Образование для детей инвалидов

Обучение для инвалидов

Образование для детей инвалидов

Время чтения: ~6 минут Светлана Поздникова 1125

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.

Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами.

Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов.

В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Работа с детьми-инвалидами Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

На заметку: чтобы ребенку-инвалиду был разработан индивидуальный учебный план, родители должны проявить инициативу и обратиться к администрации школы.

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.

Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Что нужно перед поступлением в школу

Перед поступлением ребенка-инвалида в школу необходимо получить консультацию педагогов для определения формы обучения, оценить возможности ребенка, насколько он имеет способность к самообслуживанию, получить рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), получить рекомендации медицинского учреждения.

Также следует определиться с формой получения знаний, определить список школы, проконсультироваться с администрацией, ознакомиться с правилами образовательного учреждения, определить шаговую, физическую, материально-техническую, транспортную доступность, наличие пандусов, широких коридоров.

Проведение аттестации знаний

Аттестация знаний ребенка-инвалида производится согласно графику, который утверждается руководителем учебного заведения. Возможно заочное проведение контрольных работ. В этом случае камеры устанавливаются таким образом, чтобы учитель видел ученика и рабочее место. Если по состоянию здоровья ребенок не может выполнить за один раз контрольную работу, то возможно поэтапное ее проведение.

Проведение вступительных экзаменов также требует особенных условий. Абитуриент имеет право на дополнительные 1,5 часа вне зависимости от того, устно или письменно проводится экзамен, учитывая все рекомендации врачей, психологов, социальных работников.

Если инвалид испытывает трудности с трудоустройством, то возможно в учебном центре от центра занятости населения пройти переобучение. Данная возможность имеется при наличии 3 группы инвалидности, которая не является препятствием к ведению трудовой деятельности. Инвалиду можно пройти переобучение на промышленном предприятии под определенную профессию.

Профессию нужно выбирать с возможностью получения дохода, полной реализации умений, способности, ресурсных возможностей. Обычно инвалидам рекомендуют курсы компьютерной грамотности. Кроме того, возможно переобучение на:

  • декораторов;
  • скорняка;
  • вязальщицу;
  • швею;
  • оператора;
  • бухгалтера;
  • лифтера;
  • кладовщика.

Самое важное! Инвалиды имеют право на получение образования наравне с другими членами общества. Для этого им необходимо создать щадящие условия в соответствии с их физическими особенностями.

Источник: https://invalidu.com/prava/obuchenie-invalidov

Как устроено инклюзивное образование в Подмосковье: дистанционное обучение и сдача ЕГЭ на дому

Образование для детей инвалидов

В Московской области свыше 22 тысяч детей c ограничениями по здоровью получают образование инклюзивно. Их обучают в 1,3 тысячи школ.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в соответствующих школах либо в ресурсных классах и группах компенсирующей направленности общеобразовательных учреждений.

О том, какие возможности предоставляет инклюзивное образование в Подмосковье сегодня, читайте в материале портала mosreg.ru.

Мобильный центр соцуслуг в Подмосковье: выбрать сиделку онлайн и заказать такси>>

Условия для инклюзивного образования

Источник: РИАМО

Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и абсолютно здоровых.

В Подмосковье созданы условия для образования детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра) в 41 дошкольной образовательной организации компенсирующего вида и в 69 школах, которые включают 4 областных образовательных учреждения, 64 муниципальных и одно частное.

В 39 учреждениях организовано круглосуточное пребывание детей, а в 32 общеобразовательных организациях – сетевая форма обучения, когда в реализации программы участвуют помимо школы и другие организации.

Кроме того, ежегодно дети-инвалиды и дети с ОВЗ получают именную стипендию губернатора Московской области за достижения в учебе в размере 50 тысяч рублей.

Трудоустройство инвалидов в Подмосковье: вакансии и особые условия>>

Дистанционное обучение

Источник: Министерство физической культуры и спорта Московской области

В 2018 учебном году 589 детей-инвалидов обучались на дому с применением дистанционных образовательных технологий.

Для этого рабочие места учителей-предметников и обучающихся на дому оснащаются специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением. Также для эффективного обучения предоставляется высокоскоростной доступ к телекоммуникационной сети Интернет по месту жительства детей-инвалидов. 

Школьный портал Подмосковья: какие образовательные сервисы доступны онлайн>>

Сдача ЕГЭ

Источник: Фотобанк Московской области, Галина Добрынина

Для сдачи ГИА и ЕГЭ для обучающихся с ОВЗ созданы специальные условия, которые учитывают состояние здоровья, особенности психофизического развития – это специализированные аудитории, увеличенное время экзаменов, помощь ассистентов, перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур и питания.

В 2018 году государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) сдавал  291 обучающийся с ОВЗ.  На дому было создано 11 пунктов для проведения экзаменов.

Для сдачи ГВЭ выпускниками   11 класса было открыто 59 пунктов проведения экзамена, из них 32 пункта – на дому.

Всего государственную итоговую аттестацию в разных формах прошли 1760 обучающихся с ОВЗ, включая учащихся 9-х и 11-х классов.

Как получить информацию о порядке проведения ГИА и результатах ЕГЭ в Подмосковье>>

Психологическое сопровождение

Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев

Особое внимание регион уделяет созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является комплексное (психолого-педагогическое) сопровождение обучающихся.

В Подмосковье для этих целей работают 24 центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушениями в развитии организовано в 66 психолого-медико-педагогической комиссиях.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют:

–  более 1700 специалистов (психологи, логопеды, дефектологи) в детских садах;

–  порядка 1100 специалистов – в школах.

Также особое внимание уделяется дополнительному образованию  детей с ОВЗ.  В кружках и секциях занимаются более 9 тысяч человек в возрасте от 5 до 18 лет.

Уполномоченный по правам ребенка в Подмосковье: чем занимается и как обратиться>>

Специальные мероприятия для педагогов и детей

Источник: ©, официальный сайт органов местного самоуправления городского округа Балашиха

В Подмосковье ежегодно проводят региональные мероприятия для образовательных организаций, педагогов и обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Например, проходит региональный этап всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа России», «Лучший учитель-дефектолог» и «Школа-территория здоровья». Также Московская область активно поддерживает международное движение «Абилимпикс», проводятся региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

Министерство образования Московской области привлекает к этой работе Ассоциацию специалистов по работе с детьми с ОВЗ, представителей общественных организаций родителей детей-инвалидов, а также   региональное отделение общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».

Места для детского творчества и знакомства с наукой: как в Подмосковье развивают ЦМИТы>>

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-ustroeno-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-podmoskove-distancionnoe-obuchenie-i-sdacha-ege-na-domu

Школа для детей инвалидов: льготы, обучение, питание

Образование для детей инвалидов

Дети с инвалидностьюнуждаются в государственной поддержке. Поэтому федеральное и региональноезаконодательство предусматривает ряд льгот для данной категориинесовершеннолетних. Особое внимание следует обратить на обучение детейинвалидов в школе, какие права и обязанности для них устанавливаются.  

Обучение детей-инвалидов: школа или дом

В последние годы общественность все больше внимания стала уделять «особенным» детям, которые нуждаются в особых условиях обучения. Родители инвалидов имеют право выбирать форму обучения ребенка.

Он может посещать общеобразовательную школу, коррекционную организацию или находиться на домашнем обучении.

Это зависит от особенностей заболевания и индивидуальных характеристик ребенка.

Помощь к школе детям инвалидам оказывается в государственных консультационных центрах. Несовершеннолетние нуждаются в поддержке психолога и некоторых других специалистов.

Перед поступлением ребенка в образовательную организацию в 1 класс родителям рекомендуется пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию, где будет проведено комплексное обследование актуального уровня развития дошкольника. По его результатам специалисты выдадут заключение с рекомендациями по дальнейшей форме обучения.

Скачать заявление на зачисление ребенка в первый класс. [17.79 KB]

Независимо от выводов комиссии ребенок инвалид в общеобразовательной школе имеет право обучаться на общих основаниях.

Инклюзивное обучение предусматривает, что учащийся посещает обычный класс со здоровыми детьми.

При этом школа должна обеспечить сопровождение ребенка тьютором. Это педагогический работник, прошедший специальное обучение, который должен помогать школьнику на протяжении всего времени посещения ОО.

В законе «Об образовании» права ребенка-инвалида на обучение оговорены отдельно. В школах активно устанавливается оборудование для различных групп инвалидов.

Образовательная организация в обязательном порядке должна быть оборудована пандусом, на входе и в помещениях вешаются таблички для слабовидящих или слепых и др.

Несмотря на это, родители часто выбирают для детей домашнюю форму обучения. При этом учителя должны давать индивидуальные занятия на дому или с помощью дистанционных технологий в том же объеме, что положено по программе в этом классе.

Дополнительно со школьником должен заниматься психолог, социальный педагог, а при наличии рекомендаций и логопед.

Родители имеют право отдать ребенка-инвалида на обучение в коррекционную школу по профилю его заболевания.

Преимуществом этого выбора считается:

  • наличие вобразовательной организации специальных учебных пособий для «особых» детей(например, книги со шрифтом Брайля в школе для слабовидящих);
  • занятия сузконаправленными специалистами, знающие особенности детей-инвалидов иприменяющих индивидуальный поход;
  • дополнительныекружки и секции, развивающие творческие способности школьников;
  • медицинскаяпомощь;
  • обучениепрофессии, льготное поступление после окончания школы в СУЗ и др.

Но коррекционных школ не так много по различным профилям заболеваний. Поэтому обычно обучение в них предполагает круглосуточное пребывание.

Не каждый родитель соглашается на проживание ребенка вдали от дома, поэтому они выбирают для школьника инклюзивное обучение.

Медкомиссия для детского сада и для школы: список врачей, в 1 класс.

Льготы для детей-инвалидов

Дети инвалиды льготы вшколе имеют различные. Среди них отмечают:

  • внеочередное поступление в образовательную организацию;
  • услуги тьютора, сопровождающего ребенка в течение учебного времени;
  • бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями;
  • выплаты родителям, компенсирующие затраты на школьную и спортивную форму (устанавливаются региональными властями).

На каждого ребенка-инвалида, даже если он учится в классе на общих основаниях, педагогические работники составляют отдельные программы по каждому предмету.

В них должны учитываться особенности ребенка, уровень его актуального развития. При написании контрольной по любому предмету в классе со всеми, учащемуся с инвалидностью не предоставляется никаких льгот.

Но прохождение выпускных экзаменов для учеников этой категории организовывается отдельно, а пункты сдачи должны быть оборудованы всем, что может понадобиться школьнику с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительные льготы

Законодательством предусмотрено бесплатное питание в школе ребенка инвалида.

Его количество различается, в зависимости от способа обучения:

  • для школьниковв общеобразовательных заведениях – 2 раза;
  • при обучениив группе продленного дня – 3 раза;
  • призачислении в коррекционную школу с круглосуточным пребыванием – 5 раз.

Для оформлениябесплатного питания необходимо:

  • податьсоответствующее заявление в соцзащиту;
  • к ходатайствуприложить выписку о присвоении инвалидности и свидетельство о рождении;
  • получитьсправку из УСЗН о том, что ребенок может претендовать на бесплатное питание вшколе;
  • отдатьдокумент в образовательную организацию.

Родители детей-инвалидов, которые обучаются на дому, не могут получить бесплатное питание в школе. Поэтому они могут заменить его на компенсацию, выплачиваемую к социальной пенсии.

При оформлении бесплатного питания следует учитывать, что справка действует только в течение учебного года. В сентябре понадобится подавать заново документы.

Скачать заявление на бесплатное питание ребенка в школе. [33.00 KB]

Льготное питание в школе: документы на бесплатное питание.

Заключение

Ребенку-инвалиду предоставляются различные меры поддержки. Обучение в школе учеников с ограниченными возможностями регламентируется законом «Об образовании».

Образовательная организация должна составить на каждого «особого» ученика адаптированные программы, с учетом его психофизиологических особенностей.

При необходимости школа должна предоставить учащемуся с ограниченными возможностями тьютора, индивидуального сопровождающего. При желании родителей обучение в классе может быть заменено на домашнее, с использованием дистанционных технологий.

Условия в школах для обучения детей с ограниченными возможностями. Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.

Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.

Источник: https://pravasemei.ru/deti/shkola/prava-rebenka-invalida-v-shkole/

Особые условия для детей с ОВЗ и инвалидов

Образование для детей инвалидов

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей).

При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

К специальным условиям обучения относятся:

  • Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
  • Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
  • Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
  • Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
  • Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
  • Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
  • Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.

Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор).
  • Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута(ИОМ)
  • Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
  • Отслеживание динамики развития ребенка.
  • Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
  • Анализ эффективности работы команды специалистов.
  • Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
  • Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!

Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации

Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.

Основанием для создания специальных условий является заключение ЦПМПК:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ)
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК города Москвы).

В основе работы с детьми ОВЗ в ГБОУ Школа № 2045 лежит социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех учащихся.

В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:

  • ГБОУ Школа № 2045 реализует программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ЦПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе на дому;
  • в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе создана психологическая служба, работают логопеды и учителя-дефектологи:

групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в кружках и секциях.

В процессе обучения на каждой ступени с детьми работает психолого-логопедическая служба. (График работы Приложение 1 )

В соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 – 2020 г. Распоряжение от 27 октября 2014 г. No 2136-р, г. Москва ГБОУ Школа № 2045 стремится создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития.

В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ реализуем следующие задачи:

  • создаём условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса детей;
  • совершенствуем методические приемы;
  • изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;
  • создаем комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;
  • создаем условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
  • совершенствуем систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.

Педагоги школы являются постоянными участниками вебинаров. Учителя принимают участие в конференциях, семинарах и круглых столах.

Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

В ГБОУ Школа № 2045 созданы специальные условия для доступа в ОУ инвалидов и лиц с ОВЗ (установлены пандусы, кнопка вызова, тактильные пиктограммы, тактильная вывеска с режимом работы школы, внутри зданий — специальные туалеты и лавочки для инвалидов, имеются лестничные подъёмники для лиц с ОВЗ).

  • График работы психолого-логопедической службы ГБОУ Школа № 2045

Источник: https://sch2045zg.mskobr.ru/info_add/osobye_usloviya_dlya_detej_s_ovz_i_invalidov

Льготы для инвалидов в сфере образования. –

Образование для детей инвалидов

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).

Закон устанавливает государственные гарантии граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии – обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:

  • в общих классах и группах системы общего образования,
  • по индивидуальной программе на дому,
  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 

Какие  льготы в образовании имеют инвалиды?

  • Согласно, п. 2. 12 письму Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 “О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений”, дети-инвалиды, а также дети, один или оба родителя которых имеют инвалидность, зачисляются в дошкольное учебное учреждение (ясли и садики) без очереди.
  • В некоторых субъектах страны предоставляются льготы на оплату услуг дошкольных учреждениях. Согласно № 62-ПП «О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы», плата за посещение ребенком дошкольных учреждений не взимается, если ребенок является инвалидом, а также в случае, если один или оба родителя ребенка, являются инвалидами 1 или 2 групп.
  • Согласно п. 7 ст. 79 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность (школах-интернатах), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

А обучающиеся в организациях среднего общего образования на очной форме,  не предполагающих круглосуточного пребывания обеспечиваются двухразовым питанием.

Согласно, п. 2 Письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 “Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому”, дети , обучающиеся на дому, получают денежную компенсационную выплату за питание, размер которой определяется исходя из стоимости питания на одного учащегося в данном регионе и в данной организации образования.

  • Согласно п. 1 ч. 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», для абитуриентов  из числа детей-инвалидов и инвалидов 1, 2 группы с детства предусмотрено поступление в учреждения профессионального образования (ВУЗы и СУЗы) по квоте, то есть вне конкурса и вступительных испытаний.
  • Согласно п. 4 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», абитуриенты с инвалидностью  также имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах государственных ВУЗов.

Согласно п. 3 части 7 той же статьи, аналогичные права на бесплатное обучение на подготовительных курсах имеют граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства этих граждан.

  • Согласно ч.5 ст. 36 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной стипендии, то есть при обучении на очной форме в учреждении профессионального образования, получают стипендию вне зависимости от своей успеваемости.

Согласно данным портала гос. услуг размер социальной стипендии на 2019/2020 учебный год составляет 865р для учащихся учреждений среднего профессионального образования и 2500р для студентов высших учебных заведений.

  • Согласно ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», для учащихся с инвалидностью и учеников с ограниченными возможностями здоровья государство гарантирует создание особых условий для получения образования, в соответствии с рекомендациями ИПРа и ААОП .

Что такое ИПРа?

Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр.

ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Что такое ААОП?

Согласно списку основных терминов Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.

№ ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”, ААОП – это адаптированная общеобразовательная программа.

То есть программа основного школьного образования, адаптированная в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями конкретного обучающегося с ОВЗ, или ученика имеющего инвалидность.

Что такое обозначат термин «Обучающийся с ОВЗ?»

Согласно ч. 16 ст.

2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или  «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).

В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет  льготы только на получение образования на особых условиях.

 Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.

Где и как получить адаптированную образовательную программу?

Согласно, Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” адаптированная программа выдается конкретному обучающемуся комиссией ЦПМПК.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале правительства РФ (https://www.mos.ru) для получения адаптированной программы родителю (либо законному представителю) обучающегося, необходимо самостоятельно обратиться в комиссию и предоставить следующие документы:

  • медицинское заключение  о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;

  • свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;

  • паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;

  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;

  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;

  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;

  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;

  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;

контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Какие специальные условия в обучении прописываются в заключении ЦПМПК?

Согласно п. 1 Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 “О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”, в заключении комиссии ЦПМПК должны быть прописаны следующие специальные условия:

  • адаптированная образовательная программа (АООП) , специальные методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

  • предоставление учебной организацией услуг ассистента (помощника);

  • проведение учебной организацией дополнительных коррекционных занятий;

  • обеспечение доступа в здания организаций.

Также в заключении ЦПМПК должны содержатся рекомендации по созданию специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации, а именно:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ);
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа;

  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);

  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ученика: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);

  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК г. Москвы).

Хочется особенно подчеркнуть, что комиссия ЦПМПК не дает рекомендаций по поводу форм обучения, но в рамках рекомендаций по использованию специальных методов обучения, может указать, доступно ли для конкретного ребенка (или молодого человека) обучение с использованием компьютерных технологий, в том числе дистанционно.

В каких организациях и на каких формах обучения могут обучаться инвалиды?

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», выбирать организацию, в которой будет проходить обучение несовершеннолетний и форму обучения для него имеет право его родитель (законный представитель).

П. 1, ч. 1 ст. 34 №273 «Об образовании в РФ», разъясняет, что по  достижении 18-и лет совершеннолетний дееспособный гражданин может сам выбирать организацию и форму обучения для получения образования

В ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» приводится исчерпывающий перечень форм получения образования в РФ, а именно:

  • очная;
  • очно-заочная;

  • заочная;

  • семейная.

Стоит отметить, что из данной статьи следует, что дистанционное обучение не считается отдельной формой обучения, но может быть отнесено к очно-заочной либо заочной форме обучения в зависимости от частоты очного посещения занятий учеником и степени использования дистанционных технологий.

Также хочется обратить внимание, что семейная форма обучения – это не то же самое, что и надомное обучение.

Из ч. 3 ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», следует, что семейная форма обучения предполагает обучение ребенка вне организации, то есть в семье, самостоятельно родителями (законными представителями), с последующим прохождением аттестации (то есть сдачей экзаменов) в учебной организации.

В то время как, в соответствии ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» надомное обучение осуществляется образовательной организацией (а точнее ее сотрудниками, приходящими к ученику на дом).

Для получение обучение в такой форме одного желания родителей ученика-инвалида не достаточно, а обязательно нужно медицинское заключение, в котором указано, что конкретный учащийся нуждается в надомной форме обучения.

Где получить официальную консультацию по вопросам образования людей с инвалидностью?

В случае возникновения вопросов по поводу обучения инвалидов, официальную информацию можно найти на портале Департамента Образования г. Москвы

А для других регионов, на сайте Министерства просвещения России

Источник: https://barrier-free.ru/2020/04/07/obr20/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.