Обязан ли ученик участвовать в школьных мероприятиях

Права и обязанности учащихся в школе и что они не обязаны делать

Обязан ли ученик участвовать в школьных мероприятиях

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так: на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

Рабочие будни нынешнего школьника: кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания. Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование, причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно.

Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости.

 Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками, развивать свои способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании, соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность, беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье, заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

А что сейчас? (ст. 43 закона «об образовании в рф»)

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании.

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята.

Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы.

А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место.

Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на родительском собрании провести в классе генеральную уборку.

Помогите классному руководителю организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.

И на этой патетической ноте я расскажу,

что же ребёнок не обязан делать в школе

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/roditelskie-sobraniya/prava-i-obyazannosti-uchashhikhsya-v-shkole-i-chto-oni-ne-obyazany-delat

В школе настаивают, чтобы дети посещали внеурочные занятия. это законно?

Обязан ли ученик участвовать в школьных мероприятиях

Что такое внеурочные занятия в школе, чем они отличаются от дополнительных платных кружков и должны ли дети посещать их в обязательном порядке? Этот вопрос нам задают из года в год. Еще раз — разбираемся вместе с юристом Дарьей Николаевой.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Вопрос. В школе есть внеурочные занятия, и детей заставляют их посещать. В противном случае учитель грозится поставить двойку. Что делать? Обязательно ли посещение таких уроков?

Ответ. образования в школах и дошкольных учреждениях определяется образовательными программами. Законом об образовании установлено два вида образовательных программ: основные и дополнительные.

Законодатель считает, что полное освоение основных образовательных программ невозможно без осуществления дополнительной внеурочной деятельности.

«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным» — такой вывод сделало Министерство образования и науки РФ в своем письме от 18 августа 2017 г № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций».

Нормативное обоснование ответа на вопрос «Почему дети должны посещать дополнительные внеурочные занятия?» содержится в письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

Министерство поясняет, что суть общего образования определяется основной образовательной программой школы. При этом основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Порядок реализации внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности школы. План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению. То есть обязательными для посещения являются только те занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом (документы можно найти на сайте школы).

Статьей 43 Закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены следующие обязанности учащихся:

  • добросовестно осваивать образовательную программу;
  • выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия.

Таким образом, посещение дополнительных занятий является для учеников обязательным ввиду того, что внеурочная деятельность входит в систему обязательной общеобразовательной программы.

Внеурочные занятия могут проводиться в форме различных кружков, секций, факультативов, соревнований, олимпиад и т. д.

Внеурочная деятельность планируется, разрабатывается и утверждается самостоятельно на базе конкретного образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона, образовательных стандартов и требований законодательства.

Важно помнить, что санитарными нормами (СанПиН 2.4.2.

2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») установлено максимальное количество часов, отведенное на внеурочные занятия.

Например, максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может составлять не более 10 академических часов (академический час — 45 минут).

Продолжительность внеурочных занятий не может превышать 50 минут в день для учащихся 1–2-х классов и 90 минут — для остальных классов

При этом внеурочные занятия могут проводиться как в учебное время, так и в период каникул, выходных и нерабочих праздничных дней.

Дополнительные самостоятельные занятия ребенка в спортивных секциях, музыкальных школах, с репетиторами и т. п. могут замещать внеурочные занятия исходя из внутренних положений школы о внеурочных занятиях. В данном случае необходимо обратиться к директору школы с соответствующим заявлением.

Если у ребенка по каким-либо причинам отсутствует возможность посещения дополнительных занятий, обратитесь к директору школы с письменным заявлением об освобождении от внеурочных занятий с обоснованием причины (например, состояние здоровья, если это спортивные секции).

Следует помнить, что школа не может требовать от родителей платы за проведение внеурочных занятий и поставить двойку за это не могут, но беспричинный пропуск будет приравнен к прогулу обычного урока.

Если в школе нарушаются права ребенка, связанные с проведением внеурочных занятий, родителям следует обратиться к директору школы в письменной форме. Лучше, если заявление будет коллективным.

Если директор школы не принял никаких мер по вашему обращению, обратитесь с таким же заявлением в Департамент образования по месту нахождения школы. Если обращение в департамент не принесло результатов, обращайтесь в Министерство образования или в прокуратуру.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Shutterstock / Dmitrii Pridannikov

Источник: https://mel.fm/vopros_-_otvet/7384952-additional_classes

Могут ли детей заставлять участвовать в школьных акциях?

Обязан ли ученик участвовать в школьных мероприятиях

  • Общество
  • Могут ли детей заставлять участвовать в школьных акциях?

27 мая 2020,  18:01

 Елена Мельникова 3621

Этот вопрос «БелПресса» задала педагогам, директорам школ и специалистам департамента образования Белгородской области.

Дистанционное обучение коснулось не только учёбы, но и всевозможных массовых мероприятий, в которых школьники участвуют постоянно. Нередко – вопреки своему желанию.

Вот одно из сообщений в соцсетях от мамы белгородского школьника:

«В 9 вечера от учителя внезапно прилетела картинка «ура каникулы». Все такие вах, поздравляет. Затем «образец, всем нарисовать завтра на асфальте и прислать фото». Дополнение: «до завтра». Мне интересно, это наши школы так с ума сходят или что, имитируя бурную деятельность?» (пунктуация автора сохранена)

А это сообщение от учителя из другой школы Белгорода:

«Уважаемые родители. Поздравляю с первым днём каникул и предлагаю принять участие в конкурсе рисунков на асфальте «Ура! Каникулы!». Выполненные работы присылайте мне до 28 мая».

Дата – понедельник, 25 мая. Погода – облачная с прояснениями, дождь. Во вторник тоже. Смысл акции? А что будет, если отказаться? И вообще – имеют ли право учителя, директора школ, управления образования и т. д. заставить школьника и его семью участвовать в акциях, которые не относятся к учебному процессу?

«Департамент никаких распоряжений об обязательном проведении акций, в том числе и в онлайн-режиме, не давал. Это может быть инициатива и конкретной школы, и отдельного учителя. Но участие в акциях и флешмобах должно быть только добровольным», – прокомментировал ситуацию первый заместитель начальника департамента образования Николай Рухленко.

pixabay.com

А что говорят родители?

«Моя дочь учится в белгородской школе 19. Учительница сообщила, что проводится марафон #ураканикулы и фото для школьного сайта возьмут. Вот мы и решили принять участие. У нас обычно много активных учеников, рады всегда таким действам интересным. А кто не хочет – тот не участвует, никого не заставляют!» – рассказала белгородка Светлана Павлова.

Мама ученика Сафоновской школы Ивнянского района Наталья Рыбкина тоже отмечает, что в их школе принуждения нет ни со стороны директора, ни со стороны учителя:

«Просят активно участвовать, но не заставляют. Мы с сыном очень любим различные конкурсы. Участвуем только в тех, в которых есть желание участвовать».

Белгородка Екатерина, мама второклассника школы 50, призналась, что они тоже получили от учителя предложение поучаствовать в конкурсе рисунков на асфальте «Ура, каникулы!»:

«Нарисовать в своём дворе, сфотографировать и отправить фото учителю. Но мы не стали участвовать. Во‑первых, погода для рисунков на асфальте неподходящая. Во‑вторых, я работаю и просто физически некогда этим заниматься. Никто не заставлял, и негатива к тем, кто отказался участвовать, со стороны учителя не было».

Мы посмотрели, какие онлайн-активности ещё предлагали своим ученикам белгородские школы. Ребят просили записать видео с чтением стихотворений или исполнением песен, с рисунками на асфальте или просто фото с хештегами. Несколько интересных акций провели в школе «Алгоритм успеха»: здесь сами учителя с помощью программ видеомонтажа сделали ролики для «Марафона школьных воспоминаний».

директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина (архив) / Владимир Юрченко

«У нас такой подход к мероприятиям: разговариваем с каждым классом, каждым классным руководителем, чтобы рассказать о той или иной акции, но участие – только по желанию. Я, как руководитель, не вижу смысла заставлять кого‑то участвовать в мероприятиях против желания», – рассказала директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина.

По её убеждению, во‑первых, невозможно заставлять всех, во‑вторых – не нужно:

«У нас начальная школа очень активная, ребята и родители сами с удовольствием участвуют в разных акциях.

А у старшеклассников много своих проблем, сейчас мы с ними каждую неделю по видеоконференции обсуждаем, как проводить выпускной в онлайн-режиме. Прислушиваемся к каждому мнению.

Недавно запустили танцевальный флешмоб – все танцуем. И дети, и учителя, и я. Записываем каждый танец отдельно, потом всё смонтируем – детям будет отличная память о школе!»

Конец этого учебного года ознаменовался десятками онлайн-акций, посвящённых каникулам, поддержке выпускников и т. д. Но ведь много не значит хорошо, каждая активность должна иметь цель, а не стать галочкой в чьём‑то отчёте. Может быть, учителям надо в сообщениях о проведении той или иной активности всего‑то указывать, что участие – по желанию?

Елена Мельникова

Источник: https://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/31714.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.