Обеспечение лекарственными препаратами

Содержание

Право на лекарственное обеспечение. Законодательство и практика

Обеспечение лекарственными препаратами
Право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности. Это право следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством.


Огромным достижением человеческой цивилизации явилось определение и законодательное закрепление основных прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации признают, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность [1,ст.3],[2,ст.20].

Но ведь жизнь часто зависит от возможности оказания медицинской помощи, включая получение необходимых лекарств.

Более того, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам [1,ст.25],[2,ст.39]. Таким образом, можно утверждать, что право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности.

На наш взгляд право на лекарственное обеспечение следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством. Лекарственными препаратами признаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности [3]. С правовой точки зрения законодательно закрепленное субъективное право на лекарственное обеспечение – это потенциальная возможность субъекта (пациента) получить лекарство. Данное право порождает обязанность другой стороны (органы власти) обеспечить его реализацию, опять же через систему законодательства. Основными нормативно-правовыми актами по вопросам лекарственного обеспечения являются:

– Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором в частности определены полномочия органов власти в сфере охраны здоровья, права и обязанности граждан с сфере охраны здоровья, организация охраны здоровья и контроля в сфере охраны здоровья, финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья. Статья 44 посвящена медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания. К данной категории граждан относятся пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями и заболеваниями, входящими в группу «Семи нозологий»: гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей [4].- Федеральный закон №178 «О государственной социальной помощи» определяет право инвалидов получать льготное лекарственное обеспечение в составе набора социальных услуг [5].- Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», определяет перечень групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение [6].- Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [7], в том числе территориальные, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов [8], порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов [9] уточняют механизм реализации права пациента на лекарственное обеспечение.

В чем мы видим ограничение доступности лекарственных препаратов?
– В частности, наблюдается отсутствие препаратов на период перерегистрации.

– Регулирование максимальной цены приводит к отсутствию выгоды для производителя и продавца, что порой оборачивается отказом от участия в аукционах на закупку лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, а это может привести к невозможности оказания должной медицинской помощи в лечебном учреждении.- Низкая стоимость препарата также приводит к отсутствию выгоды для продавца, что влечет к исчезновению ряда препаратов из продажи. – Импортозамещение лекарственных препаратов создает выгоду для российского производителя, но приводит к отсутствию выбора для пациента. Крайней мерой в санкционной войне были предложения внести лекарственные препараты в санкционные списки. В ответ на широко обсуждаемые в обществе – санкционные списки на лекарства, Елена Максимкина, Директор Департамента лекарственного обеспечения, снова подчеркнула: «…что никакие списки лекарственных препаратов Минздрав не формирует и не собирается формировать. Если кто-то и что-то и будет формировать, то это будет другой Минздрав. Право человека на жизнь и здоровье неприкосновенно!» [10].

При работе с жалобами пациентов в рамках государственного контроля, проводимого Территориальным органом Росздравнадзора по Ярославской области, наиболее типичными нарушениями являются:

– отказ в выписке льготных рецептов, – отсутствие лекарственных препаратов в аптеках,- несоблюдение правил назначения лекарственных препаратов,- отказ в организации отсроченного обслуживания рецептов. Данные нарушения носят повсеместный характер. Начальник Управления контроля за реализацией госпрограмм в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко еще в мае 2018 года сказал что, в минувшем году ведомство выявило снижение объемов затрат региональных бюджетов на льготное лекарственное обеспечение в 26 регионах страны. Люди жалуются на отказ в выписке рецептов, если нужного препарата нет в аптеке. Хотя формально такой отказ равносилен отказу в оказании медицинской помощи и является преступлением, напомнил Фисенко [10]. Кроме того Росздравнадзор продолжает фиксировать снижение числа получателей льготных лекарств – не получая необходимых препаратов, люди предпочитают выходить из программ льготного лекарственного обеспечения. В 2017 году это число уменьшилось на 2,2%, а за первые месяцы 2018года – еще на 1,8%. На сегодняшний день льготные лекарства получает лишь 3,2 млн. человек из 15,6 млн. имеющих на это право, уточнила Максимкина. И такая ситуация еще больше снижает возможности льготного лекарственного обеспечения – чем меньше остается в программе пациентов, тем ниже объемы ее финансирования [10]. По мнению экспертов, какой бы непопулярной мерой не представлялся отказ от монетизации льгот, делать это придется. «На сегодняшний день регионы получили около 40 млрд. рублей на закупки лекарств, – рассказала Максимкина. – Но еще более 120 млрд. монетизировано. И не факт, что эти деньги люди тратят на лекарства. Справедливо ли то, что, если человеку не нужны лекарства, он забирает из системы средства, нарушая принцип солидарной ответственности?». В настоящее время Минздрав готовит законопроект изменений в систему лекарственного обеспечения, связанный с отменой монетизации для новых льготников. Существующие выплаты сохранятся, иначе социального взрыва будет не избежать [10]. «Существующая сегодня система – дефектна и сколько ее не латай, будут появляться все новые и новые прорехи. Нужно менять сам подход», – считает Максимкина. По ее словам, сейчас ведомство изучает зарубежные модели лекарственного страхования. Назначенные врачом лекарства входят в медицинскую страховку практически во всех развитых странах. Но где-то лекарства по рецепту врача полностью бесплатны для пациентов, где-то есть фиксированные соплатежи или платеж в процентах от цены. Но главное – больные получают адекватное лечение. Одна из распространенных мировых моделей – классическое лекарственное страхование – заключается в том, что все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезни. Интересная схема используется во Франции, рассказала Максимкина. Здесь процент возмещения цены зависит от эффективности препарата, и за наиболее эффективные лекарства государство готово платить до 100% стоимости [10]. Еще одной точкой зрения на улучшение лекарственного обеспечения является принятие закона «О лекарственном обеспечении» [11]. Предложение Александра Саверского — инвестировать постепенно: сначала обеспечить лекарствами всех больных в кардиологии, потом пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы… Надо создать такую спираль ввода бесплатного обеспечения лекарствами. И деньги, которые будут высвобождаться в ОМС, в Фонде социального страхования по больничным листам, в Пенсионном фонде по инвалидным выплатам, опять направлять на обеспечение лекарствами [11].

Таким образом, при законодательно закрепленном праве пациента на лекарство, в том числе льготное лекарственное обеспечение для определенных категорий граждан, наблюдаются нарушения в данной сфере. Отдельными административными и судебными мерами проблему нарушений в системе лекарственного обеспечения не решить.

В их основе лежат недостатки в организационной и в финансово-распорядительной системе. Поскольку проблема касается жизни и здоровья человека требуется незамедлительные меры по их исправлению. Одной из таких мер может быть лекарственное страхование.

Альтернативой может быть поиск других источников бюджетного и внебюджетного финансирования.

Источник: http://pravo-med.ru/community/blogs/istepanov/_1590.php

Обеспечение лекарствами в стационаре

Обеспечение лекарственными препаратами

Медикаментозное лечение в условиях стационара по полису ОМС должно быть полностью бесплатным.

Врач может назначить препарат, если он входит в стационарный стандарт по заболеванию пациента и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП).

Лекарства в стандартах и перечнях указываются под международным наименованием (МНН) и всегда должны быть в стационаре в наличии.

Лекарство, не входящее в перечень ЖНВЛП, может быть предоставлено пациенту по жизненным показаниям, в случае замены препарата из-за индивидуальной непереносимости, при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания или сопутствующих заболеваний, при лекарственной несовместимости препаратов.

Эти факты должны фиксироваться в медицинских документах пациента. Назначаются дополнительные лекарства уже не единолично лечащим врачом, а согласовываются с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом, с врачебной комиссией стационара.

Не входящие в стандарт лекарства предоставляются по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Кому положены бесплатные лекарства при амбулаторном лечении

Рассчитывать на бесплатное лекарственное обеспечение вне стационара могут только льготники. В России имеется две категории льготников.

Первая — федеральные льготники (инвалиды с социальным пакетом), которые имеют право на получение по медицинским показаниям любых лекарств для лечения любого заболевания из списка препаратов программы дополнительного лекарственного обеспечения.

Вторая категория — региональные льготники (лица, страдающие входящими в льготные перечни заболеваниями, но не имеющие статуса инвалида).

Если оформлена инвалидность, список льготных препаратов автоматически расширяется, а доступ к ним облегчается — инвалид имеет право на льготный рецепт не только по основному, но и по любому имеющемуся у него заболеванию в соответствии со стандартами медицинской помощи, а также по жизненным показаниям и при угрозе жизни и здоровью.

В набор социальных услуг инвалида входит обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартами медицинской помощи и по рецепту врача.

Чтобы получить льготный рецепт, инвалид предъявляет в поликлинику по месту жительства: паспорт, полис, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку из отделения пенсионного фонда о том, что не получает за этот набор компенсацию в денежном выражении.

Для получения льготного лекарства по региональной льготе пациент должен быть включен в региональный регистр льготников.

Ознакомиться с территориальной программой государственных гарантий и региональным перечнем лекарств вы можете в лечебном учреждения вашего поселения на информационных стендах, на официальном сайте лечебного учреждения, в страховой компании, территориальном фонде ОМС, на сайте департамента здравоохранения региона. Если лекарство в региональный перечень не входит, то получить его можно по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии поликлиники.

Некоторые категории региональных льготников, например онкологические пациенты, имеют право на бесплатные лекарства и по любому другому заболеванию, например, по артериальной гипертензии.

Как получить рецепт

Рецепты на лекарства, как правило, выписывает лечащий врач (фельдшер) пациента в поликлинике по месту жительства.

Плановая потребность пациента в лекарстве вносится в сводную заявку лечебного учреждения. На основании сводных заявок организуются государственные закупки лекарств путем размещения госзаказа. После закупок уполномоченная фармацевтическая компания обеспечивает льготников лекарствами через аптеки.

Если потребность пациента в лекарстве не была включена в основную сводную заявку (вновь выявленный пациент, изменение схемы лечения), лечащий врач делает дополнительную заявку на данного пациента.

Если на фоне приема препарата у пациента происходит ухудшение состояния здоровья, возникают побочные явления (зафиксированные в его амбулаторной карте) или подтвержденная индивидуальная непереносимость препарата, решается вопрос о разовой закупке необходимого пациенту препарата.

Проблемы при получении лекарств

Иногда врачи поликлиник отказываются выписывать льготный рецепт при отсутствии лекарств в аптеке. Такие действия также неправомерны. По действующему законодательству, отсутствие лекарства в льготной аптеке не должно являться причиной отказа в выписке рецепта, наоборот, рецепт необходим, чтобы поставить его на отсроченное обслуживание.

Начинать жаловаться можно с заведующего поликлиникой(главному врачу лечебного учреждения), врачи которой отказываются выписать льготный рецепт. Следующая инстанция — отдел лекарственного обеспечения департамента здравоохранения региона.

Кроме того, контроль за льготным лекарственным обеспечением осуществляет территориальный орган Росздравнадзора.

И наконец, на несоблюдение нормативных актов о праве пациента на получение льготных лекарств (а также утвержденных Минздравом РФ стандартов лечения) можно пожаловаться в прокуратуру.

Как добиться назначения оригинального препарата по торговому наименованию

Любой лекарственный препарат имеет два наименования: торговое и международное непатентованное (МНН). Чтобы получить лекарство под торговым наименованием — оригинальный препарат — пациент должен подтвердить индивидуальную непереносимость назначенного ему дженерика под международным наименованием. Для этого можно вызвать врача на дом или скорую помощь.

Факт индивидуальной непереносимости препарата, сохраняющейся в течение нескольких приемов, должен быть зафиксирован в медицинской карте пациента, связан с применением препарата под МНН и подтвержден решением врачебной комиссии лечебного учреждения (в стационаре или в поликлинике). Затем сведения о лекарственной непереносимости направляются в территориальные органы Росздравнадзора. С этой целью врач должен заполнить «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства».

Лекарства по жизненным показаниям предоставляются в случае угрозы для жизни больного по решению врачебной комиссии поликлиники.

Получение лекарства в аптеке

Льготный рецепт необходимо предъявить в уполномоченную аптеку. При отпуске льготного лекарства сотрудник аптеки может заменить его на аналог — это правомерно, но требует согласования с лечащим врачом. Для этого врач указывает свой телефон на рецепте.

Если в момент обращения необходимое лекарство в льготной аптеке отсутствует, то нужно поставить рецепт на отсроченное обслуживание. В этом случае рецепт принимается аптекой на обеспечение и регистрируется в специальном журнале «неудовлетворенного спроса» или «отсроченного спроса».

На рецепте сотрудник аптеки должен поставить отметку о дате постановки рецепта на учет, указать номер аптеки, расписаться и возвратить рецепт пациенту. В некоторых регионах аптеки забирают рецепт. В таком случае надо сделать копию рецепта, на которой аптека укажет номер и дату его регистрации в «Журнале отсроченного спроса».

Это исключит недобросовестные действия сотрудника аптеки, который может позже сказать, что такого рецепта вообще не было.

После принятия рецепта аптека должна сразу сделать заявку на препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить его пациенту в течение 10 дней.

Десять дней дается на доставку лекарства со склада фармацевтической компании в аптеку.

Если при нахождении на отсроченном обслуживании срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления, за исключением наркотических и подлежащих учету лекарственных средств.

Нормативные акты

  1. Федеральный закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
  4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
  5. ПриказМинздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
  6. ПриказМинздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Источник: https://udinovo.brkmed.ru/article/obespechenie-lekarstvami-v-stacionare/

Обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2019 году. | ФГБУЗ МСЧ № 135 ФМБА России

Обеспечение лекарственными препаратами

Бесплатные лекарственные препараты положены определенным категориям граждан, что определено федеральным законодательством. Выдача медикаментов на бесплатной основе в России осуществляется по спискам льготников.

Они формируются на двух уровнях: федеральном и региональном.

Система создания общегосударственного реестра граждан, которые могут воспользоваться правом на получение лекарства безвозмездно, базируется на условиях Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи».

Федеральные льготники- отдельная категория граждан, перечисленных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.

1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственное обеспечение которых предоставляется из Федерального бюджета: -инвалиды войны;-участники Великой Отечественной войны;-ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О ветеранах”;-военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;-лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;-лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;-члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;инвалиды;-дети-инвалиды;-лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в установленном порядке.

Для того, чтобы реализовать свое право на получение лекарственных препаратов Федеральным льготникам необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного Фонда по месту жительства о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и предъявить документы, подтверждающие право на ее получение. Одновременно с назначением ЕДВ граждане приобретают право на получение бесплатных лекарственных препаратов.

Ежегодно до 1 октября гражданам – федеральным льготникам предоставляется выбор – оставить за собой право на получение бесплатных лекарственных препаратов или получать ежемесячную денежную компенсацию.

Выписка лекарственных препаратов для Федеральных и Региональных льготников осуществляется в соответствии с перечнем ЖНВЛП, утвержденным Постановлением Правительства РФ 2738-р от 10.12.

2018 “Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в 2019 году пополнился 38 наименованиями новых лекарств, а также двумя новыми лекарственными формами для тех препаратов, которые уже есть в перечне.

Кроме этого, льготные лекарства за счет средств федерального бюджета выделяются для обеспечения пациентов, которые страдают высоко затратными заболеваниями (так называемые 7 нозологий):

-гемофилией;-миелолейкозом;- муковисцидозом;-болезнью Гоше;-гипофизарным нанизмом;- рассеянным склерозом;-нуждающимся в иммуносупрессии после трансплантации органов и тканей.

Постановлением Правительство РФ с 2019 года включены в программу “7 нозологий” еще пяти орфанных заболеваний: гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2018 г. № 1390).

Обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами, предназначенными для лечения таких заболеваний или после трансплантации органов и (или) тканей, осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов , в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи)».

Обеспечение региональных льготников осуществляется за счет средств субъекта. Каждый регион самостоятельно решает, какие медикаменты и в каком количестве предоставлять бесплатно.

Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных групп населения Смоленской области, в том числе детей до 3-х лет жизни, утвержден Постановлением Администрации Смоленской области № 36 от 15.02.

2005 «Об обеспечении отдельных групп населения Смоленской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно» утвержден «Перечень кодов заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно».

Региональными льготниками являются:-Онкологические заболевания;-Сахарный диабет;-Бронхиальная астма;-Шизофрения, эпилепсия;-Болезнь Паркинсона;-Рассеянный склероз;-Ревматизм, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, болезнь Бехтерева;-Глаукома, катаракта;-Все заболевания у детей до трех лет;-Пересадка органов и тканей;

– Колит язвенный (хронический) и другие заболевания.

https://www.youtube.com/watch?v=PWpBXANBeJM

Для получения льготного рецепта на бесплатный лекарственный препарат пациенту, являющемуся федеральным или региональным льготником, необходимо обратиться к лечащему врачу амбулаторно – поликлинического звена ФГБУЗ МСЧ № 135 ФМБА России.

Необходимые документы для выписки рецептов:
-справка из Пенсионного фонда, ПОДТВЕРЖДАЮЩАЯ ПРАВО НА получение лекарственных препаратов (федеральные льготники).-паспорт (выписка медикаментов осуществляется по месту регистрации, а не по месту жительства),- полис обязательного медицинского страхования.

– СНИЛС.

Источник: https://med135.ru/content/obespechenie-lgotnymi-lekarstvennymi-preparatami-i-medicinskimi-izdeliyami-v-2019-godu

Жизненно необходимые лекарственные препараты

Обеспечение лекарственными препаратами

Категория: Информация об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи.

XV. Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по желанию пациента

15.1.

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, осуществляется по медицинским показаниям с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой, за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, а также за счет средств системы обязательного медицинского страхования.

15.1.1.

При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических условиях в экстренной и неотложной форме, первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях дневного стационара, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях, а также паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями всех категорий граждан осуществляется бесплатно в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации, и со стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравом России.

Бесплатное обеспечение иными лекарственными препаратами по медицинским показаниям в случаях нетипичного течения заболевания, наличия осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных препаратов, а также при индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов осуществляется на основании решения врачебной комиссии медицинской организации.

15.1.2. При проведении лечения в условиях поликлиники и на дому лекарственное обеспечение осуществляется за счет личных средств граждан, за исключением оказания экстренной и неотложной медицинской помощи и за исключением категорий, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, автономного округа.

15.1.3.

Бесплатное лекарственное обеспечение, обеспечение медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, при оказании им первичной медико-санитарной помощи в условиях поликлиники и на дому осуществляется в порядке, установленном федеральными законами от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента», от 26 апреля 2012 года № 404 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей», от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

15.1.4.

Обеспечение населения автономного округа лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, осуществляется по рецептам врачей в аптечных организациях в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства автономного округа от 27 февраля 2010 года № 85-п «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, за счет средств бюджета автономного округа».

15.1.5.

Обеспечение населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, применяемыми при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, лекарственными препаратами, применяемыми при амбулаторном лечении детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет, детей до 3 лет жизни, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, патронатных семьях, детских домах семейного типа, а также материалами, инструментами, предметами разового использования, применяемыми при оказании стоматологической помощи, осуществляется в соответствии с перечнями, указанными в таблицах 7, 8, 9.

Обеспечение иными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания допускается в случае индивидуальной непереносимости по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, участвующей в Программе.

15.1.6.

Обеспечение граждан медицинскими изделиями, расходными материалами при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, в условиях дневного стационара, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, при оказании стоматологической помощи осуществляется бесплатно в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравом России.

15.2. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях по медицинским показаниям осуществляется бесплатное обеспечение граждан донорской кровью и ее компонентами.

15.2.1. Заготовка, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляется станцией переливания крови и отделениями переливания крови, входящими в структуру медицинских организаций автономного округа.

Заготовка, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляется в соответствии с государственным заданием на выполнение работ по заготовке донорской крови на основании лицензии на медицинскую деятельность с указанием заготовки и хранения донорской крови и (или) ее компонентов в качестве составляющих частей лицензируемого вида деятельности.

15.2.2.

Обеспечение донорской кровью и ее компонентами медицинских организаций автономного округа и организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации Программы, для клинического использования при оказании медицинской помощи в соответствии с Программой осуществляется безвозмездно по заявкам медицинских организаций на основании договоров на безвозмездную передачу гемокомпонентов, заключенных в установленном законом порядке.

Клиническое использование крови и компонентов крови осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, связанную с выполнением работ (услуг) по трансфузиологии.

15.2.3. Непосредственное переливание компонентов крови пациентам осуществляет лечащий врач, прошедший соответствующее обучение.

Необходимым предварительным условием трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (далее также — медицинское вмешательство) является добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Информированное добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

15.3. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях по медицинским показаниям, пациенты обеспечиваются медицинскими изделиями, включенными в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 года № 2229-р.

Непосредственное имплантирование медицинских изделий осуществляется после получения добровольного согласия от пациента или его законного представителя на соответствующее медицинское вмешательство.

15.4. При оказании медицинской помощи на основе стандартов в стационарных условиях осуществляется бесплатное обеспечение пациентов лечебным (диетическим и профилактическим) питанием с учетом стандартных диет и возрастных норм, утвержденных приказами Минздрава России.

При оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров обеспечение пациентов лечебным питанием не предусматривается, за исключением дневных стационаров (в структуре круглосуточных стационаров), оказывающих медицинскую помощь детям при продолжительности лечения 4 часа и более, а также дневных стационаров психиатрического и фтизиатрического профилей.

Печать E-mail

Источник: https://oktmed.ru/medicament.html

СОЮЗФАРМА

Обеспечение лекарственными препаратами

Лекарственное обеспечение в нашей стране можно разделить на два основных направления: обеспечение лекарственными препаратами пациентов при их лечении в стационаре и при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях. При этом как в стационаре, так и амбулаторно получение необходимых медикаментов бывает затруднительно, в том числе и для самих медицинских организаций.

Почему возникает недостаток финансирования в медицинских организациях, из-за которого не получается закупить все необходимые для лечения пациентов препараты? Какие слабые стороны в законодательстве приводят к этому? И возможно ли лекарственное страхование, гарантирующее бесперебойное получение необходимых лекарств всеми пациентами как в стационарах, так и амбулаторно?

Гарантированные лекарства по ЖНВЛП

Согласно законодательству, все граждане, независимо от того, входят ли они в льготную категорию или относятся к работающему населению, имеют право на гарантированные лекарственные препараты при оказании им медицинской помощи в стационаре. При этом лекарства предоставляются в данном случае на бесплатной основе.

Это право прописано в статье 80 Федерального закона 323-ФЗ, где сказано, что при оказании гражданам медицинской помощи в стационарных условиях, а также специализированной и скорой медицинской помощи лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) предоставляются бесплатно.

Перечень ЖНВЛП — утверждаемый правительством перечень, куда входят препараты по их международному непатентованному наименованию, которые обязательно должны быть предоставлены пациенту.

Если такой препарат не был предоставлен по медицинским показаниям, то пациент имеет право требовать возмещения стоимости этого препарата, если он покупал его за свой счет, или требовать от медицинской организации закупки данного лекарства.

«Вся судебная практика показывает, что если не предоставлен препарат из этого перечня, то требования пациента будут в суде удовлетворены», — рассказывает заместитель директора по учебной работе Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского, заведующая кафедрой организационно-правового обеспечения медицинской и фармацевтической деятельности, доктор медицинских наук, профессор Оксана Александрова.

По жизненным показаниям: термин есть, финансирования нет

Перечень ЖНВЛП достаточно широкий, и цены на все препараты из этого списка попадают под государственное регулирование. Исходя из данного перечня, рассчитывается финансирование законченного случая лечения в стационаре. То есть в стоимость каждого случая входит как заработные платы врачей, оплата коммунальных услуг, расходные материалы, так и препараты из списка ЖНВЛП.

«Медицинские учреждения получают сумму на год для оказания медицинской помощи, которая рассчитывается только из перечня ЖНВЛП. Однако, согласно нашему законодательству, пациенту гарантируются и другие лекарственные препараты», — добавляет профессор.

Так, в той же статье прописано, что в рамках госгарантий при оказании пациентам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан препараты, не входящие в список ЖНВЛП, но необходимые им по жизненным показаниям.

«Что такое «по жизненным показаниям»? Этот термин применяется в законе, но он в законе не определен.

И если у больного тяжелое заболевание с тяжелым прогрессированием, а необходимый ему препарат не входит в ЖНВЛП, но при этом попадает под это понятие «по жизненным показаниям», то пациент имеет право получить его бесплатно по госгарантии. И в суде дело с подобным содержанием будет решаться в пользу пациента», — комментирует Оксана Александрова.

Есть еще два понятия, которые нельзя исключать при оказании медицинской помощи в стационаре. Это клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи, которые входят в нормативные акты проверяющих органов.

Несоблюдение рекомендаций или стандартов считается дефектом медицинской помощи, за что медорганизация несет ответственность. Получается, что и лекарственные препараты, которые фигурируют в стандартах и рекомендациях, также гарантируются пациенту.

Приобретение гражданином препарата, необходимого по жизненным показаниям, а также препарата из списка ЖНВЛП из стандартов медпомощи или из клинических рекомендаций за свой счет является дефектом медпомощи.

«Медицинские организации вынуждены обеспечивать гражданина всеми этими лекарствами, хотя стоимость законченного случая рассчитывается только из перечня ЖНВЛП, соответственно, и финансирование рассчитывается из этих показателей.

И вот тут начинаются проблемы, которые на данный момент никак не решаются законодательно, и медорганизациям приходится каждый раз как-то «выкручиваться», когда стоимость законченного случая лечения из-за всех этих нюансов выходит за пределы финансирования», — заключает профессор.

А что в амбулаторном звене?

С амбулаторным лечением ситуация обстоит иначе. В случае болезни пациент на собственные средства покупает лекарство, которое выписал врач, в аптеке.

Но есть два исключения — федеральные и региональные льготники, которым гарантируется бесплатное лекарственное обеспечение, в частности, по программе «7 нозологий» и орфанных заболеваний.

Однако и в данной области возникают проблемы с реализацией права на бесплатные лекарственные препараты.

Например, программа по обеспечению лекарствами льготных категорий граждан изначально формировалась как социальная, и граждане могут воспользоваться заложенным в законодательстве правом единовременной денежной выплаты.

«То есть в любой момент льготники могут забрать денежные средства, которые были выделены из федерального бюджета.

И когда это происходит, то средств для других льготных категорий граждан уже не хватает», — комментирует ситуацию Оксана Александрова.

https://www.youtube.com/watch?v=bPIuWsO6_qY\u0026list=PLLe_rR3Iyjqbx5XGlWEaseosDc6JEXwqw

Но самой проблемной категорией в вопросах лекарственного обеспечения, по мнению профессора, являются работающие граждане. Они еще не дошли до стационара, чтобы получать бесплатно препараты, но уже есть потребность в медикаментозном лечении.

«Встает вопрос о лекарственном страховании. Но как бы оно ни было привлекательно, не понятно, кто будет страховать.

Либо работодатель, что невозможно хоть как-то регулировать, либо региональный орган исполнительный власти, что тоже невозможно из-за ограниченности бюджета, либо сам работающий.

Но стоимость страховок, например при онкологии, по данным страховых компаний, составляет от 150 тыс. до 300 тыс. рублей. Такую ношу наш работающий гражданин тоже не вынесет», — заключает профессор.

По мнению экспертов, проблема лекарственного обеспечения стоит особо остро, и нужно как минимум пересматривать нормы законодательства и пересчитывать финансирование, чтобы обеспечить пациентов всеми необходимыми лекарствами или сделать стоимость препаратов ниже для тех пациентов, которые вынуждены покупать медикаменты за свой счет.

Источник: pharmapractice.ru

Источник: https://sojuzpharma.ru/news/6698-lekarstvennoe_obespechenie_pravo_grajdan_i_problema_medorganizacii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.