Обязанности школьника в школе и дома

Конспект внеклассного мероприятия

Обязанности школьника в школе и дома

Классный час “Права и обязанности школьника”

ЦЕЛИ:  – помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

         – воспитывать уважение к правам других;

         – привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде;

         – формировать желание и готовность участвовать в нём.

ОБОРУДОВАНИЕ: Устав школы, иллюстрации.

ХОД  КЛАССНОГО  ЧАСА.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Устав школы. Права и обязанности ребёнка». ( см. приложение  1 )

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Что означают слова «права» и «обязанности»? «Право — охраняемая государством, узаконенная возможность что — нибудь делать, осуществлять» Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.

«Обязанность — круг действий, возложенных на кого — либо и безусловных для выполнения» Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д. ( Из словаря Ожегова )

То есть права — это правила, по которым живут люди.

Всё начинается с права на жизнь. Это — первый шаг на пути в будущее.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на имущество ( полученное в дар или по наследству, а также приобретённое на средства  ребёнка )

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями и т.д. Мы сегодня подробнее остановимся на праве на образование. Оно касается всех школьников.

Есть права и обязанности ученика в школе. (Знакомство с Уставом школы.)

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. К участникам образовательного процесса относятся:

– обучающиеся;

– родители (законные представители);

– педагогический персонал.

3.2. К основным правам обучающихся относятся:

– получение бесплатного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Образовательного учреждения;

– получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

– перевод в другое образовательное учреждение соответствующего типа, в случае прекращения деятельности Образовательного учреждения или аннулирования соответствующей лицензии в порядке, предусмотренном законом;

– перевод в течение учебного года в другое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы соответствующего уровня или  профиля;

– уважение человеческого достоинства обучающихся;

– свобода совести и информации;

– свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

– свободное посещение мероприятий, не предусмотренных Учебным планом;

– участие в управлении Образовательным учреждением в форме, определяемой Уставом Образовательного учреждения;

– участие во всероссийской и иных олимпиадах школьников.

 3.3. К основным обязанностям обучающихся относятся:

–  выполнение требований настоящего Устава, Правил внутреннего распорядка Образовательного учреждения для обучающихся;

–      добросовестное отношение к учебе;

–  уважение чести и достоинства обучающихся и работников Образовательного учреждения;

–      бережное отношение к имуществу Образовательного учреждения;

– выполнение требований работников Образовательного учреждения, не противоречащих настоящему Уставу и Правилам внутреннего распорядка.

( Знакомство с памятками для школьника ) (см.приложение 2 )

Закончи предложения:

– В школе я должен …

– В школе я имею право …

 Ребята, как вы думаете, кто составляет правила для учащихся?

Игра: «Если бы директором был я»

– Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы вы стали директором?

– Как вы понимаете выражение «право на ошибку»?

– Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?

– Какие ошибки совершаете вы сами?

– Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?

– Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Игра: «Найди ошибку».

– Послушайте стихотворения и отгадайте, какие ошибки совершали зверюшки.    

  ( см. приложение 3 )

– Ребята, постарайтесь не совершать ошибок , которые допускали герои стихотворений.

– Наш классный час подошёл к концу.

– С каким важным документом вы познакомились?

– Когда отмечается Всемирный день прав ребёнка?

 – Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?

– Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Обобщение: Именно это право — право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.

 ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Из Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка

  Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботится о них.

• Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.

• Дети имеют право на необходимый уровень жизни.

• Неполноценные дети имеют право на особую заботу и специальную профессиональную подготовку.

• Дети должны иметь право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.

• Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

• Дети имеют право на свободное образование.

• Дети имеют право на безопасное существование без ущерба для здоровья.без эксплуатации или небрежного отношения.

• Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы иле солдат.

• Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного к несправедливого обращения.

• Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками для выражения своих взглядов.

 ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Памятка  для  школьника ( раздаётся на руки )

Основные обязанности школьника         

– В школу следует приходить аккуратно одетым, причёсанным.

– Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

– В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.

– Мальчики при входе в школу снимают шапки.

– Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.

– Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.

– Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

– Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не вы­крикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

– Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова: «пожалуйста», «спасибо».

– Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым предметом.

– Выходить па перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.

– В коридоре нельзя бегать и кричать.

– Во время перемен можно играть в различные игры.

– Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.

– Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.

– Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.

 Школьник не имеет права

– опаздывать без уважительной причины;

– не выполнять домашние задания;

– плохо учиться;

– пропускать уроки без уважительной причины;

– врать старшим;

– обижать младших и своих сверстников;

– драться.

 Школьник имеет право

– на учебу, на помощь в учёбе;

– на каникулы;

– на занятия в кружках и секциях;

– на общение друг с другом;

 ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Не подсказывай

Медвежонок так старался,

Всем подсказывать пытался.

Видно, очень много знал –

Ни на миг не замолкал.

Говорит тогда учитель:

– Вы, ребята, посидите,

А Медведь нам объяснит,

Почему он не молчит.

 Всем серьезно он мешает,

С мыслей правильных сбивает,

Все уроки напролет

 Отвечать вам не дает!

Мишка, я предупреждаю,

Я зверят здесь обучаю,

И, пока идет урок,

Не звенит еще звонок,

Надо всех успеть спросить,

А подсказки прекратить.

   Сиди за партой спокойно, не вертись

Сидит за партою Лисица,

 Но ей спокойно не сидится:

Она то шубку поправляет,

То время по часам сверяет,

То обернется посмотреть,

 Что пишет в дневнике Медведь.

Вся извертелась, искрутилась

И ничему не научилась.

 Вот потому-то, как Лисица,

Вам отвлекаться не годится.

Всегда записывай домашнее задание в дневник

Слоненок за партой крутился.

Из класса уйти торопился,

Портфель поскорее собрал,

Задание не записал.

А дома не знает, как быть:

Как будет уроки учить?

Давай поскорей вспоминать,

Что нужно читать и писать…

Не помнит! Друзьям позвонил –

Проблему звонок не решил:

Друзья убежали в кино,

Уроки готовы давно.

Когда он заданье узнал,

Полночи его выполнял.

             Устал и не выспался он…

             Запомни, пожалуйста. Слон:

            С урока бежать не спеши,

            Заданье в дневник запиши!

  Выходи отвечать с дневником

                   Каждый малыш обязательно знает:

          Если учитель к доске вызывает,

          Нужно всегда с дневником выходить,

          Чтобы отметку в него получить.

          Дома дневник не забудь показать

          Маме и папе: там два или пять?

          Как хорошо, если там в уголке,

          Где-то «пятерка» стоит в дневнике!

  Не болтай на уроках

Две хвостатые сороки

Разболтались на уроке

И по двойке получили,

Дома близких огорчили.

Что же, пусть теперь узнают:

На уроках не болтают.

Вас не просят отвечать?

             Значит, лучше помолчать!

Не забывай в школе свои вещи

             Слон из школы возвратился

             И в портфеле долго рылся.

             Видит, что пенал забыл,

             Свой дневник не захватил.

             И пришлось назад бежать…

            Что же можно тут сказать?!

            Помни обязательно;

   Нужно быть внимательным,

   В школе все в портфель сложить,

   Ничего не позабыть!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/konspiekt_vnieklassnogho_mieropriiatiia_prava_i_obiazannosti_shkol_nikov

Права и обязанности ребенка в школе и их защита. Правила поведения на уроке

Обязанности школьника в школе и дома

Одной из главных составляющих образования детей является воспитание. Для этого дети должны знать свои права и обязанности. Таким образом у ребенка формируется понятие о личной свободе, ответственности, появляется способность разрешать конфликты и споры.

Права и обязанности ребенка в школе и дома

Каждый родитель обязан лично провести беседу со своим ребенком и разъяснить ему его права и обязанности в школе и дома. Помимо этого, в школе могут проводиться классные часы по данной теме, а также другие мероприятия, согласованные с Министерством образования.

Родителям рекомендуется рассказать ребенку о следующих его правах и обязанностях дома:

  1. Несовершеннолетний ребенок имеет право на уважение и развитие личности.
  2. Ребенок имеет право общаться со всеми членами своего семейства.
  3. Дети имеют право выражать личное мнение.
  4. Ребенок имеет право получать содержание от родителей или государства.
  5. Все дети должны получить основное образование.
  6. Дома необходимо относиться к членам семьи уважительно, бережно обращаться с имуществом и вещами.
  7. Дети обязаны помогать родителям по дому.

Для того чтобы обеспечить высокую эффективность образовательного процесса на уроке в школе, были определены права и обязанности детей.

В каждом образовательном учреждении правила поведения могут быть изложены в разной формулировке, однако, суть у всех одна.

Учащийся имеет право в школе:

  1. Получить школьную программу в полноценном объеме.
  2. Высказывать свое личное мнение, выводы и приводить доводы, если это требуется.
  3. Отстаивать свою точку зрения.
  4. Отдыхать во время перемены. Занятие в это время проводить нельзя.
  5. Получать бесплатно медицинскую или психологическую помощь в школе.
  6. Получать объективную оценку знаний от учителя. Необоснованное завышение или занижение оценки нарушает права ребенка в школе.

Ребенок в школе обязан:

  1. Уважать личное достоинство других учеников, а также учителей.
  2. Первым здороваться с учителем. Это признак хорошего воспитания.
  3. Уважать труд учителей, уборщиц и другого персонала школы.
  4. Соблюдать устав школы.
  5. Приходить в школу в чистой и опрятной одежде.
  6. Соблюдать правила безопасности.

Правила поведения ученика на уроке

Список основных правил поведения на уроках гласит:

  1. Не стоит отвлекаться. На уроках необходимо вести себя тихо, особенно когда идет усвоение нового материала. Нельзя разговаривать и отвлекаться на что-то, кроме учебного процесса. Если ученик что-то не расслышал, то следует поднять руку и переспросить.
  2. Уважать учителей и одноклассников. Если необходимо выйти или ответить, нужно обязательно поднимать руку. Нельзя выкрикивать с места или перебивать отвечающего.
  3. Соблюдать правила техники безопасности. Например, следует осторожно вести себя вблизи дверей и окон.
  4. Поддерживать порядок на парте. Чтобы не отвлекаться от учебного процесса, необходимо держать на столе только те предметы, которые нужны к данному уроку.
  5. Нельзя опаздывать без уважительной причины.
  6. Нельзя приходить на урок с включенным звуком на мобильном телефоне, а так же пользоваться им во время урока.
  7. Нет еде во время урока. Процесс приема пищи несовместим с мыслительным процессом. К тому же это некультурно и неуважительно по отношению к окружающим. Для перекусов есть перемены.
  8. Беречь имущество школы. Нельзя рисовать на партах, ломать имущество школы.
  9. Ученикам рекомендуется следить за своей осанкой, чтобы не получить серьезные заболевания позвоночника в будущем.
  10. Нельзя подсказывать и выкрикивать. Подсказки только мешают отвечающему, не дают ему сосредоточиться.

Что запрещается ученику в школе?

В каждой школе запреты для учеников практически одинаковые, в числе запретов, как правило, следующее:

  1. Курение на территории школы.
  2. Использование нецензурной лексики и непристойных жестов, оскорбление окружающих людей.
  3. Во время перемены и уроков запрещено перемещаться по кухне, чердаку и другим местам, куда закрыт доступ для учеников.
  4. Выходить из школы во время перемены запрещено без разрешения классного руководителя.
  5. Нельзя приходить на уроки или в столовую в верхней одежде.
  6. Запрещено конфликтовать с другими учениками, издеваться, унижать как личность, дискриминировать по национальному или расовому признаку.
  7. Запрещается присваивать чужие вещи. Это может быть уголовно наказуемо.
  8. Нельзя пропускать уроки по неуважительным причинам.
  9. Нельзя применять физическую силу в отношении других учеников или учителей.

Последствия невыполнения школьного Устава

При постоянным несоблюдении правил поведения в школе ребенок может стать нарушителем. Для начала учитель вынесет выговор нерадивому ученику. Однако не все дети понимают степень своей ответственности.

Если ребенок продолжает обижать других детей или портить имущество, то сотрудники школы вызывают родителей для разговора к директору. Но даже такая мера воздействия не всегда помогает. Если школа и родители не могут донести до школьника то, как следует вести себя, дальнейшей мерой будет исключение из школы.

Для того чтобы не произошло выговоров и исключения, необходимо проводить классные часы и личные беседы с учениками.

Защищающие документы

Ребенок имеет право получить в школе бесплатно общеобразовательный курс согласно Конституции РФ (статья 43) и закону «Об образовании».

При приеме в школу ребенка обязаны ознакомить с Уставом образовательного учреждения (ст. 9, п. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Каждый ребенок имеет право участвовать в жизни школы и ее управлении. Если представители учреждения с этим не согласны, то ученик имеет право обратиться в уполномоченные государственные органы. Эта возможность указана в ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Также любой человек имеет право на свободу совести, уважение человеческого достоинства, свободное выражение своих мыслей, о чем говорится в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании» и Конституции РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-v-shkole.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.