Обслуживание граждан

Закон о социальном обслуживании населения

Обслуживание граждан

​​​​Государство заботится о своих гражданах, разрабатывая ряд правовых норм, позволяющих регулировать работу социальной сферы. В России защиту детям, инвалидам, пенсионерам и лицам, нуждающимся в помощи, обеспечивает соответствующий федеральный закон.

Основные положения 442 Закона о социальном обслуживании

ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» прекратил свое действие в 2013 году, когда в Государственной думе был одобрен ФЗ 442. Вступил он в силу с 01.01.2015.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Понятия, используемые в законе

В Российской Федерации закон о социальном обслуживании включает в себя следующие понятия:

  • услуга — это конкретное действие, представляющее собой регулярную, периодическую или разовую помощь;
  • обслуживание граждан — это определенные действия или деятельность, направленные на предоставление услуг нуждающимся в помощи людям;
  • получатель услуг — это конкретное лицо, которое признали нуждающимся в социальном обслуживании, а затем оказали необходимую помощь;
  • поставщик услуг — это частный предприниматель или юридическое лицо, совершающий действие, направленное на улучшение условий жизни человека;
  • стандарт услуги — это определенные требования к качеству, объему и периодичности принятых мер, оказанных в рамках установленных правил;
  • профилактика обстоятельств, регулирующих степень нуждаемости в социальном обслуживании — это определенный алгоритм действий, направленный на выяснение причин ухудшения жизни лица Российской Федерации.

Суть

Согласно закону 442 об основах социального обслуживания к оказанию помощи человеку привлекаются коммерческие и некоммерческие организации. В качестве поощрения государство обеспечивает им финансовую поддержку, снижает налоговые ставки.

В ФЗ о социальном обслуживании в Российской Федерации помощь получают следующие лица: инвалиды и пожилые люди, граждане, не достигшие совершеннолетия, а также те, чей доход не превышает установленный порог.

В законе 442 об основах социального обслуживания человека были внесены изменения алгоритма оказания помощи детям-сиротам. Полномочия были переданы в органы соцзащиты.

Чтобы контролировать и отслеживать действия организаций, оказывающих поддержку в социальной сфере, обязательно проведение независимой оценки качества проделанной работы, создание единого реестра по поставщикам и получателям помощи.

Принципы предоставления населению требуемых услуг

ФЗ 442 о социальном обслуживании осуществляет поддержку населения, основываясь на следующих принципах:

  • гуманность;
  • конфиденциальность, невмешательство в частную жизнь;
  • уважение прав, чести и достоинства человека;
  • формирование базы поставщиков, способных оказывать необходимую деятельность;
  • создание условий для гражданина, приближенных к привычной и благоприятной среде проживания;
  • доступность пособий и льгот для населения.

Читать так же:  ​​Дом-интернат для престарелых

В Российской Федерации по статье 19 442-ФЗ услуга может оказывать в стационарной либо полустационарной форме. Первый случай предусматривает проведение независимой оценки качества жизни гражданина по месту жительства и определение объема помощи. Полустационарный способ подразумевает получение услуги человеком в учреждении.

Виды социальных услуг

В ФЗ 442 виды оказываемой помощи описаны в статье 20:

  • социально-бытовые: поддержание поставщиком жизнедеятельность граждан в быту;
  • социально-медицинские: помощь направлена на сохранение здоровья человека, организацию ухода за ним и контроль за получением услуг путем периодического медицинского осмотра лица с заключением о его состоянии врачебной комиссией;
  • социально-психологические: получателю, в рамках полномочий органов исполнительной власти, оказывается услуга по коррекции психического состояния, сохраняя анонимность (использование телефона доверия);
  • социально-педагогические: деятельность направлена на профилактику формирования у получателя отклонений в поведении путем организации их досуга;
  • социально-трудовые: содействие при устройстве на работу, оказание поставщиком услуг, способствующих скорейшей адаптации человека на рабочем месте;
  • социально-правовые: защита интересов людей, которым требуется юридические услуги;
  • помощь, направленная на повышение коммуникативного уровня у лиц с ограничением жизнедеятельности, в том числе детям-инвалидам.

Текст документа

Всего в 442-ФЗ об основах социального обслуживания 10 глав и 37 статей, регулирующих юридическую и правовую сферу условий получения и оказания услуг.

Любая государственная поддержка предоставляется после заключения договора между поставщиком и лицом, либо его представителем в рамках полномочий организации.

В 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся во льготах в случаях, если он полностью или частично утратил способность к самообслуживанию, содержит на обеспечении инвалида, ребенка под опекой.

Возможно получение помощи лицам, пострадавшим от внутрисемейного конфликта, связанного с наркотическими средствами, азартными играми, либо страдающего от насилия.

Для человека разрабатывается индивидуальная программа в двух экземплярах, где прописаны объем, условия и сроки оказания услуг.

В ФЗ 442 о социальном обслуживании согласно статье 31 бесплатная помощь предоставляется несовершеннолетним лицам, а также гражданам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Деньги на организацию мероприятий по улучшению жизнедеятельности человека собираются с благотворительных мероприятий, выделяются с государственного бюджета, и иных источников, не запрещенных законом.

После заключения договора и составления индивидуальной программы поставщик обязан выполнить все пункты соглашения. Контроль за его деятельностью в социальной сфере осуществляется соответствующими государственными и региональными организациями.

Права и обязанности получателей социальных услуг по ФЗ 442

В статьях 9 и 10 федерального закона об основах социального обслуживания рассмотрены права и обязанности человека.

Согласно договору, они должны предоставить необходимые документы и сведения для получения льгот. Обязуются они и своевременно передавать соответствующим органам информацию об изменении обстоятельств, придерживаться условий, прописанных в соглашении. При платном оказании помощи, на человеке лежит ответственность за ее своевременную оплату.

Читать так же:  Фонд национального благосостояния России

Права граждан:

  • получение информации о видах социальной помощи, условиях и сроках ее оказания, свои обязанности и права;
  • самостоятельный выбор сервиса, а также отказ от него;
  • участие в создании программ, направленных на улучшение жизнедеятельности человека;
  • посещение учреждений поставщиков услуг, а также консультация с юристами и нотариусами, адвокатами общественных или негосударственных организаций.

Человек имеет право на осуществление контроля за получаемой услугой и уважительное отношение к себе.

Последние изменения

Согласно поправкам в 442 законе о социальном обслуживании, принятым органами государственной власти, учреждения, оказывающие помощь, не занимаются проверкой людей. Данная функция возложена на специальную комиссию экспертов.

Оценка качества проведенных мероприятий, согласно поправкам статьи 7 в 442 законе РФ возлагается на организации по предоставлению помощи, в которых создаются определенные условия.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-socialnom-obsluzhivanii-naseleniya.html

Социальное обслуживание: понятие, принципы, формы

Обслуживание граждан

Социальное обслуживание – это самостоятельный правовой институт, имеющий свои юридические нормы, которые регулируют общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, нуждающимся в предоставлении таких услуг.

Социальное обслуживание рассматривается в двух аспектах, которые связаны между собой: экономическом и правовом. Услуга, предоставляемая в рамках социального обслуживания является одним из видов потребительской стоимости и не влияет на благосостояние людей.

Определение 1

Услуга – вид деятельности, полезный результат которой связан с удовлетворением определенной потребности.

Можно выделить материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся: транспорт, связь, торговля и т.д.. К нематериальным услугам относятся: просвещение, здравоохранение, искусство, кредитование, страхование.

В словаре социальной работы социальное обслуживание определяется так:

Определение 2

Социальное обслуживание – предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для нормального развития, людям, которые не могут о себе позаботиться и зависят от других.

Федеральный закон “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” дает следующее определение:

Определение 3

Социальное обслуживание населения – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию бытовых, медицинских, психологических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитационных мероприятий гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Понятие “социальная услуга” трактуется как деятельность по оказанию помощи клиентам социальной службы, то есть гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание предоставляет услуги в неденежной форме. Граждане, которые не в состоянии себя обслуживать в силу солидного возраста, нуждаются прежде всего в тех услугах, которые обеспечивают их жизнедеятельность: питание, уход. Свою жизнь они не могут организовать без помощи.

Особенностью социальной услуги является и то, что она не только направлена на преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, но и на их прогнозирование и предупреждение.

Определение 4

Социальная услуга направлена на удовлетворение потребностей человека, на помощь в решении образовавшихся проблем, их прогнозирование и предупреждение

Опиши задание

Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию

Субъектами правоотношений являются органы государственной власти, субъектов РФ, организации, занимающиеся предпринимательством в области социального обслуживания с одной стороны и клиенты социальной службы, люди, находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах, нуждающиеся в социальных услугах, с другой.

Замечание 1

Иностранные граждане, лица, не имеющие гражданства имеют право пользоваться социальными услугами, равно как и российские граждане.

Трудная жизненная ситуация

Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.

Определение 5

Трудная жизненная ситуация – ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.

Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными.

Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.

Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.

Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.

Пример 1

Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.

В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:

  • граждане, имеющие инвалидность;
  • пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
  • дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
  • малоимущие граждане;
  • граждане, потерявшие жилье;
  • женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
  • граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.

Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:

  • малоимущие;
  • имеющие в своем составе детей-сирот;
  • состоящие из пожилых людей;
  • оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
  • имеющие детей-инвалидов;
  • имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.

Помощь государства людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ имеют полномочия создавать службы и осуществлять деятельность в сфере социального обслуживания. Инвалидам гарантируется трудовая занятость, органы образования, соц.защиты, здравоохранения воспитывают, обучают, лечат детей-инвалидов. Существует программа индивидуальной реабилитации инвалидов.

Образуются специальные организации, которые оказывают социальные услуги. Это комплексные центры по оказанию социальных услуг, центры помощи семье, социально-реабилитационные учреждения, приюты, центры экстренной психологической помощи, ночлежные дома, дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, геронтологические центры и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/ponyatie-sotsialnogo-obsluzhivaniya/

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ

Обслуживание граждан

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 6)
  • Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (ст.ст. 7 – 8)
  • Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг (ст.ст. 9 – 10)
  • Глава 4.

    Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг (ст.ст. 11 – 13)

  • Глава 5. Предоставление социального обслуживания (ст.ст. 14 – 18)
  • Глава 6. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг (ст.ст. 19 – 22)
  • Глава 7. Организация предоставления социальных услуг (ст.ст. 23 – 29)
  • Глава 8.

    Финансирование социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг (ст.ст. 30 – 32)

  • Глава 9. Контроль в сфере социального обслуживания (ст.ст. 33 – 34)
  • Глава 10. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 35 – 37)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ
“Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”

21 июля 2014 г., 14 ноября, 5 декабря 2017 г., 5 февраля, 7 марта 2018 г., 1 мая 2019 г., 13 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

Президент
Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

28 декабря 2013 года

N 442-ФЗ

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица.

Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода.

Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время.

В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах – несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины.

Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 декабря 2013 г. N 295, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Источник: https://base.garant.ru/70552648/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.