Нуждаемость в социальном обслуживании

Нуждаемость в социальном обслуживании и отказ от получения услуг

Нуждаемость в социальном обслуживании

Признание нуждаемости в социальном обслуживании населения, закрепленное на законодательном уровне, в различных субъектах РФ имеет ряд отличий. В этом материале приведены общие критерии нуждаемости в социальных услугах, а также критерии, прописанные в законодательных актах Оренбургской и Курской областей. Кроме того, ниже рассмотрены условия отказа от получения набора социальных услуг.

Признание нуждаемости получателя в социальном обслуживании

Статья 15 ФЗ РФ от 28Л 2.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) определяет понятие «нуждаемость гражданина в социальном обслуживании», с помощью которого можно определить возможность или невозможность получения гражданином социальных услуг.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, в случае если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
  • Также индивидуальная нуждаемость в социальных услугах определяется наличием ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, с лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного месте жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Нуждаемость получателя в социальных услугах может быть обусловлена отсутствием работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Обстоятельства нуждаемости в социальных услугах в Оренбургской области

Например, согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 31.10.2014 г. № 828-п «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан» к числу «иных обстоятельств» отнесены:

  • наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), освобожденных из учреждении уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • ущерб здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм), полученный вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц;
  • утрата жилого помещения или имущественные потери в жилом помещении в результате пожара, наводнения, стихийного или иного бедствия, произошедших в жилом помещении (жилом доме, части жилого дома, квартире, части квартиры, комнате), если заявитель был зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в указанном жилом помещении на момент происшествия.
  • Также обстоятельством, обуславливающим нуждаемость в социальном обслуживании, является необходимость проезда к месту лечения за пределами Оренбургской области по направлению или рекомендации органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и (или) несения расходов на оплату проезда и проживания лица, сопровождающего заявителя, при условии, что среднедушевой доход заявителя (его семьи) не превышает 200% от величины прожиточного минимума, установленной в Оренбургской области на душу населения, а также при отсутствии права на соответствующую государственную социальную помощь как в натуральной, так и в денежной форме в соответствии с ФЗ РФ от 17.07.1999 г. JV® 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Обстоятельства, обуславливающие нуждаемость в социальном обслуживании в Курской области

Источник: https://progavrichenko.ru/socialnaya-zashhita/nuzhdaemost-v-socialnom-obsluzhivanii-i-otkaz-ot-polucheniya-uslug.html

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

Нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НУЖДАЮЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативным правовым актом Правительства Свердловской области признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

К заявлению о предоставлении социального обслуживания прилагаются документы, подтверждающие нуждаемость гражданина или несовершеннолетнего ребенка в социальном обслуживании:

1) документ, удостоверяющий личность, или справка о постановке на учет в органах внутренних дел (для лиц, освобожденных из мест лишения свободы), или справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, подтверждающей факт утери документов в результате стихийного бедствия (для лиц, лишившихся документов в результате стихийного бедствия);

2) документ, подтверждающий полномочия представителя, и документ, удостоверяющий его личность, в случае обращения с заявлением через представителя;

3) свидетельство о рождении ребенка (при обращении родителя (иного законного представителя);

4) справка с места жительства с указанием состава семьи (за исключением ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, находящегося под надзором в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

5) заключение медицинской организации о наличии заболевания или травмы, повлекших полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности (в случае наличия заболевания или травмы, когда заявителю не установлена инвалидность); Форма медицинского заключения утверждена приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 25.10.2016г. №1909-п;

6) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (в случае наличия инвалидности) гражданину и (или) членам его семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

7) индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (в случае наличия инвалидности) гражданину и (или) членам его семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (при наличии);

8) СНИЛС   (страховой номер индивидуального лицевого счета).

При оформлении граждан на социальное обслуживание в дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, дополнительно предоставляются:

1) заключение медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;

2) медицинскую карту, выданную медицинской организацией, утвержденной Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.

1978 N 145 “Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР” для предоставления стационарной формы социального обслуживания в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов и психоневрологического интерната о состоянии здоровья и степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности – в случае полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

3) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра с указанием сведений о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в ином стационарном учреждении социального обслуживания, а в отношении дееспособного лица – также сведений об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным (при оформлении граждан на социальное обслуживание в психоневрологический интернат).

3. При оформлении граждан на стационарное социальное обслуживание в детский дом-интернат для умственно отсталых детей, детский дом-интернат для детей с физическими недостатками, дополнительно предоставляются:

1) медицинская карта, выданная медицинской организацией, по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 N 241 “Об утверждении “Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений”;

2) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра с указанием сведений о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в ином стационарном учреждении социального обслуживания, а в отношении дееспособного лица – также сведений об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным;

3) заключение психолого-медико-педагогической комиссии с указанием сведений о возможности и (или) необходимости освоения несовершеннолетним адаптированной образовательной программы в стационарном учреждении социального обслуживания.

Документы предъявляются в подлинниках или нотариально заверенных копиях.

 ВАЖНО

В заявлении должна быть указана:

форма предоставления социального обслуживания: полустационарная; стационарная; на дому;

желаемый (желаемые) поставщик (поставщики) социальных услуг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ГРАЖДАН

ПОНЕДЕЛЬНИК – ПЯТНИЦА с 09.00 до 17.00 часов

пер. Автомобильный, 3, кабинет № 25, (перерыв с 12.30 до 13.30) тел.(343) 256 42 34 (для граждан старше 18 лет; родителей (законных представителей) ребенка-инвалида)

ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА  с 09.00 до 17.00 часов

пер. Автомобильный, 3, кабинет № 22 (перерыв с 13.00 до 13.48) тел. (343) 310 28 08

(для родителей (законных представителей) детей)

ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ МФЦ

(Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг)

Приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 29 декабря 2014 г. №778 “Об утверждении Перечня документов, подтверждающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании”

Источник: https://tusp25.msp.midural.ru/deyatelnost34/socialnoe-obslujivanie34/priznanie-grajdanina-nujdayushchimsya-v-socialnom-obslujivaniix.html

Индивидуальная нуждаемость гражданина в социальном обслуживании

Нуждаемость в социальном обслуживании

Индивидуальная нуждаемость гражданина в социальном обслуживании — наличие определенных обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Указанные обстоятельства выявляются при обследовании условий жизнедеятельности гражданина, изучении документов, подтверждающих состояние его здоровья, его семейный и социальный статус, на основе чего уполномоченным органом/организацией производится признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или выносится отказ в таком признании.

Гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании, признается также получателем социальных услуг.

Оценка индивидуальной нуждаемости проводится на основе перечня обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, перечисленных в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”.

Субъекты РФ вправе расширить список обстоятельств, на основе которого гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании.

Т.В. Шеляг

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ (помощь в отдельном случае) — модель социальной работы, в рамках которой профессиональная помощь оказывается через непосредственное взаимодействие с отдельными индивидами или семьями в ситуации “один на один”, проводится с учетом индивидуальных особенностей, специфики ситуации, времени, места и своеобразия запроса и направлена на решение внутренних психологических, межличностных, экономических проблем и проблем с окружением (эмоциональные проблемы, личностные кризисы, семейные конфликты, конфликты, потеря работы, духовные проблемы и др.).

И.п. строится на следующих принципах: клиентоцентрирован- ность, совместная работа клиента и социального работника; эмпатия; неосуждение; конфиденциальность.

И.п. развивается в рамках психосоциальных, когнитивноповеденческих, гуманистических и системных концепций.

Оказание И.п. могут затруднить такие проблемы со стороны клиента, как: его неуверенность в собственных силах, нежелание/ неумение принимать помощь, страх, отсутствие доверия к социальным службам.

В связи с тем что И.п. направлена на разрешение конкретных проблем практического характера и за короткий период времени, желательно заключение контракта, в котором будут сформулированы цели, задачи, способы и сроки достижения результата.

В контракте прописываются условия начала и прекращения взаимоотношений, основные этапы взаимодействия, ресурсы, санкции за нарушение договоренностей, что помогает клиенту быть ответственным за изменения и развивать собственную активность.

Основные этапы И.п.

: систематическое изучение ситуации клиента и его среды, постановка диагноза; описание проблемы; постановка цели и задач вмешательства; определение средств достижения; разработка плана помощи или обслуживания; реализация разработанного плана; мониторинг ситуации и в случае необходимости корректировка плана; подведение итогов; оценка эффективности. К разработке плана помощи социальным работником могут привлекаться специалисты других специальностей. В зависимости от ситуации это могут быть: юрист, медицинский работник, врач, священник, психолог, педагог, сурдопереводчик, геронтолог и др. План действий согласовывается со всеми специалистами — субъектами оказания помощи, а также с человеком, принимающим помощь. Согласование лучше зафиксировать в письменной форме. Все документы, записи, рекомендации и отчеты специалистов сохраняются в личном деле клиента.

Когда положительные изменения в жизнедеятельности клиента станут устойчивыми или будет достигнута цель И.п., отношения между специалистом и клиентом прекращаются.

И.п. оказывается в различных организациях, на разных уровнях.

И.п. является одной из форм работы с населением руководителей учреждений и органов власти, в том числе в области социальной защиты населения, как ответ на личные обращения нуждающихся.

Особенно актуальной эта форма становится в связи с подачей прошений и жалоб через разнообразные автоматизированные системы.

Руководитель лично получает возможность проверить адекватность алгоритма оказания услуг, качество межведомственного и внутриорганизационного взаимодействия.

Большое количество прошений об И.п. приходит на имя Патриарха всея Руси. Все просьбы тщательно рассматриваются, в случае необходимости за помощью обращаются в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в епархиальные отделы по социальному служению. В соответствии с принятым решением оказывается И.п. и отслеживается результативность.

Работа с населением позволяет снизить напряженность, выявить насущные проблемы в работе подведомственных структур, получить дополнительную информацию о субъективных способах оценки видов помощи и т.д.

И.п. является наиболее распространенной моделью работы в социальных службах и организациях религиозных конфессий. Евангелие призывает: “всякому, просящему у тебя, давай” (Лк. 6, 30), однако часто появляются те, кто этим пользуется.

Выявление их из числа настоящих нуждающихся требует особого внимания и профессиональной квалификации. С 2009 г. в большинстве храмов Русской Православной Церкви введена должность церковного социального работника, который оказывает И.п. просителям.

Значительное место в его работе уделяется налаживанию партнерских отношений с государственными социальными службами, куда могли бы обратиться просители религиозных организаций за качественной помощью. Оказание И.п.

возможно в условиях социальной стабильности и относительного благополучия общества. В условия чрезвычайных ситуаций, катастроф, массовых бедствий применять И.п. нецелесообразно.

Т.В. Зальцман, И.В. Соловьева

Лит.: Соловьева И.В. В храм пришел проситель. Методические рекомендации церковной социальной службе. М.: Лепта-книга, 2011; Фокин В.А., Фокин И.В. Потенциалы индивидуальной работы со случаем и их реализация в социальном воспитании // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. № 2. С. 198-202.

Page 3

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (ИППСУ) — предусмотренный положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” документ, подтверждающий гарантированное государством право гражданина на предоставление ему социальных услуг.

При обращении гражданина с заявлением о предоставлении ему социальных услуг в уполномоченный орган, учреждение их специалисты определяют, имеются ли у гражданина обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Таким образом, оценивается, имеются ли в наличии обстоятельства, определяющие нуждаемость в социальном обслуживании.

Данная оценка проводится на основе изучения сведений, изложенных в документах, подтверждающих наличие указанных обстоятельств, а также путем обследования социально-бытовых условий гражданина, в том числе с выходом на место его жительства.

Уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

В некоторых субъектах РФ утверждены специальные документы — о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в признании его нуждающимся в социальном обслуживании.

Для гражданина, признанного нуждающимся, разрабатывается ИППСУ. Она является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также при необходимости мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется на различный срок, исходя из потребности гражданина в социальных услугах, в том числе может быть бессрочной. Она пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

ИППСУ для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный характер в полном объеме.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах.

Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта РФ.

В отношении пересмотренной ИППСУ применяется такая же процедура.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг ИППСУ, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте РФ по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

Т.В. Шеляг

Page 4

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР) — разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

С 2005 г. на всей территории РФ действует единая форма ИПР, которая утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 29.11.2004 № 287.

Е.Н. Приступа

Лит.:

Источник: https://studref.com/412507/sotsiologiya/individualnaya_nuzhdaemost_grazhdanina_sotsialnom_obsluzhivanii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.