Обучение неработающего населения

Обучение неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС

Обучение неработающего населения

УДК 355.58

Иванов Сергей Валерьевич, преподаватель Санкт-Петербургского ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС», г. Санкт-Петербург, e-mail: ivanov.spb-umc@mail.ru

Ivanov Sergey V., teacher of Saint-Petersburg GKU DPO “UMTS GO and CHS”, Saint-Petersburg, e-mail: ivanov.spb-umc@mail.ru

Галич Владимир Александрович преподаватель Санкт-Петербургского ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС», г. Санкт-Петербург, e-mail: galich_v@mail.ru

Galich Vladimir Alexandrovich teacher of Saint-Petersburg GKU DPO “UMTS GO and CHS”, Saint-Petersburg, e-mail: galich_v@mail.ru

Организация обучения неработающего населения в области

гражданскойобороны

The organization of training of unemployed population in the region

civildefense

Аннотация

Граждане Российской Федерации в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны проходить подготовку в области гражданской обороны, принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне, оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Abstract:

Citizens of the Russian Federation in accordance with Federal laws and other normative legal acts of the Russian Federation are required to undergo training in the field of civil defense, to participate in the activities of the civil defense, as well as to assist public authorities and organizations in solving problems in the field of civil defense.

Ключевые слова:

ситуации, угроза, факторы, граждане, обучение, подготовка, УКП

Keywords:

situation, threat, factors, citizens, training, UKP

В опубликованном Указе Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», определены основные проблемы и тенденции развития гражданской обороны:

а) нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;

б) увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;

г) сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;

д) растущая угроза проявлений экстремизма.

К ним также добавляются и угрозы мирного времени: природные, техногенные, биолого-социальные, экологические, в сфере транспортной безопасности, конфликтные, информационной безопасности.

Поэтому одним из главнейших мероприятий в целях повышения уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, является – обучение населения в области гражданской обороны в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а с учётом приоритетных направлений государственной политики в области гражданской обороны особое значение приобретает организация и проведение обязательной подготовки неработающего населения в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне (далее – УКП).

Для эффективной реализации этой задачи и повышения качества подготовки неработающего населения в области ГО необходима реализация комплекса мер, направленных на дооснащение и развитие существующей учебно-материальной базы УКП. Рекомендуется следующий состав учебно-материальной базы УКП:

– 3-4 информационных стенда для самостоятельного усвоения материала по тематические разделам: сигналы оповещения и порядок действия по ним; схема (карта) поселения (организации) с маршрутами эвакуации, местами временного размещения населения при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) и объектами ГО; причины возникновения ЧС природного и техногенного характера, возможные на территории муниципального образования и присущие им опасности; средства индивидуальной и коллективной защиты от ЧС; правила оказания первой помощи при травмах, кровотечениях, ожогах, укусах животных и насекомых и т.д.; порядок и правила проведения эвакуации.

– телефон, телевизор, видеоаппаратура, проекционная аппаратура (мультимедиапроектор, диапроектор, кодоскоп и др.), приемник радиовещания;

– витрины с образцами средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и средств обеззараживания, приборы радиационной и химической разведки;

– тренажер для обучения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (типа «Гоша» и т.п.);

– подшивки журналов «Гражданская защита», «Военные знания», «Основы безопасности жизнедеятельности», «112 Единая служба спасения»;

– витрины для размещения памяток и рекомендаций населению по действиям при угрозе и возникновении ЧС;

– учебно-методические пособия и другие информационные материалы.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, но это вовсе не означает, что граждане должны ждать когда к ним придёт помощь, быть безучастными в решении вопросов собственной защиты от возможных опасностей мирного и военного времени.

Граждане Российской Федерации обязаны:

– изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, совершенствовать свои знания;

– проходить подготовку в области гражданской обороны, принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне, а также оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Эта обязанность, к великому сожалению, гражданами всерьёз не воспринимается.

Практика ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера свидетельствует о том, что в течение первого получаса погибает до 30% пострадавших, через 3-4 часа до 60%, через 6 часов до 90%, которые могли бы жить при своевременном оказании первой помощи.

Спрашивается, на что рассчитывает, на что надеется подавляющая часть населения? Общая численность спасательных формирований МЧС России сегодня составляет около 7 тысяч человек.

Есть ещё силы государственной противопожарной службы. Однако и эта группировка теряется на просторах нашей страны, а потому, не стоит утешать себя мыслью об оперативной помощи пострадавшим.

Кому-то возможно и повезёт, но не факт, что это будете ВЫ.

Пора наконец-то понять эту не сложную мысль и спросить себя: «Почему я не выполняю гражданский долг?», «Почему самостоятельно не работаю над приобретением знаний и умений, как того требует федеральное законодательство?».

Развитие активной жизненной позиции, повышение мотивации и интереса граждан к обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций будут напрямую влиять на наполняемость и содержание учебно-материальной базы УКП муниципальных образований и, тем самым, повышение качества подготовки населения и уровень защищённости от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Литература

  1. Конституции Российской Федерации, статья 72.1.

  2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 19.

Источник: https://infourok.ru/obuchenie-nerabotayuschego-naseleniya-v-oblasti-go-i-zaschiti-ot-chs-2394624.html

Приложение N 4. Программа обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности | ГАРАНТ

Обучение неработающего населения

Приложение N 4
к постановлению администрацииШемуршинского района

от 30 августа 2019 г. N 388

Программа
обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности

I. Общие положения

Программа обучения населения, не занятого в сферах производства и обслуживания (далее – неработающее население), в области безопасности жизнедеятельности (далее – Программа) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Программа определяет основы организации и порядок обучения неработающего населения в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в повседневной деятельности.

В Программе изложены организация и методика обучения неработающего населения, тематика, содержание занятий и расчет часов, а также требования к уровню знаний, умений и навыков неработающего населения, прошедшего обучение.

II. Организация обучения

2. Программа определяет содержание подготовки неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности и рассчитана на 12 ч.

Знания, умения и навыки, полученные при освоении настоящей Программы, совершенствуются при привлечении неработающего населения на учения и тренировки по месту жительства.

3. Обучение неработающего населения проводится по решению руководителя соответствующих предприятий, учреждений, организаций (далее – руководитель), на базе которых созданы учебно-консультационные центры по ГО и ЧС.

4. Для проведения занятий в УКП по ГО и ЧС приказом руководителя создаются учебные группы. Занятия проводят специалисты или инструкторы, прошедшие соответствующую подготовку при отделах ГЗ и ОН районов, отнесенных к группам по ГО, занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты.

Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказом руководителя. Они должны ежегодно проходить подготовку при отделах ГЗ и ОН районов, отнесенных к группам по ГО.

5. Занятия и тренировки, проводимые с неработающим населением, должны быть нацелены на привитие навыков по действиям при различных сигналах оповещения в различных условиях обстановки.

На всех занятиях следует использовать технические средства обучения.

6. В ходе занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.

7. В результате обучения неработающее население должно:

знать:

– основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ), современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

– правильно действовать по сигналу “Внимание всем!” и другим речевым сообщениям органов, специально, уполномоченных решать задачи ГО и задачи предупреждения и ликвидации ЧС на местах, правила проведения эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени.

уметь:

– пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

– правильно действовать по сигналу “Внимание всем!” и другим речевым сообщениям органов, специально, уполномоченных решать задачи ГО и задачи предупреждения и ликвидации ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;

– оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, отравлениях, поражении электрическим током и тепловом ударе;

– защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.

III. Наименование тем, виды занятий и количество часов

N темы

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1.

Порядок действий населения по сигналу “ВНИМАНИЕ ВСЕМ” и другим речевым сообщениям органов управления на местах

лекция

1

2

Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера

лекция, практические занятия

2

3

Действия населения при угрозе и совершении террористических акций

практические занятия

1

4

Действия населения при пожаре

практические занятия

2

5

Опасности, возникающие при ведении военных действий вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них

лекция, практические занятия

2

6

Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

лекция

2

7

Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными

лекция, практические занятия

2

8

Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров

лекция

2

Итого

14

IV. тем занятий

Тема N 1
Порядок действий населения по сигналу “ВНИМАНИЕ ВСЕМ” и другим речевым сообщениям органов управления на местах

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

N п/п

Учебные вопросы

Время

1 час.

Введение

2

1.

Порядок действий населения по сигналу “ВНИМАНИЕ ВСЕМ”.

15

2.

Порядок действий населения по сигналам и речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС.

25

Заключение

3

Итого (в минутах):

45

Тема N 2
Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

N п/п

Учебные вопросы

Время

2 часа

Введение

2

1.

Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Стихийные бедствия геологического, метеорологического и гидрологического характера, природные пожары, массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Причины возникновения и последствия.

45

2.

Действия населения при оповещении о возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, во время их возникновения и после окончания.

40

Заключение

3

Итого (в минутах):

90

Тема N 3
Действия населения при угрозе и совершении террористических акций

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

N п/п

Учебные вопросы

Время

1 час.

Введение

2

1.

Угроза терроризма

25

2.

Отработка практических навыков по действию населения при возникновении ЧС техногенного характера

15

Заключение

3

Итого (в минутах):

45

Тема N 4
Действия населения при пожаре

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

N п/п

Учебные вопросы

Время

2 час.

Введение

5

1.

Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту.

20

2.

Противопожарный режим. Система оповещения и инструкция по действиям при пожаре. План (схема) эвакуации.

20

3.

Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам

20

оповещения о пожаре и при эвакуации.

4.

Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.

5

5.

Технические средства пожаротушения. Действия по предупреждению пожара, а также по применению первичных средств пожаротушения.

5

6.

Эвакуация людей при возникновении пожара в здании.

10

Заключение

5

Итого (в минутах):

90

Тема N 5
Опасности, возникающие при ведении военных действий вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

N п/п

Учебные вопросы

Время 2 часа

Введение

5

1.

Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического и обычного оружия.

15

2.

Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций. Виды пожаров и их поражающие факторы.

10

3.

Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях.

5

4.

Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации.

10

5.

Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений.

5

6.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

5

7.

Средства индивидуальной защиты кожи

5

8.

Медицинские средства индивидуальной защиты

5

9.

Санитарная обработка людей

5

10.

Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ

5

11.

Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

5

12.

Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.

5

Заключение

5

Итого (в минутах):

90

Тема N 6
Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

N п/п

Учебные вопросы

Время

2 час.

Введение

5

1.

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.

20

2.

Действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными.

30

3.

Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом. Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

20

4.

Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.

10

Заключение

5

Итого (в минутах):

90

Тема N 7
Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

N п/п

Учебные вопросы

Время

2 часа

Введение

5

1.

Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

10

2.

Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

10

3.

Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Средства и правила транспортировки и переноски пострадавших.

10

4.

Первая помощь при ушибах и вывихах

10

5.

Первая помощь при химических и термических ожогах

10

6.

Прочие способы оказания первой помощи.

10

7.

Основы ухода за больными.

5

8.

Отработка практических навыков по оказанию первой помощи.

15

Заключение

5

Итого (в минутах):

90

Тема N 8
Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров

Учебные вопросы и расчет учебного времени:

Источник: https://base.garant.ru/72670578/172a6d689833ce3e42dc0a8a7b3cddf9/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.