Новый срок выхода на пенсию в россии

Таблица выхода на пенсию с 2019 года (по годам)

Новый срок выхода на пенсию в россии

Пенсионная реформа в России началась с 1 января 2019 года, а первым изменением, которое затронуло граждан РФ, стало повышение пенсионного возраста (см. таблицу).

Соответствующий закон, которым утверждено увеличение сроков выхода на пенсию для россиян на 5 лет для мужчин и для женщин, был рассмотрен и принят депутатами Государственной Думы в заключительном третьем чтении 27 сентября 2018 года. 3 октября 2018 г.

закон № 350-ФЗ был подписан Президентом В. Путиным. С текстом самого закона можно ознакомиться далее:

Закон предусматривает корректировку пенсионного возраста с 2019 года по следующей схеме:

  • для женщин «продлить период трудоспособности» до 60 лет вместо установленных сейчас 55 (повышение составит 5 лет);
  • для мужчин перенести срок выхода на пенсию до 65 лет вместо предусмотренных ранее 60 (увеличение на 5 лет).

20 мая 2020 года стало известно, что Правительство рассматривает возможность досрочного выхода на пенсию тем, кому до наступления пенсионного возраста 3 года и менее. Подробнее об этой инициативе можно прочитать в статье по ссылке.

Все изменения, которые установлены законом, касаются только тех, кто должен был выходить на пенсию после 1 января 2019 года (см. таблицу по годам рождения).

Тех, кто уже на пенсии, эти изменения не затронули (даже наоборот — средства, сэкономленные от повышения пенсионного возраста, будут направлены непосредственно на увеличение пенсий — с 2019 года прибавка будет составлять в среднем на 1000 рублей в год).

Как будет повышаться пенсионный возраст

Законом устанавливается поэтапное изменение периода трудоспособности — ежегодное увеличение с шагом в 1 год.

Это значит, что, уже начиная с 2019 года, для мужчин и женщин будет увеличиваться значение пенсионного возраста, пока оно не достигнет установленных новым законом величин. Для сравнения — пенсионный возраст в других странах мира. С учетом принятой поправки от Президента В.

Путина по смягчению пенсионной реформы, в первые два года будет предусмотрен льготный выход на пенсию — на 6 месяцев раньше, чем предусматривал первоначальный правительственный законопроект.

График предлагаемых поэтапных изменений с учетом предложения В.Путина приводится в таблице ниже:

ГодПенсионный возраст в России для мужчин / женщинУвеличение относительно старого законаВозраст выхода на пенсию
2019+0.560.5 / 55.5
2020+1.561.5 / 56.5
2021+363 / 58
2022+464 / 59
2023 и т.д. годы+565 / 60

Таким образом, в течение предстоящих 5 лет у мужчин и женщин будет так называемый «переходный период», при котором период трудоспособности будет постепенно увеличиваться с шагом «по 1 году в год» (кроме первых двух лет действия закона), а начиная с 2023 года для них окончательно установятся предусмотренные законом значения — 65 и 60 лет.

Таблица повышения пенсионного возраста в России по годам рождения

Так или иначе, предлагаемые изменения будут касаться всех женщин, начиная с 1964 года рождения, и мужчин 1959 года и моложе, так как до 1 января 2019 года они еще не успеют выйти на пенсию по старым, действующим сейчас нормативам — в 55 и 60 лет.

Женщины, родившиеся в период с 1964 по 1967 года, и мужчины 1959-1962 годов рождения попадут под действие переходных положений, предусмотренных новым законом. Это означает, что для них будет установлено промежуточное значение возраста, а не окончательное (60 и 65 лет).

Таблица выхода на пенсию по годам рождения для мужчин и женщин в течение переходного периода представлена ниже:

МужчиныЖенщиныКогда выйдут на пенсиюДата рожденияПенсионный возрастДата рожденияПенсионный возраст
I полугодие 1959 г.60.5I полугодие 1964 г.55.5II полугодие 2019
II полугодие 1959 г.II полугодие 1964 г.I полугодие 2020
I полугодие 1960 г.61.5I полугодие 1965 г.56.5II полугодие 2021
II полугодие 1960 г.II полугодие 1965 г.I полугодие 2022
1961631966582024
1962641967592026
1963651968602028

Таким образом, для всех мужчин после 1963 года рождения и женщин моложе 1968 года граница периода трудоспособности будет установлена в окончательном его значении — они будут выходить на пенсию в 65 и 60 лет, промежуточные положения для них уже действовать не будут.

Таблица выхода на пенсию для учителей и медработников

Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., подписанный Президентом В. Путиным, предполагает также изменение границ периода трудоспособности для граждан, которые имеют право на ее досрочное оформление. В частности, такие корректировки затронут педагогов и медиков.

Согласно старому закону, они имели право выйти на пенсию досрочно при получении необходимого количества лет стажа — 25-30 лет в зависимости от места работы.

В рамках нового закона все требования к стажу по этим профессиям останутся прежними, но оформить пенсионные выплаты можно будет только через 5 лет после приобретения нужного стажа.

Начиная с 2019 года для этих категорий работников также будет проходить переходный период, в течение которого ежегодно граница периода трудоспособности будет переноситься на год относительно предыдущих сроков. Определить график выхода на пенсию по новому закону можно исходя из данных, представленных в таблице ниже:

Год получения требуемого спец. стажаПеренос срока досрочного назначения пенсииГод выхода на пенсию
2019+ 0,5**2020
2020+ 1,5**2022
2021+ 32024
2022+ 42026
2023 и следующие годы+ 52028 и далее ежегодно

Примечание: ** Согласно поправке, предложенной Президентом В. Путиным, граждане, которые должны были по старому закону оформлять пенсию в 2019 и 2020 гг., смогут это сделать на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Таким образом, начиная с 2019 года право на оформление досрочной пенсии учителя и медики могут приобрести только через определенное количество лет после получения требуемого специального стажа:

  • через 0,5-4 лет в течение переходного периода (с 2019 по 2022 годы);
  • через 5 лет после приобретения необходимого стажа, начиная с 2023 года.

График ухода на пенсию для работников Крайнего Севера

Повышение пенсионного возраста затронет и будущих получателей «северной пенсии». Ранее право на досрочное оформление пенсионных выплат северяне имели при достижении 50 лет (женщины) и 55 (мужчины).

Новый закон предусматривает для них увеличение периода трудоспособности тоже на 5 лет (т.е. до 55 и 60 лет). Кроме того, для них аналогичным образом будет предусмотрен и переходный период с 2019 по 2023 г.

Определить год выхода на пенсию для северян по новым правилам можно на основании данных, представленных в таблице ниже:

МужчиныЖенщиныКогда выйдут на пенсиюДата рожденияПенсионный возрастДата рожденияПенсионный возраст
I полугодие 1964 г.55.5I полугодие 1969 г.50.5II полугодие 2019
II полугодие 1964 г.II полугодие 1969 г.I полугодие 2020
I полугодие 1965 г.56.5I полугодие 1970 г.51.5II полугодие 2021
II полугодие 1965 г.II полугодие 1970 г.I полугодие 2022
1966581971532024
1967591972542026
1968601973552028

Таким образом, мужчины 1964-1967 и женщины 1969-1972 годов рождения попадают под действие переходных положений — для них «период трудоспособности» увеличится на 0,5-4 лет. Мужчинам и женщинам, родившимся соответственно, начиная с 1968 и 1973 года, уже будут установлены окончательные значения сроков пенсионного возраста — 60 и 55 лет.

Источник: http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma/tablica-vyhoda-na-pensiyu-po-godam/

Эксперт назвал условия для повышения пенсий – МК

Новый срок выхода на пенсию в россии

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения.

Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет.

В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить.

Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.

— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы.

К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе».

Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.

mintrud.gov.ru

— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам).

В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%.

Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось.

Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц.

За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию.

При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов.

Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее.

По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной.

Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов.

Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»).

В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий.

В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста.

Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста.

Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается.

В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.

pfrf.ru

— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов.

В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов.

Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам.

Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства. 

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной.

Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше.

В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом.

Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений.

Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты.

Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет.

По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей.

В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/12/06/ekspert-nazval-usloviya-dlya-novogo-povysheniya-pensionnogo-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.