Образование для детей с ограниченными возможностями
Содержание
- 1 Как устроено инклюзивное образование в Подмосковье: дистанционное обучение и сдача ЕГЭ на дому
- 2 Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья
- 3 Обучение ребёнка с инвалидностью и ОВЗ – образование на дому для детей инвалидов
- 4 Особенный ребенок: какое обучение выбрать?
- 5 Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах
- 6 Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- 7 Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в 2020 году. Ответы на частые вопросы
- 7.1 Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?
- 7.2 Какие условия требуются для организации инклюзивного образования?
- 7.3 Где может осуществляться инклюзивное образование?
- 7.4 Меры поддержки обучающихся с ОВЗ
- 7.5 Часто задаваемые вопросы об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
- 7.6 Где пройти обучение
Как устроено инклюзивное образование в Подмосковье: дистанционное обучение и сдача ЕГЭ на дому
В Московской области свыше 22 тысяч детей c ограничениями по здоровью получают образование инклюзивно. Их обучают в 1,3 тысячи школ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в соответствующих школах либо в ресурсных классах и группах компенсирующей направленности общеобразовательных учреждений.
О том, какие возможности предоставляет инклюзивное образование в Подмосковье сегодня, читайте в материале портала mosreg.ru.
Мобильный центр соцуслуг в Подмосковье: выбрать сиделку онлайн и заказать такси>>
Условия для инклюзивного образования
Источник: РИАМО
Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и абсолютно здоровых.
В Подмосковье созданы условия для образования детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра) в 41 дошкольной образовательной организации компенсирующего вида и в 69 школах, которые включают 4 областных образовательных учреждения, 64 муниципальных и одно частное.
В 39 учреждениях организовано круглосуточное пребывание детей, а в 32 общеобразовательных организациях – сетевая форма обучения, когда в реализации программы участвуют помимо школы и другие организации.
Кроме того, ежегодно дети-инвалиды и дети с ОВЗ получают именную стипендию губернатора Московской области за достижения в учебе в размере 50 тысяч рублей.Трудоустройство инвалидов в Подмосковье: вакансии и особые условия>>
Дистанционное обучение
Источник: Министерство физической культуры и спорта Московской области
В 2018 учебном году 589 детей-инвалидов обучались на дому с применением дистанционных образовательных технологий.
Для этого рабочие места учителей-предметников и обучающихся на дому оснащаются специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением. Также для эффективного обучения предоставляется высокоскоростной доступ к телекоммуникационной сети Интернет по месту жительства детей-инвалидов.
Школьный портал Подмосковья: какие образовательные сервисы доступны онлайн>>
Сдача ЕГЭ
Источник: Фотобанк Московской области, Галина Добрынина
Для сдачи ГИА и ЕГЭ для обучающихся с ОВЗ созданы специальные условия, которые учитывают состояние здоровья, особенности психофизического развития – это специализированные аудитории, увеличенное время экзаменов, помощь ассистентов, перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур и питания.
В 2018 году государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) сдавал 291 обучающийся с ОВЗ. На дому было создано 11 пунктов для проведения экзаменов.
Для сдачи ГВЭ выпускниками 11 класса было открыто 59 пунктов проведения экзамена, из них 32 пункта – на дому.
Всего государственную итоговую аттестацию в разных формах прошли 1760 обучающихся с ОВЗ, включая учащихся 9-х и 11-х классов.
Как получить информацию о порядке проведения ГИА и результатах ЕГЭ в Подмосковье>>
Психологическое сопровождение
Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев
Особое внимание регион уделяет созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является комплексное (психолого-педагогическое) сопровождение обучающихся.
В Подмосковье для этих целей работают 24 центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушениями в развитии организовано в 66 психолого-медико-педагогической комиссиях.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют:
– более 1700 специалистов (психологи, логопеды, дефектологи) в детских садах;
– порядка 1100 специалистов – в школах.
Также особое внимание уделяется дополнительному образованию детей с ОВЗ. В кружках и секциях занимаются более 9 тысяч человек в возрасте от 5 до 18 лет.
Уполномоченный по правам ребенка в Подмосковье: чем занимается и как обратиться>>
Специальные мероприятия для педагогов и детей
Источник: ©, официальный сайт органов местного самоуправления городского округа Балашиха
В Подмосковье ежегодно проводят региональные мероприятия для образовательных организаций, педагогов и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Например, проходит региональный этап всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа России», «Лучший учитель-дефектолог» и «Школа-территория здоровья». Также Московская область активно поддерживает международное движение «Абилимпикс», проводятся региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью.Министерство образования Московской области привлекает к этой работе Ассоциацию специалистов по работе с детьми с ОВЗ, представителей общественных организаций родителей детей-инвалидов, а также региональное отделение общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».
Места для детского творчества и знакомства с наукой: как в Подмосковье развивают ЦМИТы>>
Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-ustroeno-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-podmoskove-distancionnoe-obuchenie-i-sdacha-ege-na-domu
Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования;
- организацию доступной среды;
- предоставление специальных учебников;
- организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
- оказание коррекционной помощи.
Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:
заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;
- свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
- для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
- паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
- документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
- для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
- для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
- для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
- письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).
Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:
- для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
- для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
- для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).
Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.
Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:
- улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
- 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
- улица Бехтерева, дом 19;
- город Зеленоград, корпус 1128.
По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.
Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.
Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.
Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.
Расскажите друзьям
Источник: https://www.mos.ru/otvet-obrazovanie/vse-ob-obrazovanii-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/
Обучение ребёнка с инвалидностью и ОВЗ – образование на дому для детей инвалидов
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.
Надомное обучение детей с ОВЗ
Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.
Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации.
В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю.
Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.
Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Семейное обучение детей с ОВЗ
Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.
Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.
Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»
«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы.
Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.
Как проходят занятия
Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.
Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.
Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией ого ввода на компьютере.
За выполнение заданий ученики получают ХР — «очки опыта», которые превращают обучение в увлекательную игру
В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.
Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью
«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.
Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.
Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.
О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/disability
Особенный ребенок: какое обучение выбрать?
Закон «Об образовании» дает право на образование любому ребенку вне зависимости от его возможностей. Но родители особенных детей волнуются из-за выбора школы сильнее прочих. Разбираемся, в каких формах можно обучать ребенка с ОВЗ и как выбрать из них самую полезную.
Где можно обучать ребенка с ОВЗ?
По закону «Об образовании» право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования.
Есть несколько вариантов — домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно за год до школы обратиться к специалисту — коррекционному педагогу или психологу — который поработав с ребенком даст рекомендации, куда идти и как учиться.
Некоторым ребятам из-за диагноза не подходят обычные школы, тогда лучше выбрать коррекционную. Домашняя форма подходит всем, но так ребенок получает меньше общения, меньше включенности в шумную жизнь.
Насколько сложно обучать ребенка с ОВЗ дома?
Школа обязана выделить педагога, но количество часов ограничено и не факт, что у педагога будет специальное дефектологическое образование.
Надо понимать, что ребенка можно просто обучать для его развития, а можно пытаться получить документ о среднем образовании.
И даже этих документов два вида — аттестат о среднем образовании, с которым можно поступать в сузы и вузы; свидетельство об обучении в коррекционной школе, с которым можно поступить только в организации, обучающие детей с ОВЗ.
Важнее всего в обучении особенного ребенка думать о социализации. В случае домашнего обучения — это получение дополнительного образования, общение с другими ребятами на площадках, создание специальной среды.
С дополнительным образованием есть сложности — подойдет не каждый кружок. Но выбрать можно. Еще один плюс — некоторые кружки помогут здоровью ребенка.
Та же музыкальная или другая арт-терапия улучшает физическое и психологическое состояние ребенка — это доказано в ряде исследований.
Можно не просто развивать ребенка, но догонять образовательную программу. Для этого нужно изучить адаптированные программы: в них школьные предметы изучаются на упрощенном уровне. Плюс набраться сил для обучения и мотивации ребенка к обучению.
Насколько сложно учиться ребенку с ОВЗ в обычных школах и классах?
В обычных школах ребенку с ОВЗ будет сложней, чем в инклюзивной или коррекционной. И дело не только в условиях, сколько в нежелании директоров создавать их.
По закону «Об образовании» ребенка с ОВЗ должны принять в любую школу. И не только принять, но создать для него условия обучения: сделать пандус, если нужно, перенести занятия его класса на первый этаж.
С 2011 года во многих городах есть инклюзивные школы. Они получили свой статус созданы в рамках специальной правительственной программы. Учителя проходили подготовку, создавались условия в зданиях, закупалось оборудование.
В таких школах нет коррекционных классах — в одном и том же классе вместе учатся дети с любыми диагнозами или без них.
Просто ребята с ОВЗ занимаются по адаптированным программам, но если справляются с ними, могут перейти на изучение обычных предметов.Чтобы попасть в инклюзивную школу, нужно проживать рядом с ней. Других ограничений нет. Кстати, в школу с особым ребенком может ходить сопровождающий. Как правило, это кто-то из семьи, он даже получает за это деньги.
На что обращать внимание при выборе коррекционной школы?
На дальность от дома. Чаще всего подобные школы есть в каждом районе. Но нужно продумать маршрут, если ребенок добирается сам.
На педсостав. Несмотря на то, что коррекционные школы есть в каждом районе, уровень педагогов отличается. В некоторых в штате есть психологи, специализирующиеся на работе с детьми с аутизмом, в некоторых — выпускники педагогических вузов без особой специализации.
На то, куда дальше идут выпускники. У некоторых школ есть договоренности с сузами, в которых ребята получают рабочие профессии. В них можно поступить и просто так, но в приемную комиссию всегда огромные очереди.
На то, как проходят психолого-медико-педагогические комиссии. Важно, чтобы ни дети ни родители не испытывали давления со стороны специалистов. Об этом могут рассказать одноклассники или их родители.
На оборудование. Школа должна быть приспособлена к тому типу ребят, который она набирает на обучение. Должны быть лифты или шрифты Брайля и особая освещенность.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa9e46a3dceb7f1aad8439d/osobennyi-rebenok-kakoe-obuchenie-vybrat-5ac22aee5991d33f1beb4deb
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах
Юлия Сашина
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Сашина Юлия Владимировна, учитель – дефектолог.
За последнее десятилетие XX в. в России произошли большие изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. [2. c5]
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями здоровья всегда страдают от дискриминации и отчуждения в том числе и в образовании. [3]
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. [6 с. 17].
Значительное число лиц с ОВЗ обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. [3]
В последнее время предлагается инновационный подход к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [4]
В настоящее время инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [1].
В основе последней педагогической классификации М. Варнок, 1979 лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.
В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
глухие;
слабослышащие;
позднооглохшие;
незрячие;
слабовидящие;
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
лица с нарушением интеллекта;
дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
лица с тяжелыми нарушениями речи;
лица со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения). [6 с. 24]
Инклюзия предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с детьми с нормальным развитием). [6 с. 29] На сегодняшний день, в общеобразовательных школах предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической). [5]
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт.)
• Психологические проблемы учителей:
Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло.
Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.
Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.
• Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное.
Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.
Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями.
В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Положительные следствия инклюзивного образования
Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в не инклюзивных группах.
Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают “ограниченные возможности”, и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы. [4]
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории.
Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям.
Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка [5].
В настоящее время необходимо создавать материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводить мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:
• обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
• Материально – техническое и организационное обеспечение образовательного учреждения (заменена оконных блоков, дверных проёмов для прохода колясок, оборудование здания пандусами, запасный выход).
• обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
• Развитие форм интегрированного обучения (создать рабочую группу педагогов по разработке методических рекомендаций).
• Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудование кабинета сенсорно-моторной коррекции, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании).
• Создание толерантной среды:
1. Проведение различных детских мероприятий,
2. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей-инвалидов; педагогами и обучающимися).
3. Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. [7]
• создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
• создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обра-зования;
• разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты, при необходимости — специальные учебники и рабочие тетра-ди, учебные пособия для самого ученика);
• активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
• обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [5]
Инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. [4]
Литература
1. Малофеев Н. Н. Статья: Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна., http://arasn.ru/article-1610.html
2. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
3. Горбунова В. М. Статья АКТУАЛЬНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, http://petychok.68edu.ru/wp-content/uploads/2014/01/gorbunova_aktualnost_inkluziv.pdf4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml [Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы – Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]
6. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-inklyuzivnogo-obrazovanija-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah-sashina-yu-v.html
Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Статьи
Психология и педагогика
Ученики с ограниченными возможностями здоровья и их родители (либо законные представители) могут выбирать способы получения образования самостоятельно. К таким способам относятся очная, очно-заочная и вечерняя формы обучения в образовательных учреждениях, домашнее, семейное обучение, экстернат и сочетания разных форм.
Уточнить все подробности поможет Закон «Об образовании в Российской Федерации». Разберём подробно положительные и отрицательные стороны каждой формы обучения.
22 октября 2018
Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день.
Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения.
По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.
Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.
Плюсы
В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.
Минусы
Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.
Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.
Другие материалы по теме:
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.
Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.
Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
Плюсы
«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.
Минусы
- Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».
- Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.
- Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.
Если с ребенком трудно
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.
Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.
В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.
Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
Купить
Заочное семейное обучение. Экстернат
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.
Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.
Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.
Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.
Плюсы
Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения.Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета.
Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.
Минусы
К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.
Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formy-obucheniya-detey-s-ovz/
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в 2020 году. Ответы на частые вопросы
13.04.2020
В настоящее время в России насчитывается без малого 12 миллионов людей с инвалидностью, около 5,6% из них – несовершеннолетние. При этом число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается.
По данным Федеральной службы государственной статистики, еще в 2013 году их было 567 825, а в 2019 уже 670 006 человек.
Если придерживаться прежней образовательной системы, то учебные заведения будут каждый год выпускать тысячи молодых людей, не способных полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования РФ решило перейти к внедрению программы инклюзивного обучения.
Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?
Под инклюзией понимают обеспечение всем обучающимся равного доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Проще говоря, при таком подходе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым нужны специальные условия для получения образования, учатся вместе.
Принципы инклюзии базируются на гарантированном Конституцией праве любого гражданина РФ на образование и на других государственных и международных документах. В их число входят:
- статья № 28 Конвенции ООН о правах детей;
- статья № 43 Конституции РФ;
- Федеральный закон № 273 «Об образовании» от 29 декабря 2012 года;
- статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ» от 24 ноября 1995 года.
Какие условия требуются для организации инклюзивного образования?
Для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ создаются специальные условия, которые включают:
- особые учебные программы, педагогические методы;
- специальные учебные материалы: учебники, пособия, карточки, карты, таблицы и т. д.;
- особые технические средства обучения для персонального и группового использования;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает ребенку необходимую техническую помощь в передвижении по школе, ведении записей, подготовке рабочего места, соблюдении санитарно-гигиенических норм и т. д.;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- средства обеспечения доступа в здание учебной организации и перемещения по нему: пандусы, лифты, специализированные носители информации (например, таблички со звуковым сопровождением или написанные шрифтом Брайля) и т. д.;
- прочие условия, без которых ребенку с ОВЗ сложно или невозможно интегрироваться в школьную жизнь и осваивать образовательную программу.
Где может осуществляться инклюзивное образование?
Существуют три модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Оно может осуществляться:
- совместно с другими учениками;
- в отдельных группах или классах общеобразовательных ДОУ, школ;
- в отдельных образовательных учреждениях (ДОУ, школах, интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, полной слепотой, глухотой, серьезными комплексными нарушениями и т. д.).
Меры поддержки обучающихся с ОВЗ
Детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают материальную и социальную поддержку:
- Если учащиеся проживают в образовательной организации, они находятся на полном государственном обеспечении – им предоставляют питание, одежду, обувь, медикаменты, канцтовары, различный инвентарь.
- Если учащиеся с ОВЗ не проживают в образовательной организации, им положено бесплатное двухразовое питание.
Часто задаваемые вопросы об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
Является ли инклюзия потребностью современной жизни?
Да. По сути, инклюзия существовала всегда, но носила непродуманный и стихийный характер. Принятый в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» помогает сделать инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ продуманным и осмысленным. Но чтобы общество воспринимало инклюзию как естественный и нормальный процесс, потребуется время.
Комфортно ли детям с ОВЗ в обычных школах?
При грамотной организации совместной деятельности детей им практически всегда комфортно друг с другом. Тем более, что общение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками — обязательное условие полноценного развития их личности и социальной адаптации. А у детей без серьезных проблем со здоровьем наличие в группе или классе ребенка с особенностями развития воспитывает толерантность и терпимость.
Дети с разными нарушениями (синдром Дауна, психические расстройства, РАС, ДЦП) могут учиться в одном классе?
При решении вопросов о совместном обучении детей с разными образовательными возможностям и потребностями нужно опираться на здравый смысл.
Желательно не зачислять в один класс учеников, у которых кардинально разные проблемы со здоровьем, например, у одного – интеллектуальные нарушения, а у другого – нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
В этом случае на организацию учебного процесса будет уходить больше времени, чем непосредственно на обучение и воспитание детей.
Как медики относятся к инклюзивному образованию?
Существует специальный СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).Но несмотря на наличие общих норм и правил организации совместного обучения, каждый конкретный случай нужно рассматривать как индивидуальную образовательную историю и выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Где пройти обучение
Гуманитарная академия переподготовки специалистов социальной сферы проводит для педагогических работников дистанционные* курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» объемом 144 часа (8 недель). В программу входит ряд важных тем, в том числе:
- общие вопросы функционирования системы инклюзивного и интегрированного образования в условиях реализации ФГОС;
- технологии инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ в современной школе;
- психолого-педагогические характеристики детей, вовлеченных в систему инклюзивного образования;
- вопросы управления инклюзивным образованием.
Знания, полученные на программе, подтверждаются удостоверением о повышении квалификации.
Инклюзия – будущее российского образования. Через несколько лет она будет восприниматься уже не как эксперимент, а как обычная практика большинства учебных заведений.
Поэтому всем педагогическим работникам, которые хотят профессионально развиваться и быть востребованными специалистами, обязательно нужно познакомиться с методами, инструментами, принципами инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и детских садах.
Тем более, дистанционные* программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволяют сделать это без отрыва от работы.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Другие новости >>
Источник: https://mgaps.ru/news/146