О статусе судей российской федерации

Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1

О статусе судей российской федерации

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

(Пункт дополнительно включен с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ.)

3.

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;

подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи (пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2-6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена;

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону.

___________________________________________________________

Подпункт 8 пункта 6 настоящей статьи вступает в силу с 1 марта 2009 года – см. статью 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ.

___________________________________________________________

(Пункт 6 в редакции, введенной в действие с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования (пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

8.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

9.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей.

Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

(Пункт дополнительно включен с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации – при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации – при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

(Пункт 10 дополнительно включен с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ.)

11.

В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление (пункт дополнительно включен с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ).

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/2053/release_id/4746/

Правовой статус судей: понятие и содержание | Студент-Сервис

О статусе судей российской федерации

Основой судебной власти является судья. Судья является носителем судебной власти, лично и непосредственно осуществляя правосудие от имени государства Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации).

Судьи федеральных судов всех видов и уровней, а также судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации, образуют судейское сообщество в Российской Федерации и входят в него с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Статус судьи – это совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, права, обязанности и ограничения, накладываемые на гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, его гарантии и ответственность.

Конституционно-правовые основы статуса судьи Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, а конкретизируются и развиваются Законом РФ от 26.06.

1992 N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”, рядом статей иных федеральных законов, подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и другими субъектами правотворческой деятельности в этой сфере.

В Конституции РФ закреплено: “Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону” (ст. 120), “Судьи несменяемы.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом” (ст. 121), “Судьи неприкосновенны.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом” (ст. 122).

Каждое из этих конституционных положений получило развернутую регламентацию в законодательстве о судебной власти.

Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в частности ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации”, – также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ о Конституционном Суде РФ.

Сущностью статуса судьи является гарантирование независимости, несменяемости, неприкосновенности личности, осуществляющей правосудие, наделяемой судейскими полномочиями, в целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод, на справедливое судебное разбирательство.

Государство устанавливает конституционно-правовой статус судьи с целью поддержать и развить у конкретной личности чувство независимости, способность осуществлять правосудие независимо от любых попыток воздействия со стороны участников судебного процесса, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону, обеспечивает защиту его личности во всех сферах жизнедеятельности от политического, экономического, административного и криминального воздействия, гарантирует надлежащие условия жизни, работы и отдыха, соответствующие конституционному уровню судьи в иерархии государственных должностей и степени его ответственности.

Независимость судьи – это способность личности соблюдать клятву судьи: “Честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть”, главный элемент особого правового статуса судьи, основное условие деятельности самостоятельной и авторитетной судебной власти по защите прав и законных интересов личности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Статус судьи как личности, наделяемой судейскими правомочиями, представляет собой функциональное единство взаимодействия и взаимосвязи четырех модусов (специальных правовых статусов, особых правовых состояний личности, обусловленных ее социальной ролью). См. схему 13.

Правовые нормы, определяющие статус судьи, можно разделить на четыре группы:

  • нормы, определяющие права и обязанности судьи как носителя судебной власти в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия (профессиональный модус судьи);
  • нормы, определяющие права и обязанности судьи как лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (служебный модус);
  • нормы, определяющие права и обязанности судьи как члена судейского сообщества, а также полномочия органов судейского сообщества (корпоративный модус судьи);
  • нормы, определяющие права, обязанности и ограничения гражданина, наделенного судейскими полномочиями и занимающего обособленное положение в обществе (социально-правовой модус судьи).

Профессиональный модус судьи – это установленные законом профессиональные права и обязанности судьи в процедуре осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.

Профессиональный модус судьи (процессуальная составляющая статуса судьи) определяется ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях. В учебном процессе эта составляющая статуса судьи рассматривается при изучении конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного процессов и поэтому в рамках учебного курса “Правоохранительные и судебные органы России” не изучается.

Служебный модус судьи – это установленные законом права и обязанности судьи как лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ): порядок отбора кандидатов в судьи, гарантии обеспечения независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи, продвижения по службе (судейская карьера), присвоения квалификационных классов, особый усложненный порядок привлечения судьи к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также применения в отношении судьи оперативно-розыскных мер, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.

Корпоративный модус судьи – это установленные законом права и обязанности судьи как члена судейского сообщества: право избирать и быть избранным в органы судейского сообщества, обязанность соблюдать нормы корпоративной этики.
Корпоративный модус судьи неразрывно связан с полномочиями органов судейского сообщества.

Органы судейского сообщества законодательно наделены полномочиями по самоорганизации судебной власти: по формированию судейского корпуса, по контролю за качеством кадрового состава судейского корпуса, по оценке профессионального уровня судей, по привлечению судей к ответственности, по обеспечению финансовой самостоятельности судебной власти и т.д.

Социально-правовой модус судьи – это установленные законом ограничения гражданских прав и свобод гражданина, наделенного судейскими полномочиями, а также льготы и преференции, предоставляемые государством судье в порядке компенсации этих ограничений.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, – также и законами субъектов Российской Федерации (ст. 12 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, ст. 2 Закона РФ “О статусе судей в РФ”).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/pravovoj-status-sudej-ponyatie-i-soderzhanie/

Конституционно-правовой статус судей в РФ: содержание, правовое регулирование, принципы

О статусе судей российской федерации

Судьи являются носителями судебной власти, их, правовое положение определяет конституционно-правовой статус судей, который включает в себя следующие положения:

  • наделение судей полномочиями;
  • символы судебной власти;
  • принципы статуса судей;
  • компетенции;
  • гарантии;
  • ответственность.

Суд является органом, осуществляющим правосудие. Состав суда может быть коллегиальным, либо правосудие осуществляет судья единолично. Граждане РФ принимают участие в осуществлении правосудия в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Об этом говорит ФЗ «О судебной системе Российской Федерации». Сегодня работают две последние формы участия граждан в судебных заседаниях, это является их гражданской обязанностью. Федеральный бюджет предусматривает вознаграждение за данную деятельность.

В присяжные граждане отбираются на основании положений закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Арбитражные заседатели участвуют в судах на основе другого документа, ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Судья и его полномочия

Определение 1

Судьями являются лица, наделенные полномочиями осуществления правосудия в соответствии с законом и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус судьи обеспечивает действительную защиту прав и свобод правосудием каждому человеку. Все судьи в РФ имеют единый статус, но разные полномочия и компетенции. Судьи имеют квалификационные классы, которые зависят от должности, стажа и пр.

Судья должен обладать высокопрофессиональными навыками, знаниями, опытом, а также для работы в этой должности важны личностные качества морального и этического плана.

Разумеется, судьи могут в полной мере реализовывать свои гражданские права, но без умаления достоинства и авторитета судьи и судебной власти.

Судей Конституционного и Верховного Суда РФ назначает Совет Федерации, Президент РФ назначает судей других федеральных судов соблюдением законодательства.

Замечание 1

Если судья в первый раз назначен на должность, он приносит присягу, что является юридическим фактом, вследствие которого возникают права и обязанности судьи.

Закон «О статусе судей Российской Федерации» говорит о том, что судья приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения им присяги, а если судья назначен на должность не в первый раз, то с момента его назначения. Одновременно с этим судья вступает в судейское сообщество. присяги несколько разное у конституционного суда, федеральных судов, судов субъектов, но строго подчинено закону.

Определение 2

Символами судебной власти являются государственный флаг РФ, государственный герб РФ, судебная мантия, удостоверение судьи.

На зданиях судов должен быть установлен государственный флаг РФ, который характеризует власть государства. В зале суда также должны быть размещены флаг и герб. При осуществлении правосудия судьи должны заседать в мантиях.

Опиши задание

Принципы статуса судей

Судья прежде всего независим, значит принцип независимости является одним из основных. Для судей создаются условия, при которых они осуществляют судебную деятельность, опираясь на Конституцию и ФКЗ. Независимость судьи обеспечивается факторами объективного и субъективного характера.

Объективными факторами являются:

  • строгий регламент процедуры осуществления правосудия;
  • запрет на вмешательство в осуществление правосудия;
  • существование порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • наличие права судьи на отставку;
  • эффективная работа органов судейского сообщества.

Субъективными факторами являются:

  • гарантии безопасности;
  • достойное материальное обеспечение;
  • особая защитные государственные меры судьи и членов его семьи, имущества.

Принцип независимости обеспечен правовыми гарантиями. Это федеральные законы, другие НПА, касающиеся гос. защиты, социальных гарантий, дополнительных гарантий и мер.

В РФ не могут быть изданы законы, ставящие под сомнение или умаляющие самостоятельность и независимость суда и судьи.

Принцип независимости делает работу судей беспристрастной, объективной, направленной на достижение истины. Вмешательство в деятельность судей или попытка воздействовать на них влечет за собой административное и уголовное наказание.

КоАП предусматривает административную ответственность за то, что не исполнено судебное распоряжение о пресечении действий, которые нарушают правила, установленные в суде, о воспрепятствовании явки в суд присяжного заседателя и пр., об этом говорится в главе 17.

В УК существуют нормы, предусматривающие уголовную ответственность за неуважение к суду, клевету в отношении судьи (ст. 297-298 УК РФ).

Замечание 2

В суде принято вести себя, придерживаясь определенных правил, несоблюдение этих правил поведения является проявлением неуважения к суду.

В качестве примера можно привести несколько установленных правил поведения в суде:

  • при входе судьи в зал суда или выходе из него все присутствующие встают, демонстрируя уважение к судебной власти;
  • обратиться к составу суда можно только с разрешения председательствующего, при обращении следует вставать;
  • если дело рассматривается одним судьей, к нему следует обращаться «Ваша честь», если суд рассматривает дело коллегиально, то «Уважаемый суд».

Нарушители могут быть удалены из зала суда или оштрафованы.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в соответствии с законодательством, об этом говорит принцип несменяемости судьи. Без согласия самого судьи он не может быть переведен на другую должность или в другой суд.

Принцип исключает подчиненное положение судей, невозможность его замены или смещения. Порядок прекращения полномочий судьи четко определен в законодательстве. Однако принцип несменяемости судей не является абсолютным.

В 2005 году Конституционный суд РФ в определениях подчеркивал, что несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи.

Принцип неприкосновенности заключается в том, что предъявленные государством высокие требования к судье должны быть дополнительно обеспечены гарантиями надлежащего осуществления им своей деятельности.

Замечание 3

Положение Конституции о неприкосновенности судьи – одна из гарантий его профессиональной деятельности. Это положение распространяется на присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия.

Неприкосновенными являются: личность судьи, жилые и служебные помещения, транспортные средства, документы, багаж и пр. Соблюдается тайна переписки, телефонных переговоров.

Привлечение судьи к ответственности

После прекращения своих полномочий судья не привлекается к ответственности за свои решения, принятые при осуществлении правосудия.

Если приговором суда установлена вина судьи в случаях злоупотребления судебной властью или вынесения заведомо несправедливого решения, тогда судья может быть привлечен к ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен только в соответствии с федеральным законом.

Уголовное дело возбуждается в специальном порядке. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимает председатель следственного комитета РФ.

Если необходимость принятия такого решения существует председатель СКР обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в Конституционный Суд РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в квалификационную коллегию судей субъекта в зависимости от того, какую должность занимает судья.

Замечание 4

Вышеперечисленные органы в течение 10 дней должны принять решение с мотивировкой по вопросу о даче согласия.

Если судья привлекается к административной ответственности, порядок принятия решения по этому вопросу тоже установлен. Решение принимается по представлению Генерального прокурора РФ в судебную коллегию Верховного суда РФ, в судебную коллегию субъекта. Решение коллегией принимается также в течение 10 дней.

Решение об избрании в отношении судьи меры пресечения заключение под стражу принимается в соответствии с ходатайством председателя СК России. Председатель СК ходатайствует в судебную коллегию Верховного Суда РФ или субъекта. Решение Конституционного суда и других инстанций о даче согласия на избрание меры пресечения должно быть принято в течение 5 дней после поступления представления.

Если в отношении судьи осуществляются оперативно-розыскные действия или действия следственного характера, которые ограничивают гражданские права судьи, нарушают его неприкосновенность, должно быть решение судебной коллегии Верховного Суда РФ или субъектов.

После того, как уголовное дело возбуждено, оперативно-розыскные и следственные мероприятия в отношении судьи производятся в порядке, который установлен УПК и ФЗ об оперативно-розыскной деятельности.

Дисциплинарная ответственность судей в российском законодательстве не рассматривалась. Однако международно-правовые акты предусматривают такую ответственность в случаях, связанных с халатностью, поведением, не соответствующим занимаемой должности. Институт дисциплинарной ответственности стал развиваться и в современной России.

Проступок дисциплинарного характера определен как нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики.

Вывод 1

Судья имеет своей обязанностью строго соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих обязанностей и вне работы избегать всего, что умаляет авторитет судебной власти, судьи.

Ничто не должно вызывать сомнения в объективности, беспристрастности, и справедливости судьи. Судья должен быть высокопрофессиональным и обладать особыми морально-этическими качествами.

Поэтому свои гражданские права судья должен реализовывать таким образом, чтобы не умалять чести и достоинства судебной власти.

Кодекс судейской этики говорит о том, что судья должен руководствоваться нормами и законами РФ, а также общепринятыми нормами морали и нравственности и неукоснительно следовать присяге судьи. Дисциплинарным наказанием может быть предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи, так как это не просто нарушение профессиональных норм, но и общепринятых.

Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что к судьям предъявлены особые требования, которые соответствуют их высокому статусу носителей государственной власти. Честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, независимость судей дает гарантии эффективного восстановления прав, утверждая в обществе уверенность в справедливости суда и неотвратимости наказания.

Конституционный Суд РФ посчитал, что наложение на судью дисциплинарного взыскания не противоречит Конституции, поскольку данная мера применяется за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи или вовсе несовместим со статусом судьи.

Также Конституционный суд отметил, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку без грубых нарушений при применении норм права.

Правовой статус судьи – это элемент конституционно-правового регулирования, а судебная власть и судья – элементы публично-правовой системы. Учреждение суда – это властный институт, где осуществляется правосудие. Государство обязано обеспечить организацию и деятельность судебных органов и их эффективное функционирование.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/konstitutsionno-pravovoj-status-sudej-v-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.