О реабилитации репрессированных народов

Закон

О реабилитации репрессированных народов

https://ria.ru/20160426/1419848481.html

Закон “О реабилитации репрессированных народов” (1991)

Закон “О реабилитации репрессированных народов” (1991)

26 апреля 2016 года исполняется 25 лет с принятия закона Верховным Советом РСФСР “О реабилитации репрессированных народов”.

2016-04-26T03:56

2016-04-26T03:56

2020-03-02T21:52

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/sharing/article/1419848481.jpg?14198639891583175146

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2016

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1920x0_80_0_0_b5a55258a76b40a387e46c0323fefdf4.

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, справки

26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон “О реабилитации репрессированных народов”.

В соответствии с законом репрессированными признавались народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации (случаи, когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии и т. д.

), а практически вся она полностью) были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы.

Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.

В той или иной мере, депортациям в СССР подверглось еще множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, “кулаки” самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-“дашнаки”, турки, таджики и др.

По экспертным оценкам, общее число всех депортированных составило свыше шести миллионов человек, причем, примерно половина пришлась на довоенный период. Это составляет около 3,6% численности населения СССР в 1939 году.

Общая численность десяти тотально депортированных народов (на начало депортации) составила 2,581 миллиона человек (с учетом демобилизованных с фронта). Прямые людские потери этих народов оцениваются примерно в 502 тысячи человек, т.е.

19,4% от численности на начало депортации.

Проблемы народов, подвергшихся в годы советской власти огульным обвинениям в пособничестве врагам советского государства и депортации с мест их исторического проживания, стали предметом общественного внимания только в годы перестройки.

Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года “О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав”.

26 апреля 1991 года Верховным Совета СССР был принят закон “О реабилитации репрессированных народов”, который определил виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, в том числе местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права.

Закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация также предусматривала возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.

В развитие закона “О реабилитации репрессированных народов” был принят ряд законодательных актов, среди которых Постановление ВС РФ от 16 июля 1992 года “О реабилитации казачества”; Постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 года “О реабилитации российских корейцев”; Постановление Правительства РФ от 24 января 1992 года “О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской ССР”; Постановление ВС РФ от 29 июня 1993 года “О реабилитации российских финнов” и др.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20160426/1419848481.html

Закон о реабилитации репрессированных народов

О реабилитации репрессированных народов

Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I
“О реабилитации репрессированных народов”

Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей. Оно создало благоприятные возможности по реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам.

Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов.

Опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года “О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав”, постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и, стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации.

Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов.

Статья 2.

 Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.

В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов.

Законом РФ от 1 июля 1993 г. N 5303-I настоящий Закон дополнен статьей 3-1

Статья 3-1. На граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР “О реабилитации жертв политических репрессий”.

Статья 4. Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов.

Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 5. Восстановление и изменение национально-государственных образований репрессированных народов осуществляются на основе законодательного регулирования межнациональных отношений.

Статья 6. Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально-территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР.

Статья 7. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

Статья 8. Политическая реабилитация репрессированных народов, не имевших своих национально-государственных образований, означает их право на свободное национальное развитие, возвращение в места прежнего проживания на территории РСФСР, обеспечение им равных с другими народами возможностей в осуществлении своих политических прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Статья 9. Ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению.

Порядок возмещения ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам устанавливается законодательными актами Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Возмещение ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам осуществляется поэтапно за вычетом в денежном выражении компенсаций и льгот, полученных гражданами на основании Закона РСФСР “О реабилитации жертв политических репрессий”.

Статья 10. Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР “О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР”.

Статья 11. Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей.

Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти.

Статья 12. Все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивают силу.

Статья 13. Особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим и проживавшим на территории Российской Федерации, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу.
Председатель Верховного Совета РСФСРБ.Ельцин

Москва, Дом Советов РСФСР

26 апреля 1991 года

http://base.garant.ru/10200365/#text

Источник: http://www.migimo.ru/razdel/72/

30 лет назад Горбачев подписал указ

О реабилитации репрессированных народов

30 лет назад президент СССР Михаил Горбачев подписал указ “О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х годов”.

Указывалось, что это сделано в целях “скорейшего преодоления последствий беззаконий, политических преступлений на почве злоупотребления властью”.

Реабилитировались граждане, которые подверглись “моральным и физическим испытаниям” во времена сталинского режима в СССР.

В начале 2000-х мне попала в руки Книга памяти репрессированных калужан “Из бездны небытия”. В ней около 40 000 имен, из них примерно 2000 – жители Боровского района. Тогда и подумал, что нужно увековечить память моих земляков – невинных жертв тоталитарного режима.

Закон о реабилитации (принят в 1991 году) предусматривает, что должны быть установлены и проверены все дела с политической мотивацией. В архивах понял, что пересмотрены далеко не все дела. Например, по Боровскому району, а это капля в море, – не более 30 процентов.

Палачи и жертвы. Что такое Большой террор в СССР

В письме в Генпрокуратуру назвал семь категорий репрессированных, не затронутых пересмотром дел.

В Генпрокуратуре не стали отрицать мою оценку в 30 процентов, но указали, что пересмотр дел в инициативном порядке прекращен в 2006 году. При этом оставлена возможность пересмотра дел по ходатайствам отдельных заявителей.

Кто и на каком основании “скорректировал” закон о реабилитации, вычеркнув де факто из ст. 8 два слова “все дела”, прокуратура не сообщила.

Так я стал “отдельным заявителем”. Неформально – от лица потомков моих репрессированных земляков.

По первому заявлению прокуратура Калужской области оперативно пересмотрела дела боровчан, приговоренных к разным мерам наказания за сопротивление изъятию церковных ценностей из Пафнутьева Боровского монастыря в 1922 году – 12 человек. По второму заявлению реабилитировали группу кулаков одной деревни и “яшкавшихся” (термин из обвинительного заключения) с ними служащих – всего 15 человек.

По делу о крестьянском восстании в Боровском районе в 1918 году реабилитировали 205 участников (21 из них расстрелян) только после обращения в Генпрокуратуру. 

Делами о лишении избирательных прав – административными – занимается УМВД. Там ответили: “Мы не знаем, политическая это репрессия или нет. Их же не сажали, не высылали”. Только суд признал репрессию политической. После этого по списку, мной подготовленному, реабилитировали 1154 человека. Доля пересмотренных дел возросла с 30 до 60 процентов.

Уголовные дела боровчан, сотрудничавших в оккупацию с фашистами, так называемых пособников, пересматривались прокуратурой в начале 2000-х. 156 осужднных реабилитировали как невиновных, но 93 признаны не подлежащими реабилитации.

Сравнил обвинения, предъявленные реабилитированным и не реабилитированным: по предъявленным обвинениям они не очень отличаются. Предоставить дела не реабилитированных архив отказал. В калужской прокуратуре на ходатайство о повторном пересмотре дел с отказами в реабилитации ответили: “Повторный пересмотр законом не предусмотрен”.

Но закон регламентирует пересмотр при отрицательном заключении. Генеральная прокуратура после моего письма поручила областной передать дела на пересмотр в суд. А меня, заявителя, пригласили на заседание суда. Но судья объявила заседание закрытым и меня из-за отсутствия допуска секретности попросили выйти из зала.

В эту историю по моей просьбе вник уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников. Он оформил себе допуск, но и его попросили покинуть зал. Назначенный адвокат “защитил” осужденных только одним словом: “Поддерживаю” (ходатайство о реабилитации). Потом выяснилось: адвокат в дело даже не заглядывал. Вердикт суда: все правильно, прокуратура не ошиблась.

Старший писарь Ежов жестко редактировал свою революционную биографию

Из 156 реабилитированных пособников 29 были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Выходит, расстреляны невиновные, раз реабилитированы. Вслед за пособниками карательные меры настигли и членов их семей: 42 женщины-боровчанки с детьми были сосланы в Красноярский край на пять лет (их реабилитировали).

И еще об одной категории – уголовниках, репрессированных в 1937-1938 годах по приказу НКВД №00447. В значительной степени эти угловники – дети раскулаченных.

Потеряв дом, имущество и семью, а заодно веру в закон и справедливость, молодые люди с пренебрежением к правящему режиму и его законам были подхвачены блатным товариществом.

Это о них пел Владимир Высоцкий: “И вот ушли романтики из подворотен ворами…” 

Боровчанин Быстров Василий, 1906 года рождения. В семье отобрали все, вплоть до детских пеленок, выбросили на улицу. В иные районы или на спецпоселение не выслали. Ему 23 года.

Экспроприаторам заявил: “Грабьте, грабьте, но знайте, что и мы тогда выйдем на Большую дорогу”. Трижды Быстрова судили за кражи. Бежал из тюрьмы. За побег – еще  три года.

После отбытия наказания вновь сажают, теперь за хранение оружия. И еще три года лишения свободы.

В 1937-м приговаривают, ни в чем не обвиняя, к расстрелу. Просто во исполнение расстрельной квоты.

 В приказе НКВД, вдохновленном Политбюро ЦК ВКП(б), объединили и уравняли уголовников (бытовиков), бывших кулаков и антисоветские элементы (политических).

Уравняли, чтобы спутать в умах людей все представления о реальности, в том числе и в умах “энкаведистов”. Приказ стирал различия между политическими и уголовными преступниками.

На полигоне смерти в Бутово расстреляно и захоронено 20 765 человек. Из них 5 595 (27 процентов) те самые уголовники. Они не реабилитированы.

Если за бытовые преступления УК предусматривал верхнюю планку наказания, как правило, не более четырех лет, то уголовникам назначили высшую меру. Их не вызывали на допрос, не фабриковали обвинения.

И независимо от наличия приговора по бытовым делам – был ранее или не был – к “стенке”.

Как выглядели расстрельные списки Сталина

“Вина” их была в другом: не хватало мест в переполненных тюрьмах – для бывших кулаков и других антисоветских элементов. Согласно приказу НКВД, уголовников надлежало ликвидировать без следствия и предъявления конкретных обвинений.

Эту акцию прокуратура не хочет признать политической. Генпрокуратура уведомила меня, что существовал “итоговый документ” (постановление “тройки”), в котором расстрельные обвинения по ст.ст.

7-35 были исключены, и поэтому де дела уголовников пересмотру не подлежат.

Но этот “документ” – выдумка.

А прокуратура Калужской области вписывает в постановления “троек” 1937 года выдуманные обвинения по бытовым статьям, которых в постановлениях не хватало, чтобы теперь прокурорам утверждать, что расстреляли людей за уголовные дела (ст. 292). Еще пытаются отменить задним числом расстрельное постановление “тройки” через суд. Якобы “тройка” завысила меру наказания за бытовые преступления и ее, меру, нужно бы снизить.

Но факт юридически абсурдного обвинения не спрячешь и жизнь человека не вернешь. Тоталитарная эпоха до сих пор держит нас в тисках своих последствий, раз замалчиваются или отрицаются факты политических репрессий.

Источник: https://rg.ru/2020/08/13/30-let-nazad-gorbachev-podpisal-ukaz-o-vosstanovlenii-prav-zhertv-politicheskih-repressij.html

О реабилитации репрессированных народов в рф

О реабилитации репрессированных народов

Важным шагом на пути полного восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных в годы советской власти народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

Вопросы реабилитации репрессированных народов в законодательстве РФ регулируются несколькими основными законодательными и множеством нормативных актов. Наиболее важные из них:

— Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года;

— Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г.

Действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» распространяется на жертв политических репрессий по национальному признаку.

Законодательство РФ о реабилитации репрессированных народов противоречиво и не проработано, что является прямым и объективным показателем негативного отношения российских властей как к этой проблеме, так и вообще — проблематике прав и защиты интересов национальных, расовых, религиозных, культурных и языковых меньшинств России. В этой части законодательства РФ совершенно не прописаны права коренных народов России, нет системного правового подхода к обеспечению прав и интересов сохранения и развития вышеназванных меньшинств, в т.ч. репрессированных народов, не говоря уже о ресурсах, принципах и механизмах реализации законодательства. Принципиальная ошибка или умышленно заложенный изъян законодательства РФ о реабилитации репрессированных народов состоит в том, что оно сливается и поставлено в зависимость от законодательства о реабилитации жертв политических репрессий. Тем самым, объединены две, хотя и близкие, но все же разные сферы групповых, коллективных и индивидуальных прав и свобод. С момента принятия актов 1989 и 1991 гг. прошло уже более 20 лет, но до сих пор российским руководством не сделано ничего, чтобы выполнить в полной мере обязательства, взятые государством в отношении реабилитации репрессированных народов.

На сегодня (март 2012 г.) невыполненными остаются практически все статьи Закона «О реабилитации репрессированных народов»:

Статья 1. «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов».

Тем не менее, не признаны незаконными и преступными все репрессивные акты СССР сталинского и хрущевского периода против репрессированных народов, т.к. в их отношении продолжают действовать отдельные положения актов, принятых в 1940-е — 1950-е гг.

Не полностью осуществлена территориальная и политическая реабилитация репрессированных народов, т.е. восстановление национально-государственные образований и национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения (Статьи 6 — 8 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»).

Статья 3. «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР».

Не признано и не осуществлено право на восстановление территориальной целостности национальных регионов, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ (Республики Калмыкия и Ингушетия), на восстановление национально-государственных образований (АССР немцев Поволжья), сложившихся до их упразднения, не в полной мере обеспечено возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории России

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР»).

Статья 4. «Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов.

Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке».

Вопреки этому государственными органами допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов, а лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, не привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Не возмещен ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий (Статья 9. Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» «Ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению…

Возмещение ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам осуществляется поэтапно.», а также Статья 12.

Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» — «Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и другими нормативными актами Российской Федерации…

Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет республиканского бюджета Российской Федерации.»).

Не реализованы обязательства по социальной реабилитации, т.е. гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) не засчитано в стаж в тройном размере, не увеличены размеры пенсий по возрасту за каждый год работы (Статья 10.

«Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере.

В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР»»).

Не в полной мере осуществлена культурная реабилитация репрессированных народов, предусматривавшая осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей (Статья 11. «Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей.

Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти.»).

Не все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаны неконституционными и утратили силу (Статья 12.

«Все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивают силу.»). Возможно, что следовало бы дать полный перечень таких актов в приложении к Закону или отдельным законодательным актом.

До сих пор отдельные регионы отдельные свои действия основывают на актах, принятых в годы, когда потерпевшие народы подвергались репрессиям.

До сих пор не выполнены Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в отношении реабилитации репрессированных народов. Вот некоторые из них:

» Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. №632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»;

» Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2290 «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и. развития»;

» Указ Президента РФ от 3 марта 1994 г. № 448 «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития»;

» постановление Правительства РФ от 30 октября 1993 г. № 100 «О мерах по реабилитации карачаевского народа и социально-экономической поддержке Карачаево-Черкесской Республики» и т.д.

До сих пор законодательно не перечислены все народы и этнические группы, которые подвергались репрессиям по этническому принципу. Это касается таких групп, как например, корейцы, крымские греки, украинцы, поляки, цыгане, крымские армяне, ингерманландцы и др.

В нормативных актах о реабилитации репрессированных народов не разделены права народов и права конкретных лиц, граждан, относящихся к этим народам.

Наиболее наглым и беззастенчивым актом российских властей стало их решение о том, что меры социальной поддержки репрессированных лиц должны оказывать регионы.

Тем самым федеральный центр снял с себя финансовые обязательства выполнять Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» в части льгот представителям репрессированных народов. Перечень льгот реабилитированным лицам был установлен ст. 16 этого Закона РФ.

22 августа 2004 года вышел ФЗ №122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых, законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов… «. Перечень этих льгот из ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Федеральным законом № 122 был исключен.

Одновременно было установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки, а расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Такое исключение указанных льгот и передача регулирования, защиту прав и свобод человека и гражданина субъекту РФ противоречит нескольким статьям Конституции РФ и не способствует надлежащему возмещению вреда, причиненного репрессиями государства и центральными органами власти, учитывая, что львиную часть налогов (доходов российских регионов) отбирает себе федеральный центр.

В российском законодательстве народы, в том числе репрессированные, не являются субъектами права, соответственно, их права государство напрямую не учитывает, не соблюдает и не защищает.

Права народов РФ проигнорированы. Так с введением новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

отменено положение Конституции РСФСР-РФ о том, что «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории». Хотя в Конституции России 1993 г.

и провозглашается в статье 69, что Российская Федерация «гарантирует права коренных малочисленных народов», на практике это не реализуется и вся остальная система права в РФ не признает народы особыми субъектами права.

Необходимо учитывать, что крымских татар депортировали, когда Крым был в составе РСФСР, а правопреемником РСФСР и СССР является нынешняя Россия, поэтому необходимо юридически рассмотреть проблему компенсаций и прочих мер реабилитации крымскотатарского народа.

Необходимо также отметить постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 г. № 3321-1 «О реабилитации казачества», направленное на восстановление правового статуса этой группы населения.

Закон «О реабилитации репрессированных народов» обращен не только к репрессированным народам Кавказа и калмыкам, но распространяется и на казаков, которые конкретно в нем указаны. Следуя логике права и Закона «О реабилитации репрессированных народов», должно быть осуществлено восстановление в правах казаков.

В действительности же казаки оказались вне поле действия этого Закона, как и немцы бывшего СССР. В отношении казаков действующая власть в РФ идет на антиконституционные действия, пытаясь уйти от исполнения положений законодательства.

Оно называет казаков сословием, отказывая казачеству в праве быть народом и замалчивая, что Войско Донское являлось национально-государственным образованием с самоуправлением, т.е. Казачьей автономией.

Закрываются глаза на то, что сословия были упразднены еще одним из первых декретов Советов, что было закреплено впоследствии положениями Конституции РФ. Многие акты современной России лишь закрепляют за казачеством статус сословия: «Концепция государственной политики РФ в отношении Российского казачества», закон РФ «О Государственной службе Российского казачества» и т.д. Так что казаки также не реабилитированы.

Дискриминация в плане реабилитации репрессированных народов была и остается наиболее острой в отношении таких народов, как немцы, турки-месхетинцы, корейцы и другие народы, не имеющие своих национально-территориальных образований.

Такая политика властей современной многонациональной России по игнорированию прав народов России, в т.ч. автохтонных (т.е.

коренных), и невыполнению обязательств государства, взятых им на себя по закону РФ «О реабилитации репрессированных народов» недопустима. Она не способствует доверию между российскими народами и российской властью.

Подобное позорное поведение властей богатейшего в мире государства является поучительным примером для репрессированных народов.

Боромангнаев Б.Б.

Источник: https://avdet.org/ru/2012/04/02/o-reabilitatsii-repressirovannyh-narodov-v-rf/

«Самый гуманный акт» новой России 28 лет назад был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов»

О реабилитации репрессированных народов

Именно они стали некой надуманной «причиной» для противников полной реабилитации того же ингушского народа. Впрочем, не будем рыться в прошлом, надо просто помнить это вчера и идти вперед.

Истина есть, и заключается она в том, что время все расставляет по своим местам.

Ингушетия, которая в 90-х годах прошлого века была на распутье, сегодня заявила о себе, как о полноправном субъекте России — со своей древней и богатой историей, нацеленностью созидать и развивать свою национальную государственность в составе российского государства.

«Самым гуманным актом» новой России назвали Закон о реабилитации репрессированных народов, принятый депутатами Верховного Совета РСФСР почти единогласно, лишь единицы были против реабилитации.

Так что же это за акт? Может, напомнить и некоторым чиновникам, и политикам, и юристам, и общественности — всем, кто клеймит Закон и предрекает последствия, если он будет исполнен, а также тем, кто не помнит или не знает о чем идет речь вообще.

«Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим (депортированным — авт.

) народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны.

Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов», — отмечается в преамбуле Закона «О реабилитации репрессированных народов».

Первая статья гласит: «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов».

Третья статья указывает на то, что «реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.

В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов».

В четвертой статье указывается, что «не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке».

В шестой статье еще раз подчеркивается: «Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально-территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР».

Напомним, проблемы народов, подвергшихся в годы советской власти огульным обвинениям в пособничестве врагам советского государства и депортации с мест их исторического проживания, стали предметом общественного внимания только в годы перестройки.

Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

Следующим этапом стал Закон «О реабилитации репрессированных народов».

Он, как видно из текста, признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Случилось это или нет в отношении нашего народа — комментарии излишни. 75 лет часть территории Ингушетии остается в составе соседней Северной Осетии.

Между тем в судьбе репрессированных тогда, в 90-х годах прошлого века, принимали участие выдающиеся личности России. Приведу фрагмент из воспоминаний заслуженного инженера-механика РСФСР, заместителя председателя экономического совета при Главе Ингушетии Умалата Льянова об одной памятной встрече с академиком Дмитрием Лихачевым.

«Это было тяжелое время для страны. СССР был обречен, будущее России, ее народов казалось неопределенным.

Многочисленные ранее репрессированные народы хотели избавиться от клейма преступного режима, тем более, даже из уст государственных деятелей нам приходилось слышать, что нас не реабилитировали, а помиловали.

Это прозвучало в выступлении председателя Совета Министров РСФСР, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Соломенцева в 1973 году, когда он приезжал в ЧИАССР в связи с трехдневным мирным митингом ингушей, которые требовали справедливости — возврата исконных территорий.

Репрессированные народы хотели не только покаяния государства за содеянное зло в прошлом, но и полной политической реабилитации. Группа ингушских, чеченских и калмыцких депутатов вначале 1991 года внесла этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.

Однако во втором чтении он был заблокирован по причине того, что страна якобы не располагает достаточными финансами и материальными ресурсами для экономической реабилитации (восстановление урона) репрессированных народов. Это был формальный повод, который сумели использовать противники реабилитации. Но с этим нельзя было смириться.

Поэтому было решено направить в Москву группу представителей ингушей и чеченцев во главе с председателем Совета Министров ЧИАССР Сераждином Бековым.

Самая многочисленная делегация была из ингушей — 30 человек, у нас была распечатка поименного ания депутатов, и было известно, кто выступил против принятия закона. Предстояла нелегкая работа — необходимо было привлечь к этому вопросу общественное внимание. Мы организовали встречи со многими государственными, общественными и религиозными деятелями страны.

Большинство из них письменно обратились к депутатам Верховного Совета. Среди них — патриарх Московский и всея Руси, глава российских мусульман, космонавты, писатели, общественные деятели. Мы сумели встретиться с большинством депутатов ВС. Многие из них с пониманием отнеслись к нашей проблеме.

Но одна встреча мне запомнилась навсегда и оставила большое впечатление.

Наша группа из ЧИАССР в составе Бекова, Мамилова, Мальсагова, Вахаева и вашего покорного слуги попросила встречи у академика Лихачева — патриарха российской интеллигенции, ученого, гуманиста, высоконравственного человека, известного своей твердой гражданской позицией.

Он жил в двухкомнатном номере небольшой гостиницы. Мы долго ждали в фойе. Зная, что в эту ночь Лихачев уезжает в Санкт-Петербург, уже не надеялись на встречу с ним. Он появился в гостинице к 23 часам. Очень доброжелательно встретил нас, провел в номер, заказал горничной чай.

Мы уже готовы были извиниться и уйти, зная, что он торопится. Лихачев остановил нас и попросил рассказать о поводе нашего визита. У нас собой были подготовленные 2-3 варианта обращения в Верховный Совет.

Внимательно выслушав нас, академик взял за основу один из них, внес свои поправки и подписал его. Я хорошо помню его содержание.

Оно завершалось так: «Восстановление поруганной чести и достоинства репрессированных народов — дело чести народных избранников России!»

Прежде чем подписать его, он сказал, что делает это с большим удовольствием, так как в неоплатном долгу перед кавказцами. Оказывается, что в Соловках, в лагере, будучи молодым, беззащитным человеком, он оказался под покровительством представителей нашего народа. Они оберегали его от всевозможных угроз и нападок со стороны урок и других воровских элементов.

Эта встреча состоялась за 3-4 дня до памятного заседания Верховного Совета 26 апреля 1991 года, на котором и был принят закон «О реабилитации репрессированных народов». Отмечу, что открывая заседание, Борис Ельцин первым зачитал обращение Дмитрия Лихачева к депутатам.

Академик был выдающимся человеком. Наши потомки должны знать, какие духовно богатые, известные личности шли навстречу представителям репрессированных народов, считая своим долгом вернуть им доброе имя, запятнанное сталинским режимом«.

Конечно, здесь необходимо упомянуть тех, кто пробивал не только исторический Закон, но и с началом перестройки активно отстаивал возвращение ингушам и другим репрессированным народам их честного имени.

Это — народные депутаты Бембулат Богатырев, Муса Дарсигов, Ибрагим Костоев, Хамзат Фаргиев, также Беслан Костоев, Бексултан Сайнороев и многие другие, кто стоял с ними рядом, и весь народ, который поддерживал своих избранников, а они на него опирались.

Пусть простят мне те, чьи имена не упомянул, но я уверен, что ваш подвиг и без высокопарных слов зачтется и на этом свете (в благодарной памяти потомков), и в мире Истины.

Кстати, 26 апреля в 1956 году был принят указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в УССР». Крым, как известно, через 57 лет вернулся в состав России…

А Закон — он есть, какие бы попытки ни предпринимали те, кто по «сталинской памяти» выступают противниками реабилитации репрессированных народов. Всему свое время.

Источник: https://gazetaingush.ru/obshchestvo/28-let-nazad-byl-prinyat-zakon-o-reabilitacii-repressirovannyh-narodov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.