О службе в органах

Очередной закон о госслужбе: приставы с новыми погонами

О службе в органах

В России появился новый вид государственной службы – “служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации” называется.

Подробности – в свежеподписанном Федеральном законе от 01.10.2019 № 328-ФЗ “О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. 252 страницы, много красивых принципов и всё такое прочее. 

Понятно, что это не новый вид службы, а даже не забытый и вполне применяемый сейчас старый – это просто судебных приставов теперь так по-пафосному обозвали. В-общем, “добро пожаловать в органы, сынок”. 

И в очередной раз, как это уже было во многих похожих федеральных законах, всё перечисляется заново: система, структура, специальные звания, основания для занятия и снятия, даже присягу новую придумали.

А всё для того, чтобы государственную гражданскую службу, которой сейчас являются приставы, сделать правоохранительной. Причём – всех под одну гребёнку, от бухгалтеров до группы быстрого реагирования охраны судов, как это обычно и бывает.

Зачем? Ну понятно, потому что стаж, соответствие специальных званий, пенсия и должностные оклады, тут вопросов нет, наверное. Попробуй на кадровика погоны не надень, обидится ещё. 

Только вот во всём этом деле совершенно забыли про теорию государственной службы и старую добрую концепцию её реформирования 2002 года. 

Итак, в базовом законе Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27.05.2003 N 58-ФЗ вся госслужба страны разделяется на три вида: военная, правоохранительная и государственная гражданская. Последняя бывает федеральная и субъектов федерации, первые две только федеральные.

Теоретически, по каждому из видов государственной службы должны были быть приняты отдельные федеральные законы, но так получилось только для военной (ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”) и государственной гражданской (ФЗ “О государственной гражданской службе в Российской Федерации”). Более того – даже для государственной гражданской службе начали “плодить сущности без необходимости”, так появился ФЗ “Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службе в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации” 2010 года, но всё равно он носит субсидиарный характер по отношению к “родовому” ФЗ о ГГС. И да, закон “О государственной службе российского казачества” к госслужбе не имеет никакого отношения, это просто такое красивое название, кто бы что ни говорил по этому поводу.

В правоохранительной службе же такого порядка нет, в итоге, в отсутствие единого федерального закона о правоохранительной службе, у нас есть отдельно полиция, отдельно ФСИН, отдельно МЧС, отдельно Росгвардия, отдельно таможня, главное при этом не забыть про прокуратуру со следственным комитетом. И – у каждого – свой длинный закон, свои отдельные погоны с формой одежды, присяга, чины и звания. 

При этом порой, как у Росгвардии с МЧС, в одном ведомстве могут быть одновременно военнослужащие, правоохранительные служащие и государственные гражданские служащие.

Главное при этом для граждан – не запутаться в переплетении кантиков, погончиков и петличек, так как, например, в Минобороны “генеральский” погон встречается и собственно у генералов и у госсоветников 1 класса, равных армейскому полковнику, а в таможне майор таможенной службы от “советника 3 класса”, равного лейтенанту, не отличается по погонам никак.

И да, указом Президента утверждена таблица соответствия чинов и званий, благодаря которой любой перебиральщик бумажек из аппарата охотнадзора может почувствовать себя офицером, а посол – генералом армии.

В чём “глобальное” отличие госслужбы от трудового договора? В особенностях правового статуса, компенсируемых доплатами к пенсии и льготами в мирной жизни.

В чём “глобальное” отличие военной и правоохранительной служб от гражданской? В обязательном риске для жизни и праве применения оружия и спецсредств.

В чём “глобальное” отличие военной службы от правоохранительной? В невозможности отказаться от обязанности быть убитым, если этого требуют интересы личности, общества и государства.

Именно за это, за обязательный риск для жизни (обязательный, получить кирпичом от прохожего “в фоновом режиме” рискуют все) в теории военные и правоохранители и получают свои зарплаты, досрочные пенсии, льготные стажи и квартирные. Потому что в теории полицейский обязан погибнуть, но спасти жизнь простому гражданину. Поэтому даже в Росгвардии или МЧС и есть различие на военных, правоохранителей и гражданских служащих.

Но отсутствие единого федерального закона о правоохранительной службе (как виде федеральной государственной службы) приводит к формированию целого пакета отдельных “правоохранительных” служб, фактически мало чем отличающихся от гражданской службы или работы по трудовому договору.

Ведь в настоящее время абсолютная часть работы судебных приставов при Минюсте – это работа бумажная, не связанная с выездом на место, а при выезде на место не связанная с обязательным риском для жизни пристава и применением оружия.

Да, там граждане чихают и кашляют, но работа ветеринарных и санитарных врачей по части опасности получить страшное заболевание также не сахар.

А если есть угроза для жизни при исполнении, то для этих целей достаточно легко содержать немного прикомандированных полицейских или сотрудников Росгвардии. 

Поэтому доктринально объяснить различие между охранником на входе в суд и охранником на входе в областное правительство, первый из которых станет правоохранителем с досрочной пенсией, а второй – будет выходящим на пенсию в 65 лет работником подведомственного Росгвардии ФГУП “Охрана” совершенно невозможно, но совершенно одинаковый круг формального риска предполагает различные виды статусов. Я не говорю про работников офисов или иных вспомогательных подразделений службы приставов: все “качки” работают в ГБР, но ГБР маленькие и фактически это переодетая полиция.

Что можно сказать в заключении? Конечно, не надо плодить сущности без необходимости.

Но порой одна отсутствующая сущность (ФЗ о правоохранительной службе) приводит к необоснованному доктринально появлению целого “букета” правоохранительных служб в совершенно различных органах власти, порой к этому далеко не приспособленных, что приводит к “дарованию” высокого статуса правоохранительного служащего с соответствующими преференциями и полномочиями тем работающим в публичном секторе гражданам, которым для исполнения должностных обязанностей он и не нужен.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/03/ocherednoj_zakon_o_gossluzhbe_pristavy_s_pogonami

«РГ» публикует Закон «О службе в органах принудительного исполнения РФ»

О службе в органах

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Возможно, гражданскому обществу будет приятно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесет потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

— Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее они не являются и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции и т.п.

Между тем судебные приставы работают в самых чувствительных для граждан областях: деньги и отношения. Вселить по решению суда нелюбимую невестку к родне бывшего мужа? Судебные приставы придут и проведут принудительно новоселье, как бы кто ни возражал. Заставить ветреного отца отдать деньги, который он собирался прогулять? Вопросом также займутся судебные приставы.

У многих уже вошло в привычку перед отпусками проверять себя по базам должников, чтобы потом не рвать волосы на границе из-за того, что пограничники обнаружили вашу фамилию в списках невыездных. Официальные уведомления не всегда доходят, и лучше самостоятельно держать руку на пульсе.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет, чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше.

С другой стороны, предусматриваются серьезные ограничения. Судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не наденут мундиры на судимых. Регулярно сотрудников ведомства будут проверять на алкоголь и наркотики.

Фактически вводится персональная финансовая ответственность пристава за ущерб, причиненный гражданам из-за его ошибки

Более того, в службе судебных приставов появится свой кодекс этики, обязательный к исполнению. За нарушение будут строго наказывать вплоть до увольнения.

Эксперты не исключают, что будущие этические нормы заставят приставов придерживаться строгих правил и в быту, никаких фривольных фото в Сети.

Поэтому не исключено, что в будущем какой-нибудь лейтенант долговой службы лишится погон из-за пьяного дебоша на людях, а капитан останется без звезд после того, как нецензурно обругает должников. Вежливость офицерам обязательна.

Закон вступает в силу с будущего года. Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Зарплата сотрудников ведомства будет увеличена.

По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей.

На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов получит генеральские погоны. Сергей Михеев/ РГ”Принятый закон позволит повысить социальную защищенность сотрудников службы судебных приставов, а значит, укрепит кадровый состав ведомства.

Это позволит службе более эффективно решать возложенные на нее задачи, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Закон детально регламентирует порядок прохождения службы судебными приставами и повышает статус сотрудников ведомства”.

Одно из важных нововведений: закон предусматривает возможность регрессных исков к приставам. Такие иски будет вправе предъявить руководство ведомства к тем сотрудникам, по чьей вине из казны была выплачена компенсация гражданину или организации.

Допустим, судебный пристав не снял вовремя ограничение на выезд за границу, и у человека сгорела путевка. Он вправе подать иск к службе судебных приставов. Казна возместит убытки. А потом выставит через суд счет уже непосредственно тому офицеру, который допустил оплошность.

Например, за восемь месяцев этого года суды общей юрисдикции удовлетворили 295 исков к службе судебных приставов, когда вред был нанесен из-за действий судебных исполнителей, взыскано 377,5 миллиона рублей.

Как подчеркивает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Александр Боломатов, норма о регрессном иске подразумевает ответственность пристава именно перед службой судебных приставов, а по большому счету — перед казной.

“Можно предположить, что суды будут с большей готовностью удовлетворять требования к ФССП при наличии незаконных действий или бездействий приставов, имея в виду, что денежное требование в дальнейшем будет обращено лично к приставу”, — подчеркивает Александр Боломатов.

По его словам, ограничений по сумме регрессных исков закон не предусматривает.

Многие эксперты подчеркивают, что хотя служба судебных приставов перестает быть чисто гражданской структурой, она не превращается в копию МВД. Но статус службы в любом случае значительно усиливается.

Закон предусматривает право судебных приставов на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но это право не абсолютно.

Применять физическую силу и оружие могут только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если говорить проще, силовые подразделения службы судебных приставов.

Силу, в том числе боевые приемы борьбы, можно применять для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

За восемь месяцев этого года суды взыскали в пользу граждан 377,5 миллиона рублей компенсации за ущерб по вине приставов

Специальные средства, те же дубинки, можно пускать в ход, например, для защиты судей, если кто-то из участников процесса решил напасть на человека в мантии. Если надо принудительно доставить человека в суд или к приставу-исполнителю, сотрудники силового блока ведомства также вправе применить специальные средства. Но только в том случае, если гражданин не идет добровольно.

Порядок обеспечения судебных приставов огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются правительством.

Источник: https://news.rambler.ru/other/42936198-rg-publikuet-zakon-o-sluzhbe-v-organah-prinuditelnogo-ispolneniya-rf/

ФЗ-342 «О службе в органах внутренних дел» в последней редакции

О службе в органах

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральные законы постоянно дополняются и изменяется значительно или частично текст закона. ФЗ-342 «О службе в органах внутренних дел» претерпел изменения 03.08.2018 года. В статье представлена актуальная информация с описанием 14 глав закона.

Описание закона

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел» РФ был принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года. Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года.

Органы внутренних дел — ведущая часть правоохранительной системы любого государства. Основными задачами является борьба с преступностью и административными нарушениями. Для упорядочивания работы указанных органов и был принят ФЗ-342.

Предметом регулирования настоящего ФЗ являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением / прекращением, а также с определением правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Для облегчения понимания целей данного закона, рассмотрим основные термины, употребляемые в тексте ФЗ-342:

  • служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах внутренних дел России;
  • должности в органах внутренних дел — должности работников ОВД, которые создаются в федеральном органе исполнительной власти;
  • руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — лицо, в полномочия которого входит нанимать от имении РФ сотрудников в органы внутренних дел;
  • начальник — руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в полномочия которого входит руководство другими сотрудниками;
  • уполномоченный руководитель — заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, наделенный тем полномочиями нанимателя от лица Российской Федерации.

ФЗ-342 состоит из 14 глав, включающих 98 статей.

Структура закона: 

  1. Общие положения (статьи 1-5). Даются основные термины, предмет регулирования настоящего ФЗ, описывается правовое регулирование службы в органах внутренних дел. В 5 ст. подробно описывается взаимосвязь службы в органах внутренних дел, иной государственной и муниципальной службы;
  2. Должности в органах внутренних дел и специальные звания (статьи 6-9). Перечисляются имеющиеся должности в уполномоченных органах, описывается их классификация. Отдельно рассматриваются специальные звания. В 9 ст. раскрыты квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел;
  3. Правовое положение (занимаемый статус) сотрудника органов внутренних дел (статьи 10-16). Раскрывается понятие «сотрудник органов внутренних дел», описываются его права, обязанности, требования к поведению, ответственность. Подробно рассматриваются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел. Завершается глава описанием форменной одежды, знаков различия сотрудников органов внутренних дел и ведомственных знаков отличия;
  4. Возникновение и изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (статьи 17-26). 4 глава дает информацию о том, у кого есть право поступления на службу в органы внутренних дел, какие документы должны быть предоставлены, кто и в какой временной отрезок рассматривает предоставленные документы и выносит по ним решение. С 21 по 23 статью описываются виды и срок действия контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, раскрывается суть его содержания. В 24 статье можно узнать о необходимости прохождения испытания при поступлении на службу. Завершается глава описанием изменения правоотношений на службе в период действия военного положения;
  5. Порядок прохождения службы в органах внутренних дел (статьи 27-40). Назначение на должности, присяга, перевод сотрудника, временное исполнение обязанностей. Описывается как проходит аттестация сотрудника, прохождение службы в органах внутренних дел в особых условиях и при сокращении должностей. Раскрывается понятие «стажа» службы (выслуги лет). В 39 статье раскрывается порядок ведения личных дел сотрудник ОВД, хранение их персональных данных, хранение документов учета сотрудников;
  6. Присвоение специальных званий (статьи 41-46). Общие условия присвоения и сохранения специальных званий, сроки выслуги лет в специальных званиях, присвоение званий досрочно или на ступень выше. Описывается, в каких случаях приостанавливается присвоение очередного специального звания и т.д.;
  7. Служебная дисциплина в органах внутренних дел (статьи 47-52). Раскрываются понятия служебной дисциплины, мер поощрения, наказание в случае нарушения служебной дисциплины. Подробно описываются дисциплинарные взыскания по отношению к сотрудникам службы органов внутренних дел. Раскрывается порядок наложения взыскания на сотрудников внутренних дел в случае обнаружения коррупционных правонарушений. Описывается, как проводится служебная проверка.
  8. Служебное и время отдыха сотрудника органов внутренних дел (статьи 53-65). Раскрывается суть таких важных составляющих службы в ОВД, как: служебное время, время отдыха, основной и дополнительные отпуска на службе, когда можно вызвать сотрудника из отпуска, освобождение от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью;
  9. Гарантии социальной защиты сотрудника органов внутренних дел (статьи 66-70). Описывается, как производится оплата труда сотрудников, какие есть социальные гарантии, производится ли обеспечение жильем и медицинским страхованием и т.д. Указываются гарантии вещевого и продовольственного обеспечения сотрудников, а также гарантии пенсионного обеспечения сотрудников внутренних дел и их семей;
  10. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в органах внутренних дел (статьи 71-74). Способы разрешения конфликтов и споров на службе в органах внутренних дел, в каких случаях сотрудника временно отстраняют от выполнения служебных обязанностей. Описывается, как производится восстановление на службе в органах внутренних дел;
  11. Формирование кадрового состава в органах внутренних дел (статьи 75-79). Даются принципы и основные направления формирования кадрового состава ОВД, как производится подготовка кадров для органов внутренних дел, раскрывается суть государственного заказа на подготовку кадров для ОВД, а также описывается необходимый кадровый резерв для замещения должностей в органах внутренних дел;
  12. Прекращение службы в органах внутренних дел (статьи 80-90). Даются основания для прекращения службы, описывается как происходит увольнение, какие должны быть основания для прекращения или расторжения контракта. Описывается возможность расторжения контракта по обоюдному согласию сторон. Отдельное внимание уделяется 90 статье, где описывается погребение и отдание почестей;
  13. Финансирование службы в органах внутренних дел (статьи 91-92). Раскрываются способы оплаты труда сотрудников, находящихся на службе в органах внутренних дел России;
  14. Заключительные положения (статьи 93-98), в которых раскрывается применение настоящего ФЗ к правоотношениям, возникших до дня вступления закона в силу.

Таким образом, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел» охватывает все аспекты данной деятельности, а также стороны служебных правоотношений. Описывает права и обязанности обеих сторон, то есть государства по отношению к служащим, и непосредственно работников по отношению к выполнению своих служебных обязанностей.

Последние изменения

Последняя редакция ФЗ-342 произошла 03.08.2018. Изменения коснулись статьи 51, в частности:

  • части 2 статьи 51.1;
  • части 4 статьи 51.1;
  • части 5 статьи 51.1.

Рассмотрим подробнее суть произведенных изменений.

Часть 2 статьи 51.1 была дополнена. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии, что он признает факт совершения им коррупционного правонарушения, взыскание может быть произведено на основании доклада. В нем излагаются фактические обстоятельства совершения правонарушения, а также содержится письменное объяснение сотрудника.

Часть 4 статьи 51.1 поясняет, что взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника ОВД при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

Часть 5 статьи 51.1 описывает, что взыскания (согласно ст. 50.1 и 82.1 настоящего ФЗ) налагаются не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и не позднее 3-х лет со дня его совершения.

Источник: https://ogic.ru/zakony/342-fz-o-sluzhbe-v-organax-vnutrennix-del-s-izmeneniyami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.