Обязанности ученика в школе

Обязанности и ответственность учащихся

Обязанности ученика в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №14

Информационно-исследовательский проект по истории

«Отчисление из школы – угроза или реальность?»

Выполнил: Финнов Константин,

ученик 8 класса «Б»

МОУ гимназии №14

Руководитель: Пушкин А. В.,

учитель истории и обществознания

г. о. Орехово-Зуево

2016г.

1. Введение………………………………………………………..3

Основная часть

2.1 Права учащихся. …………………………………………………….4

2.2 Обязанности и ответственность учащихся……………………6

2.3 Социальный опрос. …………………………………………………9

3. Заключение…………………………………………………..10

4. Список используемой литературы………………………..11

Введение

В процессе обучения порой я являюсь свидетелем конфликта «Учитель – Ученик», которые могут возникать из-за различных причин, выставление нарушение дисциплины. Самой частой причиной конфликта является нарушение дисциплины и плохая успеваемость ученика на уроке. Порой учителя прибегают к угрозами наказаний или даже, отчисления.

Подобные угрозы редко воспринимаются всерьёз, что может привести к конфликтной ситуации, в которую втягиваются и родители, и администрация школы.

В своей работе я решил разобраться насколько же эти угрозы обоснованы и имеют ли они под собой правовую основу? Безнаказанность учеников является следствием отсутствия законов или нежеланием учителей их использовать?

Задавшись этими вопросами я занялся изучением правовых аспектов ответственности школьников и мер наказаний, предусмотренных в системе образования.

Цель работы: изучение правовых оснований применяемых к школьникам, для выявления правомерности отчисления учащегося из школы.

Задачи:

1) изучить правовые документы по вопросу прав, обязанностей и ответственности учащихся, связанных со школьным образованием; 2) провести социальный опрос среди учащихся гимназии с целью определения знания ребят о своих правах и обязанностях в образовании;

3) довести результаты исследования до одноклассников и учителей гимназии.

Основная часть

Права учащихся

Для начала я провел анализ прав связанных с образованием и пришел к выводу, что есть достаточно много документов говорящих о правах в образовании, это следующие документы: Декларация прав ребёнка, Конституция РФ, Закон об образовании в РФ.

Декларация прав ребёнка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года провозглашает принципы, которые должны стать основополагающими для законодательств всех стран.

Принцип 2 гласит: «Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка».

В статье 43 Конституции РФ закрепляется право каждого человека на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а основное общее образование устанавливается в качестве обязательного.

Так значит, угрозы отчисления до завершения основного общего образования (т.е. 9 классов) незаконны.

Но есть ещё одна угроза – перевод в школу по месту жительства.

Федеральный закон от 08.11.2011 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений» предписывает «…закрепление определённой территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением».

На основании этого закона Администрацией г.о. Орехово-Зуево издано постановление «О закреплении жилых микрорайонов за муниципальными общеобразовательными учреждениями» в приложении к которому за каждой школой были закреплены определенные районы и улицы.

Что же, ученика, проживающего по адресу, предписанному к другой школе, теперь можно отчислить? Нет. Эти законодательные акты определяют лишь первостепенное право для зачисление в 1-е классы, а не право администрации на перевод в школу, к которой прикреплён район проживания.

Кроме того, статья 43 п. 5 Конституции РФ закрепляет право на «различные формы образования и самообразования», а статья 17 ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует его как право на «обучение в форме семейного образования и самообразования…», что позволяет снизить количество контактов между учеником и учителем, если конфликтная ситуация между ними осталась неразрешённой.

Обязанности и ответственность учащихся

В этой части я попытаюсь проанализировать какие существуют обязанности у учащихся и закреплена ли законодательно их правовая ответственность?

Статья 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» так и называется: «Обязанности и ответственность обучающихся».

Основные обязанности вместились в 5 подпунктах пункта 1.

Учащиеся обязаны добросовестно учиться, посещать все занятия, выполнять домашние задания, выполнять требования устава школы, поддерживать здоровый образ жизни, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, уважать права других учащихся и работников школы, бережно относиться к школьному имуществу.

Ответственность учащихся перечислена в пунктах с 3 по 12. Более детально правовые нормы, связанные с ответственностью учащихся и мерами наказаний определены в приложении к приказу Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».

Этот правовой акт следует знать и учащимся с родителями, и учителям, чтобы исключить, с одной стороны – меры психологического запугивания, а с другой – ликвидировать чувство безнаказанности.

Пункт 4 вышеупомянутого приказа перечисляет те меры дисциплинарных взысканий, которые могут применяться в школе:

1)замечание; 2)выговор;

3) отчисление.

Причём, дисциплинарные взыскания запрещено применять к учащимся дошкольного и начального общего образования (т.е. до 5-го класса).

А исключение из школы можно использовать только к учащимся, достигшим 15-летнего возраста (т.е. 10-11 класс).

За какие же провинности ученик будет нести дисциплинарную ответственность?

В пункте 3 даётся общее пояснение условий применения взысканий: «Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности».

На практике же чаще всего это выливается в нарушение школьной дисциплины: опоздания на уроки, прогулы уроков, невыполнение домашних заданий, грубость и оскорбления (нецензурные выражения), курение, драки, издевательства над младшими или более слабыми, вандализм (порча школьного имущества), мелкие кражи.

Таким нарушением может служить отказ носить школьную форму. Причём, во многих случаях, этот отказ поддержан родителями, в качестве причин указывающих на плохое качество, плохой внешний вид и неудобство формы. Попробуем разобраться, законны ли требования школы по школьной форме и является ли отказ её носить нарушением, за которое может последовать дисциплинарное взыскание?

Письмо Министерство образования и науки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» предоставляет школам право на введение школьной одежды и требований к внешнему виду обучающихся.

Таким образом, если в школе принят нормативный акт о введении школьной формы, то невыполнение этого правило является дисциплинарным проступком.

Каковой же должна быть степень нарушения, чтобы учащийся получил самое серьёзное взыскание – отчисление?

Всё в том же Приказе Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» содержаться условия применения этой меры:

Во-первых, исключение как мера дисциплинарного взыскания применяется лишь к несовершеннолетнему, достигшему возраста 15 лет;

Во-вторых, она «допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков»;

В-третьих, эта «мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность» (т.е. отчисление применяется, если ни замечание, ни выговор не помогли).

Недовольные решением родители могут обжаловать его в комиссии по урегулированию споров участников образовательных отношений в самой школе и, выше, в органы управления образованием (статья 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом можно сделать вывод, что угрозы об отчислении к старшеклассникам не пустая угроза.

Социологический опрос

Для подтверждения выдвинутой гипотезы или же её опровержения, среди учащихся 8 классов гимназии я провел социологический опрос.

В опросе приняло участие 70человек, учащимся было предоставлено 3 вопроса:

1. Какие законы закрепляют ваши права, связанные с образованием?

Анализ ответов:

– ФЗ «Об образовании в РФ» – 10% – Конституция РФ – 50% – Декларация прав ребенка – всего лишь 16%

– без ответа – 24%.

Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

1) Практически все учащиеся параллели 8-х классов не знают, что основным законом является Закон об образовании в РФ;
2) учащиеся не интересуются правовой стороной в своей жизни.

2. Какие формы образования вы имеете право выбрать (уточните их отличия)?

Анализ ответов показал, что учащиеся называют различные формы обучения, на мой взгляд одним из объяснений может служить наличие учащихся в нашем классе занимающегося дистанционно и на дому. Среди остальных ответов присутствуют:

– в школе (очная форма) 40%;

– надомное обучение 30% – экстернат – 0%;

– дистанционное обучение 30%;

3. На основании чего школа имеет право вас отчислить? Наиболее распространенным ответами на поставленный вопрос стали: прогулы 25% затем плохая успеваемость – 20% и плохое поведение – 55%.

Исходя из этого можно сказать, что опрошенные имеют представления, но не знают, за что конкретно могут исключить из гимназии.

Заключение

По результатам работы я пришел к следующим выводам:

Во-первых законодательством предусмотрены не только права учащихся, но и установлены меры наказаний за нарушение норм поведения в школе.

Во-вторых, отчисление, как мера дисциплинарного взыскания, правомерна для учащихся старше 15 лет и только 10-11 класса.

В-третьих, учащиеся имеют слабое представление о своей ответственности в образовании.

На мой взгляд, необходимо совершенствовать законодательство в области образования, более четко расписывать права и обязанности участников образовательного процесса.

Для того чтобы учащиеся больше знали о своих правах и о своей ответственности в образовании, необходимо вести просветительскую работу по этому направлению, а именно: подготовить памятку для каждого учащегося, проводить минутку правовых знаний на уроках обществознания, использовать наглядные пособия и стенды для просвещения учащихся и родителей.

Список использованной литературы

1) «Декларация прав ребёнка ООН»

2) «Конституция РФ»

3) Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» (http://минобрнауки.рф/документы/3236).

4) Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (http://www.rg.ru/2013/06/26/minobrnauki-dok.html)

5) Права ребенка в школе. Болотова Е. Л. М., 2011.

6) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Источник: https://poisk-ru.ru/s51540t1.html

Устав школы — образец 2020 для учеников

Обязанности ученика в школе

Что такое устав школы — это документ, содержащий правила, регулирующие жизнь образовательной организации. Его разрабатывают и утверждают в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

Что прописано в уставе

В соответствии со статьей 25 закона «Об образовании», в уставе любой школы должны содержаться обязательные пункты:

  • информация о типе образовательной организации;
  • указания об учредителе;
  • информация об изучаемых образовательных программах, указание уровня образования, которое дается в школе, и направление (или направления) обучающих программ;
  • описание структуры органов управления образовательной организацией, порядок их формирования, сроки полномочий, права.

Кроме обязательных пунктов, администрация школы прописывает в документе права и обязанности:

  • работников школы;
  • учеников;
  • родителей учеников.

Кто принимает устав школы

Документ принимают в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. Процедура принятия устава для бюджетных и казенных учреждения регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (ст. 14).

Принятие устава для автономных учреждений регулируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (ст. 11).

Устав разрабатывают администрация и работники образовательной организации на основании рекомендаций местных органов управления образованием. Порядок разработки устава и лиц, ответственных за его разработку, назначает администрация муниципального образования.

В законодательстве РФ и законе об образовании № 273-ФЗ закреплено, кто утверждает устав школы: устав утверждается учредителем. Данные об учредителе в обязательном порядке указывают в тексте устава.

Рекомендуемая структура устава

Рекомендуемая структура содержит пункты, обязательные в документе (требуемые законом), и те, которые помогают юридически грамотному функционированию школьной организации.

Возможная структура:

  1. Общие положения устава.
  2. Описание деятельности организации (основной и дополнительной, приносящей доход). Цели, предмет, виды деятельности.
  3. Управление образовательной организацией.
  4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников.
  5. Заключительные положения.

Рекомендованный общий школьный устав для всех школ с вариантами его оформления

УСТАВ ШКОЛЫ
(бюджетное общеобразовательное учреждение)

УТВЕРЖДАЮРуководитель органа, осуществляющего функции

и полномочия учредителя

_____________(________________)
подпись (расшифровка подписи)

от ________ № ____

УСТАВ

НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Глава 1. Общие положения

В разделе «Общие положения» указывают полную информацию о школе. Указывают:

  • наименование школы;
  • на основании какого приказа и когда она создана;
  • тип учреждения (бюджетное);
  • тип образовательной организации;
  • прописывают учредителя школы и собственника ее имущества;
  • адрес нахождения школы.

Глава 2. Деятельность школы

В этом разделе документа подробно указывают:

  • деятельность школы;
  • цели образовательной организации;
  • особенности (углубленное изучение конкретных предметов);
  • описание миссии образовательной организации;
  • все виды деятельности, такие как группы продленного дня, мастерские, театры и подобные.

Глава 3. Управление школой

В этом разделе указывают исполнительный орган образовательной организации и его компетенции. Прописывают все полномочия, которыми обладает руководство школы. Здесь же указывают органы коллективного управления школой, органы педсовета и его функции.

Глава 4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников

Эту главу следует изучить и помнить ученикам школы и их родителям. Знание этого раздела устава помогает избежать многих недоразумений и споров.

При поступлении в первый класс, при переводе ученика в другую школу администрация дает родителям ознакомиться с уставом под подпись.

Где можно прочитать устав школы: в бумажном варианте при подписании договора с образовательным учреждением или в электронном виде на сайте школы.

4.1. Основными участниками образовательного процесса являются педагогический состав, обучающиеся и родители (законные представители). Все участники образовательного процесса должны быть в обязательном порядке ознакомлены с уставом школы.

4.2. Права учеников. Ученики школы имеют право на:

  • свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений;
  • на создание клубов, секций, кружков по интересам;
  • на объективную оценку знаний и умений;
  • свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • получение образования в соответствии с государственными стандартами бесплатно;
  • обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
  • участие в управлении школы;
  • уважение своего человеческого достоинства.

4.2.1. Осуществление всех вышеперечисленных прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод других лиц.

4.2.2. Нельзя принудительно привлекать обучающихся школы в общественные, общественно-политические, религиозные и другие организации, движения или партии. Не допускается участие обучающихся в принудительном порядке в агитационных компаниях, мероприятиях и политических акциях.

4.3. Обязанности учеников. Обучающиеся школы обязаны:

  • соблюдать устав школы и правила для обучающихся;
  • выполнять инструкции при проведении внеклассных мероприятий, экскурсий, поездок, походов и т. д.;
  • выполнять требования работников школы в части, отнесенной уставом, должностными обязанностями и правилами внутреннего распорядка к их компетенции;
  • добросовестно учиться;
  • подчиняться обоснованным требованиям педагогов;
  • поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • не пропускать занятия без уважительной причины.

4.3.1. Обучающимся запрещается:

  • приносить, передавать и использовать в школе оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества, семечки, жевательную резинку;
  • применение физической силы для выяснения отношений, запугивание, вымогательство;
  • любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих;
  • использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам и возгоранию;
  • использовать в обращении ненормативную лексику, выражать свое мнение в грубой, унижающей собеседника форме.

4.4. За неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных в пункте 4.3, а также за нарушение правил, предусмотренных пунктом 4.3.1, к учащимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • замечание;
  • объявление выговора;
  • исключение из школы.

4.5. Права родителей (законных представителей) обучающихся:

  • участвовать в управлении школой;
  • посещать уроки с разрешения учителя и администрации школы;
  • выбирать форму обучения;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости учащихся;
  • защищать законные права учащихся.

4.6. Обязанности родителей (законных представителей):

  • выполнять настоящий устав в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • создавать необходимые условия для получения детьми образования;
  • обеспечить ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;
  • привить ребенку бережное отношение к чужой собственности, родители несут расходы по возмещению ущерба, причиненного школе по вине учащегося;
  • обеспечивать посещение ребенком школы, в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий;
  • нести ответственность за воспитание своих детей;
  • посещать родительские собрания и приходить в школу по вызову администрации или учителей для индивидуальных бесед.

Другие права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся могут закрепляться в заключенном между ними и образовательной организацией договоре, который не может противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему уставу.

4.7. Права работников школы:

  • право участвовать в управлении школой в порядке, определяемом настоящим уставом;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства.

4.8. Педагогические работники школы имеют право:

  • на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ;
  • на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники (рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации), методы оценки знаний учащихся;
  • повышать квалификацию;
  • на сокращенную рабочую неделю в случае неполной педагогической ставки;
  • на удлиненный оплачиваемый отпуск, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения;
  • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.9. Обязанности педагогических работников:

  • быть примером достойного поведения в школе и в общественных местах;
  • соблюдать и заботиться о защите прав и свобод учащихся, уважать права родителей и законных представителей учащихся;
  • иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании;
  • поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства обучающихся;
  • принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;
  • выполнять в указанный срок приказы директора, распоряжения администрации школы, не противоречащие уставу школы и действующему законодательству;
  • выполнять устав школы, правила внутреннего трудового распорядка для работников школы, условия трудового договора, должностные инструкции, функциональные обязанности, локальные акты;
  • педагогические и другие работники образовательной организации периодически, но не реже одного раза в календарный год, проходят медицинское обследование за счет средств, выделенных учредителем.

4.9.1. За нарушение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка, а также обязанностей, перечисленных в пункте 4.8, к педагогическим работникам применяются меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Служебное расследование нарушений педагогическим работником образовательной организации норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе в письменной форме.

Глава 5. Заключительные положения

В заключительных положения прописывают, как и в каком порядке вносят изменения в устав, куда переходит имущество, если школа ликвидируется.

Где можно найти устав школы

В пункте 3 статьи 25 закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления с ее уставом всех желающих: родителей, школьников, всех работников школы.

С этой целью администрация школы выдает устав к ознакомлению родителям, когда они заключают договор на обучение в школе.

Во все бланки договоров в 2020 году вносят пункты о том, что родители дают согласие на обработку данных и о том, что они ознакомились с уставом образовательной организации.

Варианты, где можно посмотреть устав школы:

  • школьная приемная — секретарь обязан выдать по требованию родителей для ознакомления печатный вариант;
  • в приложении к договору оказания образовательных услуг (прилагается не всегда, чаще всего дают на ознакомление под подпись);
  • на сайте образовательной организации в разделе сведений о школе.

Зачем знать устав школы ученикам и родителям

Знание устава школы — обязанность и право учеников и их родителей. Родители ставят подпись под фразой о том, что они ознакомлены с уставом.

После этого любое его нарушение ведет к определенным последствиям. В законе об образовании прописано, что нельзя исключить из школы учеников младше 15 лет.

Но после этого возраста его могут исключить из школы по приказу директора за регулярное нарушение устава.

В документе прописаны права и обязанности учеников, требования к образовательному процессу, к внешнему виду и поведению обучающихся в стенах школы. Не стоит подписывать бумагу формально. Подпись означает согласие с правилами школы и обязательство им следовать.

Источник: https://go2school.ru/dokumenty/ustav-shkoly-dlya-uchenikov

Права и обязанности ученика в школе

Обязанности ученика в школе

Конституция Республики Казахстан

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ.

Н.Ә.Назарбаев

Раздел I. Общие положения

Статья 1

1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Статья 2

1. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

2. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и не отчуждаемость своей территории.

Статья 4

2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Статья 5

3. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований

Раздел II. Человек и гражданин

Статья 12

1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности.

5. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность

Статья 13

1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону.

2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом

Статья 14

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Статья 16

1. Каждый имеет право на личную свободу.

Статья 17

2. 1. Достоинство человека неприкосновенно.

3. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 18

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

2. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

Статья 19

2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу совести.

2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

Статья 30

1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.

4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Статья 34

1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

2. Каждый обязан уважать государственные символы Республики

Статья 39

1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ЗАКОНАМИ и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Права и обязанности ученика в школе

Статья (Раздел II. Человек и гражданин )

. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников 1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право на выбор организаций образования и формы получения образования в соответствии с условиями приема. 2. Лица, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.

К обучающимся относятся учащиеся, студенты, магистранты, адъюнкты, курсанты, слушатели и докторанты. К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях. 3.

Обучающиеся и воспитанники имеют право на: 1) получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования; 2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам по решению совета организации образования; 3) выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами; 4) получение дополнительных образовательных услуг, знаний согласно своим склонностям и потребностям на платной основе; 5) участие в управлении организацией образования; 6) восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности на другую или с одной формы обучения на другую; 7) бесплатное пользование информационными ресурсами в организациях образования, обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами и учебно-методическими пособиями в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан; 8) бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, библиотекой; 9) получение информации о положении в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 10) свободное выражение собственного мнения и убеждений; 11) уважение своего человеческого достоинства; 12) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности. 4. Обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, имеют право на: 1) льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов; 2) совмещение обучения с работой в свободное от учебы время; 3) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 5. По медицинским показаниям и в иных исключительных случаях обучающемуся может предоставляться академический отпуск. 6. Граждане, окончившие организации образования независимо от форм собственности, обладают равными правами при поступлении в организации образования следующего уровня. 7. Отдельным категориям обучающихся в организациях образования выплачиваются государственные стипендии в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Государственная именная стипендия выплачивается наиболее одаренным магистрантам высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций и обучающимся высших учебных заведений Республики Казахстан по очной форме обучения на основании решений ученых советов высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Именные стипендии, учреждаемые физическими и юридическими лицами, назначаются обучающимся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования. Размеры именных стипендий и порядок их выплаты определяются органами и лицами, их учредившими. 8. Государственные учреждения образования, получившие на основе государственного конкурса грант за высокие показатели работы, выплачивают за счет него обучающимся из малоимущих семей стипендии. Порядок выплаты и размеры стипендии устанавливаются Правительством Республики Казахстан. 9. Обучающиеся, принятые на обучение в соответствии с государственным образовательным заказом, обеспечиваются организациями образования местами в общежитиях в установленном ими порядке. 10. Отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается. 11. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и (или) воспитывающиеся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении. 12. Отдельным категориям обучающихся и воспитанников предоставляются и другие льготы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 13. Обучающиеся на основе государственного образовательного заказа в организациях образования технического и профессионального, послесреднего и высшего образования имеют право на льготный проезд в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси). 14. Обучающиеся и воспитанники обязаны овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования, соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг. 15. Обучающиеся и воспитанники обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к духовному и физическому самосовершенствованию. 16. Обучающиеся и воспитанники обязаны уважать честь и достоинство педагогического работника, традиции учебного заведения, в котором они обучаются. 17. Граждане из числа аульной (сельской) молодежи, поступившие в пределах квоты, установленной подпунктом 3) пункта 8 статьи 26 настоящего Закона, на обучение по педагогическим и медицинским специальностям, обязаны в порядке, предусмотренном правилами присуждения образовательного гранта и условиями договора о предоставлении образовательных услуг, отработать в организациях образования и медицинских организациях, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения. Порядок направления специалиста на работу, предоставления права самостоятельного трудоустройства определяется правилами присуждения образовательного гранта.

18. За нарушение обязанностей обучающимися, воспитанниками к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка и уставом организации образования, либо иные меры, предусмотренные договором о предоставлении образовательных услуг.

Права и огроничения УЧИТЕЛЯ на счет права ученика на занятиях и об заявление исключение из школы ОБУЧАЮЩИЕГОСЯ. (На оснований Констуционных правах человека Республики Казахстан)

Во-первых, учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах.

В уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несут ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий.

Каждый ребенок имеет право на образование и учитель не имеет права его этого лишать, даже если речь идёт об 1-ом уроке.

В пункте закона «Об образовании» говорится о том, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Соответственно, выгоняя обучающиегося с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья.

Более того, юридически не допуск к занятиям расценивается, как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также, как нарушение права гражданина Республики Казахстан на получение образования.

Во-вторых, опоздание на урок не является безнаказанным, поскольку это нарушение внутреннего распорядка школы, прописанного в Уставе школы. Учитель имеет право в такой ситуации пригласить в школу родителей или поставить в известность директора для принятия допустимых наказательных мер, но никак не выгонять с урока или ставить за это оценку.

В-третьих, учитель не имеет права ставить двойку за отсутствие, опоздание, прогул и т.д. В соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

В Конвенции ООН о правах ребенка, ст.

31 говорится, что учителю запрещено задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

В-четвёртых, перевести на заочную форму обучения или на исключение из школы , ученика могут только с согласия родителей или самого ученика.

Источник: https://sdamzavas.net/3-72694.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.