Обязанности учителя и ученика в школе

Содержание

Какие права имеет учитель в школе: часто задаваемые вопросы

Обязанности учителя и ученика в школе

В последнее время родители учеников различных школ, а также сами учителя данных образовательных учреждений, ввиду возникновения различных спорных ситуаций стали задаваться вопросом о том, какие права имеет учитель в школе.

Согласно букве закона, все данные учителю права оговорены профессиональным Федеральным уставом, подготовленным специально для педагогической сферы деятельности.

Дабы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем вам рассмотреть собранные нами по этому поводу сведения.

Какие права имеет учитель в школе

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

Итак, для начала разберемся, какими же правами наделяются сотрудники школ, являющиеся учителями, при поступлении на работу в школу.

  1. Учителя имеют право на получение соразмерной их профессиональной квалификации заработной платы.
  2. По закону учителям должны предоставить все элементарные условия для того, чтобы они смогли оказывать образовательные услуги.
  3. Руководитель школы обязан предоставлять учителям помощь, направленную на организацию учебного процесса.
  4. Представители интересующей нас профессии имеют право на пользование гарантиями социальной и материальной категорий, которые определены законом для работников бюджетной сферы.
  5. Учителя также имеют право выходить в отпуск согласно графику их работы.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Теперь, когда мы рассмотрели основные права учителя, гарантируемые ему по закону, давайте обратимся правам, касающихся спорных вопросов, возникающих в конфликтных ситуациях между учителем и учеником.

По закону трудовая деятельность учителя регламентируется соответствующим уставом

Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

  • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
  • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий. Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы. Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.

В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:

  • успокоиться;
  • позвать директора.

Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.

Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:

  • учитель болел и вынуждено повышал голос;
  • у учителя голос от природы высокий.

Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:

  • кричать на ученика;
  • оскорблять его честь и достоинство;
  • разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
  • переходить на личности и т.д.

Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.

Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Противозаконное действие учителяОписание
Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученикаЕсли учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:

  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.
  • Учитель не может воздействовать на ученика физическиКатегорически запрещено учителю ученика:

  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.
  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказанияИтак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:

  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.
  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имуществоДаже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:

  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.
  • Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

    Какая ответственность ожидает учителя за превышение своих полномочий

    Итак, ответственность, которая ожидает учителя, нарушившего одну или несколько из перечисленных нами выше установок, может разниться в зависимости от степени тяжести его проступка.

    1. Так, единичное происшествие может окончиться дисциплинарным наказанием в виде:

    • написания объяснительной;
    • официального выговора;
    • штрафа.

    2. Систематические нарушения чаще всего оканчиваются увольнением с занесением подробностей в личное дело.

    3. При условии, что имел место быть факт избиения ученика, вам может грозить тюрьма.

    Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

    Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

    • мирными разговорами;
    • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

    Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

    В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

    • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
    • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
    • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

    В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

    К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

    Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

    Подведем итоги

    Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно.

    Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними.

    Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

    Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

    • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
    • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

    Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

    – Имеет ли учитель право отобрать телефон

    Источник: https://nalog-expert.com/grazhdanskoe-pravo/kakie-prava-imeet-uchitel-v-shkole.html

    Права и обязанности учащихся в школе и их педагогов. Федеральный закон об образовании

    Обязанности учителя и ученика в школе

    И учителю, и ученику необходимо знать свой правовой набор. Но помимо правовых гарантий, существует целый ряд обязанностей, делающих процесс обучения и воспитания стабильным и результативным.

    Права и обязанности учителя и ученика

    В Российской Федерации основные права и обязанности человека отражены в главном законе – Конституции РФ. Помимо данного нормативно-правового акта, регулируют права ребенка международные акты, главным из которых является Конвенция о правах ребенка, закрепляющая фундаментальные основы, которые позволяют личности достойно развиваться.

    На основе Конвенции (1989 г.) и Конституции РФ (1993) разработан ФЗ «Об образовании», обеспечивающий полноценное функционирование образовательных организаций и взаимодействие субъектов образования.

    Права учащегося

    Ученик – субъект образования, который имеет целый ряд прав, признанных обеспечить полноценное развитие и становление личностных качеств, защитить от возможного произвола со стороны администрации и педагогов. Ученик имеет право на следующее:

    1. Получение бесплатного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
    2. Развитие талантов, физических и умственных возможностей.
    3. Обучение в рамках ФГОС по индивидуальным учебным планам, которые определены уставом образовательной организации.
    4. Свободное выражение мнений, убеждений и взглядов в корректной форме, которая не унижает права и достоинство других.
    5. Получение информации, которая соответствует возрасту, задачам и целям учебного процесса.
    6. Свободу совести, религии и мысли.
    7. Уважение своего человеческого достоинства.
    8. Получение дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, которые предусмотрены уставом школы.
    9. Информирование учителем о выставленных оценках за письменные работы и устные ответы.
    10. Заблаговременное предупреждение о контрольных работах.
    11. Участие в выступлениях на школьных конференциях, открытых микрофонах, внеклассных мероприятиях.
    12. Отдых во время каникул и между уроками.
    13. Перенесение контрольной работы после пропусков по болезни, которая подтверждена документами из медицинской организации.
    14. Перевод в другое образовательное учреждение при успешной аттестации.
    15. Неприкосновенность собственных вещей.

    Права ученика на уроке:

    1. Ученик может знать о выставленной оценке, балле за ответ.
    2. Имеет право знать текущие оценки за предмет.
    3. Может высказать собственную точку зрения, мнение на уроке.
    4. Вправе выйти в туалет, предупредив об этом учителя.
    5. Имеет возможность корректно указать на ошибку учителя, если тот ее совершил.
    6. Может поднять руку и ответить по содержанию темы.

    Обязанности

    Каждый обучающийся, кроме прав, имеет и обязанности. Ученик обязан:

    1. Добросовестно осваивать образовательную программу, посещать предусмотренные планом учебные занятия, выполнять индивидуальный план и задания, которые дал учитель.
    2. Стремиться к духовному развитию и нравственному совершенствованию.
    3. Соблюдать устав образовательной организации.
    4. Бережно относиться к школьному имуществу.
    5. Уважать достоинство и честь других участников образовательного процесса.
    6. Соблюдать правила внутреннего распорядка.
    7. Соблюдать правила техники безопасности.

    Что запрещено ученикам в школе

    Существует ряд действий, категорически запрещенных в учебном заведении.

    В школе запрещено:

    1. Распивать спиртное, курить.
    2. Носить опасные для здоровья и жизни предметы.
    3. Играть в азартные игры.
    4. Выражаться с использованием нецензурной лексики.
    5. Портить чужое имущество.
    6. Унижать чужое достоинства и права.

    Права учителя в школе

    Учитель имеет право на следующее:

    1. Свободу преподавания, выбор образовательной программы, учебников.
    2. Свободное выражение мнений.
    3. Свободный выбор форм, методов и приемов обучения.
    4. Творческую деятельность, разработку авторских рабочих программ, курса или дисциплины.
    5. Осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности.
    6. Бесплатное пользование информационными, библиотечными ресурсами.
    7. Доступ к учебным материалам, музейным фондам.
    8. Объединение в профсоюзы.
    9. Обсуждение вопросов, касающихся деятельности школы.
    10. Участие в управлении образовательной организацией.
    11. Защиту профессионального достоинства и чести.

    Зная права и обязанности, каждый может быть защищен от принижения собственного достоинства, от неправомерных действий. Ведя ребенка в первый класс, родители должны рассказать ему об основных правилах поведения.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/obrazovatelnii-process.html

    Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе

    Обязанности учителя и ученика в школе

    Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

    Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

    1.1 Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

    1.2 Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

    1.3 Законно ли повышение голоса на учеников?

    2 Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

    2.1 Ответственность за оскорбление ученика

    3 Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

    Какие права имеет учитель в школе в 2018 годуВ любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

    получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;

    иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;

    рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;

    пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;

    получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

    Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?Такого права в отношении учителя нигде не закреплено.

    Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса.

    Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

    Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

    Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?
    Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики.

    Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя.

    Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

    В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

    Законно ли повышение голоса на учеников?Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

    Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

    Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

    Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

    нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;

    оказывать физическое воздействие;

    ставить в угол;

    выгонять из классного кабинета;

    забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;

    кричать с отходом от учебного процесса;

    проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.

    Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

    Ответственность за оскорбление ученика

    Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

    Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

    Обязанности учителя в школе по новому закону об образованииПоследние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

    В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

    работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;

    оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;

    не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;

    при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;

    выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

    Иметь Право

    Права и обязанности учителя Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей «заносит». Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

    Учитель, классный руководитель имеет право на:

    4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства (Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

    4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей). (Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

    4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

    Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

    4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

    4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями (Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

    4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e5a36dccdb5b2604ab62b90/chto-ne-imeet-prava-delat-uchitel-po-otnosheniiu-k-ucheniku-prava-i-obiazannosti-uchitelia-v-shkole-5e5ced05ac9a236dd3d92929

    Кодекс прав и обязанностей учителей, родителей и учеников в МБОУ СОШ № 3

    Обязанности учителя и ученика в школе

    1. На хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда, охрану жизни, бесплатную медицинскую помощь, рациональный режим, качественное питание в школе.

    2. На уважение и защиту прав, чести, достоинства,  профессиональных интересов, моральную и материальную помощь.

    3. На обращение в любой оран самоуправления школы и вышестоящие организации в случае несогласия с принятым в школе решением, при нарушении его прав, не предоставлении предусмотренных законодательством льгот

    4. На социальную защищенность, на дополнительную оплату за дополнительный труд.

    5. На первоочередное обеспечение специальной и художественной литературой, удовлетворение общекультурных потребностей и интересов

    6. На участие в выработке и принятие школьных законов, уставов, положения управлении школьными делами, на высказывание своего мнения, в том числе критического, по любому вопросу школьной жизни, в адрес  любого работника, ученика или органа самоуправления.

    В учебно-воспитательном процессе: самостоятельно выбирать вариант или корректировать учебные программы,  определять формы, методы и приемы обучения и воспитания учащихся;

  • выбирать форму оформления плана урока (оформлять или не оформлять письменного плана урока или другого заведения при условии, если достигнуты высокие результаты в работе;

  • проводить эксперимент с разрешения вышестоящих органов, если они не наносят ущерб здоровью, качеству обучения и воспитания учащихся;

  • работать в режиме доверия и самоконтроля при высоких результатах учебно-воспитательной работе (с учетом итогов аттестации или по решению педсовета, совета школы);

  • установить свободное посещение своих уроков для хорошо успевающих (по письменному заявлению родителей, если организованы занятия по индивидуальному плану и решению педсовета).

  • На  свободу совести и вероисповедания, членство в общественных организациях, объединениях  и соответствующую в них деятельность в свободное от работы время, не противоречащую закону и Уставу школы.

  • Избирать и быть избранным в любом орган самоуправления школы.

  • На аттестацию, использование любых реальных имеющих путей повышения своей квалификации, на методический день для самообразования за счет  рациональной организации труда, на творческий отпуск до семи дней в год, дополнительный отпуск сроком до одного года (порядок и условия определяются учредителем), представляемый  не реже, чем через 10 лет непрерывной педагогической работы.

  • На защиту прав, чести и достоинства. В случае оскорбления со стороны родителей, учащихся проводится служебное расследование, директором назначается конфликтная комиссия.

  •  Учитель обязан:

    1. Выполнять Устав школы, ее режим, правила внутреннего трудового распорядка, решение органов школы, самоуправления, распоряжение администрации, соответствующие трудовому законодательству, своевременно и аккуратно вести школьную документацию и отчетность.

    2. Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования техники безопасности и охраны  труда, производственной и личной  санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

    3. Принимать необходимые меры по обеспечению сохранности школьного оборудования и имущества, воспитания бережное отношение к ним  у учащихся; заботиться о пополнении дидактического материала кабинета.

    4. Уважить и оберегать права, честь  и достоинства всех участников учебно- воспитательного процесса, неукоснительного соблюдать педагогическую этику;  соблюдать право учащегося на независимость духовной и личной жизни, считаться с его мнением по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

      1. В образовательном процессе: добиваются глубоких и прочных знаний, учений и навыков  учащиеся и творческих их применения в учебе, труде и жизни;

      2. всемерно поощрять любознательность, активность, самостоятельности и самодеятельность учащегося, обеспечивать сотрудничество с ними в процессе обучения и во внеурочной работе;

      3. изучать индивидуальные особенности школьников, их семейно – бытовые условия, использовать в работе современные достижения  психолого-педагогической науке и методике; оказывать дополнительную учебную помощь учащемуся по уважительной причине отставшим  или не справляющиеся с учебным материалом;

      4. воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;

      5. по распоряжению директора школы разрабатывать  общеобразовательные и дополнительные программы, принимать участие в разработке учебных планов, графиков, индивидуальных планов обучения, осуществлять классное руководство.

    5. Систематически повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию.

    6. Поддерживать постоянную связь с родителями учащихся, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в учебно-воспитательном процессе; активно пропагандировать педагогические знания, предоставлять родителям о возможность посещать свои уроки.

    1. Требования от администрации школы создания нормативных условий для получения их детьми полноценных знаний.

    2. Требовать соблюдения школой санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.

    3. Принимать участие в выборах органов школы: Совета родительского комитета, общешкольного  комитета.

    4. Получать методическую помощь со стороны учителя по  вопросам обучения и воспитания ребенка.

    5. Открыто выражать сове мнение о работе учителя и других работников школы, соблюдать нормы делового общения, этики, аргументируя свои выводы.

    6. Посещать уроки с целью  определения уровня знаний и воспитанности своего ребенка с ведома завуча и согласия учителя.

    7. Участвовать в организации внеклассных мероприятий.

    8. Вносить вклады, создавать классные и школьные фонды  на  организацию дополнительных занятий, досуга детей.

    9. Выбирать школу, класс для обучения своего ребенка, переводить в другую школу в случае несогласия с требованиями учителя или настоящего Устава.

    10. Выбирать профиль и формы обучения, существующие в школе, любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятия по интересам.

    1. Создать нормальные условия для жизни ребенка, его учебы и проведения досуга, контролируя выполнение домашнего задания, чтения художественно литературы.

    2. Воспитать уважение к общественно-полезному труду, общепринятым нормам поведения, мораль, и личные примеры, пропагандировать здоровый образ жизни.

    3. Возмещать ущерб, нанесенный ребенком в школе, в пределах стоимости испорченный предметов или личных вещей в соответствии с актом расследования причин порчи.

    1. Получение всестороннего образования, соответствующего требования общества, обеспечивающего его продолжение, с учетом выбранной профессии в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого, исходя из общественной потребности.

    2. На создание благоприятных психолого-психологических и санитарно-бытовых условий обучения, своевременное и качественное питание.

    3. Представлять школу на конкурсных смотрах, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях  в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениям.

      В учебе: пользоваться учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой, другими учебными, учебно-вспомогательными помещениями, техническими средствами, оборудованием, учебниками и учебными пособиями, сооружениями, спортивными инвентарем учебного комплекса;

      1. в установленном порядке избирать профиль обучения;

      2. в установленном порядке претендовать на  медицинское обслуживание;

      3. при организации производственного обучения и практики, общественно – полезного производственного труда требовать обеспечение безопасных условий труда;

      4. через органы самоуправления школы и своей общественной организации участвовать в обсуждении и принятии решений по  вопросам совершенствования
        прять активность в приобретении знаний, вместе с родителями выбирать профиль и формы обучения, существование в школе;

      5. на своевременное уведомление о сроках и объеме  письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

      6. на дополнительную учебную помощь в виде занятий в классах (коррекции);

    4. На переход в другую школу, параллельный или другой класс при наличии в них свободных места.

    На уважение личного достоинства, обращение в случае  необходимости к педагогам и другим школьным работникам, получение от них помощь и поддержки.

  • На разносторонне развитие своих задатков и способностей; выбирать любой вид внеклассных и внешкольных занятий по интересам.

  • Ученик 5-9 классов имеет право:

    1. На равноправное со школьными работниками положение в школе, уважение своей части и достоинства, на обращение в случае конфликтной ситуации к педагогам, в органы школьного самоуправления и получение от них помощи и поддержки.

    2. Избирать и быть избранным в органы школьного самоуправления, участвовать  в выработке и принятии школьных законов, в управлении делами школы, открыто выражать сове мнение, высказывать критические замечания в адрес школьного работника, ученика, не унижать их достоинства.

    3. В учебе:

      1. На всесторонне развитие своих способностей и наклонности; выбирать любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятий по интересам, участвовать в производственном труде, распределении его результатов и заработанных денег.

      2. На образование разных клубов, студий, секций, кооперативов, общественной организации, если  их деятельности не противоречит Устав школы, нормам морали и общежития.

    Ученик 10-11 классов имеет право:

    1. На равноправное  со школьными работниками положение в школе, уважение, защиту своей чести и достоинства, независимый дух жизни.

    2. Участвовать в управлении школьными делами,  открыто выражать свое мнение, не унижать при этом достоинства других людей.

    а) В учебной деятельности: проявлять активность в приобретении знаний, выбирать профиль и формы  обучения, существующие в школе, определять темпы  и сроки освоения обязанностей и дополнительного образования, избирать индивидуальную программу обучения;

    б) на своевременное уведомление об уроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

    в) на сдачу экзаменов по любому предмету; в случае несогласия с годовой, полугодовой или текущей  оценкой.

    3. На всесторонне развитие способностей и дарований,   реализаций профессиональных интересов, участвовать в производственном труде, распределение его результата и денежных награждений.

    4. На создание различных самодеятельных объединений, обществ, организаций, если их деятельность не противоречит Уставу школы и нормам морали и общежития.

    Обязанности учащихся

    Учащиеся 1-4 классов обязаны:

    1. Прилежно учиться, выполнять все требования учителя.

    2. Примерно вести себя в школе, в общественных местах, выполнять требования работников школы, дежурных учащихся.

    3. В своем поведении следовать общепринятым нормам морали: быть честным, правдивым, вежливым, уважительно относиться друг к другу и старшим.

    4. Участвовать в общественно полезном труде, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей)

    5. Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым.

    6. Соблюдать режим дня, правила личной гигиены, с пользой проводить свободное время.

    Учащиеся 5-9 классов обязаны:

    1. Настойчиво овладевать знаниями, определить путь завершения среднего образования.

    2. Активно участвовать в общественно – полезном, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей).  Строго соблюдать правила безопасности с техническим оборудованием .

    3. Принимать посильное участие в общественной жизни школы и класса,  в работе самоуправления. Стремиться сочетаться личные интересы и интересы коллектива.

    4. Бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым в школьную форму.

    5. Правильно организовать учение, труд, отдых, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

    6. Уважать родителей и старших, быть дисциплинированным, вежливым.

    7. Выполнять решения органов ученического самоуправления, требования работников школы, если они не противоречат настоящему Уставу.

    Учащиеся 10-11 классов обязаны:

    1. Систематически глубоко овладевать знаниями и овладевать навыками, развивать свои  способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике.

    2. Участвовать в общественно – полезном производственном труде,  самообслуживании  по разрешению родителей (законных представителей) и соблюдать правила внутреннего распорядка школы.

    3. Быть дисциплинированным и организованным, вести здоровый образ жизни. В школе запрещается курить, выражать нецензурной бранью, организовывать драки, появляться в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Запрещается иметь при себе и распространяться в школе наркотические вещества.

    4. Беречь и укреплять государственную, общественную школьную собственность, беречь природу, охранять ее богатство.

      Неукоснительно соблюдать законы, уважать правила общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям.

      а) По решению Совета школы за совершение противоправных действий, неоднократные нарушения Устава допускается исключение учащихся, достигших 15 лет. Об исключении учащегося  в трехдневный срок проинформировать РУНО.

    5. Укреплять здоровье, заниматься физической культурой.

    6. Беречь и умножать лучшее традиции школы, коллектива, принимать посильное участие в работе  ученического самоуправления, помогать учителям в организации внеурочной работы.

    7. Быть аккуратно одетым.

    Источник: http://mou-3-chelyabinsk.edusite.ru/p29aa1.html

    Права учителя и ученика. ТОП-10 важных правил школьной жизни

    Обязанности учителя и ученика в школе

    Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики – физико-технический факультет Университета, для музыки – Консерватория, для МХК – факультет искусствоведения и культурологии.

    Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

    Учителем может стать человек с судимостью – но только за мелкие преступления и правонарушения.

    Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности – дорога в школу закрыта.

    Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

    2. Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

    Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

    За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

    Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось – обратитесь к администрации школы с заявлением.

    В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая.

    Если учителя оскорбляет ученик – ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет).

    Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.

    3. Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

    В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:

    – итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ – это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 – округляем до 4, от 4,5 – округляем до 5);

    – итоговые отметки за 11 класс – это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.

    Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, – сперва нужно поговорить с учителем.

    Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель.

    Если действия учителя кажутся вам несправедливыми – напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы.

    Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.

    4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

    В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке.

    Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, – его все равно не могут выгнать из класса.

    Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

    В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера – исключение из школы.

    5. Может ли учитель отнять мобильный телефон у ребенка

    Телефон – имущество ученика, и учитель не имеет права отбирать телефон даже временно. Если ребенок пользуется телефоном на уроке, отвлекается и мешает другим детям, учитель может сделать замечание, запись в дневник, провести профилактическую беседу после урока, пригласить родителей в школу.

    В некоторых школьных Уставах есть Положения о мобильных устройствах, например, запрет на пользование телефоном в учебное время. Родители знакомятся с Уставом и автоматически соглашаются с этим правилом. За нарушение Устава школа тоже может сделать не так много: сделать ученику замечание или выговор, пригласить родителей на беседу.

    6. Могут ли родители посещать уроки

    Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков – это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

    Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию.

    В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока.

    Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

    7. Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно

    Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно.

    То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми – она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план.

    Чтобы решить вопрос – обращайтесь к директору.

    Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.

    8. Когда в школе нужна справка от врача

    Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.

    С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке.

    Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может.

    Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.

    9. Может ли ученик посещать уроки не со своим классом

    Иногда ученику важно бывать на уроках с другим классом или у другого учителя (например, для углубленных занятий или, наоборот, чтобы наверстать пропущенный материал). Это возможно. Требуется согласие самого учителя и директора школы. Но уроки в своем классе пропускать нельзя.

    Если весь класс хотел бы заниматься у другого учителя или сменить классного руководителя – ученики и родители имеют право обращаться к директору о замене учителя. Это право должно быть закреплено в Уставе школы.

    10. Куда жаловаться на нарушение прав школьника

    Закон разрешает (и даже рекомендует) нам жаловаться на нарушение порядка и прав ребенка в школе. Куда же писать жалобы и заявления родителям?

    – в школьную комиссию по урегулированию споров;

    – в вышестоящие органы управления школой;

    – в прокуратуру и суд.

    Заявление о нарушении прав пишется в двух экземплярах: в месте подачи остается один экземпляр, а второй забираете вы с отметкой о приеме. Если директор бездействует, не рассматривает жалобу родителей и не дает на нее письменный ответ, – это поведение можно обжаловать в суде.

    Кто предупрежден – тот вооружен, и мы в этой статье постарались привести вас в боеготовность. Но все же, пусть новый учебный год принесет вам только интересные и приятные вопросы и ответы, а ваши отношения со школой будут теплыми и радостными!

    Источник: https://www.mam4.ru/profile/post/650298/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.