат.

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб., сообщила СП.

Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2 тыс. руб., или на 14,5%. В проекте бюджета ПФР на следующую трехлетку заложена ежегодная индексация, в ходе которой размер страховой пенсии по старости в 2023 году превысит 19 тыс.

руб., однако снова речь о неработающих пенсионерах.

«Повышение пенсионного возраста необходимо рассматривать в комплексе с решением о гарантированной индексации пенсий на период до 2024 года.

Если бы не это, я уверен, не было бы роста пенсий, существенно опережающего инфляцию.

Правда, долгосрочные последствия этого решения для рынка труда еще в полной мере не оценены», – уточнил замдиректора по науке Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

«В Счетной палате отсутствуют данные о средних размерах пенсий работающих пенсионеров. Такая статистика имеется только в отношении неработающих пенсионеров, поскольку размер их пенсии ежегодно индексируется», – уточнили в ведомстве Алексея Кудрина.

Но работающим пенсионерам ежегодно ПФР проводит перерасчет на основании сведений о сумме страховых взносов. «Например, с 1 августа 2020 года корректировка была проведена в отношении 11,09 млн работавших в 2019 году пенсионеров… По информации ПФР, страховые пенсии данной категории пенсионеров были увеличены в 2020 году в среднем на 192,25 руб.», – уточнила СП.

В ходе преобразований профильные ведомства разъясняли, что никто и не обещал массового увеличения пенсий. Все необходимые оговорки сделал и президент Владимир Путин во время телеобращения к гражданам России в августе 2018-го.

«В целом в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб.», – пояснил тогда глава государства. Судьба полноценной индексации пенсий для работающих пенсионеров до сих пор под большим вопросом.

Так, глава Минфина Антон Силуанов уже разъяснил, как он понимает пенсионную справедливость (см. «НГ» 01.11.20).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч пенсионеров. По сообщению СП, число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 тыс. человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек. Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в серый сектор, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны.

И даже среди неработающих пенсионеров вовсе не все получили разрекламированную прибавку в виде 1 тыс. руб. И в этом случае тоже было сделано важное уточнение – это ориентир для среднестатистического пенсионера.

И в Минтруде, и в ПФР указывали, что прибавка у пенсионеров индивидуальна в зависимости от размера уже получаемых ими выплат (см. «НГ» от 24.06.19). Судя по справке ПФР, чтобы получить в 2020 году прибавку в размере 1 тыс. руб.

, нужно иметь пенсию 15–16 тыс. руб.

Конечно, когда хотя бы у части граждан начинают с опережением увеличиваться пенсии, это уже хорошо. Но такие предварительные итоги ставят все же вопрос: сопоставим ли репутационный ущерб власти с теми «бонусами», которые обеспечила пенсионная реформа?

Кардинального улучшения ситуации пока не заметно, оно точечное. При этом негативных последствий, да и в целом недопонимания между властью и обществом стало больше.

Социологи выявляют, что в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, и в списке негативных факторов граждане упоминают и повышение пенсионного возраста (см.«НГ» от 07.10.20).

Значит ли все это, что стоило выбрать все же другие способы решения пенсионной проблемы?

Источник: https://www.ng.ru/economics/2020-11-08/1_4_8008_pensii.html

Дурная бесконечность: пенсионная реформа в России идет уже 30 лет, и конца не видно

Новое в пенсионной реформе с 2020

Мало того, что государство отбирает у работающих граждан почти четвертую часть, пенсионеры как были нищими, так ими и остались

Одна из самых обсуждаемых новостей недели – заявление депутата Госдумы Сергея Миронова, лидера фракции «Справедливая Россия», о том, что пенсионная система РФ – банкрот, у основной массы граждан отнимают 22% доходов, а достойной старости люди так и не имеют. Поэтому надо восстановить прежнюю, по сути советскую систему.

«Идея пенсионного страхования с помощью специальных фондов провалилась. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который на самом деле невозможно прожить.

С накопительными пенсиями все еще хуже… Поэтому необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, а пенсионные выплаты из доходов граждан направлять туда же.

Во-первых, это снизит риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений, во-вторых, срежет все нецелевые расходы, включая оплату дворцов и раздутого штата ПФР. Наконец, это даст россиянам хоть какие-то твердые гарантии».

Сергей Миронов последователен в критике. В августе 2018 года он назвал закон о повышении пенсионного возраста антинародным. А о ликвидации ПФР говорил еще в октябре нынешнего, после того, как Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о взятках в пенсионной системе:

«Фонд эффективен лишь как полигон для коррупционных схем.

Во всем остальном это ненужный посредник между бюджетом и пенсионерами, который к тому же крайне плохо выполняет свою работу и очень дорого обходится государству… Налогоплательщикам приходится платить дважды – за покрытие дефицита ПФР, и еще больше средств тратить на содержание этой армады… При этом бюджетные миллиарды в ПФР разворовываются, а старикам недоплачивают их и без того нищенские пенсии. Единственный выход из этой абсурдной ситуации: ликвидация фонда и переход к прямым выплатам из бюджета».

А ведь пенсионная реформа началась 30 лет назад, с первого указа о создании Пенсионного фонда. Давно пора забыть о ней. Только у нас она длится и длится, каждый день на слуху. Государственные чиновники постоянно употребляют эти слова – «пенсионная реформа» – не понимая, ЧТО они говорят. Не может что-то постоянно «реформироваться» в течение 20 лет! Оказывается, может. У нас.

https://www.youtube.com/watch?v=NuR1m4ftAGI

Она была абсурдной по исполнению с самого начала. (Или вполне закономерной?)

В 2002 году 70 миллионов граждан получили уведомления. Нас просили указать на бумаге негосударственную «управляющую компанию, заключившую с ПФР (Пенсионным фондом России) соответствующий договор», которой мы доверяем свои накопления, а также указать ИНН данной компании.

Представляете, что думали доярки в деревнях, глядя в эту бумагу? И не только в деревнях, и не только доярки. Многие ли из читающих эти строки знали тогда «управляющую компанию, заключившую с ПФР (Пенсионным фондом России) соответствующий договор»?

Уже через год научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин так определил профессиональный, научный уровень тех, кто разрабатывал реформы c начала века: «Зияющая интеллектуальная пустота и нищета».

Может быть, может быть. Но как-то так получается, что эта «зияющая интеллектуальная пустота и нищета» никогда еще не приводили самих разработчиков к реальной материальной нищете, а совсем наоборот.

В тех уведомлениях было написано: если мы не выберем себе какой-либо негосударственный пенсионный фонд, то наши деньги отдадут «государственной компании, назначенной Правительством Российской Федерации».

Понятно, что абсолютное большинство промолчало. Деньги «молчунов» отдали Внешэкономбанку. Но он не являлся и до сих пор не является банком в юридическом смысле этого слова. У него нет банковской лицензии. Это – государственная корпорация. Разумеется, с разветвленными связями во всех областях государственной и финансово-промышленной системы.

Наши деньги тогда помещали под 6 процентов годовых, а только официальная инфляция была – 11-12 процентов, реальная – примерно 20 процентов. То есть накопления таяли, Пенсионный фонд жаловался (и до сих пор жалуется) на дефицит бюджета, а банки процветали, отдавая эти миллиарды в кредит под более высокие проценты.

Тем не менее, чиновники обещали нам золотые горы. Например, в 2007 году общефедеральная газета напечатала интервью с руководителем Центра стратегических разработок Михаилом Дмитриевым – под громким заголовком «Средний размер пенсии увеличится более чем наполовину». Дмитриева представили как «одного из авторов последнего варианта пенсионной реформы».

То есть реформе уже 12 лет, а нам все еще про «один из последних вариантов»?!

Искренне не понимали и не понимают, что говорят?

Так и господин Дмитриев, ничего не боясь, заявил: « причина — наша демографическая ситуация. И в этом плане Россия сейчас один из чемпионов со знаком «минус». У нас уже сейчас 1,1 работника приходится на одного пенсионера. И это соотношение, согласно демографическим прогнозам, улучшаться не будет».

Во-первых, как бы сказать помягче, большой чиновник, стратег, вводил народ в заблуждение. Или искренне не знал того, что обязан был знать, то есть элементарно не соответствовал должности? В 2007 году занятых было 70,8 миллиона, а пенсионеров – 38,4 миллиона. Итого, 1,84 работника на одного пенсионера.

Во-вторых, исходная логика людоедская. Дескать, зажились наши старики, сидят на шее.

В-третьих, и здесь Дмитриев, как бы помягче сказать, вводил народ в заблуждение. На самом деле в том 2007 году средняя продолжительность жизни у российских женщин была на 10-15 лет меньше, чем в Европе. Америке и Японии. А у мужчин так и вовсе – 61,4 года. То есть мужчины в России получали пенсию 16 месяцев, а потом умирали, и их накопления, сделанные за всю жизнь, вчистую доставались ПФР.

В тот же год вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев простодушно проговорились. Они беседовали с молодежью в летнем лагере на Селигере. И, видимо, расслабились, потеряли контроль.

«Самое время подумать о старости путем создания полноценной семьи, которая должна заботиться о стариках», – сказал Медведев.

«Если ты воспитал нормальных детей, они будут тебе помогать, когда ты состаришься, и без пенсии», – поддержал его мысль Иванов.

То есть не рассчитывайте, ребятки, на обеспеченную старость. Детей рожайте!

Им-то самим, Медведеву, Иванову, Дмитриеву и всем остальным чиновникам можно было не беспокоиться.

Они давно уже придумали себе закон, по которому им полагается пенсия в 75% от зарплаты, а с различными надбавками иногда выходит и до 90%. (У рядовых россиян – 34%).

При высоких зарплатах чиновников и депутатов их пенсии достигают сотен тысяч рублей. Средняя пенсия в России в 2020 году – 15 тысяч. С учетом того, что включает пенсии чиновников в сотни тысяч.

А в тот 2007 год руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев от имени правительства пообещал: «К 2020 году мы догоним Европу, в частности, по показателям заработной платы».

2020 год заканчивается…

Добавлю, что резкое заявление лидера «Справедливой России» Сергея Миронова – ликвидировать ПФР, вернуть пенсионную систему государству – вызвало и возражения, в том числе у специалистов, экспертов. Так, два профессора Финансового университета при правительстве РФ единодушно объявили, что предложение Миронова – это возврат в прошлое, к советской уравниловке, и вообще – тупик.

«Так было в Советском Союзе, сегодня это утопия… Иного выхода нет, это личная ответственность каждого, по таким стандартам живут во всем мире, давно отказавшись от патерналистского подхода к государству как к единственному и незаменимому благодетелю»,

И ведь все правильно. Так весь мир живет. И нам говорили, что пенсионную реформу проводят по общемировым образцам. С виду вроде все как на Западе. А получается как всегда. Живем в пенсионной реформе вот уже 30 лет. Из года в год всё та же заунывная музыка.

Может, как писал незабвенный Михаил Жванецкий, «что-то в консерватории подправить?»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Источник: https://newizv.ru/article/general/23-11-2020/durnaya-beskonechnost-pensionnaya-reforma-v-rossii-idet-uzhe-30-let-i-kontsa-ne-vidno

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.