Обучение детей инвалидов в школе

Правила организации обучения детей инвалидов в школе

Обучение детей инвалидов в школе

Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность верно построить процесс обучения и увидеть результат.

Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов.

В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

Некоторые школы готовы переходить на «инклюзивное образование», где дети с ОВЗ и обычные учатся в одном классе. Также вполне допустима и дистанционная школа для детей инвалидов.

Чтобы организовать такой процесс обучения, необходимы специальные условия в школах. Это установка специального оборудования: пандусы, дополнительные крепления, как в помещениях, так и в туалетах, столовых, музыкальных комнатах и т.п. Требуется организация коррекционной образовательной среды.

Необходимы социальные педагоги, у которых есть знания, как помочь обучению данной категории детей.

Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. Также делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток.

Проводятся 3-4 семинара для учителей, где их учат, основным методам обучения детей с данной проблемой.

Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе.

Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений.

Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей.

Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь. А также разработка определенных правил обучения. При этом имеет ребенок инвалид льготы в школе.

Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями.

Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.

должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в общеобразовательной школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала.

Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

Надо обсудить правила касательно успеваемости ребенка и класса в целом:

  • ребенок с ОВЗ может отвечать на вопросы в классе в любой удобной для его развития форме;
  • при самостоятельных и контрольных работах можно давать ему дополнительное время;
  • при необходимости разрешить пересдачу контрольных работ;
  • оценивать ребенка только с позиции «какой он был, какой теперь стал», ни в коем случае не сравнивая с другими детьми.

Рекомендации учителям

Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат.

На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ.

Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка.

Можно разделить класс на разноуровневость обучения. Такая система поможет учителю подобрать группу учеников с соответствующим развитием.

Проведение индивидуальных уроков — обязательная часть обучения детей с ОВЗ. С этой целью создается расписание с «окнами» для таких детей для дополнительных объяснений.

В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.

Рекомендации родителям

Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями.

Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем.

Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми.

Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.

Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались.

Такой труд очень нелегок. Но при грамотном и правильном отношении обязательно даст хорошие плоды и возможность ребенку не только стать полноценным членом общества, но и стать частью развития «инклюзивного образования» в России.

Источник: https://veselajashkola.ru/klass/pravila-organizacii-obucheniya-detej-invalidov-v-shkole/

Школа для детей инвалидов: льготы, обучение, питание

Обучение детей инвалидов в школе

Дети с инвалидностьюнуждаются в государственной поддержке. Поэтому федеральное и региональноезаконодательство предусматривает ряд льгот для данной категориинесовершеннолетних. Особое внимание следует обратить на обучение детейинвалидов в школе, какие права и обязанности для них устанавливаются.  

Обучение детей-инвалидов: школа или дом

В последние годы общественность все больше внимания стала уделять «особенным» детям, которые нуждаются в особых условиях обучения. Родители инвалидов имеют право выбирать форму обучения ребенка.

Он может посещать общеобразовательную школу, коррекционную организацию или находиться на домашнем обучении.

Это зависит от особенностей заболевания и индивидуальных характеристик ребенка.

Помощь к школе детям инвалидам оказывается в государственных консультационных центрах. Несовершеннолетние нуждаются в поддержке психолога и некоторых других специалистов.

Перед поступлением ребенка в образовательную организацию в 1 класс родителям рекомендуется пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию, где будет проведено комплексное обследование актуального уровня развития дошкольника. По его результатам специалисты выдадут заключение с рекомендациями по дальнейшей форме обучения.

Скачать заявление на зачисление ребенка в первый класс. [17.79 KB]

Независимо от выводов комиссии ребенок инвалид в общеобразовательной школе имеет право обучаться на общих основаниях.

Инклюзивное обучение предусматривает, что учащийся посещает обычный класс со здоровыми детьми.

При этом школа должна обеспечить сопровождение ребенка тьютором. Это педагогический работник, прошедший специальное обучение, который должен помогать школьнику на протяжении всего времени посещения ОО.

В законе «Об образовании» права ребенка-инвалида на обучение оговорены отдельно. В школах активно устанавливается оборудование для различных групп инвалидов.

Образовательная организация в обязательном порядке должна быть оборудована пандусом, на входе и в помещениях вешаются таблички для слабовидящих или слепых и др.

Несмотря на это, родители часто выбирают для детей домашнюю форму обучения. При этом учителя должны давать индивидуальные занятия на дому или с помощью дистанционных технологий в том же объеме, что положено по программе в этом классе.

Дополнительно со школьником должен заниматься психолог, социальный педагог, а при наличии рекомендаций и логопед.

Родители имеют право отдать ребенка-инвалида на обучение в коррекционную школу по профилю его заболевания.

Преимуществом этого выбора считается:

  • наличие вобразовательной организации специальных учебных пособий для «особых» детей(например, книги со шрифтом Брайля в школе для слабовидящих);
  • занятия сузконаправленными специалистами, знающие особенности детей-инвалидов иприменяющих индивидуальный поход;
  • дополнительныекружки и секции, развивающие творческие способности школьников;
  • медицинскаяпомощь;
  • обучениепрофессии, льготное поступление после окончания школы в СУЗ и др.

Но коррекционных школ не так много по различным профилям заболеваний. Поэтому обычно обучение в них предполагает круглосуточное пребывание.

Не каждый родитель соглашается на проживание ребенка вдали от дома, поэтому они выбирают для школьника инклюзивное обучение.

Медкомиссия для детского сада и для школы: список врачей, в 1 класс.

Льготы для детей-инвалидов

Дети инвалиды льготы вшколе имеют различные. Среди них отмечают:

  • внеочередное поступление в образовательную организацию;
  • услуги тьютора, сопровождающего ребенка в течение учебного времени;
  • бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями;
  • выплаты родителям, компенсирующие затраты на школьную и спортивную форму (устанавливаются региональными властями).

На каждого ребенка-инвалида, даже если он учится в классе на общих основаниях, педагогические работники составляют отдельные программы по каждому предмету.

В них должны учитываться особенности ребенка, уровень его актуального развития. При написании контрольной по любому предмету в классе со всеми, учащемуся с инвалидностью не предоставляется никаких льгот.

Но прохождение выпускных экзаменов для учеников этой категории организовывается отдельно, а пункты сдачи должны быть оборудованы всем, что может понадобиться школьнику с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительные льготы

Законодательством предусмотрено бесплатное питание в школе ребенка инвалида.

Его количество различается, в зависимости от способа обучения:

  • для школьниковв общеобразовательных заведениях – 2 раза;
  • при обучениив группе продленного дня – 3 раза;
  • призачислении в коррекционную школу с круглосуточным пребыванием – 5 раз.

Для оформлениябесплатного питания необходимо:

  • податьсоответствующее заявление в соцзащиту;
  • к ходатайствуприложить выписку о присвоении инвалидности и свидетельство о рождении;
  • получитьсправку из УСЗН о том, что ребенок может претендовать на бесплатное питание вшколе;
  • отдатьдокумент в образовательную организацию.

Родители детей-инвалидов, которые обучаются на дому, не могут получить бесплатное питание в школе. Поэтому они могут заменить его на компенсацию, выплачиваемую к социальной пенсии.

При оформлении бесплатного питания следует учитывать, что справка действует только в течение учебного года. В сентябре понадобится подавать заново документы.

Скачать заявление на бесплатное питание ребенка в школе. [33.00 KB]

Льготное питание в школе: документы на бесплатное питание.

Заключение

Ребенку-инвалиду предоставляются различные меры поддержки. Обучение в школе учеников с ограниченными возможностями регламентируется законом «Об образовании».

Образовательная организация должна составить на каждого «особого» ученика адаптированные программы, с учетом его психофизиологических особенностей.

При необходимости школа должна предоставить учащемуся с ограниченными возможностями тьютора, индивидуального сопровождающего. При желании родителей обучение в классе может быть заменено на домашнее, с использованием дистанционных технологий.

Условия в школах для обучения детей с ограниченными возможностями. Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.

Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.

Источник: https://pravasemei.ru/deti/shkola/prava-rebenka-invalida-v-shkole/

Ребенок инвалид в школе: советы по адаптации в коллективе

Обучение детей инвалидов в школе

Ребенок с определенными трудностями в развитии требует от родителей и близких особого внимания и поддержки. То, что для обычных детей не представляет проблемы, ребенок инвалид в школе или детском саду может не преодолеть.

К сожалению, общество не всегда готово принять таких людей, поэтому вопрос социализации для них стоит очень остро. С 2013 года в нашей стране особенные дети имеют право посещать общеобразовательные учреждения наравне с остальными.

Поэтому главная миссия семьи и педагогов — помочь им занять свое место в обществе и жить полноценной жизнью.

Подготовка к детскому саду и школе

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны.

Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких.

Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса. К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

Без помощи родных и учителей трудно справиться

Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя.

Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета.

Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.

Возможные трудности адаптации в коллективе

Социализация человека с ограниченными возможностями в коллективе всегда проходит несколько тяжелее. Его могут игнорировать, брезгливо жалеть или завидовать «особому отношению» педагогов.

Поэтому главной сложностью адаптации можно смело назвать нежелание общества включать в свой мир людей с ограниченными возможностями.

Никакие попытки социализации инвалида не принесут плодов, пока не будут разрушены стереотипы и в «больных», и в «здоровых» головах.

В общении с одноклассниками ребенок инвалид развивается гораздо быстрее

Интересно то, что среди инвалидов, активно участвующих в жизни социума, специалистами отмечены более позитивный настрой и высокая самооценка по сравнению с «затворниками». Это еще раз подтверждает тот факт, что ни в коем случае нельзя держать детей-инвалидов в изоляции.

Пусть это будет непросто, но социализация им необходима.
В сложных случаях ребенку надо посещать образовательное учреждение со специалистом (помимо педагогов), который поможет установить связь с внешним миром и будет постоянно включен в процесс обучения. Такой человек должен поддерживать тесные отношения с семьей подопечного.

К сожалению, часто семьи с инвалидом не могут себе позволить подобные услуги, что негативно сказывается на адаптации.

Что необходимо знать родителям?

Психологическое состояние ребенка напрямую зависит от «климата» в семье. Следует помнить, что дети очень восприимчивы к эмоциям других. Лучшее, что могут сделать близкие – не культивировать проблему, относиться к ней если не позитивно, то, по крайней мере, нейтрально.

Например: если мама все время находится в подавленном состоянии и плачет, чадо будет ощущать вину и замкнется. Возьмите себя в руки. Никто, кроме вас, не научит его преодолевать трудности и полноценно жить, не ставя свои недостатки на первое место. Отнеситесь к своему чаду с пониманием, но без лишней жалости.

Если не давить на больное место, напоминая о том, что с ним что-то не так, социализация пройдет в разы легче.

Правильно поставленный воспитательный процесс в школе будет способствовать адаптации особенных детей

Со стороны семьи, при обучении таких детей в общеобразовательных учреждениях необходим постоянный контроль и тесное общение с преподавателями. И самое главное: ощущение успеха стимулирует развиваться дальше. Детям с инвалидностью нужна вся забота и поддержка, которую только могут дать им близкие люди.

Инвалид в школе: что необходимо знать преподавателям?

Главные требования к учителю – это терпение и справедливость. Невероятно важно создать комфортную атмосферу в классе для всех учащихся. Нужно помнить о том, что дети бывают разные, и не каждый из них способен адекватно общаться с особенными сверстниками.

Можно провести беседу с «обычными» подопечными, если это уместно. Оценивая работу каждого, нужно исходить из его максимальных способностей, не сравнивая результаты детей.

Во время учебных занятий крайне важно периодически создавать условия «успешности» для ребенка-инвалида, чтобы он чувствовал, что способен справляться с поставленными задачами не хуже других. Это вовсе не значит, что нужно специально потакать ему во всем.

Главное во время рабочего процесса – постоянное взаимодействие особенного ученика и преподавателя. Достижения в обязательном порядке надо обсуждать с его родными.

Инклюзивное обучение вводится в большинстве российских школ

При наличии в классе инвалида, педагогу, скорее всего, придется дифференцировать обучение, используя разные подходы к разным подопечным. Варьироваться могут обязательные дисциплины, методики образования и способы аттестации по итогам обучения.

При выборе направления, в первую очередь, стоит руководствоваться характером инвалидности каждого конкретного ученика. Такой подход добавляет задач педагогическому коллективу, но это крайне важно для успешного решения повседневных задач.

От уровня профессионализма и человечности учителя во многом зависит то, сможет ли ребенок успешно пройти адаптацию в коллективе.

Пример инклюзивного образования в этом видео сюжете:

Инвалидность — не приговор

Хочется отметить, что в вопросах инвалидности наше общество постепенно выходит на новый, более осознанный уровень.

Инвалидность стала реже восприниматься людьми как проблема «закрытого клуба неполноценных людей», постепенно становясь проблемой широкого масштаба.

Вопросы жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями постоянно рассматриваются в экономической, правовой, образовательной и социальной сферах жизни.Самое сложное – защитить не взрослых, а детей-инвалидов.

Зачастую, самое тяжелое для них – не сама болезнь, а особые испытания, которые они вынуждены преодолевать ежедневно: непонимание со стороны окружающих, непринятие, ограничение свободы.

И если многие взрослые уже научились жить в таких условиях, то неустойчивая психика подрастающего человека может не выдержать оказываемого на нее давления.

Именно поэтому очень важно с малых лет помочь таким детям влиться в социум, чтобы дать возможность впоследствии удачно построить свою жизнь.

Источник: https://invaworld.ru/rebenok-invalid-v-shkole-sovety-po-adaptatsii/

Создание специальных условий для детей с ОВЗ в школе

Обучение детей инвалидов в школе

бельская наталья
Создание специальных условий для детей с ОВЗ в школе

«Для того чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

Л. Н. Толстой

Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех.

В основе инклюзивного образования лежит ценностная идея – «все дети обучаемы». Инклюзия – далеко не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе.

Это изменение самой школы, школьной инфраструктуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, тьюторов) и четкое распределение между ними обязанностей и педагогических позиций на уроке при ведущей роли учителя, вовлечение родителей в работу с ребенком, школьная система поддержки всем нуждающимся в ней ученикам, средовая доступность во все помещения школьного здания.

Современная школьная практика накопила определенный опыт осуществления приёмов и методов по адаптации детей с ОВЗ.

Для учителя, работающего в инклюзивном классе,крайне важно помнить о следующих правилах:

1. Предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом.

Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Индивидуализация темпа — необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.

Дети выполняют задание, но работа останавливается независимо от степени ее завершенности. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми.

2. Отчасти индивидуализации может способствовать организация групповой работы. В начале обучения ее нельзя использовать в полной мере, но постепенно вводить ее элементы — разумно.

Важно учитывать необходимость смены состава группы для формирования у детей адекватной самооценки.

И практически полностью исключены соревнования между группами детей во избежание взаимных упреков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.

3. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. Для своевременной коррекции снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты».

Например,детям разрешается на уроке занять на какое – то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место (было бы неплохо иметь в классе несколько конторок); походить на носках, сделать стойку на одной ноге, напрячь стопы, голени, бедра, ягодицы, живот и т. д.

; учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на плечо, разрешить пососать леденец, пошептаться.

4. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Учите детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещайте детям говорить вслух — через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.

5. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Чаще предлагайте детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.

6. Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении,сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Кроме учета этих правил облегчения адаптации всех детей класса, учитель и тьютор (если есть) для облегчения адаптации детейс ОВЗ могут использовать следующие приемы:

1. Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением — при встрече в августе, вместе с родителями.

Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, кабинеты специалистов, комната для релаксации, туалет.

Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми — специалистами сопровождения, учителями – предметниками, охранниками и др.

Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг.

2. Очень важно так организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее, чтобы дети могли на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. В классе это может быть ширма, «палатка» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.

На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках.

Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях в расписании, кабинетах и т. д.

Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детейалгоритма деятельности в различных ситуациях:

— что делать — когда захотел в туалет;

— когда необходимо идти в столовую;

— когда следующий урок — физкультура;

— когда класс идет на прогулку;

— когда необходимо подготовиться к следующему уроку;

— когда звенит звонок и т. д.

Безусловно, на первых порах, ребенку может потребоваться массированная помощь в организации его жизни в школе, но при этом и тьютор, и учитель, и специалисты сопровождения стремятся перейти к меньшей опеке, увеличению его самостоятельности и социальной активности. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35—40 минут урока — встает, разговаривает, перемещается по классу, тьютор или учитель разрешает ему отдохнуть — выйти в игровую зону из-за парты, посидеть в «домике», но при этом важно регламентировать время отдыха, например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.

4. Когда ребенок с ОВЗ приходит в школу, его окружает большое ко личество новых людей — детей и взрослых. Хорошо, если в классе уже есть знакомые дети, например те, с которыми ребенок ходил в детский сад.

Если таких детей нет, важной задачей тьютора, психолога, учителя становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть.

В случае с «особым» ребенком, инициатором общения детей часто становится взрослый — учитель, тьютор, психолог. Возможно, всем детям класса необходимо объяснить, почему он так отличается от них — плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет.

Рассказать, что ему трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию.

И, кроме того, мы знаем, что отношение к тому или иному ученику класса у его одноклассников в первом классе формируется в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым.

Если учитель показывает положительное отношение к «особому» ребенку, не стараясь выделить его из всех детей, включает в урок, организует взаимодействие на уроке и перемене, в классе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адаптации всех детей. А для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, можно помочь ученику с ОВЗ сделать альбомчик с фотографиями и подписанными именами.

В МБОУ СОШ №88 с УИОП 2 класса детей с РАС в которых учатся по 8 детей детей. В школе разработаны варианты «Адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей с РАС (Варианты 8.1, 8.2, 8.3, и 8.

4). Индивидуальный учебный план (ИОМ И СИПР) для ребенка с ОВЗ разрабатывается учителем ресурсного класса и педагогом-психологом и утверждается психолого-медико-педагогическим консилиумом школы (ПМПК) с учётом индивидуального плана реабилитации.

В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются:

-организация индивидуального режима (снижение объема заданий и др.);

-организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с образовательными особенностями;

-организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;

-организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальное обучение на дому.

Тем самым для детей создаётся благоприятный психологический климат в образовательном процессе, повышается уровень их познавательной активности, учебной мотивации.

Всё это способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Такой подход позволяет снизить тревожность и психическое напряжение детей с ОВЗ и помогает успешно адаптироваться.

В нашей школе для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности.

Кроме работы с учителем ресурсного класса, у каждого ребенка имеется тьютор, который оказывает своевременную помощь ребенку, в классе так-же всегда находится педагог- психолог и логопед, в классе также оборудована отдельная сенсорная комната с учетом индивидуальных особенностей детей данного класса.

Психолого- педагогическая поддержка направлена на то, чтобы обеспечить доступность образовательных услуг для детей с ОВЗ и их включение в образовательное и досуговое пространство нашей школы.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-specialnyh-uslovii-dlja-detei-s-ovz-v-shkole.html

Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Обучение детей инвалидов в школе

В соответствии с Федеральным законом «Обобразовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) вобразовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее исреднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образованиядетям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровьядоступны различные формы получения образования в различных образовательныхучреждениях:

•обучение совместно с другими обучающимися,

•обучение в отдельном классе обычной школы,

•обучение в специальной школе,

•индивидуальное обучение на дому,

•обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

•дистанционное обучение.

Организация обучения детей с ограниченнымивозможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется помедицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации(ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (длядетей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинскихучреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальноеобучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письмеМинистерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейногообразования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании вРоссийской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма полученияобразования, экстернат, с использованием дистанционных образовательныхтехнологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие дляполучения общего образования детей с особенностями развития, для которых задачасоциализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм полученияобразования.

Условия для получения образования детьми сограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

            Получениедетьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективнойсамореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вкачестве основной цели в области реализации права на образование детей сограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается созданиеусловий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом ихпсихофизических особенностей.

Задачи:

•обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатногообразования;

•организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися сразличными формами отклонений в развитии;

•сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствованияобразовательного процесса;

•создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализациииндивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

•совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МАОУ-СОШ №4созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностямиздоровья и детьми-инвалидами:

•школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего иосновного общего образования для учащихся с ограниченными возможностямиздоровья;

•по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявленияродителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальноеобучение на дому;

•вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиесяорганизации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьярегламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

•в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья вполном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков ихфизического и (или) психического развития в школе работаетпсихолого-логопедическая служба;

•для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностямиздоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская,разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательногопроцесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательногопроцесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), ихродителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Какими нормативными правовыми актамидетям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантированоправо на получение образования?

            Каждомуребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободычеловека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнаннымипринципами и нормами международного права, международными договорами РФ,Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

            В2012 г.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласнокоторой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должнаобеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном.Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальнуюзащиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

 СогласноЗакону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования игарантирует создание необходимых условий для его получения.

            ПриказМинобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам».

            Всоответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.

2326) приказываю: Утвердитьприлагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместительМинистра Н. Третьяк.

Нормативно – правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:

Источник: https://shk4.tomschool.ru/?section_id=61

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.