Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальные и инновационные подходы к организации работы с детьми ОВЗ

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

ТЕМА: Актуальные и инновационные подходы к организации работы с детьми ОВЗ

Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ.

До недавнего времени такой термин, как «дети с Ограниченными Возможностями Здоровья» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в дошкольном учреждении должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Вст. 5 п. 2 говорится: Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Какие же существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.

Ребенок инвалид – это физическое лицо возрастом до 18 лет со стойкими расстройствами функций организма, спровоцированными последствиями травм, заболеваний или врожденных дефектов, приводящих к ограничению жизнедеятельности и потребностям в социальной защите.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

(п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”)

Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

То есть ОВЗ является более легкой формой нарушения, при которой ребенок только нуждается в предоставлении особых условий обучения и развития.

Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка.

Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта, онкологическими заболеваниями могут обучаться по основной общеобразовательной программе и не посещать ПМПК.

Таким образом, обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна,
в нее водят дети с разными нарушениями развития

с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с интеллектуальными нарушениями;

с множественными системными нарушениями;

с расстройствами аутистического спектра.

Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения программы обучения.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов. 
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных условий их успешной социализации. 

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. 

Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется строго в соответствии с нормативно-правовыми документами и с соблюдением алгоритма действий.

Алгоритм действия при сопровождение детей с ОВЗ:

ЭтапОписание этапа
Этап № 1Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе или адаптированной образовательной программе, только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Родители не обязаны приносить эти рекомендации в детский сад, но если они их принесли и согласны на обучение по АООП, то руководство ДОУ обязано эти рекомендации воплотить в жизнь. ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть Заявление от родителей (законных представителей) о зачисление или переводе ребёнка на обучение по адаптированной основной образовательной программе (АООП) или адаптированной образовательной программе (АОП).
Этап № 2Заключение договора с родителями (законными представителями) или внесение изменений в действующий договор.
Этап № 3Решение на ППКОНСИЛИУМА ДО о разработке АООП или АОП. Проведение углубленной диагностики ребёнка с ОВЗ специалистами ДОУ.
Этап № 4Реализация АООП или АОП.
Этап № 5Отслеживание динамики коррекционно-развивающей работы с ребёнком ОВЗ. Этот вид работы осуществляется всеми специалистами сопровождения не реже трёх раз в год. Результаты данного мониторинга обсуждаются на заседании Психолого-Педагогического Консилиума ДОУ. На основе которых специалисты психолого-педагогическом консилиуме могут принимать решения о внесение корректировок в работу с ребёнком или о направлении ребёнка на ПМПК с целью уточнения рекомендаций или изменения условий обучения.

Министерством образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 издан приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

«…содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (п.16)

Разработка и утверждение адаптированной основной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной образовательной организации: «Положение о порядке разработки и утверждении адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ».

Алгоритм проектирования и реализации АООП или АОП ДОУ.

Шаг 1. Приказ руководителя ДОУ о создании рабочей группы по разработке АООП или АОП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, о процедуре утверждения АООП или АОП (участие родителей, представителей несовершеннолетних обучающихся (в соответствии со ст. 2 п.3 1, ст. 3 п. 10 ФЗ «Об образовании в РФ»)

Шаг 2. Изучение нормативных документов:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/31256-aktualynye-i-innovacionnye-podhody-k-organizacii-raboty-s-detymi-ovz

Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

 Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в МБОУ « Школа №23»

      В основе работы с детьми ОВЗ в МБОУ « Школа №23»  лежит социальная адаптация, предаставление равных возможностей для всех учащихся.

      Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

  • учреждение реализует программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
  • индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

Условия поступления.  В  школу на ступени начального общего, основного общего образования принимаются все подлежащие обучению граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня при наличии свободных мест.

   В соответствии с программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы» МБОУ городского округа Балашиха «Школа № 23» стремится создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития. 

Назначение образовательной программы школы – реализация личностно ориентированного подхода с целью создания максимально комфортных условий для раскрытия и развития личностного потенциала  и социализации каждого обучающегося, в  удовлетворении образовательных потребностей  обучающихся в обучении и воспитании.

Утверждены нормативно-правовые документы, утверждены учебные планы . Осуществлялся контроль обучения детей-надомников в соответствии с учебными планами.

Одной из проблем дистанционного обучения является отсутствие достаточной компьютерной грамотности родителей, которые непосредственно могли бы помочь ребенку организовать сеанс телекоммуникационной связи с учителем. В этом случае наша школа не раз приходила и приходит на помощь путем проведения обучения родителей современным информационным технологиям. 

          В работе с детьми-инвалидами реализуем следующие задачи:

  • создаём условия для повышения эффективности и качества  образовательного процесса детей;
  • совершенствуем методические приемы;
  • изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;
  • создаем  комфортные здоровьесберегающие условия, хороший  психологический  климат в коллективе;
  • создаем  условия  для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
  • совершенствуем  систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.
  • Обучение продолжается. Педагоги постоянно являются участниками вебинаров на муниципальном и региональном уровнях. Учителя принимают участие в региональных конференциях, муниципальных семинарах и круглых столах.

Темы представленного опыта:

  • «Социализация детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении во внеурочной и внешкольной деятельности»;

          Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного и домашнего обучения   включает 4 направления:

  • Психолого-педагогическое сопровождение самого ребёнка-инвалида;
  • Психологическое консультирование педагогов, работающих с детьми-инвалидами, в т.ч. дистанционно;
  • Социально-психологическая подготовка учащихся классов и групп, контактирующих с ребёнком-инвалидом;
  • Психологическая помощь  родителям детей-инвалидов.

        Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе и для детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, разработаны индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения.

Они включают различные виды диагностической работы, консультирование, коррекционно-развивающие и адаптационные занятия. В процессе социально-психологического сопровождения идёт не только коррекция и развитие мотивационной и познавательной сферы, но и социализация.

На индивидуальных занятиях развиваем мелкую моторику рук, познавательные способности, формируем мотивацию на успех, а также моделируем социально приемлемые формы поведения детей.

          Второе направление – работа с педагогами. Это направление включает в основном консультативную работу, причём работа с педагогами, работающими с детьми-инвалидами дистанционно, отличается от типичных психологических консультаций тем, что и психолог, и педагог проходят этот путь вместе впервые.

Поэтому такая работа больше похожа на совместный поиск решения, то есть проблемы и вопросы решаются в сотрудничестве. Особенно это важно для педагогов начальной школы, поскольку с ребёнком дистанционно работает в основном один педагог, который,  как говорится,  «варится в собственном соку».

Поэтому важно, чтобы была хотя бы небольшая проблемная группа педагогов, работающая вместе и решающая вместе возникающие вопросы и проблемы.

            Третье направление – работа с учащимися классов и групп, контактирующими с данной категорией детей  во внеклассной и внешкольной работе.

Поскольку  дети-инвалиды  имеют специфические психологические особенности, не характерные для детей без  ОВЗ, важно готовить ребят к встрече и сотрудничеству с детьми-инвалидами, тогда адаптация и социализация их пройдёт легче и мягче.

Это воспитание толерантности, милосердия, чувства сострадания, доброты, взаимоподдержки.

Поскольку дети-инвалиды зачастую проявляют повышенную защитную реакцию, даже защитную агрессию, то ребят, которые общаются с ними, необходимо учить проявлять терпение, сдержанность, чуткость и понимание, что и делают наши педагоги. Хочется отметить, что наши дети с ОВЗ с удовольствием приходят в школу, значит им комфортно в детском коллективе, и значит, проблема психологической адаптации таких ребят решается в школе успешно. 

            Работа с родителями – одно из важнейших направлений в процессе  социализации детей-инвалидов.

Неоднократно на курсах, где все мы обучались и обучаемся, специалисты, много лет работающие с детьми-инвалидами, сообщали нам о том, что родители нередко либо преувеличивают проблемы воспитания, обучения и развития ребёнка – инвалида, либо преуменьшают.

Роль педагогов и психолога состоит в том, чтобы совместно с родителями и родственниками  найти ту золотую серединку, при которой ребёнку дают возможность самостоятельно развиваться, само реализовываться, социализироваться, при этом не перегибать палку в сторону завышения требований и возможностей ребёнка-инвалида.

            Дистанционное обучение и развитие – это дополнительный, но не заменяющий ресурс.  Дистанционные занятия и Интернет- ресурсы  расширяют возможности ребёнка, вовлекают его в  разносторонний и разнообразный мир.

         Материально-техническое оснащение

Оборудованиекол-во
1Пандус1
2Автоматизированное место ученика для дистанционного обучения детей-инвалидов3
3Автоматизированное место ученика для дистанционного обучения детей-инвалидов3
4Брайлевский принтер1
5Специализированная инфракрасная звукоусиливающая система1
6Специализированные рабочие парты для детей инвалидов 6

Источник: https://bal-sch23.edumsko.ru/conditions/logistics/post/29759

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются  в нашей  помощи.

Согласно закону  «Об образовании РФ»  дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наше дошкольное учреждение посещают различные категории детей с ОВЗ:

  • Тяжелые нарушения речи (ТНР);
  • Задержка психического развития (ЗПР);
  • Умственная отсталость (УО);
  • Расстройства аутистического спектра (РАС).

Работая с «особенными» дошкольниками, понимаю, что это особенные дети. У них свой мир, свое понимание всего того, на что другие  люди смотрят обыкновенно. А главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

При появлении в детском саду ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные  функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум  (ПМПк), на котором педагоги обсуждают проблемы в обучении и воспитании детей и совместными усилиями ищут пути решения проблем дошкольника, разрабатывают индивидуальные образовательные программы, отслеживают динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ,  дают рекомендации для педагогов  и родителей.

Организация сопровождения детей с ОВЗ включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуального педагогического маршрута;  организация педагогического взаимодействия всеми субъектами образовательного процесса.

Задачи  психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • динамическое отслеживание развития дошкольников в процессе обучения и воспитания;
  • развитие психолого-педагогической компетентности   родителей, педагогов;
  • психологическая поддержка педагогов.

Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых  характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:

– Замедленный темп обучения и воспитания;

– привлечение детей к предметно-практической деятельности;

– опора на возможности и способности ребенка.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашей образовательной организации проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений.

Чтобы заинтересовать учащихся, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития.

 Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка  физические и творческие способности. С этой целью в работе применяем различные нетрадиционные направления:    

  1. Развитие артикуляционной моторики:

– с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;

           – использование дидактической куклы «Царевна лягушка»;

           – упражнения с бусиной, баранкой и ложками;

           – адаптированные интерактивные сказки и презентации.

            2) Песочная терапия помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки,  «тактильную» чувствительность. Применяем для различных направлений коррекционной работы:

  • автоматизация звуков;
  • сопряженная гимнастика пальцев и языка;
  • дыхательная гимнастика;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • развитие связной речи.

            3) Криотерапия (воздействие холодом) – воздействие холода на нервные окончания обладает положительными свойствами.

Эффект достигается путем изменения деятельности сосудов (холод вызывает сокращение мышц, а тепло – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона).

Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, как следствие, улучшается процесс овладения графическими навыками, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.

            4) Нейропсихологические методы нацелены на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Коррекционно – развивающая работа с применением нейропсихологических приемов имеет три направления:

1. Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;

 2. Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов;

3. На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста и позволяет более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

            5) Логопедический массаж  применяется при нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.

Способствует нормализации гипо  или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре; уменьшению гиперкинезов;  улучшению качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости; восприятие движений речеобразующих органов.

Спокойные движения способствуют расслаблению, помогают ребенку успокоиться. Более ритмичные приемы помогают получить заряд бодрости и энергии.

           6) Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии  детей. На занятиях используются следующие виды упражнений:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • прослушивание природы, птиц, животных и т.д.
  • выполнение ритмичных движений под музыку.

          7) Сказкотерапия  является одним из  самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и  поведенческой сфере.

Этот метод является  открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения.

Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Помимо нетрадиционных методов работы с детьми,  важное место занимают традиционные технологии обучения, которые позволяют обогащать воображение воспитанников, стимулируют развитие речи дошкольников. Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм.

Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить  ребенку возможность сохранения здоровья.

составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Использование здоровьесберегающей технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:

  • повышает речевую активность детей;
  • развивает речевые умения и навыки;
  • восстанавливает работоспособность на занятии;
  • улучшает концентрацию внимания;
  • укрепления здоровья детей,  что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

В рамках методической поддержки развития инклюзивного образования  на педагогических и методических советах изучается нормативная база МОРФ, МОРО, проводятся мастер-классы, обобщение опыта педагогов по вопросам инклюзивного образования, разрабатываются методические рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

В детском саду проводятся педагогические советы, совещания, разработаны памятки, буклеты  по проблеме сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.  Ежегодно одна из тем педсовета посвящена детям с особыми образовательными потребностями.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ, проведение  тематических родительских собраний и педагогических всеобучей, в рамках которых происходит консультирование родителей по выбору стратегий воспитания детей с психо-физиологическими особенностями.

Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит».

Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться.

Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».

Источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/effektivnyie_sredstva,_formyi_i_innovaczionnyie_metodyi_rabotyi_s_detmi_s_ogranichennyimi_vozmozhnostyami_zdorovya/

Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.

Само слово «инклюзивный» происходит из латинского слова «inclusio», что означает «включение, заключение».

Инклюзивное образование, соответственно, отличается тем, что включает в процесс обучения как здоровых детей, так и ребят с ОВЗ.

Инклюзия предполагает разработку специальных программ для таких смешанных коллективов, которые бы отвечали потребностям и соответствовали возможностям каждого ученика.

Образование и дети с ОВЗ

Согласно статье 19 закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны.

Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов.

Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.

Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт № 273-ФЗ.

Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

История инклюзивного образования

Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии.

Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия.

В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.

Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.

В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.

Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН

Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:

  • расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
  • в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
  • специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
  • в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
  • в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
  • расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
  • для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
  • площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.

Важную роль в налаживании инклюзивного образовательного процесса играют тьюторы и ассистенты педагогов. Это два разных понятия, которые часто путают. В зависимости от заболевания ребенку нужен или тьютор, или ассистент. Тьютор — педагог, который помогает подобрать индивидуальные средства развития ребенка и его мотивации. Ассистент — помощник воспитателя или преподавателя, который помогает ребенку в бытовом аспекте.

Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:

  • специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
  • необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
  • кабинетом педагога-психолога;
  • кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
  • цифровыми модульными системами для работы с текстами;
  • сенсорными комнатами (по возможности);
  • универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.

Особенности смешанного обучения

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.

Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:

  1. Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
  2. Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
  3. Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
  4. Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
  5. Занятия должны длиться не больше 40 минут.
  6. Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
  7. В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
  8. Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.

Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:

  • на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
  • на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
  • на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.

Достоинства и недостатки

Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь.

А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому.

Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.

У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива.

Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.

Заключение

Инклюзивное образование в России становится все более популярным.

Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др.

В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.

Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья.

Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки.

Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ovz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.