Обучение детей инвалидов в общеобразовательной школе

Дети инвалиды в общеобразовательной школе

Обучение детей инвалидов в общеобразовательной школе

В современном обществе одной из наиболее важных проблем современной системы образования является ее доступность, в том числе для социальных групп с ограниченными стартовыми условиями.

Особо важное место среди них занимают дети-инвалиды. В общеобразовательной школе на сегодняшний день нередко возникают препятствия для получения ими высококачественного образования. Связаны они прежде всего с социальным неравенством.

Проводимые уже в течение почти 50 лет в странах Европы и России масштабные исследования доказывают, что пока что образование больше подчеркивает социальную дискриминацию, чем способствует ее искоренению.

Ответственность за уровень образования прежде всего лежит на учителях, в результате они склонны максимальное внимание уделять способным ученикам, а дети с инвалидностью оказываются на нижней ступеньке негласной школьной иерархии.

Исследования социологов выявили факты ущемления прав детей с ограниченными возможностями и вне стен школы. В большинстве учебных заведений создаются условия для сохранения и воспроизведения неравенства. Можно уверенно сказать, что образовательная система отражает и социальные, и классовые различия, которые существуют за ее пределами.

Самое сильное влияние на результаты обучения оказывают семейные и социальные обстоятельства, что в дальнейшем определяет также уровень доходов. Результативность образования во многом зависит от социального происхождения ребенка, которое и лежит в основе неравенства.

Все эти исследования привели к выводу о необходимости создания системы инклюзивного образования для детей из разных групп и слоев, включая и учеников-инвалидов.

Термином “инклюзивное образование” называют развитие системы общего образования в направлении доступности для всех детей и приспособления к особым нуждам школьников с ограниченными возможностями или особыми потребностями.

Данная система развивает методологию, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума со своими потребностями в процессе обучения. Для соответствия требованиям различных категорий учащихся она должна обладать достаточной гибкостью.

Инклюзивное образование необходимо внедрять в рамках общеобразовательной школы, что окажет положительное воздействие не только на статус детей-инвалидов, но и на всех остальных учащихся.

Во многих странах уже напротяжении почти 40 лет разрабатываются и внедряются нормативные акты, которые направлены на расширение образовательных возможностей детей с инвалидностью.

Работа ведется в основном в следующих направлениях: меры по расширению доступа к образованию, интеграция, инклюзия (включение), мэйнстриминг, который предполагает включение детей-инвалидов в классы общеобразовательной школы и их общение с ровесниками во время праздничных мероприятий, в рамках досуговых программ с целью получения образования и расширения возможностей социальных контактов.

Для достижения интеграции ведется работа в направлении приведения потребностей детей-инвалидов в соответствие с системой общего образования, которая сама не меняется. Дети с ограниченными физическими или психическими возможностями могут посещать обычные школы, однако не обязаны учиться в тех классах, что и все остальные дети.

Что касается инклюзии, то она подразумевает перепланировку и реформирование помещений для приведения в соответствие потребностям, требованиям и нуждам абсолютно всех детей.

Инклюзивное образование включает в себя также меры по приведению континуума сервисов (включая образовательную среду) в соответствие с потребностями детей с ограниченными возможностями.

Данный принцип означает, что всех без исключения учеников с самого начала необходимо интегрировать в социальную и образовательную жизнь учебного учреждения по месту их жительства.

Одной из основных задач школы инклюзивного типа является построение системы, удовлетворяющей потребностям всех без исключения. В учебных заведениях подобного типа не только дети-инвалиды, но и все остальные получают поддержку, позволяющую им реализовать себя, чувствовать уверенность, собственную значимость.

Главной целью такой школы является не образование само по себе, а обеспечение полноценной социальной жизни, активного общения со сверстниками, взаимопомощи.

Все это позволяет учащимся развиваться в результате общения, принятия совместных решений касательно управления учебными процессами и остальными областями школьной жизни.

Преподаватели, имеющие определенный опыт работы в общеобразовательных школах инклюзивного типа, предлагают такие меры интеграции:

  • детей с инвалидностью воспринимать в классе, как и всех остальных — на общих основаниях;
  • предлагать им те же виды деятельности, но задачи ставить разные;
  • стараться вовлечь всех учеников в решение задач на основе группового подхода и включать их в коллективные виды обучения;
  • применять разные формы коллективного участия: совместные проекты, игры, полевые или лабораторные исследования.

Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения.

В конце 90-х годов прошлого века были опубликованы статьи о задачах самоорганизации семей с детьми-инвалидами, социальной активности инвалидов старшей возрастной группы и защитников их прав.

В них указывалось на необходимость давать детям с ограниченными возможностями больше жизненных шансов и выходить за рамки чисто медицинского подхода к реабилитации и социальной защищенности этой группы.

Благодаря данным работам начались активные споры о правах детей с инвалидностью на получение образования в наиболее благоприятных для их социальной интеграции условиях.

Помимо этого, исследуется и аспект эффективности инклюзивного варианта образования на основе изучения финансовых затрат, а также итогов академической успеваемости.

В европейских странах и США общеобразовательные школы крайне заинтересованы в инклюзии по возможности большего количества детей с ограниченными возможностями, поскольку получают на них солидное финансирование со стороны государства.

В качестве подведения итогов западного опыта можно с уверенностью сказать, что во многих странах понимание важности интеграции детей-инвалидов уже достигнуто на государственном уровне.

Основные принципы инклюзивного образования изложены в монографиях, научных журналах, учебниках, практических пособиях для учителей, социальных работников, врачей, политиков, поскольку решение данной задачи возможно только при всестороннем подходе.

Практика показывает, что изменения организационного и методического характера, которые осуществляются для улучшения положения особой категории детей (в данном случае инвалидов) приводят к изменениям, приводящим к оптимизации образовательной системы в целом.

Для России данные проблемы особенно сложны и актуальны с учетом резко возросшего количества детей, которые имеют инвалидность.

На фоне реформы всей образовательной системы и под воздействием установившихся рыночных отношений происходит трансформация учебных заведений самых различных уровней, при которых непременно должна учитываться необходимость инклюзивного образования, несмотря на резкое расхождение мнений по этому вопросу в разных слоях общества.

Довольно значима роль совместного (инклюзивного) образования, которая позволяет в большой степени сократить маргинализацию детей-инвалидов.

Но перед его применением на практике стоит множество преград: это и проблемы с организацией, и создание безбарьерной среды (одноэтажных зданий для школ, пандусов, наличие сурдопереводчиков, специальное оборудование мест для общего пользования).

Необходимо учитывать также преграды социального характера: существующие в обществе стереотипное мышление и предрассудки, готовность преподавательского состава обучать детей с ограниченными возможностями и готовность самих детей и их родителей принимать данную форму образовательной системы.

Были проведены исследования для выяснения отношения преподавателей, родителей и самих школьников к вопросу совместного обучения со школьниками, испытывающими трудности с передвижением, имеющими различные нарушения умственного развития, зрения, речи.

На основе полученных данных стало ясно, что обычные учащиеся легче всего устанавливают контакты с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательной системы или страдают задержкой умственного развития.

С трудом налаживались связи со школьниками с нарушениями зрения, речи или слуха. Общая картина такова: примерно 70% опрошенных проявили большую или меньшую степень осведомленности о проблеме “Дети-инвалиды в школе”.

Всего около 1/3 всех учащихся лично контактировали с ребенком, имеющим отклонения в развитии, и это также является следствием неправильной организации системы образования.

Респонденты – ученики проявили большую готовность учиться в одном классе с больными детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньше всего терпимости было проявлено по отношению к детям с проблемами со слухом или зрением.

И минимальная степень толерантности была выражена в отношении детей, которые отстают в умственном развитии: более 50% учеников выразило свое нежелание сидеть с ними за одной партой.

Очевиден тот факт, что в данном случае речь идет о проявлении укоренившегося стереотипа, который создает непреодолимый барьер на пути интеграции детей в среду своих сверстников.

Несмотря на приведенную статистику, в обществе наблюдается устойчивая тенденция к принятию закона о равных правах детей-инвалидов.

Данная точка зрения особенно характерна для тех, кто имел возможность один раз или периодически лично контактировать с ними.

Большинство опрошенных родителей считают, что образовательная интеграция с больными детьми вполне возможна и даже необходима, однако среди учителей такого же мнения придерживаются не более 40%, причем опять-таки наименьшая терпимость была выражена по отношению к тем детям, которые имели нарушения речи, слуха или зрения. Очень низкий процент учителей выразил свою готовность работать с такими школьниками наравне с обычными.

Статистика ясно показывает необходимость дополнительной переподготовки преподавательского состава в случае расширения сферы инклюзивного образования детей с отклонениями. Всего лишь 1/5 часть часть учителей считают , что их уровень квалификации позволит работать с детьми с особыми потребностями.

Даже при существующих на сегодняшний день мизерных (пока что) масштабах интеграции необходимость переподготовки преподавательского состава и социальных учителей очевидна. В настоящее время существует много препятствий на пути включения детей с отклонениями в обычную школу.

В этом вопросе родители и преподаватели выразили солидарность.

Самым значиным из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается и школьных зданий и классов, и преподавательского состава, и наличия профессионалов с необходимой квалификацией (сурдопереводчиков, логопедов и т.д. ).

Для учителей большое значение имеет также отсутствие необходимых образовательных программ, недостаточный уровень собственной подготовленности, а также нехватка финансирования и неразработанность специального нормативного обеспечения.

Для создания равных возможностей одной документации, конечно, недостаточно: необходимо создание особой среды образования, наличие персонального наставника, а также специальных лифтов, транспортеров, особых клавиатур для детей с проблемами со зрением, приборов для учеников с нарушениями слуха.

Все эти вопросы должны решаться на государственном уровне путем утверждения стандарта реабилитации детей-инвалидов для создания условий с целью получения ими общего образования.

Источник: https://veselajashkola.ru/interesno/deti-invalidy-v-obshheobrazovatelnoj-shkole/

Может ли ребенок с инвалидностью учиться в обычном школьном классе?

Обучение детей инвалидов в общеобразовательной школе
DPA/TASS

В 2016 году Минобрнауки опубликовал приказ об инклюзивном образовании, который дал родителям детей с особенностями развития или инвалидностью право выбора — отдавать своего ребенка в коррекционную школу или общеобразовательную.

И хотя право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особенностями закреплено законом, по-прежнему популярен стереотип о том, что особенные ученики не должны посещать общеобразовательную школу, потому что будут отставать от своих одноклассников или перетягивать на себя внимание учителей.

«Такие дела» попросили руководителя отдела инклюзивного образования «Перспектива» Марию Перфильеву рассказать, кто поддерживает этот стереотип и почему лучше воздержаться от сравнений.

Мария Перфильева из личного архива

Мария Перфильева, руководитель отдела инклюзивного образования региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива»

Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации проводил исследование об инклюзивном образовании, где говорилось, что практически все родители — и детей с особенностями развития, и без них — хотели бы, чтобы их дети учились вместе.

Вместе с тем опросы показывают, что только треть граждан (32%) считают обычный учебный класс оптимальным для детей с ДЦП.

В случае ребенка с синдромом Дауна или аутизмом за обычный класс выступают только 7% респондентов, с нарушениями слуха или зрения — 6% респондентов, а в случае проблем умственного развития — 4%.

Есть стереотип, что раз человек на инвалидной коляске, то у него априори не все в порядке с мозгами, но это не так. Нет никаких сведений о том, что дети с инвалидностью хуже усваивают урок или хуже успевают именно в силу своих особенностей.

Естественно, дети с синдромом Дауна и без него будут усваивать информацию по-разному как раз в силу физиологии.

Но это не значит, что ребенок с синдромом Дауна будет отставать в обучении — у него просто своя программа. Его нельзя оценивать относительно других детей.

Если все остальные на уроке химии пишут формулы, то он просто фиксирует изменения цвета в пробирке. Но это тоже учеба, и он вместе со всеми посещает урок.

Дети с задержкой психологического развития уже очень давно учатся в обычных школах, но по специальным программам, и их никто не сравнивает с другими детьми и не должен сравнивать.

 Есть очень успешные примеры, практики и истории детей с особенностями развития, которые учились вместе со всеми и абсолютно вписаны в общество.

Например, в Самаре школьник с аутизмом стал с удовольствием играть с одноклассниками и получил сертификат за активное участие в конференции. Если ребенок действительно включен с самого начала, то преград у него не существует.

Педагогически запущенный ребенок, ребенок из неблагополучной семьи тоже может отставать в обучении

Конечно, бывают разные случаи, когда дети не успевают в школе. Любой ребенок — даже незрячий —может проиграть всю ночь в компьютерную игру, и на утро в школе ничего ему не надо, он сидит смурной и ничего не может ответить.

Но это не значит, что его когнитивные способности хуже, чем у других. Педагогически запущенный ребенок, ребенок из неблагополучной семьи тоже может отставать в обучении, плохо усваивать информацию.

Это касается всех детей, которые имеют некие специальные потребности в обучении — независимо от того, есть ли у них какие-то медицинские показания!

Основное непонимание идет от педагогов. Потому что это а) стереотипы и б) абсолютное неумение и нежелание изменить ситуацию.

Вот, например, есть три ученика с особенностями развития, у них своя программа обучения, но они сидят в общем классе. «Как это я буду с ними управляться?»— говорят некоторые учителя.

На самом деле это говорит о плохой подготовке, что они не знают и не понимают, что такое инклюзивное образование.

Когда учитель дает задание ребенку с ДЦП начертить что-нибудь, и ему ясно, что эту работу за ребенка сделает мама, при этом сопровождает он свои слова фразой: «Ну, вы же хотели равноправия, вот и получите», что это вообще такое? Просто садизм. Отчасти такое происходит потому, что учитель не знает, как иначе включить ребенка в процесс на уроке черчения, если у ребенка руки трясутся. Значит, учителям надо давать больше информации, показывать удачные практики.

Самим детям все равно, как выглядит их одноклассник, какими приспособлениями пользуется, они его рассматривают совершенно по другим параметрам. Все стереотипы, которые появляются у детей — это стереотипы взрослых.

Если не обсуждать с детьми толерантность, то годам к 13 у них складывается стереотипное отношение к людям с инвалидностью, которое навеяно извне.

Когда ты начинаешь у этих детей спрашивать, почему ты думаешь, что ученик, который пользуется инвалидной коляской, менее способен, чем все остальные? Отвечает: «Ну не знаю, вот так от учительницы слышал…»

Материалы по теме:

«Отношение  общества к  детям  с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам», Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации, 2017

Performance and Ratings Based Measures of Executive Function in School-Aged Children with Down Syndrome: Dev Neuropsychol, 2017

Источник: https://takiedela.ru/news/2017/10/17/obychnaya-shkola/

С 1 сентября дети-инвалиды россии начнут учиться в обычных школах | не инвалид.ru

Обучение детей инвалидов в общеобразовательной школе

Согласно новому образовательному стандарту с 1 сентября 2016 года обычные школы должны принимать детей с ограниченными возможностями.

Ранее существующая практика предполагала, что дети инвалиды должны учиться в коррекционных школах. Новый закон об образовании отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа».

Особый  статус сохраняют только школы  для детей с девиантным поведением, а у родителей детей-инвалидов теперь есть три возможности  –оставить ребенка на домашнем обучении, отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ или отдать в обычную общеобразовательную школу.

  Коррекционные школы постепенно ликвидируются, уже закрыта примерно четверная часть из них.

Совместное обучение детей принято  в Европе, дети инвалиды могут поступить в любую школу. Считается, что таким образом дети с ограниченными возможностями не становятся изгоями и естественным образом интегрируются в общество. Все дети включены в единую систему образования, взаимодействовать другом учатся как дети- инвалиды, так и их здоровые сверстники.

Внедрение такого подхода в России имеет как сторонников, так и противников. Основные аргументы противников: большинство российских  школ пока как финансово, так и организационно не готовы принимать инвалидов,  кроме того на Западе успешная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество потребовала не одного десятилетия.

По закону принимать детей инвалидов сейчас должны любые российские школы. По мнению специалистов, вероятно, это когда-нибудь произойдет, но, скорее всего, закон будет откорректирован, и не все коррекционные школы будут закрыты.

Сейчас на защиту  коррекционных школ встали многие родители детей – инвалидов, педагоги, медики, общественные деятели.

В коррекционных школах  затраты на одного ребенка в разы превышают затраты на ученика в обычной школе, там должны работать  медицинские сотрудники, психологи,  дефектологи, педагоги, прошедшие специальную подготовку.

  Правда, в реальности далеко не все коррекционные школы реально укомплектованы необходимым штатом. По новым правилам финансирование будут распределяться не по школам, а по детям — то есть, обычная школа, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями, будет получать на него средства с коэффициентом, повышенным в зависимости от диагноза.

Детям инвалидам нужны специально оборудованные помещения, пандусы, технические средства обучения, особые наглядные пособия. Выделяемого даже на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе не хватит на все это.

В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить.

В апреле 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на создание в субъектах Федерации сети общеобразовательных школ с условиями для обучения детей-инвалидов будет направлено 3,762 млрд рублей.

На данный момент такие  условия (доступная среда с пандусами и другими приспособлениями, транспорт для перевозки, адаптированные образовательные программы, оборудование для обучения, прошедшие специальную подготовку педагоги), есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть примерно в каждой 13-ой из  существующих общеобразовательных школ.

Второй вопрос, который беспокоит противников закрытия коррекционных школ — не принесет ли неготовность российского общества к толерантности  и милосердию травмы детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах.

Чтобы к новой форме обучения могли адаптироваться все – и дети-инвалиды и их обычные сверстники и педагоги, нужна большая психологическая работа.

Ведь цель, которую предусматривает совместное обучение, не только в том, чтобы одноклассники научились помогать и жалеть своих ровесников с ограниченными возможностями, но в том, чтобы они начали их воспринимать как равных.  Для этого необходимо, чтобы в школах работали психологи.

Сейчас по закону в школе к  ребенку-инвалиду  должен быть прикреплен тьютор (наставник), помогающий своему подопечному в процессе обучения и общения со сверстниками и учителями.

Этот человек должен знать особенности развития ребенка, поддерживать контакт с  родителями.  Специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен курировать до шести детей.

Но подобной штатной единицы во многих школах нет, деньги на зарплаты тьюторов не выделены.

На западе система работает, начиная с рождения ребенка. Дети, как инвалиды, так и здоровые, приходят в школу уже подготовленными, в том числе благодаря совместному пребыванию в детских садах.

Кроме того существуют особенности в совместном обучении детей инвалидов с разными нарушениями.

Как показывает европейская практика, в одних случаях, например,  при физических нарушениях, адаптация проходит успешно, в случае ментальных нарушений, специалисты считают  оптимальными другие формы обучения.

Так или иначе, родители детей-инвалидов в России могут выбирать. Например, в школах Екатеринбурга 1 сентября начнут восемь детей-инвалидов.

Основная проблема, видимо, кроется в слишком поспешном внедрении новой системы без должной подготовки. К тому же, как считают специалисты, Минобрнауки слишком резко начал закрывать коррекционные школы.

Возможно, они должны остаться, в качестве дополнительной возможности выбора родителей детей-инвалидов.

По официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, около 1 млн детей требуют специальных условий обучения. По оценкам ЮНЕСКО, таких детей больше —  от 2,5 до 3,5 млн. В коррекционных школах обучается около  500 тысяч человек детей.

Источник РИА АМИ

код для сайта или блога

Источник: http://neinvalid.ru/s-1-sentyabrya-deti-invalidyi-rossii-nachnut-uchitsya-v-obyichnyih-shkolah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.