Новые социальные службы

Социальные службы – это… Понятие, определение, виды служб, цели и задачи организация, особенности выполняемой работы

Новые социальные службы

Социальные службы – это организации, без которых невозможно представить здоровое общество на современном этапе его развития. Они осуществляют поддержку нуждающихся категорий населения, помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В этой статье мы поговорим об особенностях работы социальных служб, их целях и принципах.

Определение

Существует несколько определений, отвечающих на вопрос, что такое социальная служба. Это во многом объясняется тем, что структура социальных служб и их задачи крайне разнообразны, и отразить все в одном определении невозможно. Поэтому рассмотрим самые популярные из них.

Социальные службы – это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих социальную помощь и социальное обслуживание.

Другое известное определение дает более подробную характеристику.

Социальные службы – это комплекс государственный и частных органов управления, учреждений и структур, осуществляющих работу по социальному обслуживанию населения, оказывающих помощь, направленную на преодоление и облегчение сложных жизненных ситуаций представителями общества. Финансирование может производиться из частных или государственных источников.

Из этих определений мы видим, что подобного рода организации призваны осуществлять поддержку населения. Социальные службы, говоря простыми словами, оказывают социальную помощь.

Так называют материальную или психологическую помощь, оказываемую гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на безвозмездной основе.

Иными словами, социальные службы – это такие организации, которые безвозмездно помогают нуждающимся.

Функции организации

Если говорить более конкретно, то основными функциями социальных служб являются: социальная помощь, реабилитация, консультирование и информирование.

Социальная помощь включает в себя:

  • выявление лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, многодетные и т.д.) и поддержку таких граждан;
  • профилактику материального неблагополучия, бедности; оказание услуг на дому лицам, нуждающимся в посторонней помощи (доставка лекарств и продуктов старикам, их транспортировка, лечение и наблюдение за состоянием);
  • помощь детям, оказавшимся без попечения родителей на время или на постоянной основе, устройство таких детей в специальные учреждения;
  • консультирование на базе служб социальной помощи оказывают специалисты в различных сферах. Бесплатно граждан консультируют психологи, юристы и врачи.

Работники таких служб нередко сами осуществляют различные мероприятия и проводят лекции, призванные решить социальные проблемы. Например, проводят курсы оказания первой медицинской помощи, подготовки к браку и рождению детей; приезжают в школы, чтобы рассказать старшеклассникам о перспективных профессиях и вакансиях, актуальных в конкретном районе.

Социальные службы взаимодействуют с другими структурами: школами, больницами, полицией, чтобы выявлять наиболее актуальные проблемы и решать их доступными методами. Подобная практика приносит свои плоды только при условии постоянной поддержки нуждающихся. Отсюда еще одна функция служб социальной защиты – проектирование и реабилитация. В нее входят:

  • Социальная и медицинская реабилитация детей с отклонениями и нестандартным поведением, а также детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в иных сложных жизненных ситуациях.
  • Помощь взрослым, нуждающимся в опеке.
  • Помощь людям с ограниченными возможностями.

Функция информирования заключается в предоставлении гражданам необходимой для разрешения трудных ситуаций информации, помощь специалистов (юристов, врачей, психологов), распространение достоверных медицинских, педагогических и иных знаний.

Взаимодействие с другими структурами

Специалисты частных и государственных социальных служб сотрудничают с полицией, МЧС, больницами и другими структурами и помогают в разработке планов по ликвидации чрезвычайных бедствий и проблем социального характера. Вместе организации находят проблемные точки общества и занимаются решением социальных проблем.

Какой бывает социальная помощь?

Особенность работы социальных служб – это постоянная борьба с самыми разнообразными и разноплановыми проблемами. Для того чтобы достойно справляться с теми или иными бедствиями, соцслужбы должны оказывать помощь различного характера.

Самый простой вид помощи – сбор и передача нуждающимся медикаментов, денежных средств, питания, специальных приспособлений и транспортных средств. Такая помощь называется материальной, для ее оказания необходимо лишь достаточное финансирование.

Население любой страны, как правило, нуждается не только в материальной поддержке, но и в получении достоверных знаний в различных сферах. Соцслужбы призваны оказывать гражданам и такую помощь. Обычно консультация юриста или психолога в социальной службе дешевле, чем в других учреждениях или даже вовсе оказывается бесплатной.

Сотрудники социальной службы патронируют семьи и отдельных граждан, нуждающихся в контроле и особенном внимании со стороны государства.

Соцслужбы предоставляют приют или временное жилье для нуждающихся лиц.

Как получить помощь социальной службы?

Федеральный закон РФ №442 регулирует деятельность соцслужб и устанавливает порядок оказания помощи.

Чтобы получить социальную помощь, необходимо заполнить заявление непосредственно в социальной службе или отправить его по электронной почте.

Заявление может заполнить сам гражданин, нуждающийся в помощи, его представитель или иной заинтересованный гражданин. Социальная помощь полагается далеко не всем гражданам.

Чтобы ее получить, нужно оказаться в рамках определенных жизненных обстоятельств:

  • Социальная помощь оказывается гражданам, частично или полностью утратившим способность осуществлять самообслуживание, инвалидам или гражданам, опекающим инвалидов.
  • Помощь оказывается семьям, в которых проживают дети с проблемами в социальной адаптации или проблемами со здоровьем.
  • Помощь полагается многодетным семьям или семьям, временно потерявшим возможность обеспечения ухода за ребенком.
  • Поводом к оказанию социальной поддержки является наличие внутрисемейной проблемы, мешающей развитию и воспитанию детей (болезнь одного из членов семьи, наркотическая или алкогольная зависимость, семейное насилие и т.д.);
  • Потеря места жительства, работы и иные материальные трудности.

При этом данный список далеко не исчерпывающий. Федеральный закон предоставляет социальным службам возможность на свое усмотрение определять, насколько человек, оказавшийся в отличных от указанных выше обстоятельствах, нуждается в помощи.

На рассмотрение заявления уходит пять рабочих дней. После истечения заявитель получает письменное или электронное письмо о признании его нуждающимся в социальном обслуживании или об отказе в получении данного статуса.

Но что делать, если ситуация требует немедленного решения и почти недельное промедление может стать фатальным? Для особых случаев создана система срочного рассмотрении заявлений, решение по которым принимается незамедлительно.

Подтверждение оказания услуг

После рассмотрения заявления и подтверждения статуса нуждающегося в социальной помощи, между социальной службой и гражданином заключается договор о предоставлении услуг, где подробно описывается форма оказания помощи, ее временные рамки и услуги, входящие в нее. На заключение договора обычно уходит не больше 24 часов.

Принципы работы

Как у любой организации, у социальных служб есть свои принципы, по которым ведется работа.

Это равный доступ всех слоев населения к помощи, независимо от национальной принадлежности, пола, религии и иных факторов, а также адресность в оказании помощи, добровольность и конфиденциальность.

Цели

Целью работы социальной службы является решение острых социальных проблем: бедности, неблагополучия в семье, нарушения законов Российской Федерации. Для решения данных проблем сотрудники стараются не только оказать материальную помощь или помочь единоразово, но и поддерживать человека в дальнейшем, помогая ему разобраться с причинами его трудной жизненной ситуации.

Особенности работы

Социальные работники постоянно взаимодействуют с людьми, стремясь помочь им в самые непростые моменты их жизни. Поэтому от сотрудника социальной службы требуются в первую очередь высокие моральные качества. Социальный работник должен быть понимающим и терпеливым, но при этом твердым и умеющим отстоять свою позицию.

В такой работе необходимо умение находить подход к различным категориям населения, должна быть присуща эмпатия, желание помочь и умение сдерживать эмоции тогда, когда этого требует ситуация. По словам тех, что работал в этой сфере, работа очень напряженная и тяжелая в эмоциональном плане.

Выбирая такую профессию, нужно быть готовым к постоянному взаимодействию с людьми разных принципов и социальных слоев.

Источник: https://FB.ru/article/416476/sotsialnyie-slujbyi---eto-ponyatie-opredelenie-vidyi-slujb-tseli-i-zadachi-organizatsiya-osobennosti-vyipolnyaemoy-rabotyi

«Такого работающего механизма кроме Москвы нигде нет»: Павел Келлер — о новом стандарте надомного обслуживания

Новые социальные службы

На сегодняшний день в соцзащите Москвы работает более 40 тысяч человек, из которых 7 тысяч — социальные работники. Каждый день они заботятся о незащищенных жителях Москвы, помогают с решением бытовых вопросов, оказывают адресную помощь.

Особенно заметной их работа стала в период пандемии коронавируса, которая словно лакмусовая бумажка вывела на поверхность значимость работы сотрудников социальных служб.

В 2020 году Москва изменила перечень соцуслуг и их стандартов: теперь они ориентированы на индивидуальные потребности каждого человека. Также начался переход от заявительного к проактивному принципу оказания социальных услуг, которые предоставляются после функциональной диагностики.

Подробнее об этом рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Анатольевич КЕЛЛЕР.

— Павел Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о глобальных изменениях в сфере социального обслуживания на дому, которые произошли в Москве за последние полгода?

— Прежде чем начать разговор об изменениях, важно рассказать, что представляет собой сфера социального обслуживания.

На сегодняшний день в Москве более 7 тысяч социальных работников оказывают социальные услуги на дому примерно 128 тысячам москвичей. Конечно, в каждом случае это различные услуги и в итоге — различный объем оказываемой помощи.

Порой это только доставка продуктов или уборка квартиры, но в некоторых случаях потребность в помощи заключается в приготовлении пищи, кормлении и проведении гигиенических процедур.

— Казалось бы, простая и понятная мысль: каждому человеку необходим индивидуальный набор услуг, но как его определить?

— Именно на этот вопрос мы попытались ответить в этом году, проведя большую подготовительную работу. Безусловно, те изменения, которые происходят в сфере социального обслуживания, и тем более в сфере предоставления социальных услуг на дому, должны быть просты и понятны.

Надеюсь, и рассказ о них получится тоже простым и понятным.

В числе основных изменений: упрощение процедуры обращения за получением социальных услуг на дому, новый механизм определения необходимого объема услуг, новый перечень этих услуг и их стандарты, а также начало работы с использованием проактивного подхода.

— Расскажите, пожалуйста, обо всем по порядку.

— Итак, с 1 января за получением социального обслуживания на дому можно обратиться в ближайший центр госуслуг «Мои документы». Для москвичей обращение туда давно уже стало не только привычным, но и удобным. Теперь здесь можно решить и вопрос предоставления социальных услуг на дому.

Кроме того, мы максимально сократили перечень документов, которые необходимо предоставить для получения социальных услуг на дому.

К примеру, от одиноких москвичей требуется только заявление и паспорт, а для тех, кто проживает в семье или имеет близких родственников, дополнительно потребуются документы, подтверждающие их доходы.

Также необходимо будет обозначить обстоятельства, по которым они не могут выполнять обязанности по уходу за своими родственниками.

После подачи документов необходимо определить объем необходимой человеку помощи. Как раз механизм определения этого объема абсолютно новый и выполняют его новые для нашей системы сотрудники: социальные инспекторы.

Итак, после обращения в центр госуслуг за получением помощи на дому должен состояться визит социального инспектора, который проведет процедуру функциональной диагностики.

Эта процедура достаточно сложна, но именно она позволяет нам в каждом конкретном случае установить способности человека к выполнению простых и сложных действий, а также определить наличие риска падения.

Для того чтобы представить, о чем идет речь, приведу несколько примеров. К простым действиям относится прием пищи, к сложным — приготовление пищи; к простым — подъем по лестнице, к сложным — пользование транспортом. Сразу же хочу внести ясность: никто не будет заставлять бегать по лестнице или ждать, когда человек приготовит пищу и затем проверять ее на вкус.

Есть маленькие секреты, которые позволяют нам делать подобные выводы, не прибегая к таким вещам. В тоже время хочу подчеркнуть, что эта работа с опросом не имеет ничего общего. Если у человека имеются сложности с выполнением простых или сложных действий, это свидетельствует о наличии так называемых функциональных дефицитов.

Именно эти социальные дефициты соцслужбы и должны компенсировать.

Иными словами, наша задача должна заключаться в помощи выполнения человеком тех действий, которые он не может в полной мере осуществить сам. Пожалуй, именно в этом основная суть произошедших изменений. Мы стремимся предоставлять социальные услуги, которые нужны в каждом конкретном случае, а не оказывать стандартный набор услуг всем, кто получает социальные услуги на дому.

При этом объем таких услуг, выраженный в часах, может составлять от нескольких часов в неделю до пяти часов ежедневно.

Сама же функциональная диагностика заменила работу комиссии при районных отделах соцзащиты, которая составляла акт обследования материально-бытовых условий проживания, необходимый ранее.

Теперь на дом выйдет только социальный инспектор, других посещений не потребуется.

— Итак, по итогам функциональной диагностики выявлен функциональный дефицит, которые нужно компенсировать социальным службам. Каковы дальнейшие действия соцработников?

Теперь в отношении каждого простого и сложного действия, которое человек не способен совершать самостоятельно, назначается конкретная социальная услуга. Их перечень и стандарты мы полностью пересмотрели.

Иными словами, теперь мы выполняем или помогаем выполнять только те действия, которые человеку не под силу. Так мы формируем в каждом случае индивидуальный набор услуг, необходимый в конкретной ситуации.

При этом набор условно гарантированных услуг был существенно расширен. К примеру, ранее такие услуги, как сопровождение на прогулку, приготовление горячей пищи, межсезонная комплексная уборка квартиры предоставлялись за плату. Теперь же, при невозможности жителям города самостоятельно выполнять такие действия, ему могут быть предоставлены эти социальные услуги бесплатно.

Теперь услуги назначаются автоматически, так как каждому функциональному дефициту соответствует компенсирующая услуга. Это позволяет нам формировать единый подход к определению объема помощи на дому по всему городу. Звучит нескромно, но такого работающего механизма в стране больше нигде нет.

Что же касается стандартов социальных услуг, мы максимально подробно их описали. Теперь в отношении каждой услуги понятен набор действий, который ее составляет. Указано время, необходимое как на оказание услуги в целом, так и на выполнение каждого действия.

Также имеется указание на кратность и периодичность предоставления социальных услуг, при этом при определении кратности мы ушли от таких формулировок, как, например, «до трех раз в неделю».

Показатели теперь вполне конкретные и позволяют понять гарантированный объем помощи при назначении той или иной услуги.

Но для нас важно не только корректно определить объем необходимых услуг на дому, но и установить круг потенциальных получателей такой помощи. Это позволит предложить поддержку человеку, не дожидаясь его обращения.

— В этом заключается проактивный подход в вашей работе?

— Да, мир вокруг нас активно меняется, формируя огромный массив данных, которые хранятся в различных информационных ресурсах. Мы прекрасно представляем себе «портрет» москвича, который сегодня получает услуги на дому, что позволяет нам обращаться к большим данным с запросом по конкретным параметрам.

При этом мы используем такие критерии, как возраст, состояние здоровья, инвалидность, а также, к примеру, частоту пользования общественным транспортом и посещения поликлиник.

Например, частое пользование общественным транспортом говорит о том, что наша помощь вряд ли нужна, а прекращение пользования социальной картой москвича, наоборот, может быть сигналом о наличии проблем, решение которых может потребовать нашего участия. Поэтому мы выйдем с инициативой о помощи, не дожидаясь обращения за ней.

Кроме того, мы выстраиваем взаимодействие с медицинскими организациями. Это позволяет выявлять пациентов, которым понадобится надомный уход, на этапе выписки. И к моменту возвращения человека домой решать необходимые формальности, чтобы помощь пришла вовремя.

— Расскажите, пожалуйста, о новом стандарте надомного обслуживания подробнее.

— Помимо нового перечня и стандарта социальных услуг, мы существенно изменили подходы к предоставления отдельных услуг, ориентируясь на новые возможности и технологии. К примеру, раньше соцработник доставлял продукты до восьми раз в месяц.

Это было обусловлено тем, что продукты носили в руках или с использованием тележки, а по требованиям охраны труда есть ограничения по весу: 7 и 10 килограммов соответственно. Сегодня, с развитием дистанционной торговли, можно заказывать продукты на дом практически без ограничения по весу. Мы считаем, что работать нужно в ногу со временем.

Новые стандарты как раз предусматривают необходимость использования при доставке продуктов на дом дистанционных серверов. Теперь соцработник создает личный кабинет для каждого своего подопечного в выбранном им интернет-магазине или сразу в нескольких. Затем формирует заказ и назначает дату и время, когда приедет курьер.

Способ расчета каждый подопечный также выбирает сам: наличными или по карте. Аналогичный подход используется и при организации оплаты за жилое помещение и коммунальных услуг.

Важно отметить, что все соцработники были обучены предоставлению соцуслуг по новому стандарту.

Это оказалось особенно важным и удобным в период пандемии, когда доставка продуктов осуществлялась преимущественно бесконтактно.

Безусловно, использование новых стандартов позволяет экономить время социальных работников, которое теперь используется для оказания социальных услуг, ранее предоставляющихся за плату.

— Как эти перемены оказались на деятельности соцработников и их подопечных?

— Перемены происходят в нашей системе постепенно. Сегодня новый порядок, перечень, стандарты социальных услуг распространяются на тех жителей, которые были признаны нуждающимися в получении таких услуг после 1 января 2020 года.

Более 15 тысяч москвичей уже имеют новую индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Соцработники оказывают ту помощь, которая нужна, при этом акцент в их работе смещается с доставки к оказанию помощи именно на дому.

Это означает, что теперь они могут больше времени проводить с подопечными, общаться с ними, что порой гораздо более важно.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник: https://dszn.ru/press-center/news/4083

�������������� ���������������� ������������ ������������������ ������������������ ���� ����������������������

Новые социальные службы

C������������������ ������������ ������������ ���������� ������������������ ������ ��������������, ������������������ ������������ ���������������� ���� ������������������ ������ ������������ ������ �� ������������������������������, ������ �� �� �������������� ������������������.

����������������, �������������� ���������� ���� �������������������� �������������������� ������������ (����������������, ���� ������������������-������������������ ��������������, ������������������������ ������������������), ������������ ����������������, ������ ���� ���������������� – �� ������������������ ������������������������������ �������������������� ������ �� �������������������� �������������������� �������������� ����������������. ������ ����������������, �������������� �������������� ��������������, ���������������������� ������������������ ������������ ��������������.

������������������ ���������������������������� ���������� �������� ���� ���������������� – ������������ �������������� ���� ������������������������. ��������: ipopba / iStockphoto

�� 1 ���������������� ���������������� �� �������� ����������, ���������������� ���������������� ������������������������ ����������������������, �������������� �� �������������������� ����������, �������������� �� �������������������������������� ���������������� ������������ �� ��������������. ������������������������ ���������� ���������������� ������������������������ ���������������������� ������������ ���� ���������� ������������������������. ������ �������������������� ������������������������ ������������������ (���� ���������������������� ��������������������������), ������������������-������������������ ��������������, ���������������� ������������������������ ���������������������� ������������, ������������, �������������������� �������������������� �� ������������������ ������������������.

�� �������������� ����������������, ������ ���������������� ���� ���������������� ���������������� ������������ ���������������� ������������ ������������ ����������������������. ���������� ������������������ ���������������������� ���� ���������������������� ����������������.

�� ������ ������������ �������������� �������������� ���������� ���������������������� ������ ���������������������������� ������������������������������, ���� ���������������� ������, ������ ������������������ ������������ �������������� ���������������� ������������.

�������������������� ���������������� ���������������������� �� �������������� ���������������������������� ���� �������������������� ������������������. ���������������� ������ ������������ ���������� ��������������.

������������ ���������������������� ���������������� �������������� �������� ���������������� �� �������������� ���������������������� ����������������������.

������ ����������������, �������������� �������������� ��������������, ���������������������� ������������������ ������������ ��������������.

�� �������� ������������ ������������������ ���������������������������� ���������������� ���� ���������������� – ������������ �������������� ���� ������������������������.

������ �������� �������������� �� ������������������������������ ������������������������ ���������������������� ������������ ���������� �� ���������������� ������������������������������. �� �������������� ����������������������, ������ ������������������, ���������������������� �� ������������������������ �� ����������������������, ���������������������� ���� ������������ ������.

���������� ��������, ������������ ������������ ������������������ �� ������������������������ ������������������������ ��������������������, �� ���� ������������ ���� ������������ �������������������� ������������������������, ������ ������������.

“������ ���������������� ������������ ���������������� ���������������������������� ���������������� ���������������������������������� ���������������������� ������ ������������ ���� ���������� ����������������, ������ ������������������������ �������������������� ��������������������”, – ���������������� �� ������������������������.

������������ ������������������ ���������������� ���� ���������� 2021 ��������. ���� ���������� �������������� ���������� ���������������������� �� �������������� ���������������������� ��������, �������������������� ���������������� ��������������. ���� ���� ���������� ���������������� ���������������� ��������������������������.

������������ �� ������ ���������� ���������������������� �� ���������������� �� ���������������� �������������� ����������������. ���������� ���� ���������������������� ������������ ����������������������������.

���� ������������������������������ �������������������� �� 2021 �������� �� ������������������ ������������ �������������� 28 ����������������, �� �� 2022 �������� �� ������ �������������������������� ������ 15.

������ �������� �������������� ���������� ����������������, �������������� ������������ �������������������������� �������������� ���������������������� �� ������������ ������������������, ������������������ �� ���������������������� ���������������� ������ ������������������������������, ������������������������ �� ��������������. �� ���������� ���������� ���������������������������� – �������������������� ������������������������ ���� �������� �� �� ����������������������������. �� �������� ���������� ���������������������������� ������������ ���������������������� ������ �� 2014 ��������, ���� �� ������������ �������������� ���������� ������������������������ ���������������� ������������. ������-���� ���� �������������������� ������������������ 80% ���� ������������ ���������� ���������������������� �������������������� ����������, �� ������-���� ���������� 5%.

������������ ������������������ ���������������� ���� ���������� 2021 �������� �� 28 ����������������, �� �� 2022 �������� �� ������ �������������������������� ������ 15

�������������������� �������������������� �������������� ������������������������ ���������������� �������������� ���� ���������������������� �� ���������������� ���� �������� ���������������� ����������������������.

“���������� ������������ ���������������� ���������������������� �������������� ���� ���������������� ������������ �� ���������������������� �� ���������������� ���������������� ���������������������� ����������, ���� �������� ���� ���������������� �� ��������������������.

���������� ���������������� �������������������� ���������������������������������� ���������������� �� ����������������: �������������������� ���������������������������������� ���������������������� ���� �������������������� ������������ �� ���������������� ������������������ ������������������ ������������������, �������������������� �������������� ������������������ ���� ���������������������������������� ���������� �� ������������������������������, ������ ���������������� �� ��������������������������. ������������ ���������������� ���������������������������������� ������������������������ ������������ �������� ���������������� �� �� ���������������� �������� ���������������� ������������������������������, �� ���� ������������������������ �������������� ������������ ������ ���������������������� ����������������”, – ���������������� �� ����������-������������ ������������������.

���������� ������������ ���� �������� ������. �� ������ ������������������, �������������� ���������������� ������������������������ ������������������, ���������� ���������������������� �� 2021 ���� 2024 ��������.

������������

�������������������� �� ���������������� ���������������� �� ������������ ������������������ ���������������� ���������������� ������������������ ������������������������������ ���������������������������� ���������������������� (������).

���������������� �������������������� ������������ �������������������� ������������ ���������������� ����������������, ������������������������������ ������. ���������������� ���������������� ������ �������������������������� ��������������������.

���������������� ���������������� �� ���������� ������������������������������ ���������������� ������������ ���� �������� ������������������������: ������������������-������������������ �������������� �� ���������������� ������������������������ ���������������������� ������������.

���������������� ���������������������� ���������� ���������� ���� ����������������. ������ �������� ���������������� ������������ �������������������� �������� �������������������� ������������ ������������������ �������������������������������� ������.

���������������� ���������������� ������������ ���������������������������� ����������������������, �������������� ������������������ �������� ����������������������-���������������� ������������ ���� �������������������� ���������� ���������������� ���������������� ���� �������������������� ������������ �������� ������ ����������. ������ �������� ������ ���� ������������ �������� ������������������������ ���������������� �� ���������� �������������������������� ���� �������������� �� ������������. ������������ ���������� ���������������������� ������������ �������� ���������������� �� ������������ ���������������������� ����������������, �������������������������� �� �������������� �������������������������������� ����������������������, ���������� �� ���������� ������ ������������������������ ���� ��������������������-������������������ ���������������� ���������������������������������� ��������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/08/31/chastnye-kompanii-smogut-okazyvat-socuslugi-za-gosudarstvo.html

Откажут от дома: соцработники не будут помогать гражданам с опасными болезнями

Новые социальные службы

Соцработникам разрешат отказываться от помощи гражданам на дому, если у них выявлены острые инфекционные заболевания, психические расстройства, тяжелая форма туберкулеза или онкологии. Как выяснили «Известия», такой законопроект в декабре может принять Госдума.

Его поддерживает правительство, положительное заключение которого есть в распоряжении «Известий», а также соцработники, которые уже пострадали от COVID-19. В парламентских фракциях к инициативе относятся неоднозначно и считают, что она решит лишь часть проблемы.

Эксперты считают, что заменить сотрудников социальных служб будет некому и больные граждане в итоге могут остаться без помощи.

Спасти здоровых

По информации «Известий», в декабре Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменения в ст. 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Документ предлагает разрешить социальным работникам отказываться от услуг на дому гражданам, если они страдают тяжелыми заболеваниями.

В том числе открытой формой туберкулеза, лепрой, острыми инфекционными заболеваниями, онкологией, психическими расстройствами, эпилепсией, гангреной и хроническими кожными болезнями. При этом отказ в предоставлении социальных услуг, согласно тексту законопроекта, возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

Если гражданин получит заключение, подтверждающее его «безопасность», предоставление социальных услуг будет возобновлено.

— О таких изменениях в законодательстве нас просили сами социальные работники, которые опасаются за свое здоровье и жизнь. У нас есть граждане, которым положены услуги социального обслуживания на дому. При этом они могут иметь опасные инфекционные заболевания.

По идее, такие лица должны находиться в специализированных учреждениях и получать соцподдержку там, — объяснил «Известиям» причины для разработки законопроекта его автор, глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

По словам парламентария, этот вопрос уже урегулирован для стационаров медучреждений, для которых перечень опасных заболеваний устанавливает Минздрав. Поэтому по аналогии было предложено разрешить и эту ситуацию.

— В некоторых регионах она уже урегулирована на местном уровне, но учитывая, что это проблема федерального уровня, нами был разработан такой законопроект, — сказал парламентарий, отметив, что инициатива появилась задолго до эпидемии коронавируса.

Положительное заключение на законопроект уже дало правое управление Госдумы. Правительство также поддерживает инициативу, однако предлагает ее доработать.

«В законопроекте отсутствуют положения, определяющие форму и порядок выдачи заключения, на основании которого возможно возобновление предоставления указанных социальных услуг.

В целях обеспечения реализации предлагаемых изменений представляется необходимым предусмотреть положение, закрепляющее за федеральным органом исполнительной власти полномочие по определению формы и порядка выдачи такого заключения», — говорится в заключении кабмина.

Также в правительстве считают целесообразным предусмотреть возможность применения указанного заключения для возобновления предоставления социальных услуг в стационарной форме.

Законопроект поддержать можно, но он решит лишь одну часть проблемы, отметил первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

— Мы защитим соцработников, но кто тогда будет оказывать помощь этим людям? Надо будет тогда создать специальную службу, которая взяла бы на себя социальные функции, — пояснил депутат «Известиям».

Аналогичного мнения придерживаются в КПРФ.

— В этой инициативе есть резон, но если больному человеку некому оказать помощь, мы же не можем его бросить. Миллионы женщин и мужчин в России живут в одиночку. Пришли врачи — посмотрели, вылечили, а кто ему продукты купит? — задается вопросом представитель фракции, глава комитета Госдумы по региональной политике Николай Харитонов.

В ЛДПР законопроект поддерживают, поскольку он подготовлен ее депутатами. В «Единой России» мнения пока не сформировали — фракция планирует более детально изучить текст документа.

Минное поле

Сами соцработники отмечают, что инициатива правильная: контактируя с больными, они могут стать разносчиками заболеваний, если речь, например, идет о COVID-19.

— Наши соцработники все эти месяцы не прекращая оказывали услуги. Некоторые из них заразились, покупая продукты, используя транспорт и так далее.

Думаю, их нужно оградить от заражения, так как они могут быть разносчиками инфекции после посещения больного и заражать других пожилых людей и своих коллег, — пояснила «Известиям» президент Союза социальных педагогов и социальных работников Антонина Дашкина.

По ее мнению, было бы правильно сначала вылечить больных граждан силами медиков — врачей и медсестер. Тем более соцработники не имеют медицинского образования и могут нанести вред как заболевшему, так и окружающим.

— Мы давно получали тревожные сигналы от соцработников, что их вынуждают продолжать обслуживание, несмотря ни на что. Так что я думаю, мы должны стоять на защите интересов как населения, так и социального работника, — отметила она.

Иной точки зрения придерживается заведующий кафедрой социальной и реабилитационной работы Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Михаил Фирсов.

— Мне кажется, это неправильная инициатива, так как для этого в России должны появиться социально-геронтологические работники. Например, в США их уже 140 тыс. человек. А у нас только в Москве 3 млн пенсионеров — кто окажет им помощь в случае болезни? Медики этим заниматься не будут, — заявил он «Известиям».

Эксперт признал, что — в отличие от западных стран — такая деятельность в России сейчас ведется «как на минном поле», так как никакой информации о человеке, к которому идет соцработник, а также о том, какими болезнями он страдает, нет.

Источник: https://iz.ru/1087353/natalia-bashlykova/otkazhut-ot-doma-sotcrabotniki-ne-budut-pomogat-grazhdanam-s-opasnymi-bolezniami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.