Обучение праву в школе

Правовое воспитание в школе

Обучение праву в школе

Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина.

Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения.

Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Задачи воспитания

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

  • добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
  • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
  • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
  • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер.

Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”.

уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.

Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам.

В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.

В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

Необходимо соблюдение некоторых принципов:

  • связь с повседневной жизнью;
  • научный характер;
  • яркость и образность;
  • ориентация на укрепление законности, правопорядка.

воспитания

включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.

Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:

  • на повышение личностного уровня правовых знаний;
  • формирование уважения к праву;
  • соблюдение правомерного поведения;
  • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

  Правовая культура и воспитание

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

  • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
  • уважение к праву, законности;
  • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
  • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
  • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение – передача, накопление знаний;
  • пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
  • наглядная информация;
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
  • профилактика противоправного поведения, коррекция;
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы;
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
  • Встречи с сотрудниками государственных структур;
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
  • Игры;
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
  • Агитбригады;
  • Театрализованные представления, форум-театр;
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
  • Консультации учащихся по различным вопросам;
  • Просвещение родителей;
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Подробнее: “Методы и формы правового воспитания“.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

  Цели, задачи и проблемы правового воспитания

Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.

Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.

Формы  обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.

Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.

Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.

Правовая культура старшеклассников

Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

 цель воспитания старших школьников  – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

  • усвоения знаний о праве;
  • организованного просвещения;
  • участия в правоохранительной деятельности;
  • работы с родителями.

Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация.

В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.


Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/pravovoe-vospitanie-v-shkole

Как провести урок права в старших классах?

Обучение праву в школе

Статьи

Среднее общее образование

Линия УМК А. Ф. Никитина. Право (10-11)

Право

Право является одним из самых значимых гуманитарных предметов. Знание законов и своих прав сделает гармоничнее и свободнее в будущем жизнь каждого современного ученика. О том, как метод проблемного обучения помогает преподавать право интересно и держать внимание школьников на протяжении всего урока, рассказала Елена Калуцкая, кандидат педагогических наук, автор учебных и методических пособий.

31 июля 2019

Преподавание права в школе и его связь с другими предметами

Предмет «Право» преподается на базовом (один час в неделю) или на углубленном уровне. Базовый уровень предполагает воспитание ответственности и социальной активности через повышение правовой грамотности обучающихся.

Углубленный уровень (характерный для классов гуманитарной направленности) — получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности.

Право имеет прочные межпредметные связи с историей, экономикой, обществознанием (в том числе с модулем «финансовая грамотность»).

Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.

Право. 10-11 классы. Учебник

Учебник содержит материал о ключевых вопросах истории и теории права и государства. В нём рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права — конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Отдельная глава посвящена правовой культуре и правосознанию.

Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, темы для проектов и рефератов, рубрики «», «Информация к размышлению», «Исследуем документы и материалы», «Обсуждаем, спорим».

В конце книги даны словарь юридических терминов и перечень интернет-ресурсов.

Купить

Проблемное обучение: этапы урока

  1. Мобилизация (мотивация). С первых минут дети чувствуют себя соавторами урока. Как этого достичь? Начать можно с проблемного диалога, мозгового штурма, формулы («незнание закона не освобождает от ответственности», «закон = право» и др.) То есть педагог не просто задает тему урока, а подводит к ней учеников, делает так, чтобы они сами ее сформулировали.

  2. Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.

  3. Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.

  4. Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс.

    Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают.

    Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.

  5. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.

  6. Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.

Элементы современного урока «Право»

  • Мотивирующие задания. Задания на уроке «Право» должны быть повышенного уровня сложности, носить проблемный и поисковый характер. Благодаря этому ученики смогут применять комплексно свои знания и умения. Даже работа с понятием становится увлекательным заданием, если ученики сами пробуют составить определение. Желательно, чтобы задачи были понятны ученикам, рассказаны как бы про них — к счастью, многие вопросы связаны с социальными ролями молодых людей. Задачи следует давать короткие, емкие — то есть делать «вброс». Заинтересовать учеников поможет использование местоимений «вы», «ваши».
  • Интерактивное обучение. Материал отлично усваивается, если ученики переживают конкретный опыт, связанный с ним через игру, упражнение, моделирование ситуации. В результате ученик осмысливает полученный опыт, обобщает его (рефлексирует) и в дальнейшем применяет на практике. Одна из форм работы: учебная ситуация-проблема, представляющая собой прототип реальной ситуации, требующей оперативного решения. Можно также задействовать ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку (надо оценить готовое решение), ситуацию-тренинг. Учебник «Право» для 10-11 классов авторства А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной включает много хрестоматийных материалов и методических рекомендаций, которые помогут учителю смоделировать ту или иную ситуацию. Например, рубрика «Исследуем документы и материалы» содержит отрывки из официальных документов, статей разных лет и другие источники.
  • Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.
  • Метод кейсов. Выстраивается по принципу: заинтересовался — изучил — применил — создал новый «продукт». То есть вначале ученик получает вводные данные и задание. В процессе выполнения он изучает базу вопроса, систематизирует информацию, отделяя нужное от ненужного. В качестве источников используются тексты (параграфы, дополнительные авторские материалы, исторические источники, нормативные документы), иллюстрации, графические материалы, рассказы учителя, видеоролики, аудиозаписи. В завершении все это преобразуется в «продукт». Педагогом обязательно учитываются связь проекта с содержанием темы, научность, возраст учащихся, их интерес к выполнению задания, место для «продукта» в теме.
  • Прием РАФТ. Название произошло от английского слова raft — «плот». Составляющие: Роль-Аудитория-Форма-Тема. От ученика требуется написать текст с учетом строгих условий. Вначале он выбирает роль (от чьего имени будет писать), затем аудиторию (родители, сверстники и т.д. ), форму (письмо, сочинение и т.д.) и, наконец, тему. Порядок выбора критериев можно менять. Прием рассчитан как на индивидуальную работу, так и в парах, группах, с последующей презентацией.
  • Прием «Фишбон» (от англ. fishbone – «рыбья кость»). Также выполняется в группах или индивидуально. Ученики разбирают информацию, опираясь на схему рыбного скелета, систематизируют данные. Подход позволяет наглядно установить причинно-следственные связи, разделить главные и второстепенные факты. В процессе активно развивается логика.
  • Дискуссии. Учитель организует горячие обсуждения актуальных социальных проблем. В процессе школьники учатся отстаивать и аргументировать свое мнение, оппонировать иному мнению. Зачастую такие дискуссии ученики продолжают вести и после урока. В учебнике «Право» корпорации «Российский учебник» подходящие вопросы и темы есть в рубриках «» и «Обсуждаем, спорим».

Вы можете познакомиться с электронной версией учебника «Право» А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, апробировать ее, воспользовавшись акцией «5 учебников бесплатно».

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-provesti-urok-prava-v-starshikh-klassakh/

Права и обязанности школьника: что запрещено ученикам? Защита интересов детей

Обучение праву в школе

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-uchenika.html

Право в школе(особенности его преподавания)

Обучение праву в школе

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРАВО» В 10-11 КЛАССАХ

В старшей школе право относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков.

Изучение права направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права;
  • формирование следующих компетентностей учащихся: умения решать практические задачи на основе норм права; самостоятельного составления отдельных видов юридических документов; осуществления исследований по правовым темам; ведения дискуссий.

Для достижения поставленных целей учителю целесообразно сочетать репродуктивный метод преподавания (изложение готовых знаний), активные формы преподавания (семинар, беседа), интерактивные методы (работа в группах, игра, диспут), исследовательский метод.

Изучение теоретических основ государства и права и отдельных отраслей осуществляется посредством применения таких форм обучения, как лекция, семинарское занятие, работа с законодательством, составление юридических документов (расписки, доверенности, искового заявления, трудового договора), решение правовых задач.

Разнообразить уроки при изучении раздела «Конституционное право» позволяет использование электронного учебного пособия, в котором представлены презентации в программе «Microsoft Power Point» по темам «Гражданство РФ: понятие, основания и порядок приобретения и прекращения», «Выборы», «Законодательный процесс», а также электронные тесты в программе «Microsoft Excel» для закрепления нового материала.

Уроки, проводимые с помощью электронного учебного пособия – это уроки изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом, закрепление полученных знаний.

Это осуществляется посредством лекции с сопровождением презентацией, а затем учебного теста, выполненного на компьютере. Результаты теста учащиеся узнают сразу после выполнения.

Также программа позволяет сразу показать учащимся их ошибки.

Для повышения интереса учащихся к предмету применяются такие интерактивные методики, как деловая игра, ролевая игра, диспут. Остановимся на них более подробно.

После изучения темы «Правительство РФ» в 10 классах проводится деловая игра «Заседание Правительства РФ». Учащиеся делятся на группы представителей Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства транспорта и связи и т.д. На заседании обсуждается какая-либо актуальная проблема.

Например, «Эффективность ЕГЭ как формы государственной итоговой аттестации», «Проблема роста преступности несовершеннолетних» и т.д. Учащиеся заранее готовят выступления от имени «своих» министерств, предлагают проекты преобразований и т.д.

Данная методика способствует формированию критического мышления старшеклассников, собственной позиции по социально-правовым вопросам, её обоснования.

Методика «Игровой суд» применяется при изучении тем «Гражданский процесс» и «Уголовный процесс» в 11 классах.

Учебные цели игрового суда:

  • ознакомление с принципами правосудия, судебной системой, этапами судебного процесса и судебной практикой;
  • освоение школьниками способов доказательной аргументации собственной точки зрения, с учетом действующего законодательства;
  • овладение приемами и формами представления результатов самостоятельного правового исследования, включая рефлексию разнообразной социально-правовой практики.

До проведения игры класс делится на три группы. Учащимся заранее предлагается фабула «дела» и производится распределение ролей.

Группа «судей» к судебному заседанию должна изучить порядок ведения судебного заседания по гражданскому или уголовному делу, нормы соответствующего закона (Гражданского кодекса, Семейного кодекса, Уголовного кодекса и т.д.), подготовить проект решения по данному делу.

Группа «сторона истца» в гражданском процессе готовит исковое заявление, излагает свои требования в виде устного выступления. «Сторона ответчика» опровергает требования истца, может выдвинуть встречный иск.

Стороны представляют суду доказательства (показания свидетелей, документы, заключения экспертов, вещественные доказательства). Учащиеся распределяют между собой роли истца, ответчика, их представителей, свидетелей и выступают от их имени.

В гражданском суде выделяют следующие этапы игры:

  • открытие судебного заседания,
  • проверка явки участников процесса,
  • объявление состава суда,
  • разъяснение права отвода судей,
  • разъяснение сторонам их прав и обязанностей,
  • изложение истцом своих требований,
  • изложение объяснений ответчиком,
  • допрос свидетелей,
  • исследование письменных и вещественных доказательств,
  • судебные прения, которые состоят из речей истца и ответчика и их представителей,
  • удаление суда в совещательную комнату,
  • объявление решения.

При проведении уголовного процесса помимо группы «судей», «стороны обвинения» (с участием прокурора) и «стороны защиты», может быть выделена группа «присяжных заседателей». Прокурор и адвокат должны подготовить обращение к присяжным заседателям. Учащимся рекомендуется при подготовке ознакомиться с речами известных адвокатов. Судьи должны подготовить проект приговора.

Учитель остается ведущим игры, но не берет на себя никакой роли среди участников процесса.

Благодаря применению данной методики, учитель создает возможность для учеников получить дополнительные знания, приобрести опыт занятия различных позиций, нахождения аргументов и формулирования взглядов в той или иной роли.

Игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели. У старшеклассников формируется толерантное отношение к другим мнениям. Интерес к занятиям в виде игрового суда велик.

Учащиеся ответственно подходят к подготовке своих ролей, с удовольствием принимают участие в выступлениях и дискуссиях.

Эффективной и актуальной формой групповой работы учащихся является диспут. В нем создается ситуация открытого группового спора, столкновение идей и аргументов двух противоборствующих сторон. Тема диспута заранее согласуется с учащимися. Например, «Снижение возраста уголовной ответственности: за или против».

Предварительно учитель знакомит учащихся с уголовными нормами других стран, а также дает справку о минимальных пределах возраста уголовной ответственности в нашей стране в разные исторические периоды. Учащиеся делятся на две команды, каждая команда заранее готовит аргументы в поддержку своей точки зрения.

В каждой группе выбирается или назначается лидер, в задачу которого входит координация личных и командных интересов. Перед проведением диспута оговариваются следующие правила: говорить по теме; не терять нить обсуждения; не перебивать выступающего; уважать взгляды оппонента; выполняя свою задачу, помнить о команде; размышлять, сопоставлять, анализировать.

Представители от команд по очереди приводят свои доводы, команда оппонентов высказывает свои возражения.

Старшеклассники учатся излагать свою точку зрения, аргументировать ее, отвечать на вопросы оппонентов, дополнять или корректировать высказанные позиции. Подобная деятельность учащихся необходима для приобретения коммуникативных умений.

Право является особым школьным предметом, знание или незнание которого может определенным образом повлиять на будущее каждого ученика.

 Учитель должен обеспечить учащимся возможность ориентироваться в правовом пространстве, сформировать у них предпочтение правомерных способов защиты своих прав, внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права.

Сочетание различных методов преподавания позволяет поддерживать интерес к предмету и способствует формированию правового мышления, развитой гражданской позиции и повышению уровня правовой культуры подростка.

Рекомендованная литература:

1. Вакуленко В.А, Уколова И.Е., Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. –М.: «Новый учебник», 2002;

2. Володина С.И. Методическое пособие по игровому суду. Теоретические и методические основы преподавания права в школе/ курс лекций. – М.: «Новый учебник», 2002;

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право 10-11 класс – М.: «Вита-Пресс», 2006;

4. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: «Новый учебник», 2004.

Источник: https://infourok.ru/pravo-v-shkoleosobennosti-ego-prepodavaniya-2808312.html

Правовая школа для школьников

Обучение праву в школе

13 февраля пройдет День открытых дверей Открытой правовой школы факультета права ВШЭ, где школьники смогут записаться на бесплатные курсы (около 20 дисциплин). В интервью стажеру новостной службы портала Матвею Кармакову о деятельности школы рассказывает ее научный руководитель Наталья Ростовцева.

— С чего началось развитие Открытой школы? Какова ее история?

— Шесть лет назад Василий Торкановский, будучи еще студентом факультета права ВШЭ, обратился к декану факультета права  Владимиру Александровичу Сивицкому с инициативой проводить на базе факультета бесплатные занятия для школьников. Студенты подготовили устав, и организация получила свою легитимность решением Ученого совета факультета, который поддержал эту студенческую инициативу. Я была назначена научным руководителем школы.

Поначалу учебных предметов было немного, это были в основном базовые правовые дисциплины: основы теории права, конституционное право, гражданское право, уголовное право и другие. Сейчас Открытая правовая школа (ОПШ) предлагает школьникам на выбор около 20 дисциплин.

Среди них даже такие сложные спецкурсы, как: римское право, право интеллектуальной собственности, институциональная теория права. Кроме того, появились курсы базового и продвинутого уровней.

А два года назад школьникам впервые был предложен курс на английском языке «Введение в английское право».

— Каковы наиболее важные цели ОПШ?

— Помочь школьникам определиться в выборе профессии. Получить представление о том, что такое профессия юриста. Дать возможность погрузиться в мир правовой науки. Приобрести знания, которые пригодятся для поступления в вуз.

— Предъявляются ли какие-либо требования к школьникам, проводится ли какой-то отбор?

— Правовая школа у нас открытого типа. А это значит, что любой школьник 7-11 классов может в ней учиться на безвозмездной основе. В начале каждого семестра проводится День открытых дверей, где студенты, которые являются преподавателями ОПШ, рассказывают о своем курсе, после чего школьники выбирают, какой курс будут посещать.

— Сколько курсов может взять школьник? Есть какие-то ограничения?

— Школьник может выбрать любой курс и учиться параллельно на нескольких из них. Мы не ограничиваем в количестве выбранных дисциплин. Например, в прошлом семестре один из 9-классников выбрал 17 курсов и успешно их завершил.

Единственное ограничение, которое существует, касается тех предметов, которые имеют базовый и продвинутый уровни. То есть, чтобы записаться, к примеру, на договорное право, нужно прежде прослушать общую часть гражданского права.

— Как строится обучение в правовой школе? Удается удержать внимание ребят?

На Дне открытых дверей

— Для нас этот вопрос также является актуальным. Ответить на него нам помогло анкетирование школьников. Так вот, многие школьники считают, что занятия лучше проводить не в обычной традиционной форме (лекции, семинары), а в режиме дискуссий, диспутов, деловых игр. Некоторые преподаватели ОПШ активно практикуют эти формы проведения занятий.

Кроме того, для школьников проводятся мастер-классы по актуальным правовым проблемам с ведущими преподавателями факультета права, успешными адвокатами, политиками. Мы также стараемся не терять связь с выпускниками нашего факультета, которые ранее, будучи студентами, преподавали в ОПШ.

Несмотря на загруженность на работе, наши выпускники находят время, чтобы провести занятия со школьниками и поделиться опытом практической деятельности. Например, в ноябре прошлого года открытый урок для школьников на тему «Конституционный суд.

Проблемы конституционного судопроизводства современности» провел Павел Блохин, ныне помощник судьи Конституционного Суда РФ.

Параллельно с учебным процессом студенты, преподаватели ОПШ, организуют для школьников экскурсии в органы государственной власти. Многие слушатели ОПШ побывали на парламентских слушаниях в Государственной думе, на экскурсии в Совете Федерации, Верховном Суде РФ.

Таким образом, в ОПШ школьники не только учатся, но и участвуют в различных внеучебных мероприятиях.

— Есть ли какие-то новые идеи, касающиеся правовой школы?

— Основная идея — стимулировать школьников к приобретению новых знаний в области права. Для реализации этой идеи в плане этого семестра — проведение игры «Самый умный слушатель ОПШ», а также Олимпиады ОПШ.

— А что думают выпускники этой школы о ее курсах?

— Я могу прочесть отзыв выпускницы ОПШ, ныне студентки первого курса факультета права НИУ ВШЭ Софии Енокаевой: «Сказать, что занятия в ОПШ были полезными — значит, не сказать ничего. День, когда я попала на презентацию курсов ОПШ можно назвать переломной точкой в моей жизни.

Тогда я еще не понимала, что вытянула счастливый билет… Если вы хотите приятно проводить время в компании хороших людей и при этом получать уйму правовых знаний, которая поможет поступить в один из лучших вузов нашей страны, тогда Открытая правовая школа — это то, что вы искали!»

— А вы что посоветуете, пожелаете школьникам, которые только придут в этом году в Открытую правовую школу?

— Школьникам хотелось бы пожелать успехов в освоении правовых дисциплин — уверена, наши студенты им в этом помогут. Приятно, что среди нынешних преподавателей ОПШ есть те, кто раньше был ее слушателем.

И эта преемственность поколений говорит о заинтересованности участников процесса. Словом, приглашаю на День открытых дверей, он  состоится 13 февраля в 16.00 по адресу: Малая Ордынка, дом 17, в аудитории 326.

Матвей Кармаков, стажер новостной службы портала ВШЭ

Источник: https://www.hse.ru/news/community/73570104.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.