Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Содержание

Конституционные права инвалидов и пожилых граждан

Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Конституция Российской Федерации закрепила равенство прав и свобод граждан. Данное равенство означает, что права и свободы признаются за всеми людьми, в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основанием, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса.

В ч. 2. ст. 7 Конституции РФ говорится, что «В Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка … инвалидов и пожилых граждан…»

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых и инвалидов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Любое конституционное право граждан немыслимо без закрепления надлежащих механизмов защиты.

Субъекты права, осуществляя гарантированные конституционные права, должны обладать не только возможностью пользования определенными благами , но и соответствующими способами и средствами их защиты.

Без нормативного закрепления необходимых средств защиты право может обесцениться, превратиться в декларацию.

Защита прав есть деятельность судебных и иных органов, а в случаях, предусмотренных законом, самозащита уполномоченного лица, посредством применения к нарушителю мер государственно-правового воздействия (санкций). Она (защита) реализуется, когда имеет место правонарушение.

Реализация конституционного права пожилых людей на социальное обеспечение в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей и ветеранов определены Конституцией Российской Федерации,

Совместные усилия различных органов государственной власти позволяют более эффективно использовать выделенные государством средства и достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых.

Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке.

Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие.

Они превращаются из «поставщиков», кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях.

Деятельность государства, направленная на реализацию пожилыми гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение осуществляется по трем основным направлениям:

-социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ),

-социальное обслуживание;

-организация пенсионного обеспечения.

Права российских инвалидов в первую очередь регулируются российским законодательством. Кроме этого, существуют и международные документы, которые охраняют права инвалидов. Так, «Конвенция о правах инвалидов» направлена на всестороннюю защиту людей с инвалидностью.

Стоит заметить, что Конвенция и другие подобные документы международного значения, должны быть приняты официально конкретной страной и ратифицированы.

Тем не менее, каждое государство определяет права инвалидов согласно международной практике и с учетом социально-культурной специфики страны.

Увеличение количества населения с ограниченными возможностями и трудности их интеграции в различные сферы общественной жизни поставило на повестку дня сложные и многообразные проблемы.

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175 была утверждена государственная программа “Доступная среда на 2011 – 2015 гг.”, целью которой является обеспечение беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями к объектам, необходимым им в процессе жизнедеятельности.

Правовое регулирование в сфере государственной помощи и реабилитации инвалидов должно быть ориентировано в первую очередь на обеспечение в полном объеме их конституционных прав.

В таком контексте актуальным становится анализ комплекса нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию прав инвалидов на предоставление им льгот и привилегий, решение конкретных задач их жизни и быта.

Удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов должно быть своевременным и компенсировать имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности.

Наличие равных наряду с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и других сферах должно учитывать необходимые и особенные условия их жизнедеятельности. При этом необходимо исключить дискриминацию по признаку наличия инвалидности как фактора, ухудшающего положение людей с ограниченными возможностями в государстве и обществе.

Прошедшие в РФ Параолимпийские игры показали, что люди с ограниченными возможностями могут их преодолеть благодаря стремлению к победе и помощи, оказываемой государством.

Таким образом, защита прав граждан – это тот правовой инструмент , активное использование которого сегодня не только целесообразно , но и необходимо.

Это обусловлено тем , что права граждан по прежнему нарушаются , уровень правовой культуры недостаточно высок , а доверие к органам государственной власти оставляет желать большего.

Все вышеперечисленные обстоятельства, предопределяют особую значимость защиты прав на современном этапе, в условиях продолжающихся государственно- правовых преобразований

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab240c555876bb026a5ba34/konstitucionnye-prava-invalidov-i-pojilyh-grajdan-5ab242879d5cb34819a4b422

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Время чтения: ~7 минут Светлана Поздникова 5300

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью.

Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт.

Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

На заметку, обслуживание на дому производит работник отдела социальной помощи населению.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе.

Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

Стационарное обслуживание

Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:

Меры социальной поддержки инвалидов

  • помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
  • стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
  • предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
  • позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
  • позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
  • позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
  • предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.

Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности.

Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов.

Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.

Дома-интернаты принимают людей только с 1 группой инвалидности 18-40 лет, не имеющих трудоспособных детей, родителей. В детском доме-интернате содержатся дети 4-18 лет с физическими и умственными патологиями. Важным условием считается разделение детей с умственными заболеваниями от физических.

Психоневрологический интернат принимает людей, которые страдают заболеваниями психической сферы, нуждаются в помощи третьих лиц, медицинском обслуживании вне зависимости от наличия трудоспособных родственников. Социальный дом-интернат принимает лиц, которые систематически нарушают внутренние распорядки, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Заведения стационарного типа оказывают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, помогают в быту, организуют трудовую деятельность. Путевка в дом-интернат дается отделом социальной помощи на основании заявления, подписанного представителем больного, медицинской карты. После того, как лицо признается недееспособным, оно помещается в стационар.

На заметку, если состояние здоровья позволяет, то с разрешения директора больной или престарелый человек имеет возможность на временное выбывание из интерната.

Данный вид направлен на получение необходимой неотложной помощи для пожилых людей и молодых, находящихся на инвалидности. Сопровождение носит разовый характер и направлено на решение материально-бытовых вопросов следующими типами услуг:

  • получение горячего питания, продуктового набора;
  • получение обуви, одежды, необходимых предметов;
  • получение разовой материальной помощи;
  • обеспечение временным жильем;
  • получение консультации юриста;
  • получение срочной помощи медиков, социальных работников, священнослужителей.

Срочное оказание помощи проводится для людей, которые находятся в остром социальном положении.

Помощь может оказываться следующим слоям населения: неработающим малоимущим, одиноким пенсионерам, инвалидам, семьям, которые состоят из пенсионеров, где не имеется работоспособных членов семьи, при среднедушевом доходе ниже уровня прожиточного минимума, гражданам, которые потеряли близкого родственника и не имеют средств на его погребение.

При обращении за помощью в местное отделение соцзащиты необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за 3 месяца.

На заметку, срочную социальную помощь осуществляет муниципальный центр соцзащиты населения.

Социально-консультативное сопровождение направлено на адаптацию инвалидов в социуме, способствует снятию напряженности в отношениях, создает благоприятную обстановку в семье, обеспечивает связь в обществе, государстве. Инвалидам оказывается социальная поддержка в решении проблем путем выявления граждан, которые нуждаются в консультации, профилактики социальных отклонений, работы с семьей, в которой проживают инвалиды.

Проводятся организации досуга пожилых людей и инвалидов, консультации в области профориентации, обучения, дальнейшего трудоустройства, обеспечения государственными учреждениями необходимого образца, общественными организациями, помогающих бороться с общими проблемами, оказывается правовая консультация. Социально-консультативную помощь оказывает муниципальный центр соцобслуживания, местный отдел социальной защиты населения.

Исходя из законодательства РФ у инвалидов имеется право на получение следующих социальных услуг: получение бесплатной медицинской помощи, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту врача в соответствии с определенным перечнем, получение санаторно-курортного лечения, льготный проезд на общественном, речном, железнодорожном, воздушном транспорте.

Инвалиды получают бесплатные путевки, при отказе от которых выплачивается компенсация

У инвалида имеется право на отказ от пользования перечисленными услугами и получение ежемесячной ЕДВ. Данная сумма в 2019 году составляет:

  • инвалидам 3 группы – 2073, 51 руб.;
  • инвалидам 2 группы – 2590,24 руб.;
  • инвалидам 1 группы – 3626,98 руб.;
  • детям-инвалидам – 2590,24 руб.

Социальное обслуживание направлено на адаптацию, получение медицинской помощи, реабилитацию, консультацию инвалидам и людям пожилого возраста. Эти моменты регулируются законодательством РФ.

Источник: https://invalidu.com/prava/socialnoe-obsluzhivanie-pozhilyh-grazhdan-invalidov

Гост р 52884-2007 социальное обслуживание населения. порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (переиздание), гост р от 27 декабря 2007 года №52884-2007

Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

ГОСТ Р 52884-2007Группа Т50

ОКС 03.080

Дата введения 2009-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием “Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия” (ФГУП “СТАНДАРТИНФОРМ”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 “Социальное обслуживание населения”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 562-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

6 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов:
– от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”;
– от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”;
– от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;

– от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”;

– от 27 декабря 2002 г.

N 184-ФЗ “О техническом регулировании”

7 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”.

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее – учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе и детям-инвалидам).

Настоящий стандарт устанавливает порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения.

Классификация учреждений социального обслуживания

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

4.1 Общие положения

4.1.

1 Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт 4 предисловия к стандарту), ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р 52498.

4.1.

2 Социальные услуги гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:

а) соблюдения прав гражданина и человека;

б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

в) приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов;

д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.

4.1.

3 Социальные услуги предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.1.

4 При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют установленное законодательством Российской Федерации право на:

а) выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

б) получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях проживания и других условиях предоставления этих услуг.

Информация о характере и объеме социальных услуг предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении детей-инвалидов, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, их законным представителям;

в) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг. Такая информация является профессиональной тайной и не подлежит разглашению. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

д) добровольное согласие на социальное обслуживание.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, когда согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет (детей-инвалидов), и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления;

е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

4.1.

5 Право внеочередного приема на обслуживание в учреждения стационарного социального обслуживания, а также на обслуживание отделениями социальной помощи на дому предоставляется инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда”.

4.1.

6 Преимущественным правом при приеме на обслуживание в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, а также правом внеочередного приема на обслуживание отделениями социальной помощи на дому пользуются следующие категории граждан:

а) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

б) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

в) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированной территории СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР, либо награжденные орденами и за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

г) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

4.1.

7 Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, должны пользоваться теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4.1.

8 При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться безопасность граждан, среды их обитания, соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом о пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.1.

9 В случае причинения гражданам пожилого возраста и инвалидам в процессе социального обслуживания вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.1.

10 Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200061326

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов закреплено законом. Лица, которым нужна помощь, должны обратиться в соцзащиту. Специальные территориальные центры помогут преодолеть жизненные трудности, решить возникшие проблемы.

Социальное сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов

Выход на пенсию воспринимается многими пожилыми людьми болезненно. Они испытывают стресс, психологический дискомфорт. Человек чувствует свою ненужность, понижается его самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, ухудшается самочувствие.

В таких обстоятельствах людям необходима поддержка, содействие в организации их жизнедеятельности.

При отсутствии родственников помощь окажут специально созданные для этого организации. Особенности их работы по сопровождению прописаны в Федеральном законе, в стратегических документах и программах.

Заботливое отношение, уход за теми, кому он необходим — приоритетное и востребованное направление.

Факт. Система предоставления услуг определяется органами управления.

Лица установленной категории могут получить такие формы обслуживания:

  • надомное;
  • полустационарное;
  • стационарное;
  • срочное;
  • социальное консультирование.

Деятельность по оказанию содействия таким гражданам проводится постоянно или временно. Это зависит от желания человека и показаний для предоставления услуг.

Психосоциальное консультирование заключается в проведении разъяснений по трудоустройству, семейным взаимоотношениям. Даются квалифицированные советы, проводится обучение и т.д.

Сотрудники социальной службы должны с уважением относиться к своим подопечным, не нарушать их законные права.

Социальное обслуживание на дому пожилых и инвалидов

Большинство людей предпочитает находиться у себя дома, где все привычно. На новом месте они будут чувствовать себя неуверенно, что может ухудшить здоровье, сказаться на душевном равновесии.

Пожилым людям и гражданам с ограниченными возможностями здоровья осуществляется предоставление надомных услуг. Им приносят продукты, лекарства, приводят в порядок квартиру. По мере надобности оказывают медицинскую помощь или юридическую консультацию.

Обслуживание на дому показано по состоянию здоровья, а именно:

  • нарушение психики в стадии ослабления;
  • латентная форма туберкулеза;
  • прочие заболевания.

Факт. При бактериальных и вирусных инфекциях, алкогольной зависимости, открытом туберкулезе, серьезных изменениях психики заявителю отказывают в обслуживании на дому.

Надомное обслуживание инвалидов и пожилых граждан проводится специализированными службами.

Безвозмездная помощь положена инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, одиноким вдовам погибших.

Кто имеет право на обслуживание

Пожилыми людьми считают женщин и мужчин пенсионного возраста. Они могут претендовать на социальную поддержку, если не в состоянии обслуживать себя: не имеют возможности самостоятельно передвигаться, готовить еду, совершать гигиенические процедуры.

Аналогичные права имеют инвалиды всех групп, как взрослые, так и дети. Право на обслуживание имеют также временно нетрудоспособные граждане при отсутствии помощников. Если человек попал в сложное положение из-за наркозависимости или алкоголизма одного из членов семьи, то ему также могут помочь социальные службы.

Порядок и правила оформления

Чтобы получить социальную помощь на дому нужно представить такие документы:

  • заявление;
  • ксерокопию паспорта;
  • справку о регистрации;
  • справку об условиях проживания;
  • документы о доходах;
  • медицинскую справку и подтверждение инвалидности;
  • акт обследования жилища.

Последний документ составляют и подписывают члены комиссии органов социальной защиты. Заявление рассматривается в течение 10 дней.

После принятия решения заключается договор на определенный вид услуги. Он действует с момента подписания до конца года, а затем продлится автоматически.

Причины отказа от оформления

В отдельных случаях закон ограничивает права на предоставление социальных услуг. Если человек не может ухаживать за собой и самостоятельно передвигаться, то его помещают в специальное учреждение без его согласия. Разрешения законных представителей также не требуется. Такие вопросы по ограничению прав решает суд по ходатайству органов соцзащиты.

Поводом для отказа могут явиться вышеперечисленные заболевания, при которых больного помещают на лечение.

Перечень предоставляемых надомных услуг

Список социально-бытовых услуг, которые осуществляются в виде надомной формы обслуживания, довольно широк. Предоставляется один или несколько видов социальной помощи.

По мере надобности обслуживаемым гражданам привезут продукты на дом или организуют питание каким-либо другим способом.

В надомные услуги входит доставка воды для приготовления пищи, покупка товаров для удовлетворения бытовых и санитарно-гигиенических нужд.

Социальное обслуживание на дому предусматривает приведение в порядок жилья, поддерживание чистоты. По необходимости проведут косметический ремонт.

Если подопечному необходимо посещение медучреждения, то ему помогут туда добраться. Пенсионерам или инвалидам покупают нужные лекарства и другие необходимые медицинские товары, следят за состоянием их здоровья. Представители соцобслуживания оказывают содействие в направлении в стационар.

При отсутствии централизованной системы отопления социальные службы помогают приобрести дрова или уголь. В зимнее время на территории домовладения проводится уборка снега. Специалисты службы помогают оплатить услуги ЖКХ.

Престарелые и больные люди вправе получить юридическую консультацию. Если у подопечных нет родственников, то социальные службы обязаны содействовать в организации погребальных услуг.

Факт. Оказание помощи, не предусмотренной законом, частично или полностью оплачивается объектами социального обслуживания.

Противопоказания к принятию на надомное обслуживание

После принятия заявления от гражданина, сотрудники службы выясняют степень нуждаемости и принимают решение.

В социальных услугах могут отказать в таких случаях:

  • отсутствие свободных соцработников;
  • у заявителя нет постоянного места жительства;
  • алкогольное опьянение заявителя во время обращения;
  • заболевания заявителя, представляющие угрозу соцработнику.

Причины должны быть подтверждены. После их устранения принимается решение о надомном обслуживании.

Услуги стационарного обслуживания

Получаемая в стационарах помощь является для многих людей пожилого возраста и инвалидов выходом из создавшегося затруднительного положения.

Здесь созданы нормальные для проживания условия с учетом возрастных особенностей.

В стационарных заведениях проводят мероприятия по социально-медицинской адаптации проживающих.

По показаниям могут организовать обследование МСЭ для признания гражданина инвалидом.

Если пожилым людям или инвалидам требуются услуги адвоката, нотариуса, то им окажут содействие и организуют встречу. Стационар могут посещать служители церкви, родственники.

Сотрудники организуют свободное время престарелых людей. Они проводят выставки, организуют встречи, тематические конкурсы, обзор литературы и многое другое. Подопечные могут при желании посильно участвовать в трудовой деятельности, если нет медицинских противопоказаний.

В стационаре должны обеспечить жилищно-бытовые условия в соответствии с требуемыми СанПиНом нормами.

Совет. Граждане, утратившие способность к самообслуживанию, нуждаются в ежедневном уходе, поэтому им лучше постоянно находиться в стационаре.

В домах – интернатах

Престарелые или больные люди могут находиться в специальном учреждении постоянно. Такую же возможность имеют совершеннолетние инвалиды первой и второй группы, не имеющие близких родственников трудоспособного возраста. Дома-интернаты содержатся предприятиями, на которых трудились пенсионеры. может быть платным.

В социальных учреждениях нельзя нарушать правила порядка. Нарушителей по решению суда переводят в специальные дома-интернаты.

Полустационарное обслуживание

Пожилые и инвалиды могут получать такой вид обслуживания с непостоянным пребыванием. Они должны представить медицинскую справку. Руководитель учреждения примет положительное решение, если человек в состоянии обслуживать себя, передвигаться, у него нет медицинских противопоказаний.

Порядок и условия этой формы услуги определяется субъектами РФ на местах.

Срочное социальное обслуживание

Престарелым людям и инвалидам иногда требуется какая-то единовременная помощь. Это может быть:

  • однократная доставка пищевых продуктов;
  • покупка товаров первой необходимости;
  • материальная помощь;
  • помощь в получении временного жилья;
  • консультация юриста;
  • медико-психологическая поддержка.

Социальное обслуживание иной формы также предусмотрено законом. Человеку может понадобиться консультация специалистов по налаживанию обстановки в семье, адаптации в социуме.

Заключение

Предоставляемые услуги имеют для пожилых или недееспособных граждан большое значение. Люди, оставшиеся в одиночестве, очень нуждаются заботе и поддержке.

Социальные услуги, существующие сейчас нужно усовершенствовать. Необходимо развивать нормативно-правовые основы организации и работы учреждений обслуживания незащищенных категорий граждан. Это важнейшая задача государства.

Источник: https://ProInvalid.ru/lgoty/sotsialnoe-obsluzhivanie-invalidov

Право социального обеспечения в России

Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом.

Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

  1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  6. содействие в организации ритуальных услуг;
  7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

  1. обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
  3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
  4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
  5. медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
  6. свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
  7. бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
  8. предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
  9. сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей – в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;
  10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

  1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. разовое оказание материальной помощи;
  4. содействие в получении временного жилого помещения;
  5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Источник: https://isfic.info/tguseva/sotsob63.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.