Обеспечение жильем детей сирот проблемы

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Обеспечение жильем детей сирот проблемы

17 декабря 2019 13:50

Совещание

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрособеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем ЛеонидовичемКудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разнымпричинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не накого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счётчего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечитьжильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попеченияродителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. Втакую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. Впоследние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилыхпомещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжатьсятаким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бываютразные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобыупростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попеченияродителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в томчисле у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпыстройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которойможно прогнозировать потребность в таких новыхквартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –это прежде всего обязательство регионов. Но с этимобязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральныйцентр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год этоприблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильёмоколо 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительнона полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколькомоментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, этонеэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Еслибрать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно дветрети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностьюиспользуют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобыденьги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионымогли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этотвариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качествожилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительныеочереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем неменее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мнетоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такаяпроблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом вариантевозникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом егомодифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такогорода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бываютразные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или осталсябез попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовыемеханизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируетсяпотом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, ксожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов иинтересов конкретного гражданина.

https://www.youtube.com/watch?v=UW2jz_DTwCQ

Давайте послушаемпредложения на эту тему.

Изстенограммы:

Вопрос:Сколько,по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,то есть им 18 лет и более.

Вопрос:Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьерговорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещёвозможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильёмдетей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерацияи субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, вэтом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередьприрастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этойнакопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мысовместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полнойзадолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовыхресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федеральногобюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которыесейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будетдобавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программынаверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мысовместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатковсредств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именносвободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в рядедругих субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободныеостатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственныхполномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это ихсфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иныморганам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё развнимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют иисполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этомнаправлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано врешениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаютсяне только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможностипредоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иныхкомпенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа ипоследующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы впрограмме «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектовРоссийской Федерации.

Источник: http://government.ru/news/38620/

Светлана Орлова: проблему обеспечения жильем детей-сирот можно решать только сообща

Обеспечение жильем детей сирот проблемы

МИА «Россия сегодня» и Счетная палата провели круглый стол «Проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без родителей: пути решения». В ходе дискуссии представители контрольного ведомства, Совета Федерации, Государственной Думы, Минпросвещения, Минстроя, Правительства Московской области обсудили сложившуюся ситуацию и варианты выхода из нее.

Открывая круглый стол, модератор  − ректор РГСУ Наталья Починок − сообщила, что предпосылкой для организации этого обсуждения стали итоги проверок Счетной палаты, которые выявили серьёзные проблемы с обеспечением жильем детей-сирот.

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова рассказала, что сейчас почти 270 тысяч детей-сирот от 14 лет и старше учтены в реестре в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Из них почти 175 тысяч – старше 18 лет, которые жильем так и не обеспечены.

Ежегодно из бюджетов всех уровней на обеспечение жильем детей-сирот тратится около 33 млрд. рублей. Однако в 2017 году 83% сирот квартиры не получили, длительность ожидания составляет 5 лет, а в отдельных регионах − 10 и более лет.

https://www.youtube.com/watch?v=R_WGhHTxKeo

Это обусловлено целым рядом причин.

Главное – отсутствие скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей: единый учет закрепленного за сиротой жилья не ведется, его сохранность не обеспечивается, в регионе нет сведений о представленном жилье, не проводится анализ имеющегося в регионе жилого фонда, который можно использовать для решения жилищных проблем детей-сирот.

Светлана Орлова подчеркнула, что с сентября этого года учет сведений о детях-сиротах будет аккумулироваться в единой государственной информационной системе социального обеспечения – ЕГИССО.

Однако для обеспечения достоверности этой информации требуется определить порядок взаимодействия регионов по обмену сведениями, в том числе наличию, отсутствию и степени сохранности закрепленного жилья. Без этого решить проблему затруднительно.

Детям предоставляются квартиры только в том регионе к которому они приписаны, не оценивая возможности их трудоустройства, наличие инфраструктуры, и, тем самым, ограничивая их социализацию.

«Проблема в недостаточном управлении и слабой системе доведения до результата, − считает Светлана Орлова.

− Именно поэтому решение жилищных прав сирот определено Председателем Счетной палаты Алексеем Леонидовичем Кудриным одной из ключевых тем.

Разработан проект, цель которого – выработать предложения по изменению ситуации, с тем, чтобы с 1 января 2022 года обеспечение жильем сирот по достижении ими 18 лет происходило в плановом режиме».

В ходе работы по проекту проведены рабочие встречи с представителями Администрации Президента, министерств, фондов, экспертами, сформирована Рабочая группа, на которой уже рассматривались первые подходы к выработке алгоритма решения проблемы.

Возможные пути решения обсуждались с главами 13 регионов, Минстроем, Минпросвещения, Минфином, Минтрудом и Уполномоченным по правам ребенка при Президенте России.

Проведено совещание у вице-премьера Виталия Леонтьевича Мутко, на котором обсуждались возможности включения показателей по обеспечению жильем сирот в госпрограмму «Доступное и комфортное жилье» и национальный проект «Жилье и городская среда» (федеральный проект «Жилье»), необходимость выработки новых возможных подходов к решению проблемы, в том числе через формирование фондов социального и арендного жилья.

Давая характеристику проведенной работы, Светлана Орлова подчеркнула, что самое главное – «определить причины исполнения полномочий не в полной мере, выработать механизмы ликвидации застоявшейся очереди, в том числе путем введения жилищного сертификата. Мы ставим перед собой задачу на 2019-2021 годы и начало 2022 года сдвинуть эту тему и навести порядок, чтобы мы видели систему, потому что без системы ни один вопрос не решится».

В то же время на круглом столе было подчеркнуто, что есть регионы с успешным опытом решения данной проблемы. Например, в Московской области ежегодно жильем обеспечиваются все дети-сироты. «За последние 5 лет 3602 человека получили жилье, на это Московская область потратила 9,5 млрд.

рублей», − отметила первый заместитель председателя Правительства Московской области Ольга Забралова.

По ее словам, региону удалось добиться таких высоких результатов благодаря жесткому контролю за жилым фондом и созданию индивидуальных дорожных карт по каждому отдельному случаю, начиная от постановки ребенка в очередь и до вручения ключей.

В качестве основной проблемы, с которой сталкивается Московская область при обеспечении жильем детей-сирот, Ольга Забралова обозначила длительность сроков закупочных процедур − несмотря на принятые изменения в законодательство, позволяющие приобретать жилье для сирот через запрос котировок, покупка квартиры с учетом регламента работы электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ составляет 92 дня. Ольга Забралова поддержала введение жилищного сертификата как одну из технологий решения проблемы, подчеркнув, что это позволит в определенной степени ускорить решение жилищных проблем сирот.

Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Евгений Сильянов отметил, что сейчас создается информационная система для обеспечения сохранности жилья, а также общий банк данных по детям-сиротам. Отдельно он остановился на результатах работы по предотвращению незаконных сделок: так, с 2015 по 2017 гг. удалось предотвратить порядка 800 таких случаев.

Необходимость комплексного решения проблем поддержал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максим Егоров. Он заявил о создании единой информационной системы анализа земельных участков для строительства жилья, разработке и внедрении стандартов развития территорий, а также о создании конструктора лучших практик для обмена опытом между регионами.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева отметила, что при обсуждении бюджета на трехлетку, депутаты говорили об острой необходимости решения вопросов, связанных с обеспечением детей-сирот жильем.

Также, по мнению Ольги Владимировны, помимо финансирования из федерального бюджета, многое зависит и от политических решений региональных властей. Так, в сопоставимых по уровню бюджетной обеспеченности регионах одни руководители выделяют в год по 300 квартир для сирот, а другие − только по 5-10.

Кроме того, количество судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот за последние 10 лет выросло более чем в 18 раз.

Теперь можно говорить, что сформировались две очереди: так в некоторых регионах на сегодняшний день – квартиры предоставляются преимущественно по решению суда, а очередь детей, которые не обращались в суд, почти не продвигается.

Директор ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих и молодых инвалидов» Галина Епифанова подняла вопрос о предоставлении выбора места получения жилья детям-сиротам с инвалидностью: по ее мнению, дети приспособлены к тому городу, где прожили значительную часть своей жизни, несмотря на то, что приехали в интернат из другого региона. Им сложно адаптироваться к новой обстановке, кроме того, во многих населенных пунктах, в которые предлагается вернуться сиротам, не создана доступная среда и нет возможности для трудоустройства

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова обратила внимание на расширение полномочий и дополнительное обучение уполномоченных по правам ребенка в регионах.

Только совместная работа органов опеки, исполнительной власти субъекта, уполномоченных по правам ребенка в регионах и прокуратуры, по ее мнению, позволит эффективнее решать вопросы с предоставлением жилья детям-сиротам.

Кроме того, она указала на проблему предоставления жилья детям, имеющим долю жилья, в котором проживают биологические родители, лишенные родительских прав. Евгений Сильянов отметил, что такая работа ведется: по его данным, если в 2014 году было принято только 24 решения о выселении в пользу сирот, то в 2017 уже 185.

Подводя итог, Светлана Орлова подчеркнула, что проблема обеспечения детей-сирот жильем сложная, комплексная, включающая вопросы профориентации, профессионального обучения, трудоустройства, социализации и постинтернатного сопровождения этой группы населения.

Только выделением средств ее не решить. Залог успеха – заблаговременное, ориентированное на перспективную потребность формирование спецжилфонда, эффективное государственное управление и актуальная нормативная правовая база.

Необходимо обратить внимание на различные категории детей-сирот, может быть, разработать специальную программу для инвалидов из числа детей-сирот, поскольку они требуют несколько иных подходов к организации их взрослой жизни, в том числе и к жилым помещениям.

Следует еще раз проработать организацию работы электронной торговой площадки Сбербанка-АСТ, чтобы сократить сроки закупки квартир для социальных групп населения. Ко всей этой работе надо активно привлекать муниципальные органы власти, контрольно-счетные органы в регионах.

«Следует оценить, например, методом простого опроса, отношение самих сирот к перспективам и механизмам решений их жилищных проблем, − подчеркнула Светлана Орлова, − выявить потребность, рассчитать объемы финансирования и определиться с источником».

Только системный подход, совместная и ответственная работа органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней позволит в конечном итоге добиться того, чтобы гарантии, установленные государством для детей-сирот, реализовывались своевременно и в полном объеме.

Источник: https://ach.gov.ru/news/svetlana-orlova-problemu-obespecheniya-zhilem-detej-sirot-mozhno-reshat-tolko-soobsha-37168

А.В. Корниенко: Проблема обеспечения жильем детей-сирот – наша общая проблема

Обеспечение жильем детей сирот проблемы

Корниенко Алексей Викторович

Секретарь ЦК КПРФ

-Многотысячные и многолетние очереди на жилье, в которых стоят люди, имеющиеправо в соответствии с действующими законами на его получение от государства, внашей стране уже стали обычным делом и никого не удивляют. Например, в нихгодами стоят военнослужащие и граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера.

Однакоособенно показательно, когда в таких очередях долгие годы находятся те, когоподдержать, кроме государства, некому – дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей.

Впоследние годы наблюдается тенденция роста очередей и уменьшения числаобеспеченных жильем при фактически не растущем объеме финансирования.

Темпыжилищного обеспечения не только не позволяют сократить очередь, но даже неперекрывают ее рост. По имеющейся на настоящий момент статистике за 2016 год,на начало года в очереди на жилье по России состояло 229 тыс.

человек, на конецгода – уже 247 тыс. Жильем за год обеспечено всего 25 тыс.

Намой взгляд, сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует целый комплекс проблемв работе государственной системы.

Здесь воплотилось всё: и непродуманностьвопросов финансового обеспечения с возложением основного объема затратныхполномочий на регионы, и отсутствие четкого, единого для всей страны порядкаучета детей-сирот, и единых правил формирования и распределения жилищногофонда, в силу чего практика регионов весьма разнится, и, ну куда же от этогодеться – коррупция и халатность.

Остановлюсьна этом подробнее.

Впоследние несколько лет в мой адрес поступает массовый поток жалоб от детей-сиротиз Приморского края, которым после окончания учебных и воспитательных учрежденийили армии, кроме, простите, исправительных колоний и вокзалов, стало негде жить.Полагаю, другие депутаты также получают аналогичные письма.

Вряде субъектов Федерации на сегодняшний день очереди превышают 5 тыс. человек. Средипроблемных регионов Краснодарский край, Саратовская область, Свердловскаяобласть, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровскаяобласть, Забайкальский край, Приморский край и другие.

ВПриморском крае, например, тенденция к увеличению числа граждан из числадетей-сирот, состоящих в списке на получение жилья, сохраняется уже в течениенескольких лет: в 2014 году – 2,5 тыс. человек, в 2016 году – 4 тыс., в 2018году – уже 6,5 тыс. Во многих регионах картина похожая.

Частодля получения жилого помещения гражданам приходится массово обращаться в суд,так как при наличии судебного решения жилье можно получить даже раньше тех, ктодольше стоит в очереди.

Источникипроблемы можно поделить на несколько частей. Во-первых, это скудностьфинансового обеспечения данных обязательств.

С2015 по 2017 годы федеральный бюджет выделял на жилье сиротам по 6,9 млрд. руб.ежегодно, даже не индексируя данную цифру. В текущем году заложено всего на 200млн. больше.

Вместес тем, по оценке Счетной палаты Российской Федерации, субъектам требуется более140 млрд. рублей для решения проблемы.

Учитывая, что совокупные расходы в целомпо Российской Федерации на обеспечение детей-сирот жильем ежегодно падают и составили,к примеру, в 2014 году 32 млрд. рублей, в 2015м – 27,4 млрд., в 2016м – 26,8 млрд.

,сложно ожидать, что субъекты РФ в ближайшее время изыщут необходимые средства.

Депутатыфракции КПРФ неоднократно вносили поправки к проектам законов о федеральномбюджете на очередной год, направленные на увеличение финансирования жилищногообеспечения детей-сирот хотя бы в два раза по сравнению с имеющимся уровнем, ноони, как Вы догадываетесь, ни разу приняты не были.

Затомиллионы рублей из бюджетов субъектов ежегодно уходят на выплаты крупныхштрафов Федеральной службе судебных приставов за неисполненные решения судов,которые они просто не в состоянии исполнить с таким финансированием. Полагаю,только на суммы этих штрафов не один десяток сирот по стране можно было быобеспечить жильем. Вот такой бесполезный круговорот бюджетных денег в нашейстране.

Помимофинансового аспекта, имеются сложности нормативного и организационного характера,которые не раз отмечались Счетной палатой Российской Федерации.

Во-первых,это отсутствие федерального органа исполнительной власти, полномочногоосуществлять нормативно-правовое регулирование, установление единых подходов впринятии детей-сирот на учет, приобретении и распределении жилья.

Всубъектах РФ вопросами реализации полномочий по обеспечению детей-сирот жильемзанимаются различные органы, а иногда сразу несколько ведомств, курирующихвопросы образования и науки, строительства, жилищно-коммунального хозяйства,земельно-имущественных отношений. В ряде регионов полномочия по освоениювыделенных средств переданы на муниципальный уровень. У каждого региона своипредставления об учете детей-сирот и порядке их жилищного обеспечения.

Межведомственноевзаимодействие не всегда налажено хорошо. Имеются случаи включения одних и техже лиц в списки на получение жилья в разных муниципальных образованиях или субъектахфедерации. Расходятся данные статистики федерального, субъектового и муниципальногоуровней.

Например,по информации Министерства образования и науки, в 2016 году в Приморском краеобеспечен жильем 451 человек, а по сведениям органов власти Приморского края –522 человека. Какая из цифр достоверная, сказать трудно.

Очевидно,в данных условиях точно определить объемы денежных средств для удовлетворенияпотребности в жилье и оценить результативность деятельности субъектовРоссийской Федерации, крайне сложно.

Кстати,по итогам выявленных Счетной палатой недостатков механизма обеспечения жильемдетей-сирот в феврале 2017 года Президент РФ В.В. Путин давал конкретные порученияпо их устранению. Результатов их выполнения пока мы не видим.

Немалопортят ситуацию с обеспечением жильем сирот правонарушения, коррупция ихалатность, выраженные в выявляемых правоохранительными органами фактах хищенийбюджетных средств, приобретения жилых помещений по завышенным ценам,предоставлении не пригодных для проживания квартир, невключении детей-сирот всписки на получение жилья. Очевидно, что существующий контроль за расходованиембюджетных средств в данной сфере является недостаточным. Кстати, на этот счеттакже есть поручение Президента органам прокуратуры.

Такимобразом, проблема обеспечения жильем детей-сирот носит комплексный характер идолжна решаться комплексно.

Преждевсего, необходимо увеличение финансирования из федерального бюджета. Ксожалению, без этого переломить тенденцию роста очередей на жилье будетневозможно.

Ужесейчас регионы, в особенности находящиеся в сложных климатических условиях,испытывают серьезную нагрузку на бюджеты ввиду необходимости реализации мер поповышению МРОТ до прожиточного минимума, с учетом обязательных начислений наданную величину районных коэффициентов и процентных надбавок, а также несутбольшое количество других затратных обязательств. В данных условиях ждать отних существенного увеличения финансирования жилищного обеспечения детей-сирот неприходится.

Некоторыеиз субъектов изыскали возможность предоставления частичной компенсациидетям-сиротам на съем жилья до момента жилищного обеспечения. Однако таких регионовне более десятка. Считаю, что данная полезная инициатива должна получить федеральнуюподдержку и более широкое распространение.

Следуетобратить внимание и на порядок расходования бюджетных средств. В настоящеевремя приоритетной формой освоения является покупка квартир на вторичном рынке.Это проще, но, в то же время, дороже, чем строительство нового жилья. Также присовершении сделок на вторичном рынке выше риск совершения коррупционныхправонарушений, что подтверждается практикой правоохранительных органов.

Вместес тем, ясно, что построить необходимые объемы нового жилья для полногопогашения очередей в короткие сроки невозможно, и в субъектах существуетпроблема неосвоения той части бюджетных средств, которая выделяется именно настроительство.

Очевидно, здесь следует искать новые подходы, создаватьпривлекательные условия для застройщиков.

Например, в Приморском краепланируется вводить упрощенный порядок предоставления земельных участков длязастройщиков, участвующих в строительстве жилья для социальных целей.

ПравительствоРФ в настоящее время разработало и внесло законопроект, который в случае егоуспешного принятия и реализации снимет ряд озвученных проблем, однако далеко невсе, и в Комитетах при его обсуждении это уже отмечается.

Вчастности, законопроект не только не учитывает просьбы регионов о сокращениисрока договора специализированного найма жилого помещения при соблюденииопределенных условий, но и вводит возможность его неоднократного продления приналичии у нанимателя трудной жизненной ситуации.

Полагаю, что без указанияобстоятельств, в связи с которыми возможно такое продление, эту меру приниматьнельзя.

Также необходимо учитывать, что трудная жизненная ситуация может бытьизначально обусловлена действиями органов власти, дающих жилье сиротам вмаленьких и отдаленных населенных пунктах, где нет ни работы, ни социальнойинфраструктуры.

Взавершение хочу сказать, что проблема обеспечения сирот жильем – это непроблема субъектов РФ или каких-то отдельных органов власти. Это наша общаяпроблема.

Мы все вместе должны проявлять жесткость и добиваться увеличенияфинансирования данного обязательства, обсуждать новые подходы и вносить взаконы те изменения, которые действительно помогут решить проблему очередей.

Призываю всех депутатов при обсуждении новых законодательных инициатив ибюджетов в Государственной Думе и в своих регионах обращать пристальноевнимание на эту проблему, добиваться увеличения финансирования, делитьсяположительным опытом своих регионов и переносить позитивные идеи на федеральныйуровень. Спасибо за внимание!

Источник: https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/174297.html

������ ���������������� ���������������� ���������� ������ ����������

Обеспечение жильем детей сирот проблемы

���� – �������� ���� ���������������� ����������, ������ �� ����������-���������� �������� ���������� ���� ���������������� ���� ����������������������. ���� �� ���������������������� ���������� ���������� �������� ������ ��������������.

���� ������������ �������������� ������������, ���� 1 ������������ 2020 �������� �� �������������� ���� ������������������ ���������� �������������������������������� 279 ���������� ����������-���������� �� ����������, �������������������� ������ ������������������ ������������������.

�� ���� �������������������� ������������.

������������ ���������� ���� �������������� �������������� ���� �������������� �������������� ������ ��������, �������� ���� ������������ ������������.

�� �������� �������� �������������������������� ���������������� �������������������������� 2,3 ������������������ ������������ ���� �������������� ������������������ �������������� ����������-���������� – ���� ������������ ������ 10 ����������������.

������������ �������������������� �� �������������� ������������ ���������������������� ���� �� ������������ ������������.

�� ���� ������������ ������������, ������ ������������������������������ ������������������ ���� �������������������� ������������������������ (�������� �������������� ���������� ������������������ �� ���� ������������������ ����������).

�������� ���������������������� ������ �� ������, �� ���� ���������� ������ ���������� ���������������� ��������.

�� ���������������������� ������������ ������������ ������ ���������������� ���������������������� ���������������� �� ���������� ���� ���� ����������: ���� ������������ ���� ���� �������� ������������ ���������������������� ���� ���������� ���������������� ��������������.

������������������ ���������� �������� �������������������� ���� ����������, �������������������� ������������������: �������������� �� ������������������ ���� ������������ ���������������� ������ ���� ������ – �������� �������������� �� ������������������ ���������������� ������ ����������������.

������ ���������� ������ ���������� ���������� ���������� ���������� ������������ ������������������.

������������ ������ ���������� ���� ������������ ���������� ���������� �������������������������� ������������������.

�� ���������� ���������������� ���������� ���������������� 500 ���������� ������������, �� �������������� ���������� ���� ������������������������ ������������ �� ������ – 300 ����������. ������ ������������.

�� ������������ �������� ���� �������������������� �� ���������� ����������, �������� ������������ ����������������: ������ ���� ������������������������, ������������������ ��������������.

���������� �������������� ���������� �� ���������������������� ���� ���������� ������ ����������-����������

�������� ������������������ �� ���� �������������������� ������������������.

���������� �������������� ���������������� ������ ���������������������������� ������������, �� ������ �������������� ������������ ���������� ���������������������� ���������������� �������������� �� ������������ ���������� ������ �������������� �� ����������������. ��������������������, ������ ���������� �������������� ���������������� ������������ ��������������������, �� ���� ����������������������.

������ �������������� ���������������� ���������� ������������ �������������� ������������������������ �� ���������������������� ���� ���������� ������ ����������-����������. ���� ������������������ ������������ ���������� ������������������ ����������������. ����-������������, ���������� ����������.

���������� ������������ �������������������� ������ ���� ���������� ���������������� (����������������, �� ��������������), ������ �������������������� ���� ��������������, ������ ������, ������ ������ ������������������ ������������, ���� �������� �� ������������. ������ ��������������, ������ �������������� ������������������������ ���������� �������������� ��������������.

�� �� �������������� ���������������������� �������������� ������ ����������, ������ ��������.

����-������������, ������������ ������ ���� ���������������� �� ���������������������� �������� ������������.

���� ���������� ������������������������ ������ �������������� ���� ������������������ ���������������� ��������������, ���������� �������������������� ���� ������������������ ������ ���������� ���� �������������������� 18 ������, �� ������, ����������������, �������������� �� �������������� ������ �� ������������ �� ������������������������ ����������������.

��-��������������, �������������������� ������ ���� ������������ ������ ��������������, �� �������������� ���������� ������ ��������. ����������������, ������ 35 ������, �� �������� �� �������������� 10-15 ������. ������ ���������� ���� ���������� ����������������, �� ������������, ���������� �� ���������������� ���������� ���������� ������������ ��������������.

���������������� ������������������ �������������� �������������������� �� ����������������: ������������ ���������� �������������� ������ ������ ����������������, ������������������ �������������������� ���� ���������� �� �������� ��������������������, ������������ ���������� ���������������� ���������� ���������������������� ��������������.

�������� �������������� ������������������������ �� ������������������������, ���������� �� ���������� ������������ ���� ������������.

���� ���� ������������ ���������������� ���������������� ����������, �������������� ���������������� ��������-������������. ���������� �������������������������� �������������������� �� ������������������������, ����������������, ���� �������� ������.

������ ���������������� ������ ���� �������������������� 23 ������ – ������, ������ ������ ���������� ����������������.

Источник: https://rg.ru/2020/12/15/reg-cfo/kak-povysit-kachestvo-zhilia-dlia-sirot.html

Счетная палата померила сиротские метры

Обеспечение жильем детей сирот проблемы

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/26/5e7b26399a7947cefc348172

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.