Обеспечение доступности для инвалидов

Сп 59.13330.2016 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. актуализированная редакция снип 35-01-2001, сп (свод правил) от 14 ноября 2016 года №59.13330.2016

Обеспечение доступности для инвалидов

СП 59.13330.2016

_________________________________________________________________

Текст Сравнения СП 59.13330.2016 с СП 59.13330.2012 см. по ссылке.

– Примечание изготовителя базы данных.
__________________________________________________________________

ОКС 01.040.93

Дата введения 2017-05-15

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ – ООО “Институт общественных зданий”, Ассоциация МОАБ, НП “Доступная городская среда”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр и введен в действие с 15 мая 2017 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 59.13330.

2012 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный.

Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем своде правил реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, Федерального закона от 30 марта 1999 г.

N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

Пересмотр СП 59.13330.2012 выполнен авторским коллективом: ООО “Институт общественных зданий” (канд. архит. А.М.Гарнец – руководитель темы, инж. Л.В.Сигачева), Всероссийское общество слепых (Л.П.Абрамова, С.С.Сохранский, В.

Т.Ткачев); МАДИ (канд. техн. наук Д.В.Енин); ГК “Ретайл” (Е.Ю.Коляда); ООО “ПожМонтаж Групп” (инж. А.В.Апаков) при участии Всероссийского общества инвалидов (О.В.Рысев, Д.Р.Горшко); НПО “Пульс” (инж. Е.А.Мешалкин); Ассоциации МОАБ (д-р техн. наук М.

М.Мирфатулаев, д-р техн. наук Ю.М.Глуховенко); Экспертно-консультационного центра “Эврика” (Э.Н.Асылгараева, Л.Б.Гутман); АНО ЦИПИ “Общество для всех” (канд. техн. наук Е.А.Бухаров), ДСЗН гор. Москвы (инж. В.Б.Осиновская); НП “Доступная городская среда” (инж. М.Ю.Зверев, инж. В.В.Коновалова).

1 Область применения

1.

1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (далее – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

1.3 Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности.

2 Нормативные ссылки

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456033921

Доступность объектов для инвалидов: как сделать их жизнь комфортной и безопасной

Обеспечение доступности для инвалидов

Александра Краснова

Из этой статьи вы узнаете:

  • В чем заключается доступность объектов для инвалидов и маломобильных групп населения
  • Что такое карта доступности объектов для инвалидов
  • Какие существуют мероприятия по обеспечению доступности объектов для инвалидов
  • Как обеспечивается доступность объектов торговли для инвалидов
  • Как организуется доступность объектов спорта для инвалидов
  • Кто контролирует обеспечение доступности объектов для инвалидов

Одной из наиболее незащищенных категорий граждан в любом обществе являются инвалиды. Зачастую их социальное положение полностью зависит от власть имущих. Поэтому перед чиновниками стоит задача реабилитации в социуме людей с ограниченными физическими возможностями и принятия законов, гарантирующих оказание всемерной помощи и создание благоприятных условий для их полноценной жизни и деятельности. В частности, именно от государства зависит организация доступности объектов для инвалидов. Инвалид – это человек, имеющий какие-либо постоянные расстройства здоровья, вызванные заболеваниями или травмами. Ввиду ограниченности физических возможностей, такие люди остро нуждаются в государственной социальной защите. Маломобильные группы населения – граждане, испытывающие значительные трудности при самостоятельных передвижениях и ориентировании. Это люди преклонного возраста, инвалиды, беременные женщины и лица с малолетними детьми. Все перечисленные категории людей имеют ограниченные физические возможности и поэтому государством принимаются специальные законы и меры, гарантирующие им доступность объектов и услуг в различных инфраструктурах.

Это документ, определяющий соответствие конкретного заведения требованиям законодательства об обеспечении доступности для инвалидов объектов и услуг.

«Паспорт доступности объектов для инвалидов» является важнейшим документом, дающим право на получение работы в определенном районе населенного пункта. Сейчас они выдаются только через соответствующие государственные инстанции, процедура заполнения заявлений и их рассмотрения довольно долгая, но необходимая.

Для учреждений, занимающихся обслуживанием инвалидов, наличие этого документа строго обязательно. К таким объектам относятся:

  • медицинские учреждения;
  • магазины индивидуального типа;
  • различные сервисные центры по оказанию услуг.

Все медицинские учреждения обязаны получить разрешение на занятие той или иной деятельностью. «Паспорт доступности объектов для инвалидов» является этим разрешающим документом. Он содержит сведения о наличии беспрепятственного доступа ко всем услугам. Пациентам с ограниченными физическими возможностями, проходящим лечение в этих заведениях, должны быть обеспечены:

  • услуги по транспортировке больного из дома в больницу и обратно;
  • необходимое оборудование и специально обученный медперсонал для обслуживания инвалидов на дому;
  • оптимальные условия для лечения инвалидов в медицинском учреждении.

Каждый из перечисленных аспектов находится под строгим контролем соответствующих органов, и при выявлении каких-либо нарушений «Паспорт доступности объектов для инвалидов» не выдается. Сейчас более подробную информацию можно получить на сайтах органов госконтроля или у специально обученных менеджеров.

«Паспорт доступности объектов для инвалидов» был введен при появлении программы «Доступная среда». Это специальный сертификат, дающий право на обслуживание категории граждан, имеющих ограниченные физические возможности. Лечение таких людей имеет целый ряд характерных особенностей и поэтому требует выполнения определенных мероприятий.

Зачем создана карта доступности для инвалидов

Все учреждения (административные, социальные, культурные и т. д.) «с Паспортом» занесены в единую «Дорожную карту». Она предназначена для того, чтобы лица с ограниченными физическими возможностями могли по ней определить, насколько то или иное заведение им подходит.

Дорожную карту можно найти на различных сайтах, но в общем доступе она находится на . Области нашей страны окрашены в разные оттенки синего цвета. Темно-синий означает, что карты для этих районов уже составлены. Пользоваться ею предельно просто.

Выбираете в «меню» нужное заведение (например, поликлиники), слева открывается карта, а справа – список всех медицинских учреждений. В перечне находите именно ту клинику, которую ищете, и открывается карточка ее доступности для инвалидов.

В ней находится подробное описание всех помещений и территорий, пути продвижения по ним и наличие средств аудио и видеоинформации.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

По карте нельзя определить, как проехать в нужный корпус или подняться на лифте, но и те сведения, которые в ней даны, очень помогут людям с ограниченными физическими возможностями.

Доступность объектов для инвалидов определяется в процентном соотношении для людей, сидящих в кресле-коляске, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения.

Необходимо учитывать, что эта услуга относительно новая в России и поэтому на настоящий момент предоставлены сведения о доступности объектов для инвалидов далеко не по всем регионам нашей страны.

Какие проводятся мероприятия по обеспечению доступности объектов для инвалидов

  • Создание парковок.
  • Установка пандусов, кнопок вызова.
  • Оборудование раздвижными дверьми и адаптированными для инвалидов лифтами.
  • Создание доступных санитарно-гигиенических помещений.
  • Проектируются достаточной ширины дверные проемы, лестничные марши и площадки.
  • Оформление «Паспорта доступности объекта для инвалидов».
  • Обеспечение мероприятий по сопровождению инвалидов на территории объекта.
  • Поддержание «Паспортов доступности объектов для инвалидов» в актуальном состоянии.
  • Организация свободного, без препятствий, входа и выхода из объектов и помещений.
  • Создание благоприятных условий для самостоятельного передвижения инвалидов по территории объекта до места оказания услуг.
  • Размещение специальных носителей информации для оповещения инвалидов о способах легкого перемещения по объекту и доступа к получению услуг.
  1. Выделение как минимум одного специально оборудованного места для парковки на автостоянке. Обычно бывает 10 % от общего количества.
  2. Для привлечения внимания покупателей со слабым зрением на необходимую для них информацию активно используются тактильные и световые указатели, табло, пиктограммы, контрастное цветовое решение отдельных элементов интерьера.
  3. Во время строительных и ремонтных работ, при реконструкциях или благоустройстве торговые объекты должны снабжаться всем необходимым оборудованием и приспособлениями, а именно:
    • специальными указателями, предупреждающими о проведении строительных или ремонтных работ на объекте;
    • телефонами-автоматами или другими средствами связи, доступными для пользования инвалидам и маломобильным группам населения;
    • санитарно-гигиеническими помещениями;
    • лестницами у входа в здание, оснащенными пандусами и крепкими поручнями;
    • подъемными устройствами или пандусами на лифтовых площадках;
    • средствами звуковой, визуальной, текстовой и графической информации, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Организация доступности объектов для инвалидов, как самих зданий, так и прилегающих к ним территорий, содержит много очень сложных моментов.

Программой «Доступная среда» не разработано инструкций и нормативов, которые могли бы систематизировать эти мероприятия.

Поэтому руководящему составу приходится «вариться в собственном соку» и составлять план действий самостоятельно. Чтобы облегчить задачу, советуем придерживаться следующих рекомендаций.

Составляя список, учитывайте все, даже малейшие препятствия, «встающие на пути» посетителей, имеющих ограничения по слуху или зрению, или передвигающихся на креслах-колясках.

Приводим примерный список оборудования, предусмотренный программой «Доступная среда», он составлен для спортивных учреждений и включает:

  • подъемные платформы для преодоления перепадов высоты и перемещения по лестницам;
  • перила и пандусы, исключающие даже малейшую вероятность возникновения травм, с нескользким покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т. д.);
  • оборудование для удобства в санитарно-гигиенических помещениях (поручни, широкие проходы);
  • специально отведенные места парковки для инвалидов.

Наличие кнопок экстренного вызова оператора во всех местах, где инвалидам может потребоваться срочная помощь.

Если в ваши обязанности входит обеспечение доступности для инвалидов общественного спортивного объекта, то можете смело ориентироваться на приведенный выше список оборудования.

К комплексу мероприятий по доступности объектов для инвалидов, помимо устранения различных преград на их пути, относится еще обеспечение полной безопасности и комфорта. В связи с этим особого внимания требуют следующие зоны и мероприятия:

  • Территории для зрителей. Инвалид по зрению может передвигаться по территории с собакой-поводырем, для выгула которой должна быть отведена специальная, оборудованная соответствующим образом «прогулочная» зона.
  • Трибуны. Наряду со звуковой трансляцией информации должны быть установлены дисплеи с текстовыми сообщениями.
  • Возможность для ориентации в пространстве инвалидов с полной потерей зрения и слабовидящих. Специальные тактильные полосы помогут им сориентироваться и придадут уверенности. Дополняют их крепкие поручни.
  • Бассейны и ванны. В мелких местах должна быть установлена пологая лестница для инвалидов, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата. Для передвигающихся на креслах-колясках, необходимо оборудовать подъемник. Весь периметр чаши бассейна «обозначается» яркой полосой.
  • Залы для занятий слепых. Все поручни, детали крепежа, выключатели и другие элементы должны быть углублены или установлены «заподлицо» к стенам.
  • Проходы. Для свободного движения на креслах-колясках ширина дверных проемов должна быть не менее 1,2 метра.

Кто контролирует доступность объектов для инвалидов

Федеральным законом № 116-ФЗ от 7 июня 2017 года внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года за № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Федеральный закон дополнен статьей 15.

1, в соответствии с требованиями которой будет контролироваться доступность для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в социальной, инженерной и транспортной инфраструктурах.

Федеральные органы исполнительной власти и субъекты РФ уполномочены в пределах своей компетенции осуществлять государственный надзор за исполнением законодательства.

  • Правительством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
  • высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

Осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг регламентируется положениями Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Перечисленные изменения вступают в законную силу с 1 января 2018 года.

Источник: https://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/dostupnost-obektov-dlya-invalidov/

Создание доступной среды для маломобильных групп населения: проблемы и пути решения

Обеспечение доступности для инвалидов

В настоящее время в стране реализуются масштабные программы по новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, разрабатывается проектная документация нового поколения с учетом требований действующих нормативных документов, отвечающая современным требованиям по условиям эксплуатации и безопасности.

Одним из разделов такой проектной документации является раздел «Мероприятия по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Оценка проектных решений в этой области является непосредственной задачей экспертной деятельности.

Процесс проведения государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения включает в себя:

1) Анализ исходных данных для проектирования;

2) Определение перечня нормативных документов, используемых при проведении государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

3) Оценку проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения:

●оценку соответствия принятых решений исходным данным для проектирования (заданию на проектирование и иным нормативно-правовым актам);

●оценку соответствия содержания рассматриваемого раздела проектной документации требованиям Положения;

●оценку соответствия требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативных технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

●оценку соответствия предусмотренных мероприятий проектным решениям, данным и сведениям, представленным в других разделах (подразделах) проектной документации.

Оценка содержания рассматриваемого раздела проектной документации производится в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса, Федерального закона № 384-ФЗ, законодательными актами о градостроительной деятельности, а также иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно-техническими документами и распорядительными документами.

Помимо этого, эксперт руководствуется требованиями, указанными в пункте 27 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (Положение). Требования указанного Положения распространяются на все здания и сооружения, входящие в объем проектирования рассматриваемого объекта в соответствии с заданием на проектирование.

Данный перечень может быть дополнен другими нормативно-техническими документами, необходимость учета которых при разработке проектной документации установлена заказчиком в задании на проектирование и которые не противоречат стандартам и сводам правил, установленным требованиями федеральных законов.

Оценка соответствия проектной документации требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативно-технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, распространяется на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг, а также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

Критерии доступности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:

●условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта;

●беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;

●достижение места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;

●возможность воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

Критерии безопасности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:

●возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);

●возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;

●отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;

●предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;

●пожарная безопасность.

Критерии информативности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:

●использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;

●своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;

●точная идентификация своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

●возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток;

●возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.

Данные критерии оценки проектных решений экспертом применяются как к новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в части объемно-планировочных решений, так и к генеральному плану.

При рассмотрении Главгосэкспертизой России зданий непроизводственного и производственного назначения основное внимание уделяется следующим аспектам:

При новом строительстве общественные здания и сооружения:

●входы в здание;

●пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания;

●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы);

●лифты, подъемные платформы и эскалаторы;

●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения;

●санитарно-бытовые помещения;

●основные требования к дошкольным образовательным учреждениям и общеобразовательным и специальным учреждениям.

Так, особое внимание уделялось обеспечению доступа людей с ограниченными физическими возможностями на стадионы (по требованиям СП 59.13330.2012 — 5%, а по требованиям ФИФА — 1%. Принятыми решениями предусмотрен 1%, что было обосновано в специальных технических условиях).

Жилые Здания:

●при проектировании жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование;

●в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления (квартиры для семей с инвалидами следует размещать, как правило, на первых этажах);

●входы в здание;

●пути движения внутри здания;

●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы);

●лифты, подъемные платформы;

●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения;

●санитарно-бытовые помещения.

Производственные Здания:

●при создании на предприятии цехов или складов (участков), предназначенных для использования труда инвалидов, следует руководствоваться также едиными санитарно-эпидемиологическими правилами для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости, требованиями СП 59.13330.2012.

Основные пути решения проблемных вопросов при формировании доступной среды обитания для маломобильных групп населения

При подготовке проектной документации для обеспечения доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда необходимо предусматривать минимальные требования для безопасного осуществления необходимой деятельности маломобильных групп населения.

Для комплексного использования зданий для маломобильных групп населения необходимо, прежде всего, определить основные функционально-типологические группы зданий и сооружений, их наполняемость, местные условия и т.д.

При проектировании необходимо учитывать два принципиальных подхода к созданию доступной среды.

Первый принцип — «универсальный дизайн», предусматривающий изготовление предметов, обстановок, программ и услуг, в максимальной степени пригодных для использования всеми людьми. Полностью требования «универсального дизайна» возможно исполнить в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта).

Второй принцип — «разумное приспособление», там, где возможно, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособление окружающей обстановки под нужды инвалида, с учетом, с одной стороны, его потребностей, а с другой — имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в условиях реставрации, реконструкции объектов культурного и исторического наследия, а также в решении проблем доступа у действующим объектам, введенным ранее утверждения действующих норм и требований.

Вместе с тем при подготовке проектной документации в части обеспечения доступа маломобильных групп населения современные нормативные требования не полностью учитывают создание полноценной среды обитания для маломобильных групп населения, так, например:

●несовершенство законодательного и нормативного регулирования создания доступной среды для маломобильных групп населения из-за рекомендательного характера для исполнения части норм и правил;

●несоответствие норм, в части размещения маломобильных групп населения на стадионах международным требованиям ФИФА и КХЛ;

●не определены стандарты проживания (в части жилых помещений) для инвалидов и членов их семей;

●отсутствует законодательно закрепленный принцип непрерывности путей движения маломобильных групп населения, в том числе для объектов культурного наследия.

Решение данных проблем за счет формирования отдельных элементов более невозможно, в данных случаях инвалиды находятся на площадках доступности посреди в целом недоступной среды. Для решения данных проблем необходимы комплексные усилия Минстроя России, Минздрава России, Минсоцзащиты России, а также соответствующих ведомств и организаций.

В целом создание доступной среды для инвалидов повысит уровень социальной адаптации и интеграции маломобильных групп населения в современное общество, их социальную защищенность.

Андрей Сергеевич Зарубин. Геннадий Вадимович Чистяков. Абдуллаев Дмитрий Абаевич. Публикация за третий квартал 2019 года.

Источник: https://news.rambler.ru/other/44721982-sozdanie-dostupnoy-sredy-dlya-malomobilnyh-grupp-naseleniya-problemy-i-puti-resheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.