Обучение детей инвалидов

Содержание

Обучение детей-инвалидов в общеобразовательной школе | Милосердие.ру

Обучение детей инвалидов

Почему выполнение Конвенции ООН ведет к нарушению прав инвалидов в России? Чем инклюзия отличается от интеграции? Можно ли помочь ребенку-инвалиду в условиях общеобразовательной школы? Почему проблемы инвалидов касаются всех без исключения членов общества? На эти вопросы отвечали участники Общественных слушаний по делам инвалидов, прошедших в Госдуме.

Словосочетание «инклюзивное образование» в последнее время у всех на слуху. Школьник, пострадавший в аварии, возвращается в свой класс, но уже сидя в инвалидной коляске, это – инклюзия. Ребенок с синдромом Дауна идет в ближайший к дому детский сад – это тоже инклюзия.

Злом или благом является инклюзия российских школьников и дошкольников? Родители здоровых детей пожмут плечами: «Нас это, слава Богу, не касается».

Еще как касается! Ведь инклюзия предполагает совместное обучение всех детей – и здоровых, и с особыми образовательными потребностями.

Здесь и начинаются проблемы, которым были посвящены общественные слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?», состоявшиеся в Госдуме.

В мероприятии приняли участие госслужащие, педагоги, родители и правозащитники со всей России. Сама встреча была мероприятием инклюзивным, многие из участников – успешно работающие люди с самыми разнообразными нарушениями здоровья.

Форум был приурочен к годовщине ратификации конвенции ООН о правах инвалидов.

Справка:

В мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов.

Целью Конвенции является обеспечение полного и равного осуществления инвалидами прав и свобод человека, уважение к личности и особенностям всех людей. По определению ООН, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. includere – заключать, включать) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.

Приключения инклюзии в России

Ратификация конвенции ООН перевела дискуссию об инклюзивном образовании на другой уровень – споры идут не о том, нужна ли инклюзия или нет, а о конкретных методах ее внедрения и проблемах, которые возникают по ходу процесса.

Для выступления на Слушаниях записалось более 40 человек, процитировать каждого выступившего, даже тезисно, возможности нет. Можно лишь пересказать суть опасений, которые высказывали педагоги и родители детей с особыми потребностями.

Сама по себе инклюзия – инициатива очень хорошая, опробованная и принятая во многих странах, но в России с нею – определенные проблемы.

Давайте начнем с конкретного факта: на всю Владимирскую область не нашлось детского сада, который бы принял слепого ребенка. Специализированного учреждения нет, а обычные от слепого ребенка отказываются.

Причем напрасно вы думаете, что эта проблема касается только родителей слепого ребенка.

Как бы вы отнеслись к тому, что вместе с вашим ребенком в группе будет слепой или ребенок с ДЦП? Как правило, родители относятся очень негативно. И не только из-за боязни «иных», но по соображениям чисто практическим – особый ребенок будет оттягивать на себя внимание педагога.

Советская система образования предполагала существование коррекционных школ 8 видов. С одной стороны, дети загонялись в резервации, но, с другой стороны, в этих резервациях было финансирование и педагоги, обладающие специальными знаниями и четкие правила. Но в новом Законе об образовании, который вступает в силу с сентября 2013 года вообще нет понятия «вид коррекционного учреждения».

Финансирование школ сейчас отдано на откуп регионам, а коррекционные учреждения – удовольствие дорогое, вот и закрывают.

Введение инклюзивного образования послужило поводом, пусть формальным и косвенным, но – поводом, для закрытия таких учреждении, например, системы лекотек и школ надомного обучения в Москве.

Нет, в законе об образовании, никто не призывает закрывать коррекционные учреждения, но такая трактовка – возможна.

Некоторым чиновникам показалось, что инклюзия – способ сэкономить. В коррекционном садике больше сотрудников, чем в обычном, там меньше группы, особая оплата работы специалистов и другие специальные условия.

Все это для областного бюджета – дорого.

Коррекционная школа – учреждение интернатного типа, в среднем 5-12 детей в классе, работают не только учителя, но и воспитатели, да и средств на одного учащегося по норме выделяется в разы больше, чем на обычного школьника.

И вот вводится инклюзия — значит, всех детей можно поместить в обычные школы и садики. Ура! Коррекционные учреждения больше не нужны, давайте их закрывать.

И вот коррекционный садик сливают с обычным, в котором по норме – 20-25 детей на одного воспитателя. Теперь представим, что 10 из 20 детей имеют некоторые особенности развития.

Отдадите вы своего ребенка в такой садик? Кому придется остаться дома – ребенку с особыми потребностями, или обычному?

Похожая ситуация и в школе. Как вы думаете, сможет ли обычный учитель, прошедший 72 — часовой курс подготовки заменить нескольких специалистов, изучавших олигофренопедагогику в течение пяти лет? Количество детей в классе устанавливается в регионах, и делается это, исходя из экономических соображений, а не из интересов детей.

Кстати педагоги-дефектологи за свой труд получают надбавки. Предполагается, что обычному учителю они не нужны. Теперь назовите хоть один повод, чтобы обычный загруженный и замотанный российский педагог захотел видеть среди учеников в своем классе детей с особыми потребностями.

Недавно в Москве произошла трагедия: попал под поезд ребенок. Этот мальчик был слабовидящим, но учился в обычной школе.

В коррекционной школе слабовидящих детей учат правильно определять расстояние до предмета и никогда не отпускают учащихся одних, без сопровождающего, а инспекторы ГИБДД постоянно проводят в таких школах специальные занятия. То, что для особого ребенка не были созданы условия в обычной школе, стоило ему жизни.

Среди детей с особыми образовательными потребностями есть дети с ментальными нарушениями. По новому закону об образовании такие дети могут учиться в обычной школе. Но при этом в законе нет критерия, по которому можно перевести такого ребенка в следующий класс.

Есть девочка с задержкой развития и есть четвертная контрольная, которую эта девочка должна написать, чтобы перейти в следующий класс. Понятно, что девочка эту контрольную никогда не напишет. Это – вопросы только по учебному процессу.

Если начать разговор о поведенческих особенностях детей с различными нарушениями, то количество вопросов увеличится в геометрической прогрессии.

Экономия при закрытии коррекционных школ – кажущаяся. Если в обычную школу придут несколько детей с особыми потребностями, создать условия для каждого из них будет дороже, чем в коррекционном интернате. Если в класс пришел слепой или глухой ребенок или аутист, педагогов нужно обучить педагогов хотя бы способам коммуникации.

Слепому и глухому нужно как-то объяснить материал, а с аутистом –выстроить отношения. Каждый родитель ребенка с аутизмом знает, что в какой-то момент, для обычных людей непредсказуемый, аутист может «съехать с катушек», например, упасть на пол и закричать. Представим, что учитель из самых лучших побуждений захотел такого ребенка прижать к себе, чтобы успокоить.

Это специалисты знают, что аутисты негативно реагируют на попытки взаимодействия.

Пока в системе образования нет достаточного количества специалистов, которые были бы способны организовать и поддерживать инклюзию на местах. Но такие специалисты есть в системе коррекционного образования, которую сейчас активно разрушают вместо того, чтобы использовать как базу для обучения кадров.

Пока никаких условий для особых детей в российских школах нет, да нет и желания это делать в школах. В одной школе мальчика-колясочника, проучившегося четыре года в обычной начальной школе, перевели в коррекционную только потому, что в старших классах занятия проходили в разных кабинетах, а возить коляску было некому, да и пандусом школу никто не оборудовал.

Конечно, если в регионе нет коррекционных учреждений — делать нечего, придется создавать и обучать, а если есть – то зачем их расформировывать? Можно создать на этой базе ресурсные школы. Чтобы ребенка с нарушениями отправлять не в открытый космос, а туда, где есть условия.

Например, в одной школе есть педагоги, умеющие работать со слепыми, и создана для них среда, в другой – сурдопедагоги, а в третей – пандусы и подъемники. Можно помечтать и о школе, в которой есть условия для детей с несколькими видами нарушений. При этих условиях дети с особыми потребностями вполне могут учиться вместе с обычными.

Первое, что для этого нужно – желание педагогов создавать доступную среду, но, положа руку на сердце, есть ли у них для этого время?

Особняком стоят дети с хроническими заболеваниями, которые будучи полностью готовыми к учебе в обычной школе, не могут туда попасть. А ведь для того, чтобы ребенок с эпилепсией, или диабетик, даже инсулинозависимый, мог учиться в обычной, школе, хватило бы обычной школьной медсестры. Но ее «оптимизировали».

Впрочем, сейчас в школах и садиках и для ребенка с гастритом нет условий, готовить запретили, кухни демонтировали, в качестве еды детям предлагают разогретые концентраты и шоколадки по «буфетным» ценам.

Плоды такой экономии не заставят себя ждать, ведь уже сейчас на всю школу можно найти только несколько человек с первой группой здоровья, а если копнуть глубже, то и эти несколько – не здоровые, а недообследованные.

Инклюзия – условия и методы

В апреле 2012 года в Госдуме проходили парламентские слушания по проблеме инклюзивного образования и были выработаны рекомендации, содержащие ключевые идеи. Эти рекомендации не противоречат сохранению в России системы коррекционного образования. Но на практике все оказывается не так оптимистично.

Несмотря на правильные формулировки закона, его интерпретация и исполнение приносит российским инвалидам множество новых проблем. Причем на нарушение прав человека жалуются по двум противоположным поводам.

Одни родители хотят обучать своих детей-инвалидов в обычной школе, но и им в этом отказывают, а другие хотели бы учить ребенка в коррекционном учреждении, но это учреждение расформировывают. Немало жалоб от родителей на объединение коррекционных учреждений с общеобразовательными, напоминающее об анекдотическом гибриде ужа и ежа.

Реальность такова, что каждый случай перевода ребенка из коррекционной школы в обычную, равно как и из обычной в коррекционную, может стать чьей-то личной трагедией.

Депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин определил ключевую задачу общественных слушаний так: «Выработать рекомендации, которые бы позволили Российской Федерации разумно и рационально реализовать идею инклюзивного образования, исходя из сохранения и развития обеих систем – и коррекционного и инклюзивного образования». По словам Олега Смолина противоречий в этих двух подходах нет, в чем он сам он имел возможность убедиться на практике, пойдя сначала обучение в коррекционной спецшколе для слепых, а затем отучившись в обычном вузе.

Учитывая, что инклюзия уже заявлена, а интеграция – идет, инвалидам и их родителям приходится компенсировать недостачу за свой счет, имея из ресурсов одну пенсию.

Все это напоминает предложение совершить авиаперелет с пилотами-стажерами, которые наберут необходимый опыт по ходу.

Поэтому так много вопросов было у участников форума к присутствовавшей на мероприятии Светлане Алехиной, Директору института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета.

То, что финансовые гарантии для защиты прав инвалидов в России сейчас слабоваты, отмечали все выступавшие. «Дети у нас есть. А где деньги?» – так сформулировала проблему одна из мам-активисток. По мнению участников, финансирование проекта нужно увеличить, имея в виду целевые расходы на конкретные нужды.

Итоги

Завершая форум Олег Смолин сказал:

«На самом деле мы вовсе не собирались противопоставлять коррекционное и инклюзивное образование. Мы считаем, что должны развиваться обе системы. Коррекционное образование должно стать одним из основных ресурсов для инклюзивного.

Но, конечно, исходить нужно, прежде всего, из интересов детей. Образование – редкая площадка, на которой корпоративная солидарность – благо. Интересы педагогов образовательного сообщества совпадают интересами детей.

Чем лучше будет педагогам, тем лучше будет ребенку, тем лучше будет в стране».

По итогам Общественных слушаний «Инклюзивное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?» будет составлен документ, включающий все конкретные предложения.

7 июня 2013 года был издан приказ Министерства образования и науки, адресованный органам исполнительной Федеральной власти РФ, содержащий разъяснения к закону об образовании в части инклюзивного и коррекционного образования. Будем надеяться, что этот документ позволит сохранить коррекционные учреждения.

ССЫЛКИ:

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/inklyuzivnoe-obrazovanie-invalidov-integraciya-ili-diskriminaciya/

Коля в школе: Как дети-инвалиды в России получают образование

Обучение детей инвалидов

На фоне роста заболеваемости коронавирусом вынашиваются планы снова перевести школьников на дистанционное обучение. Родители в шоке от заочки даже на короткое время. Но есть дети, которые вынуждены всегда учиться удаленно.

Не «сохранный» — валиИстория директора благотворительного фонда «Дом с маяком» Лиды Мониавы, которая повела своего подопечного Колю в общеобразовательную школу, всколыхнула фейсбук. У 12-летнего Коли букет заболеваний и отклонений в развитии: он не ходит, не говорит, не ест — его кормят через гастростому.

И вообще, что он понимает — вопрос.Мониава решила, что Коля должен учиться в обычной школе, посещать хотя бы некоторые уроки, и отдала его в ресурсный класс, где учатся дети-инвалиды, но более «легкие». Посты о Коле вызвали шквал комментариев, многие родители уверены, что такому ребенку делать в школе нечего.

«Я полностью поддерживаю инклюзию, но для интеллектуально сохранных детей. Вы сами недавно писали, что не знаете, насколько Коля осознает мир, — пишет Мониаве в соцсети некая Ulyana Drutsky.Колина история вскрыла пласт проблем, связанных с обучением детей-инвалидов.

Согласно закону „Об образовании“ дети-инвалиды имеют право получать как инклюзивное образование — в общеобразовательном учреждении с созданием особых условий, — так и в специальном заведении или дома — под присмотром родителей (семейное образование) или учителей (домашнее).

Чтобы такому ребенку попасть в школу, необходимо получить заключение медико-психолого-педагогической комиссии. Ребенку-инвалиду должны создать в школе необходимые условия: если нужно — установить пандусы, выделить тьютора (наставника), составить индивидуальную программу обучения и т. д. и т. п.

Лида Мониава особо опекала Колю

Мама стала тьютором дочериРебенок-инвалид имеет право обучаться в школе по месту жительства. Галина Мищенко, мама Евы из городка Белореченск Краснодарского края, этим правом воспользовалась, когда дочери пришло время идти в первый класс. У девочки шунтозависимая гидроцефалия, эпилепсия и ДЦП, но она успешно прошла медико-психолого-педагогическую комиссию.

В 50-тысячном Белореченске нет школ, которые имеют опыт инклюзивного образования, поэтому мама отдала ее в ту, что рядом с домом. Девочку приняли без проблем, они начались позже.— В школе не было узких специалистов — ни дефектолога, ни психолога, ни логопеда, — рассказывает Галина.

 — Я решила облегчить учителям задачу, получила дефектологическое образование и стала тьютором дочери — почти год просидела с ней за одной партой и только потом поняла, что нельзя быть и мамой, и наставником.Учительница лишь несколько раз попыталась опросить Еву, все остальное время ее не замечали.

Когда ученикам выдавали наклейки в знак поощрения, Еве, которая так его ждала, их не дали.— Я подошла к учительнице и сказала, что сама куплю наклейки, лишь бы она давала их моему ребенку — иначе у него пропадет мотивация учиться, — вспоминает Галина.

По словам мамы, из-за малоподвижного образа жизни у девочки повысился инсулин, она впала в инсулиновую кому, упав и сломав ногу. На этом школа для Евы закончилась. Галина перевела дочь на семейное обучение — с домашним, когда учителя приходят на дом, связываться не захотела.
»Он знает, что он крутой”. Опекуны из Москвы изменили жизнь ребенка-инвалида— Ева общительная и разговорчивая. Мне очень жаль, что ее общение с ребятами ограничено. Иногда мне кажется, что мы отдельно, а мир отдельно, — говорит она и признается, что у нее ком стоит в горле — так тяжело это признавать.Галина читает в социальных сетях, как московские мамочки устраивают детей-инвалидов в обычные школы, у них все получается, а ее Еве в Белореченске школа не светит.— У нас в городе все по старинке, по накатанной, и мне кажется, не изменится никогда, — заключает она.«Недостаточно поставить пандус»Москва — другая реальность, во многих столичных школах есть деньги, технические средства, обученные специалисты, но и родители-москвичи сталкиваются со сложностями. Светлана Базарова из Москвы для своей дочери Дженетт (девушка — инвалид-колясочница) рассматривала только общеобразовательную школу. Во-первых, очное образование лучше, во-вторых, это социализация. Дженетт с актером Марком Богатыревым

— Родители все-таки не вечные, и нужно думать о будущем ребенка. Если он «надомник», то он не умеет коммуницировать с детьми, а в школе они учатся общаться — ссориться и мириться, это очень важно, детям и дальше в жизни придется выстраивать диалоги с окружающими, — объясняет Светлана.

Она обзвонила несколько десятков школ и поняла, что не каждая школа, которая претендует на инклюзивность, таковой является. По словам мамы, «недостаточно поставить пандус», «школа может быть подготовлена технически, но при этом вам создадут такие условия, что самим учиться не захочется».

Базаровы выбрали школу №548 в Царицыно: там не было пандусов и подъемников, их установили намного позже, но есть директор — адекватный и понимающий. Долгое время Светлана сопровождала Дженетт.

Очка дала плоды: в 11-м классе девочка получила приглашение обучаться в международной школе в Германии и год жила одна в чужой стране, передвигалась на социальном такси.

При возвращении в Москву и поступлении в вуз девушка столкнулась с суровой российской реальностью: сотрудники учреждения не были готовы к тому, что у них будет учиться особенная девушка, хотя с технической стороны там было все для колясочника. После поста Дженетт в соцсети ситуация разрулилась.

Дженетт с мамой Светланой на выпускном

«Мишу выставляли из класса»Елена из Зеленограда сначала отдала Мишу, которого взяла под опеку, в обычную школу.— На третий день учителя вывели его из кабинета и сказали мне, что учить его больше не будут: «идите к психиатру», — рассказывает женщина.

Елена и раньше подозревала, что ребенок не просто гиперактивен, у него психические нарушения, но сделать комплексное психиатрическое обследование было непросто и небыстро, в детсадах и приютах психиатров нет. У Миши выявили психоорганический синдром психопатического типа и рекомендовали обучение в коррекционной школе.— Ребенок сложный.

Представьте: он во втором классе бился головой о стену — не хотел писать загогулины (которые другие дети учатся писать перед поступлением в первый класс. — Ред.), — вспоминает Елена. — Я с ним разговаривала, находила слова, говорила: «Миша, я понимаю, почему ты так делаешь, не надо устраивать театр одного актера, ты должен учиться» — и он понимал.

В коррекционной школе учителя не нашли подход к ребенку с психопатическим поведением, его пришлось перевести в другую школу в Москве, но и там не горели желанием им заниматься.— Представьте, что у учителя в классе 12 человек, — рассказывает Елена. — Десять тихих аутистов, которые готовы его слушать, и два буйных, проще от них отмахнуться.

Мишу выставляли из класса, и он гулял по школе. Каждый раз, когда мы привозили ребенка из дома, учителя нас встречали со словами «Опять вы вашего изверга привезли!»

Без ресурса на революцию: художники с инвалидностью — против участи подмастерьев

Весь карантин и все лето Елена наверстывала с Мишей учебную программу: оказалось, мальчик ничего не знает. В этом году он снова пошел в коррекционную школу в Зеленограде.— Сейчас у нас «медовый месяц», — шутит приемная мама. — Он знакомится с одноклассниками, учителями и ведет себя нормально.

Пока педагоги справляются и Елену не дергают, но, если снова что-то пойдет не так, она морально готова. Спасение утопающих — дело рук их же самих.— Почему-то я — юрист по образованию — и мой муж-повар с Мишей справляемся, а учителя-дефектологи, у которых специальное образование, — нет, — говорит она.

Сегодня почти половина родителей детей-инвалидов выбирают инклюзивное образование, и в обычных школах можно встретить детей на инвалидных колясках, ребят с ментальными особенностями. В них не тычут пальцами, их воспринимают как личностей. Инвалидов перестают прятать, они становятся частью общества.

«Не нужно просить Колю уйти, потому что кто-то не готов или не умеет с ним взаимодействовать. Нужно учиться. А если не нравится, не хочется — уходить самим. Обратного хода у интеграции инвалидов в общество не будет», — пишет Лида Мониава.Сейчас Коля в школе, как и должно быть в нормальном обществе.

* * *Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2020 под заголовком «Коля в школе».

Источник: https://news.rambler.ru/education/45033718-kolya-v-shkole-kak-deti-invalidy-v-rossii-poluchayut-obrazovanie/

Совместное обучение детей и детей-инвалидов

Обучение детей инвалидов

Образование детей-инвалидов так же важно для государства, как и обучение здоровых детей. Исследования показывают, что для достижения результатов особой категорией учеников недостаточно создать комфортную учебную среду.

Важно обеспечить взаимодействие со здоровыми малышами. Инклюзивное, то есть совместное обучение – это залог социальной адаптации, развития коммуникативных навыков.

Поэтому получение образования для малышей с особенностями в общеобразовательных школах закреплено на государственном уровне.

Дети-инвалиды в школе

Согласно существующему законодательству, дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться в общеобразовательной школе и отказать в приеме такого малыша в учебное заведение руководство не имеет права. Но простое учреждение:

  • не создает специальных условий, для комфортного пребывания;
  • не изменяет учебную программу;
  • ребенок-инвалид вынужден осваивать знания в тех же условиях, что и здоровые ученики;
  • темп быстрый, знания будут усваиваться медленно и не в полном объеме.

Исправить положение могли бы дефектологи, логопеды, но в учреждении не будет никого, кроме психолога, знакомого с особенностями детей с ограниченными возможностями в общих чертах. Стоит ли говорить, что такое образование не приоритетно для инвалидов.

Совместное обучение детей-инвалидов и здоровых

Успешное совместное образование детей с ограниченными возможностями и здоровых малышей осуществляется в инклюзивной школе. Здесь ученики имеют равные возможности для усвоения знаний и социальной адаптации.

Сама школа обустраивается и оснащается таким образом, чтобы учащимся с особенностями, было удобно здесь находиться.

Специальное оборудование, пандусы, парты, освещение, учебники – это часть того, что требуется для комфортного обучения.

Учителя, работающие в инклюзивной школе, проходят дополнительные курсы, знакомятся с особенностями инвалидов, следуют принципам инклюзии. На помощь приходят другие специалисты:

  1. дефектологи;
  2. логопеды;
  3. психологи;
  4. медики.

Они постоянно сопровождают образовательный процесс, диагностируют учащихся, направляют работу преподавателя. Отдельное внимание отводится общению с родителями учеников. Каждый из них получает консультации, относительно ребенка, даже здорового. Это позволяет добиться социальной адаптации и развить толерантность.

Школа для инвалидов

Специальные школы для учеников с ограниченными возможностями по-прежнему преобладают над инклюзивными в нашей стране. Это учреждения, занимающиеся коррекцией нарушений. Обучение здесь осуществляется по специально разработанной программе с учетом возможностей учеников.

Школы для инвалидов собирают малышей с одинаковым типом проблем: слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, детей с двигательными нарушениями.

Образовательная среда подготавливается таким образом, чтобы скорректировать конкретные проблемы, поэтому найти учреждение, где одновременно обучают слепых и глухих – сложно.

В такой среде для инвалида даже комфортнее, чем в инклюзивной. Здесь все похожи на него, нет недопонимания со стороны здоровых.

Но эту положительную сторону перекрывает минус: ребенку с ограниченными возможностями здоровья не нужно стараться социализироваться, привыкать к трудностям окружающей действительности.

Выпускники школ для инвалидов часто замыкаются в себе и не могут найти подходящую работу, оказавшись за ее пределами.

Курсы для инвалидов

Расширить границы знаний лиц с ограниченными возможностями, помочь найти профессию могут специальные образовательные курсы. В большинстве своем они бесплатны и организуются на базе государственных социальных учреждений, фондов. Охватить весь спектр нарушений один курс не сможет, поэтому для разных групп инвалидов открываются разные курсы.

Швейному мастерству, растениеводству могут обучаться лица, имеющие расстройства аутистического спектра. Они усидчивы, скрупулёзны, чтобы освоить такой навык. Инвалидам по зрению могут понравиться курсы компьютерной грамотности и слепой печати. Глухих и слабослышащих обучают лепке, маникюру, росписи.

Курсы обучения инвалидов в профессиональном образовании позволяют получить работу и реализовать себя. Но процесс дорогостоящий, поэтому в небольших городах курсы для лиц с ограниченными возможностями встречаются не часто.

Условия развития дистанционного образования инвалидов

Дистанционное образование становится отличной альтернативой для обучения малышей с ограниченными возможностями здоровья, но школ, которые реализуют подход мало. Иногда процесс реализуется для одного ученика. Причиной такого ограниченного круга обучающихся дистанционно является отсутствие специальных условий:

  1. Оборудование рабочего места ученика в его доме. Приобретается компьютерная техника, сканер, планшет, веб-камера и прочее. Оснащение дорогостоящее, поэтому закупить его в большом количестве невозможно.
  2. Постоянный доступ к высокоскоростному интернету, чтобы ребенок находился на связи с классом весь учебный день.
  3. Оборудование классов в школе компьютерной техникой. Доступ к уроку должен быть со стороны каждого кабинета, в котором проводятся уроки.
  4. Обучение родителей. На их плечи ложится необходимость обеспечивать свободный доступ ребенка к дистанционным урокам. При возникновении технических проблем, ученик не всегда сможет устранить их самостоятельно, в результате чего пропустит учебный день.
  5. Обучение учителей. Они, также как и родители, должны обеспечивать свободный доступ инвалида к уроку, устранение технических трудностей. Придется скорректировать учебную программу, сделав ее доступной для изучения на расстоянии.

Варианты организации процесса

Обучаться дистанционно ребенок-инвалид может по-разному. На базе школы могут быть организованы:

  1. Веб-занятия – предполагающие, что ученики присутствуют на занятии через сеть Интернет. Для этого может быть создан специальный форум или отдельный сайт, на который можно отправлять результаты домашних, контрольных работ.
  2. Чат-занятия – когда весь класс и учитель работают в специально созданном чате и имеют к нему одновременный доступ.
  3. Телеконференции – позволяющие держать видео-связь ученика с классом.
  4. Телеприсутствие – реализуется с помощью робота, который перемещается по школе, передавая видео- и аудиосигналы из учебных кабинетов к ученику-инвалиду. Такой метод находится на экспериментальной стадии, поскольку требует особого оснащения.

Реализовать дистанционный процесс получения знаний можно непосредственно на дому, снабдив ребенка необходимым оборудованием. Если инвалидов, нуждающихся в обучении много, в целях экономии можно организовать работу на базе центра дистанционного образования. Для этого решается вопрос с транспортировкой учеников к месту учебы.

На дому

Дистанционное обучение на дому является самым доступным и реализуется давно. Смысл заключается в том, что учителя приходят домой к ребенку и проводят с ним индивидуальное занятие. Образовательная программа может быть как общей, так и вспомогательной.

Первая полностью совпадает с общей школьной, а значит учитель проводит такой же урок, как и для остального класса, так же дает домашние задания, проверяет знания контрольными и лабораторными, но делает это в условиях дома ребенка. В конце обучения инвалид может сдать государственные экзамены и получить соответствующий аттестат о получении среднего образования.

Вспомогательная программа продумывается индивидуально и после обучения ребенок не получает аттестат общего образца.

Расписание занятий при домашнем обучении не может совпадать с классным. Учителя приходят раз в неделю, но проводят сразу несколько уроков. Такой темп может быть слишком интенсивен для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому занятия не всегда длятся положенные 45 минут. Их могут сократить до комфортных для ученика. Количество предметов не превышает трех за день.

Аттестация знаний при обучении инвалидов

Аттестация знаний учеников-инвалидов проводится на протяжении учебного года. Они выполняют контрольные, лабораторные работы, не зависимо от того, в школе проходит обучение или дистанционно. График проведения аттестации утверждается учебной комиссией.

Выпускные экзамены ребенок-инвалид имеет право сдавать в особых условиях.

Время на выполнение заданий увеличивается, экзаменационные формы предоставляются на выбор (ГИА и ЕГЭ или используемые до их введения письменные экзамены в виде сочинения, изложения и так далее).

Результаты некоторых экзаменационных форм в дальнейшем не принимаются ВУЗами, поэтому решение о том, как проходить аттестацию ребенок принимает исходя из планов и с учетом возможностей.

Доступ к особой экзаменации лицо с ограниченными возможностями получает только по результатам прохождения ПМПК или получения справки, подтверждающей статус инвалида. При необходимости на помощь ребенку приходят ассистенты, обеспечивающие нормальную работу технических средств.

Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Чтобы быть зачисленным в высшее учебное заведение, ребенок-инвалид не проходит общий конкурс. Документы можно подавать одновременно в 5 учреждений, в каждом – на 3 факультета.

Так что шанс получить бесплатное образование высок, если успешно сданы выпускные экзамены в форме ЕГЭ, на основании которых происходит зачисление в большинство ВУЗов и ССУЗов.

Будучи студентом, инвалид решает, по индивидуальной или общей программе будет проходить обучение.

При трудоустройстве для лиц с ограничениями по здоровью продуманы гарантии, регулируемые федеральными законами. На подходящие специальности резервируются места, трудоустроить на которые можно только инвалидов.

Условия работы создаются таким образом, чтобы реабилитировать сотрудника, позволить работать в комфортных условиях: рабочее время сокращается и даются другие льготы.

Руководство организаций поощряется экономически, при найме инвалидов.

Заключение

Российская Федерация относительно недавно озаботилась нормальным обучением инвалидов и обеспечением их рабочими местами, поэтому и социализироваться им трудно. Преимущества достигаются при содействии родителей. Они добиваются соблюдения прав и гарантий для детей, в том числе права на образование и карьеру.

Учеба проходит дистанционно, на дому, в школах. Выбор организационной формы предоставлен родителям и детям. Государство берет на себя обязанности по созданию комфортных условий не зависимо от выбранного способа освоения знаний, аттестации и трудоустройства инвалидов.

Источник: https://ProInvalid.ru/trudoustrojstvo/sovmestnoe-obuchenie

Образование детей инвалидов: особенности и привилегии в 2020 году

Обучение детей инвалидов

Инвалидность может присваиваться ребенку в результате врожденных каких проблем со здоровьем, или приобретенных в ходе жизни. Установление инвалидности означает наличие ограничений, которые также распространяются на процесс обучения. Однако, в соответствии нормами законодательства образование для детей инвалидов в меру их возможностей должно организовываться вместе с обычными детьми.

Право инвалидов на образование

Россия присоединилась к международной конвенции о правах инвалидов, в связи с этим в 2012 году было приняты нормы права, которые были направлена на реализацию прав инвалидов.

Одними из важнейших положений конвенции, которые должны выполняться каждой страной, является соблюдение следующих требований:

  • Дети инвалиды должны проходить процесс образования со всеми другими детьми в обычных школах с учетом их физических возможностей.
  • На государстве лежит обязанность организовать для детей доступный общеобразовательный процесс по месту их проживания.
  • Для того, чтобы ребенок-инвалид мог посещать школу, необходимо государству обеспечить приспособления для этого.
  • Обеспечение мер поддержки и социализации детей-инвалидов.

Государство должно обеспечить полноценную адаптацию в образовательном процессе и социальное развитие детей, которым установлена инвалидность.

При этом у обычных детей должно развиваться в отношении инвалидов сострадание, взаимопомощь, наставничество и т.д. Они должны с помощью жестов, специальных языков научиться общаться с инвалидами.

Образовательные привилегии инвалидов

Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.

Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.

Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.

Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.

Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.

При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.

По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.

Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.

Домашнее обучение

Дети, у которых нет возможности посещать школу ежедневно, могут оформить осуществление обучения на дому.

Для этого родители должны подготовить пакет документов:

  • Заявление по фиксированной форме, согласно которому ученик должен проводить занятия на дому;
  • Справку, оформленную МСЭ с подтверждением инвалидности;
  • Заключение, оформленное МСЭ, подтверждающее невозможность находиться на занятиях в школе на общих условиям.

Внимание! Решение о введении домашнего образования принимается представителями муниципалитета и отдела образования.

Если органы власти оформляют разрешение на домашнее образование детей инвалидов, то руководство учебного заведения осуществляет следующие меры:

  • Заключает с родителями либо законными представителями договор об обучении ребенка дома;
  • Зачисляет ребенка в ученики школы;
  • Составляет все необходимые документы;
  • Составляет учебный план, соответствующий возможностям ребенка;
  • Назначает учителей для обучения ребенка дома.

Ребенок с ограниченными возможностями по итогам обучения должен знать в полной мере курс средней школы. Оценка знаний проводится без каких-либо поблажек. Выданный в случае успеха аттестат не отличается об стандартного документа об образовании.

Дистанционное обучение

Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.

Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:

  • Уроки через интернет;
  • Теле-присуствие;
  • Занятия с использованием чата;
  • Обучение посредством онлайн-конференции;
  • Проведение онлайн-консультаций с педагогом.

Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.

При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.

Аттестация знаний перед поступлением в школу

Ребенок с ограниченными возможностями, который собирается поступать на обучение в школу, должен пройти специальную комиссию.

В ее состав включается следующий перечень специалистов:

  • Педагог-психолог, независимо от причины наступления инвалидности у ребенка;
  • Педагог-дефектолог, который имеет специальность по проблеме ребенка — невролог, ЛОР, ортопед и т. д.
  • Логопед;
  • Социальный психолог.

Также при аттестации должны присутствовать родители ребенка, поскольку он может испугаться присутствия большого количества новых людей, т. е. сработает фактор страха.

Внимание! Комиссия проводится по письменному согласию родителей либо представителей ребенка-инвалида. Они имеют право отказаться от ее прохождения. Если комиссия проведена без согласия родителей, то ее результаты признаются недействительными.

Комиссия должна определить, годен ли ребенок к дальнейшему обучению. Чаще всего благодаря их заключению, появляется возможность правильно адаптировать обучение под возможности и нужды ребенка.

Условия предоставления инклюзивного образования

Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.

В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.

К школе, которая будет предоставлять возможность получения инклюзивного образования, также предъявляются требования по соответствию системе «Доступная среда».

Так, в ней должны быть пандусы для детей-колясочников, специальные классы и туалетные комнаты, персоналом должны соблюдаться права ребенка инвалида в школе при обучении.

Кроме того в штате школы должны находиться два специалиста — это сурдопереводчик и дефектолог.

Чем отличается инклюзия от интеграции?

Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.

Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.

Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.

Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.

Так, инклюзии присущи следующие особенности:

  • Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
  • Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
  • К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
  • Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.

Методы инклюзии

Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.

Для этого используется несколько методов:

  • Более широкие возможности по доступу к образованию;
  • Интеграция в учебный процесс;
  • Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
  • Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.

Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.

Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.

Последние новости в 2020 году

На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.

Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.

Источник: https://infportal.ru/lgoty/obrazovanie-detey-invalidov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.