Обеспечение по соцнайму

Содержание

Обеспечение малоимущих жильем по договорам социального найма. Вопрос-ответ – КС Цитадель

Обеспечение по соцнайму

Подскажите пожалуйста. У нас в Циолковском опять разрешили соцнайм. В очереди я стою с апреля 2017 г. как малоимущая.

В этом году поменяли в городке прожиточный минимум на более меньший, нужно ли опять доказывать, что я малоимущая? А если теперь немалоимущая- добавили пенсию на 500 руб, то меня выкинут с очереди. Циолковский закрытый городок. Соцнайм был приостановлен в 2016 г.

В Этом году выбраны новые депутаты и они приостановление сняли. Проживаю в служебной квартире городка. Когда соцнайм разрешают, то служебные квартиры разрешают переоформлять на договор соцнайма. В 2017 году я подала на жилищную комиссию документы на переоформление, так, как вышла малоимущей за год.

Они увеличили прожиточный минимум в 2017 г. для жителей городка, и я вышла малоимущей. Меня поставили на очередь. в 2018 г. они опять уменьшили прожиточный минимум, и я стала не малоимущей, но в очереди уже стояла.

Ответ:

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

Верховный суд РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий обеспечения малоимущих жильем – признание статуса гражданина .

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание Верховный суд РФ.

Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем.

Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://acitadel.ru/2018/10/09/obespechenie-maloimushhix-zhilem-po-dogovoram-socialnogo-najma-vopros-otvet/

Социальный найм жилья — что это такое? Как получить, условия

Обеспечение по соцнайму

Последние изменения: Январь 2020

Столкнувшись с невозможностью самостоятельно разрешить жилищную проблему, многие россияне рассматривают возможность оформления социального найма, изучая, что это такое и как получить в пользование жилье данного типа. Основные правила заключения договора регулируются положениями Жилищного Кодекса и действующим на федеральном и региональном уровне нормативах.

Что такое социальный найм жилья?

Под социальным наймом жилья понимают письменный договор, наделяющий граждан правом пользования жилой площадью из государственного фонда (муниципального или регионального).

К основным признакам соцнайма относят:

  • Право на бессрочное проживание, использование жилого объекта из госфонда, с взиманием минимальной платы по найму.
  • Стороны договора заключают соглашение на основании законодательных актов и с учетом принятых нормативов вне зависимости от волеизъявления подписантов.

Социальный найм предполагает эффективный способ решения проблем с обеспечением граждан жильем, при условии отнесения их к социально незащищенной категории.

Подписываемый договор регулируется определенным режимом правоотношений, возникающих согласно положений российского законодательства. Правила, как получить жилье в социальный найм, регламентируются Жилищным Кодексом и множеством региональных актов.

В отличие от коммерческого найма, сторона наймодателя представлена государством или местной администрацией, с передачей жилья в пользование обычных граждан. Договор заключается на бессрочной основе, а плата за услугу определяется по принятым тарифам.

Если плата за найм социального жилья устанавливается по соглашению сторон, а размер площади зависит только от возникшей договоренности, то в случае проживания на жилплощади из госфонда ставка фиксирована, а размер определяется нормами предоставления жилья.

Требования к социальному жилью определяются статьей 62 жилищного законодательства:

  • передаваемый объект должен быть изолирован (дом, квартира, часть дома, комната);
  • относиться к жилому фонду;
  • исключается использование общедомовой собственности под соцжилье;
  • адрес выделяемой недвижимости совпадает с местом проживания граждан.

Помимо определенных условий предоставления жилья должны соблюдаться законодательные нормативы с учетом региональных поправок:

  • 33 кв.м, если жилье передают одинокому нанимателю;
  • 42 метра предусмотрено на семью из 2 человек;
  • по 18 кв.м полагается каждому из семьи нанимателя более трех человек.

При отсутствии жилья, соответствующего нормативам, возможно уменьшение выделяемой площади, но не более, чем на 1/10.

Кто получает?

Категории граждан, имеющих право претендовать на выделение жилья из госфонда, представлены в ст. 49 и 51 жилищного законодательства.

Кто имеет право на муниципальное жилье, определяют следующие пункты:

  • Граждане, получившие статус малоимущих и нуждающихся в жилье.
  • Лица, несовершеннолетнего возраста, оставшиеся без родителей.
  • Жильцы помещений, зданий в аварийном состоянии, без возможности восстановительного ремонта.
  • Граждане с тяжелой формой болезни, совместное проживанием с которыми опасно для остальных членов семьи (заболевания перечислены в ст.51 ЖК РФ).

Следует учитывать, что жилье от государства предоставляется не сразу, а по мере его появления в фонде конкретного муниципалитета. Тем не менее, для отдельных категорий лиц установлено приоритетное право очередности.

Рекомендуем к прочтению: Как встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Получить недвижимость во владение от государства могут малоимущие граждане, ранее не заключавшие договор о найме, либо полученная площадь не дотягивает до нормативов, действующих в регионе. Зачастую это становится возможным, когда в семье нанимателя происходит пополнение, и выделенный до этого метраж более не соответствует нормам.

Следующие социальные категории вправе претендовать на жилье от органов власти:

  • лица, имеющие удостоверение ветерана войны;
  • граждане, потерявшие собственность по причине стихийного бедствия, природных катаклизмов;
  • получившие ранения, травмы военнослужащие, находящиеся при исполнении;
  • ликвидаторы последствий аварии в Чернобыле, с присвоенной инвалидностью;
  • граждане с ограниченными возможностями с инвалидностью 1-й или 2-й группы.

Оформить жилье от государства могут только граждане России, а члены семей основного получателя становятся сонанимателями. Основанием для причисления иных, кроме детей, супругов и родителей, родственников станет установление факта совместного ведения хозяйства.

Термин социальный найм, в первую очередь, означает заключение договора установленной формы, регламентирующего права пользования и обязанности нанимателей. Данный договор является главным основанием для выделения и передачи жилья конкретному гражданину, в результате соблюдения установленной процедуры.

В отличие от других форм недвижимости, муниципальное или государственное жилье не подлежит безвозмездной или возмездной передаче третьей стороне, так как основным собственником по-прежнему остается официальная структура.

Заключение договора регулируется положениями Жилищного Кодекса (главой 8).

Сама по себе форма договора соцнайма является единой для всех нанимателей, не предполагая включения дополнительных пунктов и внесения корректировок.

Человек, заключивший договор с государственным органом, обретает право проживания на переданной площади и пользования коммунальными услугами и удобствами.

К их числу относят:

  • водоснабжение;
  • отопление;
  • обеспечение электричеством;
  • ремонт;
  • уборка общедомовой территории и другие блага.

Услуги по обслуживанию помещения являются платными, за пользование взимается плата в соответствие с тарифами. Квартплата за социальное жилье подлежит ежемесячной оплате.

К другим правам нанимателя относится право на последующую приватизацию (если данная мера не запрещена законом при определенных обстоятельствах). Так, например, приватизировать социальное жилье могут наниматели, получившие метры от государства ранее 2015 года.

Для лиц, проживающих по договору соцнайма, предусмотрен ряд ограничивающих факторов. Невозможно провести мероприятия по продаже, обмену, передаче в субаренду, по завещанию, дарению.

Подобные права появляются у нанимателя только по результатам проведенной приватизации, если она возможна в данном конкретном случае.

Оплата за жилье соцнайма

Переданное от официальных структур жилье должно отвечать основным параметрам благоустроенного объекта недвижимости, а за используемые услуги жильца обязаны платить определенную квартплату. В квитанцию входит не только плата за конкретный используемый ресурс (услугу), но и плату за пользование недвижимым имуществом.

В отличие от привычных квитанций на квартиры в частной собственности, в платежные документы и счета по договору соцнайма включается дополнительный пункт, за предоставленное внаем помещение.

Оформление соглашения о найме социального жилья для многих семей является единственной возможностью решения жилищных проблем. Однако, даже соответствие критериям и наличие права на то, чтобы претендовать на государственное жилье, не освободит от необходимости сбора большого пакета документации, а также довольно длительного периода ожидания.

Семьи, получившие сертификат на материнский капитал, улучшают свои жилищные условия с привлечением субсидированных средств. Читайте: Покупка квартиры с материнским капиталом (пошаговая инструкция).

Как получают?

 

Следующее описание поможет сориентироваться в последовательности действий при получении жилплощади из госфонда:

  • Первым делом необходимо определить, положено ли по закону право на получение соцжилья.
  • В жилищном отделе местной администрации узнают условия для постановки на очередь.
  • Подают заявление с просьбой предоставить недвижимость с приложением подтверждающего пакета документации.
  • По истечении 30-дневного срока муниципалитет обязан уведомить о принятом решении.
  • В случае положительного ответа, заявитель вместе с семьей регистрируется в очереди. При наличии прав на внеочередное предоставление жилья, будущий наниматель получает жилье в отдельном порядке.

Как правило, стандартный перечень бумаг представлен:

  • личными документами заявителя и членов его семьи;
  • документами, подтверждающими материальную нуждаемость (справки с места работы, о пособиях, пенсиях и т.д.);
  • при наличии собственности, прилагают заключение об оценке;
  • справка, подтверждающая место проживания заявителя на протяжении последнего 10-летия.

Другие документы определяют, исходя из порядка, установленного в конкретном регионе, с учетом индивидуальных обстоятельств.

Получение вне очереди

Ожидание в очереди длится годы, и лишь отдельные категории лиц могут рассчитывать на быстрое решение жилищного вопроса.

Вне очереди жилье по соцнайму предоставляют:

  • если помещения, в котором проживают граждане, признаны непригодными для жизни, а также в случае если здание ремонту не подлежит;
  • при наличии тяжких заболеваний, с хронической формой протекания, согласно диагнозам, определенным законом (п.4 ч.1 ст.51 ЖК);
  • сиротам и лицам, приравненным к ним (дети без попечения родителей).

Иногда жилплощадь выделяют отдельным категориям госслужащих, нуждающихся в проживании по месту прохождения службы, для выполнения своих должностных обязанностей. Наиболее часто служебное жилье выделяют лицам, находящимся на военной службе по контракту, а также представителям государственных структур.

После того, как гражданин выполнил возложенные обязанности и не имеет более потребности в жилье, оно должно быть освобождено (передано государству). Исключение составляют случаи, когда в семье служащего есть несовершеннолетние – тогда государство обязано компенсировать около 40% цены занимаемой жилплощади.

Оставить служебное помещение семья может на основании признания статуса малоимущих, с сопутствующим переводом служебного жилья в собственность муниципалитета.

Договор социального найма представляет собой возможность разрешения жилищных проблем, при условии соответствия определенным требованиями к нанимателю. Для многих семей с ограниченными материальными возможностями подобная схема является единственно возможным способом получения благоустроенного жилья с дальнейшим шансом переоформления в частную собственность по результатам приватизации.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/nedvizhimost/arenda-naym/sotsialnyiy-naym-zhilya-chto-eto-takoe/

Кто может получить социальное, муниципальное жильё?

Обеспечение по соцнайму

Наверное, многим из нас рассказывали наши родители, наши бабушки и дедушки о том, что раньше квартиры покупать было не нужно – их выдавало государство. Да, на такие квартиры была гигантская очередь, в которой люди стояли десятилетиями.

Но, тем не менее, у тех, кто становился на эту очередь, была реальная возможность обзавестись со временем собственными квадратными метрами.

Правда, такое жилье нельзя было продавать, но это уже было сущей мелочью по сравнению с тем, что семья могла наконец-то жить отдельно, а не ютиться в общежитиях.

А что сейчас? Есть ли в наше время возможность получить социальное жилье, кто имеет право претендовать на него в России, и что нужно для этого сделать – ответы на все эти вопросы мы и рассмотрим ниже.

Что это такое и кому положено

Сейчас в России присутствуют 4 категории жилья:

  • Специализированное;
  • Частное;
  • Приватизированное;
  • Муниципальное.

Согласно определению, социальным называется жилье, в котором граждане могут проживать, но право владения которым принадлежат государству (или муниципалитету). Люди живут в нем по договору социального найма. Таким образом, его можно называть и муниципальным.

Кто имеет право на социальное жилье

Для получения социального жилого помещения нужно, чтобы проситель соответствовал требованиям, установленным законом.

В первую очередь рассматриваются заявления следующих категорий граждан:

  • военнослужащие и члены их семей;
  • дети-сироты;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и те, кто участвовал в ликвидации последствий этой аварии;
  • многодетные семьи;
  • граждане, проживающие в ветхих или аварийных домах;
  • люди с ограниченными возможностями (инвалиды);
  • вынужденные переселенцы;
  • люди, покидающие сложные для проживания районы Крайнего Севера;
  • люди, страдающие хроническими заболеваниями, патологическими заболеваниями, заболеваниями, представляющими потенциальную опасность для окружающих;
  • люди, пострадавшие от стихийных бедствий, природных катаклизмов.

Кто еще имеет законное право на проживание в квартирах, принадлежащих муниципалитету

Кроме льготной категории граждан, на социальное жилье имеют право:

  • семьи с низким доходом (малоимущие);
  • семьи, проживающие в помещениях без удобств (отсутствие отопления, электричества, воды и т.п.);
  • жилплощадь на каждого отдельного члена семьи менее указанной в региональной учетной форме;
  • проживающие долгое время на условиях найма или поднайма в домах муниципального жилищного фонда (т.е. граждане, не имеющие собственной недвижимости, но имеющие право на проживание в России).

Норма в квадратных метрах на человека

Существует 3 вида норм:

  • Минимальная санитарная;
  • Норма предоставления;
  • Учетная норма.

Санитарная норма – это тот самый минимум квадратных метров, на котором человек может проживать без угрозы своему здоровью. В России эта норма составляет 6 м2.

Норма по предоставлению – это минимальная площадь, на которую может надеяться гражданин, заключивший соглашение социального найма. Согласно ст. 50 ЖК РФ норма регламентируется на местном уровне: например, в Москве это 18 м2, а в Воронеже – 14 м2.

Норма учета жилой площади – именно по ней определяется, имеет ли право проситель на улучшение жилищных условий. Она также определяется региональными властями: в Москве она составляет 10 м2 для отдельных квартир и 15 – для коммунальных, а в Ярославле – 12 квадратных метров.

Социальное жилье для малоимущих

Статья 40 в Конституции РФ говорит о праве для малоимущих граждан на получение жилья, принадлежащего государственным или муниципальным фондам безвозмездно, либо же по доступной им цене.

Но для этого семья должна иметь статус малоимущей.

Какая семья подходит под определение малоимущей

Малоимущими ЖК РФ считает вовсе не тех, кто имеет маленький доход. В этом вопросе основным моментом, на который обращают внимание, является  наличие у семьи возможности приобретения жилья, которое сможет обеспечить каждого члена семьи квадратными метрами, принятыми нормой предоставления по региону. При этом опираются на среднюю цену жилых помещений в данном регионе.

Как это происходит на деле: сравнивается совокупный доход семьи и общая рыночная стоимость всего имущества, принадлежащего семье. Если полученная имущественная стоимость ниже цены квартиры, которую нужно приобрести – семья получит статус малоимущей.

Как получить

  • Претендовать на социальные квадратные метры могут только граждане РФ, зарегистрированные по месту проживания в течение 10 лет и более.

  • Если для заявителя не имеет большого значения регион проживания, то для ускорения получения квартиры лучше выбрать регион, где можно получить такое жилье проще. В этом помогут данные Росстата.

  • Рекомендуется узнать точную сумму прожиточного минимума по тому городу (области), где заявитель хотел бы получить жилье.

Получение социального жилья, пошаговая инструкция:

  • Получить статус малоимущей семьи.
  • Составить заявление (его форма утверждена муниципалитетом, бланки есть на региональных официальных сайтах). Заявление должны подписать все члены семьи. За несовершеннолетних заявление подписывают опекуны или родители.
  • Получить на руки решение о постановке на учет или отказ (после принятия решения будет выдан или отправлен по почте документ, который подтвердит это решение – ч. 5 ст.52, ч. 3 ст. 54 ЖК РФ).
  • Дождаться своей очереди на получение жилья. Она может быть очень длинной!

Куда обращаться

После получения статуса малоимущего претендент на приобретение бесплатной квартиры должен обратиться в органы местного самоуправления (муниципалитет). Там его поставят на учет.

Стоит понимать, что никакие ухищрения (например, попытки ухудшить свои нынешние бытовые условия) в получении заветного статуса не помогут: при постановке на учет будет проверяться жилищная история просителя за 5 лет.

А вот советы профессионалов в видео-формате.

Документы, необходимые при подаче заявления

  • Паспорта граждан РФ, для несовершеннолетних — свидетельства о рождении;
  • ИНН всех членов семьи;
  • Справка о составе семьи;
  • Свидетельство о браке (или его расторжении);
  • Документы, свидетельствующие о наличии/отсутствии другого жилья;
  • Документы, удостоверяющие статус малоимущего (льготника);
  • Документы, доказывающие, что заявитель нуждается в улучшении жилищных условий;
  • Информация об имуществе;
  • Документы о размере доходов за последние два года.

В некоторых случаях муниципалитет может затребовать предоставить и дополнительные документы.

Отличия коммерческого и социального найма

  • При коммерческом найме владелец квартиры/дома за плату предоставляет нанимателю жилье;
  • При социальном найме пользование жильем безвозмездное, оплачиваются только предоставляемые коммунальные услуги.

Правила эксплуатации жилья

  • Все члены семьи нанимателя обязательно должны быть внесены в договор.

    Они являются полноправными пользователями квартиры/дома;

  • Полученное жилье должно использоваться строго по назначению;
  • Наниматель обязан содержать жилье в порядке, проводить в нем текущий ремонт, не нарушать правил общественного порядка, коммунальные услуги оплачивать в срок;
  • Наниматель вправе требовать проведения капремонта, оказания качественных услуг ЖКХ;
  • Нанимателю разрешается менять жилье (если обратное не прописано в договоре, и только с согласия наймодателя) и т.п.

Сроки эксплуатации жилья

Период пользования муниципальным жильем по договору социального найма не является значимым условием, т.к. по этому соглашению квартира выдается в бессрочное пользование (ст. 60 ЖК РФ).

Соглашение считается аннулированным в случае переезда квартиросъемщика в другое жилье (п.3 ст. 83 ЖК РФ).

Краткосрочное отсутствие съемщика в жилье не является поводом для расторжения договора (ст. 71 ЖК РФ).

Очередь на социальное жилье: что это такое, как проверить

Муниципальное жилье предоставляется в порядке очередности. Он зависит от времени постановки на учет, основываясь на решение органов муниципалитета (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).

Проверить свою очередь в списке можно следующими способами:

  • Сделать официальный запрос (в письменном виде) в жилищный отдел;
  • Узнать в местной администрации;
  • Послать заявление и нотариально заверенные копии бумаг заказным письмом – ответ должен поступить в течение месяца;
  • Уточнить свой номер через онлайн-сервисы в региональной электронной базе.

На самом деле процесс получения льготного жилья не столько сложный, сколько длительный по времени. Очередь до заявителя может дойти только через несколько лет. И дело даже не столько в бюрократии, сколько в самой банальной причине: в государстве попросту нет такого количества квартир, которых бы хватило, чтобы разместить всех желающих.

Больше полезной информации в видео:

Численность населения в мегаполисах растет с каждым годом, а вот домов строится не настолько много. Об этом не стоит забывать. Поэтому, довольно часты случаи, что очередь до семьи доходит уже тогда, когда люди уже своими силами сумели приобрести жилую недвижимость и надобность в муниципальной отпала.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/kto-mojet-poluchit-socialnoe-municipalnoe-jile-5bd23d575e505200a999ae19

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.