Ода инвалидность

Мсэ и инвалидность при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы (общие вопросы)

Ода инвалидность

ОСОБЕННОСТИ МСЭ ПРИ ТРАВМАХ И БОЛЕЗНЯХ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

МСЭ и инвалидность при травмах костно-мышечной системы (общие вопросы)
МСЭ и инвалидность при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы

Поражения костно-мышечной системы включают в себя травматические повреждения и большую группу заболеваний различной этиологии.Они нередко сопровождаются значительным нарушением опорно-двигательной функции костно-мышечной системы и становятся причиной постоянной (длительной) утраты трудоспособности больных. По данным ВОЗ, в мире насчитывается 45 млн инвалидов в результате травм, в том числе 30 млн — вследствие дорожно-транспортных происшествий и 15 млн — производственных травм.Заболевания костно-мышечной системы занимают 4—9-е место среди причин инвалидности.По данным ВОЗ, каждая страна теряет 5 % общего количества рабочих дней из-за несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. Травмы и болезни костно-мышечной системы в структуре хирургических; болезней составляют около 30 % случаев. Травма занимает 3-е место в общей структуре первичной инвалидности. Интенсивный показатель первичной инвалидности вследствие травм составляет 6—7, болезней костно-мышечной системы — 2— 2,5 на 10 000 рабочих и служащих. Одной из актуальных медицинских и социальных проблем являются множественные и сочетанные травмы, число которых в последние годы имеет тенденцию к росту.Лечение больных с множественной и сочетанной травмой представляет значительные трудности. Более 20 % пострадавших становятся инвалидами.Классификационная схема поражений костно-мышечной системы [Косинская Н. С., Рохлин Д. Г., 1961] отражает этиологическую, морфологическую и клиническую характеристику процесса и учитывает социальные факторы — трудоспособность и инвалидность.Согласно классификационной схеме, выделено 9 групп поражений костно-мышечной системы: нарушение развития костномышечной системы, травматические повреждения и их последствия, воспалительные заболевания, дегенеративно-дистрофические поражения, нейродистрофические заболевания, ретикулоэндотелиозы и невоспалительные гранулемы, поражения типа фиброзной остеодистрофии и родственные ей заболевания, опухолевидные образования и доброкачественные опухоли, группа злокачественных опухолей. Наиболее частыми причинами инвалидности у больных с поражением костно-мышечной системы являются травматические повреждения и их последствия, на 2-м месте стоят дегенеративно-дистрофические поражения, на 3-м — воспалительные заболевания.Значительно реже среди причин инвалидности встречаются нейродистрофические заболевания.Инвалидность при остальных поражениях костно-мышечной системы составляют от 0,4 до 2 %. Болезни и травмы костно-мышечной системы в целом представляют большую социальную проблему в силу не только их частоты, но и длительности временной нетрудоспособности и тяжести инвалидности.Большинство больных, признаваемых при первичном освидетельствовании во МСЭ инвалидами, являются полностью нетрудоспособными (инвалидами I и II группы). При образовании неустранимых анатомических дефектов и деформаций, нарушающих функцию конечностей и препятствующих трудовой деятельности и самообслуживанию в быту, больные остаются инвалидами в течение всей жизни.У больных с некоторыми видами пороков развития костномышечной системы трудовая деятельность вообще исключается.Частота и тяжесть инвалидности при поражениях костномышечной системы объясняются также тем, что реабилитация больных является сложной и еще полностью не разрешенной задачей.При многих видах поражений костно-мышечной системы реабилитации больных одними медицинскими средствами достичь не удается. Однако с помощью современного восстановительного лечения нередко можно предупредить инвалидность или уменьшить ее тяжесть, например при последствиях травмы, некоторых формах фиброзной дистрофии, туберкулезе и доброкачественных опухолях костей и ряде других патологических процессов.Эффективность восстановительного лечения обеспечивается как средствами этиопатогенетического воздействия на ряд патологических процессов (воспалительные заболевания, генерализованная фиброзная остеодистрофия и др.), так и разнообразными хирургическими методами лечения. В целом успех восстановительного лечения определяется высокой пластичностью костной ткани, ее регенераторно-репаративным потенциалом, существенно возрастающим благодаря способности к функциональным перестройкам, в том числе и при взаимодействии с пересаженными костными трансплантатами. Вместе с тем следует отметить, что в некоторых случаях создаваемое путем восстановительного хирургического лечения новое анатомо-функциональное состояние может сопровождаться восстановлением одной и ухудшением другой функции, обусловливающей инвалидность (например, возникновение анкилоза после резекции коленного сустава по поводу туберкулеза или других причин). Возникшая в результате травмы или болезни неполноценность опорной или двигательной функции пораженного отдела костно-мышечной системы может быть, частично или полностью, преодолена формированием механизмов компенсации. Однако эти механизмы могут оказаться нестойкими и нарушаться при нерациональном трудовом устройстве с неадекватной нагрузкой на неполноценный отдел костно-мышечной системы. Это обстоятельство диктует необходимость включения в программу реабилитации больных при поражении костно-мышечной системы мер, предусматривающих использование и сохранение механизмов компенсации. Важнейшей социальной мерой профилактики инвалидности от травм является предупреждение и борьба с травматизмом. Организация квалифицированной ортопедо-травматологической помощи и качественное лечение травм и их последствий отвечают задачам профилактики инвалидности, снижению ее тяжести и продолжительности. Ряд поражений костно-мышечной системы приводит к инвалидности только при срыве компенсации, обусловленном нерациональной организацией трудовой деятельности (аномалии развития, дегенеративно-дистрофические поражения, остеодистрофии, статические деформации и др.). Правильная профориентация больных до начала трудовой деятельности, их рациональное трудоустройство в сочетании с систематическим диспансерным наблюдением способствуют профилактике инвалидности при этих поражениях. Актуальной задачей МСЭ является повышение трудовых возможностей больных с поражением костно-мышечной системы при уже наступившей инвалидности. Учитывая, что указанные поражения создают меньше противопоказаний к труду по сравнению с заболеваниями внутренних органов и психики, многим инвалидам не противопоказан достаточно широкий круг профессий умственного и физического труда с учетом характера и степени нарушения функции пораженной системы. Одним из важных социальных мероприятий в этом направлении является профессиональное переобучение. В качестве мер, повышающих трудовые возможности инвалида, следует указать такие, как организация рабочего места, протезирование (в том числе рабочими протезами с приспособлениями), сокращенный объем и произвольный темп работы, использование вспомогательной рабочей силы, снабжение средствами специального транспорта и др. При этом трудовая деятельность инвалида может проходить как в специально созданных, так и в обычных производственных условиях. Особенностью организации медико-социальной экспертизы при травматических поражениях костно-мышечной системы является создание специализированных травматологических МСЭ. Последние способствуют повышению качества врачебно-трудовой экспертизы при этой распространенной и социально значимой патологии.Создание травматологических МСЭ, укомплектованных специалистами-травматологами, позволяет квалифицированно определять в каждом отдельном случае клинический и трудовой прогноз и наряду с этим контролировать адекватность лечения, использование современных методов реабилитации больных. Больные с заболеваниями костно-мышечной системы проходят экспертизу в общих МСЭ, за исключением больных костным туберкулезом, для освидетельствования которых созданы специализированные туберкулезные МСЭ. Обследование больных с последствиями травмы и болезнями костно-мышечной системы во МСЭ предусматривает, в первую очередь, тщательное изучение состояния и степени нарушения опорно-двигательной функции пораженного отдела и всей системы в целом. Это достигается благодаря применению комплекса клинико-рентгенологических, функциональных и лабораторных методов исследования. Оценка опорной функции позвоночника или конечности у пострадавших в результате травмы или болезни должна основываться на способности переносить статические и функциональные нагрузки в различных условиях трудовой деятельности. Для характеристики опорной функции необходимы клинические данные и тщательный рентгенологический анализ структурных изменений в костной ткани. Оценка двигательной функции определяется состоянием пострадавших при травме (или болезни) суставов и нервно-мышечного аппарата.Возможности и степень восстановления функции пораженного отдела костно-мышечной системы определяются не только характером поражения, но и биологическими особенностями поврежденных тканей. В связи с этим при освидетельствовании во МСЭ больных с последствиями травмы или болезни костно-мышечной системы необходимо учитывать особенности регенерации костной ткани и факторы, влияющие на этот процесс. К таким факторам необходимо отнести степень повреждения мягких и костных структур, формирующих костную мозоль; своевременность и правильность репозиции отломков, надежность фиксации отломков кости; своевременное; корректное использование функциональной нагрузки в процессе лечения; точное определение сроков регенерации для каждой кости после травмы или проведенного оперативного вмешательства на кости. С помощью рентгенологического метода исследования можно определить стадию регенерации поврежденной кости. Это имеет существенное значение при первичном освидетельствовании во МСЭ больных, перенесших травму костно-мышечной системы, поскольку медицинский прогноз в подобных случаях зависит не от степени функциональных расстройств, а от анатомо-морфологических изменений в травмированной кости, т. е. от стадии регенерации. Этот фактор является ведущим при первичном освидетельствовании больных. В тех случаях, когда регенерация не укладывается в обычные для данной кости сроки, необходимо установить причину замедленной консолидации и в зависимости от нее определять клинический прогноз. Замедленная консолидация может быть обусловлена тяжестью повреждений, дефектами лечения на различных этапах, общим состоянием больного и др. Если процесс регенерации идет без замедления, то прогноз благоприятный, в необходимых случаях сроки временной нетрудоспособности могут быть продлены.

Пример диагноза: «Последствия бытовой травмы от 12.05.2012 в виде консолидирующегося перелома в средней трети правого бедра IIIб стадии на этапе медицинской реабилитации».

Если консолидация перелома той или иной кости оказывается замедленной, при освидетельствовании во МСЭ необходимо установить ее причину, определить прогноз, в соответствии с которым вынести решение о трудоспособности. При повторном освидетельствовании во МСЭ следует обращать внимание на последствия травмы, состояние опорной и двигательной функций конечности.

Наиболее частыми последствиями травмы являются: контрактуры (37,4 %), замедленная консолидация (20,9%), остеомиелит, тромбофлебит (9,8 %), ложные суставы (5,5 %), деформации кости (21,4 %), ампутации конечности (5 %). Перечисленные последствия нередко приводят к различным нарушениям опорной и двигательной функций конечности, позвоночника и таза, т, е.

органов, выполняющих важнейшие функции в процессе трудовой деятельности, и являются причиной постоянной (длительной) утраты трудоспособности.

Пример диагноза: «Последствия перелома левой бедренной кости (2010г.

) в виде выраженной контрактуры левого коленного сустава в функционально невыгодном положении с выраженным нарушением стато-динамической функции».

Особенностью МСЭ при повреждениях костно-мышечной системы является часто встречающаяся необходимость установления у первично освидетельствуемых больных показаний к продлению срока временной нетрудоспособности для продолжения лечения и восстановления функции. При продлении срока временной нетрудоспособности и при установлении группы инвалидности необходимо составлять индивидуальные программы медицинской реабилитации. В программе указываются вид рекомендуемого больному и инвалиду восстановительного лечения, сроки его проведения, а также круг социальных мероприятий. К составлению программы реабилитации необходимо привлекать представителей лечебных учреждений.

Особенностью МСЭ больных с поражениями костно-мышечной системы является то, что для этой группы больных существует предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 247 перечень показаний к установлению группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования.

К ним относятся возникающие в результате травмы или болезни дефекты и деформации конечностей.

Под дефектом или деформацией понимаются невосстанавливаемые изменения анатомического строения и функции органа, нарушающие трудоспособность больного практически во всех видах профессиональной деятельности и вызывающие значительные затруднения самообслуживания в быту.

Одной из особенностей МСЭ больных, получивших производственную травму или профессиональное заболевание, является определение ущерба, нанесенного здоровью травмой или болезнью.Степень утраты профессиональной трудоспособности (в %) определяется на основании соответствующих нормативно-правовых актов, основными из которых являются:

1.Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789

2.Постановление МТСР от 18 июля 2001 г. N 56

При оценке трудоспособности больных с поражением костномышечной системы может определяться причина инвалидности — «инвалидность с детства». Она устанавливается на основании выраженных анатомо-функциональных изменений, оставшихся после травмы или заболевания, перенесенных в детстве. При отсутствии об этом соответствующих документов инвалидность определяется на основании данных, полученных при клинико-рентгенологическом обследовании больного.

Источник

Источник: https://www.invalidnost.com/publ/mediko_socialnaja_ehkspertiza_pri_nekotorykh_zabolevanijakh/mseh_pri_travmakh_i_zabolevanijakh_kostno_myshechnoj_sistemy_obshhie_voprosy/2-1-0-465

Нозологические группы инвалидности

Ода инвалидность

Время чтения: ~8 минут Ирина Смирнова 12178

Инвалидность, если исходить из разнообразия нарушений физического или психического здоровья, понятие довольно объемное.

Описать особенности людей с ограниченными возможностями, не используя специальной классификации, весьма сложно.

Поэтому для организации помощи, адаптации и реабилитации (медицинской и социальной) принято разделять таких пациентов на определенные категории, называющиеся нозологические группы инвалидов (НГИ).

Понятие нозологической группы инвалидности

НГИ подразумевает под собой классификацию, согласно которой люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подразделяются на категории, характеризующие их отклонение.

Понятие состоит из двух слов, то есть это производное от «нозология» или наука о болезнях (в переводе с древнегреческого νόσος «болезнь» + λόγος «учение, слово») и инвалид (от латинского in – «не» + validus – «сильный»).

Под термином инвалидность подразумевается состояние человека, характеризующееся физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными отклонениями, ведущими к нарушению либо ограничению его жизнедеятельности. Нозология, в свою очередь, полностью описывает заболевание – его отличие от здоровья, причины и механизмы возникновения, особенности типичных проявлений и поражения органов, а также выздоровления и смерти.

Из всего вышеописанного следует, что нозологическая группа инвалидов – это совокупность людей, имеющих схожие признаки патологии или родственные заболевания. Кроме того, при работе с такими пациентами обязательно следует учитывать и классификацию инвалидности по тяжести проявлений, что является важным при разработке терапевтических и социально-адаптивных мероприятий для них.

В медицинской практике людей с ОВЗ принято разделять на 2 основные группы и 3, отличающиеся по степени выраженности присутствующей симптоматики. Так, к первым двум относятся врожденная инвалидность, причиной которой стало аномальное развитие плода в утробе матери либо родовая травма, и приобретенная – возникшая после рождения на фоне повреждения или заболевания.

ВТЭК или врачебно-трудовая экспертная комиссия у взрослых выделяет 3 следующие группы:

  • 1-я – устанавливается больным, абсолютно утратившим трудоспособность, и нуждающимся в постоянном уходе;
  • 2-я – присваивается пациентам с менее тяжелым состоянием, способных себя обслуживать, но не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в стандартных производственных условиях;
  • 3-я – устанавливается людям, которые в состоянии работать в обычных производственных условиях в их облегченном варианте.

Ограничения функциональности инвалидов принято разделять по категориям, связанным с отклонениями деятельности той или иной системы. К ним относятся нарушения:

  • двигательной (статодинамической) функции;
  • сенсорной – зрения, обоняния, слуха, осязания;
  • психической – мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, воли и эмоций;
  • кровообращения, дыхания, выделения, обменных процессов, пищеварения и внутренней секреции.

Важно! Все особенности и разграничения инвалидности следует учитывать как для взрослых при трудовой или адаптивной деятельности, так и для детей при обучении или социализации, чтобы не привести в будущем к усугублению состояния.

Данное разделение инвалидов на различные группы является одним из самых емких и потому обширных. Благодаря ему, врач, увидев такую пометку в любом бланке, может получить приблизительную картину состояния пациента на текущий момент.

Нарушение зрения

Эта патология относится к сенсорным отклонениям, и является одной из основных разновидностей заболеваний, способных стать причиной получения группы инвалидности. По степени нарушения зрения выделяют несколько категорий пациентов:

  • Слепые – больные с абсолютной потерей зрительных ощущений либо люди со светоощущением, то есть они неспособны видеть очертания объектов, а имеют возможность различать лишь присутствие света. Такая группа пациентов, в свою очередь, классифицируется на две степени: 1 – полная утрата зрительной функции и 2 – практическая слепота со светоощущением, и способностью видеть силуэты объектов.
  • Слабовидящие – инвалиды, которым качество зрения дает возможность различать объекты, но при этом нечетко видеть их контуры.

Потеря зрения оказывает негативное влияние на большинство функций организма

Снижение качества зрения, в большинстве случаев сопровождается нарушением формирования пространственных образов, осуществления саморегуляции и самоконтроля, а также ухудшением точности движений тела и его координации. Кроме этого, отмечается изменение осанки, появление плоскостопия, и нередко слабость дыхательных мышц.

Сопутствующими патологиями при нарушении зрения, как правило, являются неврозы, болезни органов сердечно-сосудистой и дыхательной системы, и расстройства метаболических процессов. И также может наблюдаться снижение слуха, общее недоразвитие речевой функции, быстрая утомляемость, ДЦП (детский церебральный паралич) и иногда ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Факт! И. М. Сеченов утверждал, что двигательная согласованность рук и глаз человека формируется в детстве. «Рука выполняет функцию хватательного орудия, и при отсутствии зрительного руководства таким орудием служить не может».
Инвалидность при тугоухости

Инвалиды со снижением качества слуха бывают: глухие (полная утрата слуховой функции) и слабослышащие. Глухие лишенные речи – это пациенты с врожденным отсутствием данного сенсора либо утратившие его в раннем детстве.

К глухим, но при этом имеющим речь в определенной степени, относятся пациенты, потерявшие слух в более позднем возрасте.

Вследствие врожденной утраты слухового сенсора довольно часто развиваются патологические изменения функционирования вестибулярного аппарата, пространственной ориентации, ухудшается осанка.

Кроме этого, формируется глухонемота и задержка в развитии способности к прямостоянию.

На фоне подобных нарушений, как вторичные патологии отмечаются психические отклонения – отставание функции мышления, проблемы с общением, скудность эмоций и плохая память. Слабослышащие, или люди с частичной утратой слуховой возможности, но при этом сохранившие речь, не испытывают трудностей, связанных со снижением умственных способностей.

Нарушение интеллекта

В основе признаков данной группы лежит недоразвитие различных аспектов психической функции: познавательных процессов, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т. д. Ведущая роль в отклонениях психики отводится задержке развития познавательной способности, типичной характеристикой которой считается умственная отсталость.

Интеллектуальная отсталость – это неполноценное формирование психических процессов либо их задержка, что в основном проявляется снижением способностей, характерных для определенного периода созревания. К ним относятся социальные, когнитивные, речевые и моторные способности, которые в результате составляют базовый фундамент личности, и дают возможность для дальнейшего развития.

У человека с патологическими отклонениями умственного развития практически всегда наблюдается расстройство познавательной активности. Снижается скорость и интенсивность нервных процессов, качество высших психических функций, а также нарушается аналитико-синтетическая деятельность. На фоне данных отклонений нередко формируется дисплазия (патологическое изменение клеток).

Начинаются проблемы с костной тканью, осанкой, развивается деформация скелета, стоп, что, в общем, характеризуется как физическая дисгармоничность сопровождающаяся нарушением координации движений. Кроме этого, у таких пациентов отмечаются прочие сенсорные аномалии, заболевания внутренних органов, врожденные пороки сердца и эндокринные патологии.

У детей с умеренной формой умственной отсталости в 90–100% наблюдается моторная недостаточность, страдает темп, точность и согласованность движений. Они неуклюжи, медлительны, и имеют недостаточно сформированные механизмы бросков, бега и прыжков.

Изменения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Заболевания ОДА, способных привести к получению группы инвалидности, подразделяют на три вида:

  • Патологии нервной системы – полиомиелит, ДЦП.
  • Врожденные аномалии – вывих бедра, кривошея, артрогрипоз (врожденное уродство). Деформации и дефекты верхних и нижних конечностей – косолапость, аномалии развития пальцев стопы и кисти.
  • Приобретенные болезни и повреждения – патологические изменения в результате травмы головного или спинного мозга, рук, ног, патологии конечностей, полиартрит, системные болезни скелета.

У пациентов с группой инвалидности по нарушению функционирования ОДА ведущим является дефект данной системы – недоразвитие, патология либо потеря тех или иных двигательных способностей. При заболеваниях ОДА церебрального происхождения, происходит снижение опороспособности, нарушение равновесия, координации, ориентировки в пространстве, вертикальной позы, макро- и микромоторики.

Зачастую диагностируется остеохондроз, остеопороз, контрактуры, мышечная гипотрофия и дисгармоничность физического развития. Кроме этого, присоединяются заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также патологии внутренних органов. Нередко отмечается снижение качества зрения, слуха и интеллекта, что в результате ведет к низкой работоспособности.

При патологиях ОДА спинального происхождения диагностируется частичная либо абсолютная потеря чувствительности, движений, расстройство функционирования органов таза. Развиваются вегетативные дисфункции, образуются пролежни. Достаточно часто возникает остеопороз.

При поражении верхнего отдела (шейного) наблюдаются дыхательные и ортостатические нарушения. Развитие вялого паралича сопровождается мышечной атрофией, спастического – снижением подвижности суставов, появлением контрактур, повышением мышечного тонуса.

При патологиях ОДА в результате врожденных пороков либо ампутации утрачивается нормальная опороспособность и ходьба (при потере ног), осанка, координация движений, а также способность поддержания вертикальной позы. Зачастую при таких изменениях отмечается уменьшение сосудистого русла и массы тела.

В целом данные патологии сопровождаются дегенеративными изменениями костной и нервно-мышечной ткани, расстройством регуляторных механизмов, контрактур. Возникают дисфункции дыхания, кровообращения, пищеварения обменных процессов, в результате чего снижается работоспособность. Кроме всего вышеперечисленного, нередко присутствуют фантомные боли, доставляющие значительный дискомфорт пациентам.

Одним из видов поражения ОДА, ведущих к инвалидности являются насильственные движения или непроизвольные двигательные реакции (к примеру, тремор верхних конечностей). Они создают большие помехи для выполнения произвольных движений, и затрудняют овладение многими навыками двигательного аппарата.

Речь – одна из самых важных социальных функций человека, осуществление которой обусловлено слаженной деятельностью головного мозга и множеством периферических нервов лица. В ее обеспечении, а также осуществлении чтения и письма, задействованы четыре анализатора: зрительный, слуховой, кинестетический и двигательный.

Для этого сложного процесса очень важна сохранность работоспособности всех участвующих мышц (гортани, челюстей, языка, неба), а также состояние рта, глотки и придаточных пазух носа, так называемых резонаторных полостей. Не менее значимым является координация дыхания и возможность качественного произношения.

Нозологические группы инвалидности

Речевые механизмы являются сложной и многоуровневой организацией, и изменение на любом участке данной цепи может привести к утрате либо снижению качества функции. Факторы, обуславливающие речевые аномалии, могут быть следующими:

  • наследственная предрасположенность;
  • генетические изменения;
  • внутриутробная патология;
  • неблагоприятное родоразрешение;
  • заболевания первых лет жизни.

Речь может нарушаться как устная, так и письменная, причем сопровождаться подобные изменения могут патологиями зрения, слуха, интеллекта или ОДА. В зависимости от присутствующих сочетаний нередко возникают характерные виды общего недоразвития индивида. Присутствие различных форм речевых нарушений дает возможность сделать вывод об умственной отсталости человека.

Разнообразие и сочетание патологий, ведущих к инвалидности, к сожалению, очень велико, но благодаря данной классификации специалистам ВТЭК и другим врачам гораздо проще выделять основное заболевание у того или иного пациента. Это позволяет найти более быстрый и доступный способ организации медицинской помощи таким больным, а также их реабилитации и адаптации к повседневной жизни.

Источник: https://invalidu.com/raznoe/nozologicheskie-gruppy-invalidnosti

3 Группа инвалидности

Ода инвалидность

Дляопределения третьей группы инвалидностикритерием является социальнаянедостаточность, требующая социальнойзащиты или помощи, вследствие нарушенияздоровья со стойкими незначительно илиумеренно выраженными расстройствамифункций организма, обусловленнымизаболеваниями, последствиями травм илидефектами, приводящими к не резко илиумеренно выраженному ограничению однойиз категорий жизнедеятельности или ихсочетание. Показания для установления3 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
  • способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
  • способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
  • способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;
  • способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации.

(http://103-law.org.ua/Article.aspx?a=33)

2. Классификация инвалидов в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.)

Нарушениезренияотносится к основным видам нарушенийфункций организма (нарушение сенсорныхфункций). В связи с этим при утратефункции зрения человек может признаватьсяинвалидом по зрению.

Различаютбольных со следующими нарушениямизрения.

Слепые— люди с полным отсутствием зрительныхощущений или светоощущением (очертанийпредметов не видят, а имеют толькоощущение света).

В свою очередь различаютдве степени потери зрения у инвалидовпо зрению: 1-я — тотальная потеря зрения;2-я — практическая слепота, когда имеетсясветоощущение, способность определитьконтур предмета.

Слабовидящие — этолюди, острота зрения которых позволяетразличать предметы, очертания которыхони видят нечетко.

Принарушении функции зрения происходитнарушение пространственных образов,самоконтроля и саморегуляции, координациии точности движений. Также наблюдаютсянарушения осанки, плоскостопие, слабостьдыхательной мускулатуры.

К сопутствующимзаболеваниям относятся неврозы, болезниорганов дыхания, сердечно – сосудистойсистемы, обмена веществ.

А также общеенедоразвитие речи, ДЦП, минимальнаямозговая дисфункция (ММД), может бытьснижение слуха и быстрая утомляемость.

Больныес нарушениемслуха могутбыть: глухие (потеря слуха) и слабослышащие.Глухие без речи — это рано оглохшиелюди или с врожденным отсутствием слуха.Глухие, сохранившие речь в той или инойстепени, — поздно оглохшие.

К последствиямврожденной глухоты относят: нарушениявестибулярного аппарата, задержку вформировании прямостояния, нарушенияпространственной ориентации, нарушенияосанки, глухонемота. На фоне этихнарушений вторично наблюдаются измененияпсихики: проблемы с общением, отставаниев развитии мышления, слабая память,бедность эмоций.

Слабослышащие —инвалиды с частичной потерей слуха,сохранившие речь. Интеллект у них нестрадает.

Нарушениеинтеллекта

Воснове данной формы психическогодизонтогенеза лежит недоразвитие всехсторон психики: познавательных процессов,эмоционально-волевой сферы, потребностно- мотивационной сферы и пр. Ведущая рольв структуре общего психическогонедоразвития принадлежит недоразвитиюпознавательной деятельности. Типичноймоделью психического недоразвитияявляется умственная отсталость.

Умственнаяотсталость — это состояние задержанногоили неполного развития психики, которое,в первую очередь, характеризуетсянарушением способностей, проявляющихсяв период созревания и обеспечивающихобщий уровень интеллектуальности, тоесть когнитивных, речевых, моторных исоциальных способностей.

Улюдей с нарушением интеллекта происходитнарушение познавательной деятельности.Снижается сила и подвижность нервныхпроцессов. Происходит нарушение высшихпсихических функций, аналитико-синтетическойдеятельности ЦНС. Также наблюдаетсядисплазия; нарушение окостенения,осанки, деформация стопы, позвоночника,дисгармоничность физического развития;нарушение координации движений.

Врожденныепороки сердца, заболевания внутреннихорганов, эндокринные нарушения, сенсорныеотклонения – все это наблюдается у людейс нарушением интеллекта.

НарушениеОДА

Видынарушений опорно-двигательного аппарата

1.Заболеваниянервной системы: детский церебральныйпаралич, полиомиелит.

2.Врожденнаяпатология опорно-двигательного аппарата:врожденный вывих бедра, кривошея,косолапость и другие деформации стоп,аномалии развития и дефекты конечностей,аномалии развития пальцев кисти,артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Преобретенныезаболевания и повреждения опорно-двигательногоаппарата травматические поврежденияспинного мозга, головного мозга иконечностей; полиартрит, заболеваниеконечностей, системные заболеванияскелета.

Улюдей с нарушением опорно-двигательногоаппарата ведущим является двигательныйдефект (недоразвитие, нарушение илиутрата двигательных функций).

Припоражении ОДА церебральногогенезапроисходит нарушение опороспособности,равновесия, вертикальной позы, ориентировкив пространстве, координации, микро- имакромоторики.

Наблюдается остеохондроз,мышечная гипотрофия, остеопороз,контрактуры, дисгармоничность физическогоразвития. К сопутствующим заболеваниямотносятся нарушения сердечно – сосудистойи дыхательной систем, заболеваниявнутренних органов.

А также нарушениеслуха, зрения, интеллекта. Низкаяработоспособность.

Припоражении ОДА спинальногогенезанаблюдается полная или частичная утратадвижений, чувствительности, расстройствофункций тазовых органов.

Происходитнарушение вегетативных функций,появляются пролежни. Характереностеопороз. При высоком (шейном) спинальномпоражении – нарушается дыхание,появляются ортостатические нарушения.При вялом параличе — атрофия мышц. Приспастическом – тугоподвижность суставов,контрактуры, спастичность.

Припоражении ОДА вследствие ампутации иливрожденного порока нарушаетсяопороспособность и ходьба (при ампутациинижних конечностей), координациядвижений, осанка, вертикальная поза;также наблюдается уменьшение массытела и сосудистого русла.

Наблюдаютсянарушения регуляторных механизмов,дегенеративные изменения нервно-мышечнойи костной ткани, контрактуры. Нарушаютсяфункции кровообращения, дыхания,пищеварения, обменных процессов.Снижается общая работоспособность,появляются фантомные боли.

Нарушениеречи

Речь- важнейшая функция человека, поэтомув ее осуществлении принимают участиекорковые речевые зоны, расположенныев доминантном полушарии (центры Брокаи Вернике), двигательные, кинетические,слуховые и зрительные области, а такжепроводящие афферентные и эфферентныепути, относящиеся к пирамидной иэкстрапирамидной системам, анализаторамчувствительности, слуха, зрения,бульбарные отделы мозга, зрительный,глазодвигательный, лицевой, слуховой,языкоглоточный, блуждающий и подъязычныенервы.

Восуществлении речевой функции, а такжеписьма и чтения принимают участиезрительный, слуховой, двигательный икинестетический анализаторы. Большоезначение имеют сохранность иннервациимышц языка, гортани, мягкого неба,состояние придаточных пазух и полостирта, играющих роль резонаторных полостей.Кроме того, важна координация дыханияи произношения звуков.

Длянормальной речевой деятельностинеобходимо согласованное функционированиевсего головного мозга и других отделовнервной системы. Речевые механизмыимеют сложную и многоступенчатуюорганизацию.

Причинынарушения речи:внутриутробная патология; наследственнаяпредрасположенность и генетическиеаномалии; неблагоприятные роды и ихпоследствия, заболевания, перенесенныеребенком в первые годы жизни.

Видыречевых нарушений:

-нарушение устной речи;

-нарушения письменной речи.

(http://kokarevala.narod.ru/index/0-38)

Так,при нарушениизрения, наблюдается общее недоразвитие речиразных уровней, сопровождающеесяразличными типами дизартрии, недоразвитиеписьменной речи смешанного характера(различные виды дисфагии).

Принарушениислуха,нарушаются основные компоненты речи:фонетико-фонематический, лексический,грамматический; недостаточно сформированыкак произносительная, так и семантическаястороны речи.

Принарушенииинтеллекта, страдаютвсе функции речи, в той или иной степени.От различных форм нарушения речи, можносудить о степени умственной отсталости!(http://iamtiptop.ru/p/iam_13190.html)

ПринарушенииОДА,свойственно нарушение речи в формедизартрии (нарушения произношениязвуков), связанное с тем, что у таких лицзатруднено ощущение положения языка игуб. (СолнцеваВ.А., Белова Т.В.

Психологическиеособенности лиц с нарушениями двигательногоразвития(нарушениямифункций опорно-двигательного аппарата)// Справочник по организации и проведениюпрофориентационной работы — М.

: ООО«Центр новых технологий», 2012. — С.97–99.).

Детине могут различить звуки на слух,повторить слоги, выделить звуки в словах.

Лексика увеличивается медленно, несоответствует возрасту, очень сложноформируются абстрактные понятия,пространственно-временные отношения,построение предложений, восприятиеформы и объема тела.

В связи с нарушениямилексики недостаточно развиваетсяграмматический строй речи. Нарушениефонетико-фонематического развитияограничивает накопление грамматическихсредств.

Клиническиепроявления речевых нарушений при ДЦП:

-дизартрия — нарушение произношениязвуков из-за патологической иннервацииречевых мышц, поражения речедвигательныхмеханизмов ЦНС;

-алалия — системное недоразвитие речив результате поражения корковых речевыхзон (встречается как моторная алалия,таки сенсорная);

-дислексия, дисграфия — нарушенияписьменной речи вследствие дисфункцииречевых зон;

-неврозоподобные нарушения речи, по типузаикания, вследствие нарушенияречедвигательной функции;

-анартрия — отсутствие речи. (с.234учебник)

Источник: https://studfile.net/preview/3568145/page:2/

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Ода инвалидность

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата являются ведущим фактором инвалидизации во всем мире, а наиболее частой причиной нетрудоспособности среди этих заболеваний является люмбаго.

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата значительно ограничивают подвижность и моторику, приводя к преждевременному прекращению трудовой деятельности, сокращая возможности для накопления материального благосостояния и выполнения социальных функций.

  • На заболевания опорно-двигательного аппарата приходится наибольшая доля случаев хронического болевого синдрома неонкологического генеза.

Согласно перечню Международной классификации болезней, к заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся более 150 нозологий, поражающих скелетно-мышечную систему: мышцы, кости, суставы и соединительные ткани, такие как сухожилия и связки. Они варьируются в широком диапазоне, от острых и кратковременных явлений — переломов, растяжений и вывихов — до пожизненных нарушений, сопровождающихся хронической болью и инвалидностью.

Заболевания опорно-двигательного аппарата обычно характеризуются болевыми ощущениями (нередко постоянного характера) и снижением подвижности, моторики и функциональных возможностей, что ограничивает способность человека к трудовой деятельности и выполнению социальных функций, тем самым оказывая негативное воздействие на психическое благополучие и на благосостояние населения в целом. К наиболее распространенным инвалидизирующим заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся остеоартроз, люмбаго и цервикалгия, переломы, вызванные хрупкостью костной ткани, травмы и такие системные воспалительные заболевания, как ревматоидный артрит.

Заболевания опорно-двигательного аппарата включают в себя нарушения, поражающие: 

  • суставы, в частности, остеоартроз, ревматоидный артрит, псориатический артрит, подагру, анкилозирующий спондилоартрит;
  • костные ткани, в частности, остеопороз, остеопению и связанные с этим переломы в результате травм или хрупкости костей;
  • мышцы, в частности, саркопению;
  • позвоночник, в частности, люмбаго и цервикалгию;
  • различные части тела или системы организма, в частности, регионарные и распространенные болевые синдромы и воспалительные заболевания, например, заболевания соединительных тканей и васкулит, характеризующиеся симптомами со стороны костно-мышечной системы, такие как системная красная волчанка.

Заболевания опорно-двигательного аппарата распространены среди лиц всех возрастных групп и чаще всего поражают людей в период от подросткового до пожилого возраста.

Ожидается, что по мере старения мирового населения и усиления факторов риска неинфекционных заболеваний, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, распространенность и негативное воздействие опорно-двигательных заболеваний будут расти.

Нарушения опорно-двигательного аппарата нередко сопровождают другие неинфекционные заболевания при полиморбидных состояниях.

Масштабы проблемы

Согласно перечню Международной классификации болезней, к заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся более 150 нозологий, поражающих скелетно-мышечную систему: мышцы, кости, суставы и соединительные ткани, такие как сухожилия и связки. Они варьируются в широком диапазоне, от острых и кратковременных явлений — переломов, растяжений и вывихов — до пожизненных нарушений, сопровождающихся хронической болью и инвалидностью.

Заболевания опорно-двигательного аппарата обычно характеризуются болевыми ощущениями (нередко постоянного характера) и снижением подвижности, моторики и функциональных возможностей, что ограничивает способность человека к трудовой деятельности и выполнению социальных функций, тем самым оказывая негативное воздействие на психическое благополучие и на благосостояние населения в целом. К наиболее распространенным инвалидизирующим заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся остеоартроз, люмбаго и цервикалгия, переломы, вызванные хрупкостью костной ткани, травмы и такие системные воспалительные заболевания, как ревматоидный артрит.

Заболевания опорно-двигательного аппарата включают в себя нарушения, поражающие: 

  • суставы, в частности, остеоартроз, ревматоидный артрит, псориатический артрит, подагру, анкилозирующий спондилоартрит;
  • костные ткани, в частности, остеопороз, остеопению и связанные с этим переломы в результате травм или хрупкости костей;
  • мышцы, в частности, саркопению;
  • позвоночник, в частности, люмбаго и цервикалгию;
  • различные части тела или системы организма, в частности, регионарные и распространенные болевые синдромы и воспалительные заболевания, например, заболевания соединительных тканей и васкулит, характеризующиеся симптомами со стороны костно-мышечной системы, такие как системная красная волчанка.

Заболевания опорно-двигательного аппарата распространены среди лиц всех возрастных групп и чаще всего поражают людей в период от подросткового до пожилого возраста.

Ожидается, что по мере старения мирового населения и усиления факторов риска неинфекционных заболеваний, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, распространенность и негативное воздействие опорно-двигательных заболеваний будут расти.

Нарушения опорно-двигательного аппарата нередко сопровождают другие неинфекционные заболевания при полиморбидных состояниях.

Признаки и симптомы

Общими для целого ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата признаками являются боль и ограниченная подвижность. При хронических заболеваниях боль, как правило, имеет персистирующий характер. Некоторые заболевания при отсутствии своевременной диагностики и лечения могут привести к деформации суставов.

Профилактика и ведение больных

Факторы риска заболеваний опорно-двигательного аппарата аналогичны факторам риска других неинфекционных заболеваний и включают в себя недостаточную физическую активность, ожирение, курение и неполноценное питание.

Хотя некоторые такие заболевания нередко требуют специализированной помощи и/или хирургического вмешательства, многие из них можно лечить в учреждениях первичной помощи при помощи базовых нефармакологических методов, таких как физические упражнения, контроль массы тела и психологическая терапия, в сочетании с фармакотерапией.

Социально-экономические последствия

Заболевания опорно-двигательного аппарата создают значительную нагрузку на здравоохранение и общество в целом. Расходы, связанные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с трудом поддаются оценке в силу их огромного многообразия и ограниченных возможностей систем эпиднадзора.

Такие услуги ортопедической хирургии, как операция по полной замене сустава, входят в число наибольших статей расходов медицинских учреждений. Дефицит данных особенно ощутим в районах с низким и средним уровнем дохода. На долю заболеваний опорно-двигательного аппарата приходятся наибольшие потери производительности на рабочих местах. В 2011 г.

такие заболевания обошлись в 213 миллиардов долларов США — 1,4% валового внутреннего продукта (2).

Деятельность ВОЗ

ВОЗ признает, что заболевания опорно-двигательного аппарата являются серьезной причиной инвалидности среди лиц всех возрастных групп во всех регионах мира. В частности, ВОЗ признает, что такие заболевания крайне негативно сказываются на функциональных возможностях людей.

В этой связи ВОЗ принимает ответные меры в рамках модели оказания комплексной помощи пожилым людям (ICOPE), предполагающей выявление потребностей в улучшении функций опорно-двигательного аппарата посредством целого ряда мероприятий, одним из ключевых компонентов которых являются комбинированные физические упражнения.

  • Комплексная помощь пожилым людям – на английском языке

Необходимость решения проблем, затрагивающих здоровье костно-мышечной системы, для улучшения функционирования указана также в глобальной программе работы ВОЗ по вопросам реабилитации. Предупреждение травм опорно-двигательного аппарата является одной из задач глобальной программы работы ВОЗ по проблеме дорожно-транспортного травматизма.

(1)James SL, Abate D, Abate KH, et al. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 354 diseases and injuries for 195 countries and territories, 1990-2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. Lancet 2018; 392: 1789-858.

(2) The Impact of Musculoskeletal Disorders on Americans — Opportunities for Action
http://www.boneandjointburden.org/docs/BMUSExecutiveSummary2016.pdf Bone and Joint Initiative USA. 2016.

(3) Prevalence of arthritis according to age, sex and socioeconomic status in six low and middle income countries: analysis of data from the World Health Organization study on global AGEing and adult health (SAGE) Wave 1.

https://bmcmusculoskeletdisord.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12891-017-1624-z
S. L. Brennan-Olsen, S. Cook, M. T. Leech, S. J. Bowe, P. Kowal, N. Naidoo, I. N. Ackerman, et al. BMC Musculoskeletal Disorders. 2017.

(4) World Health Organization. Guidelines on community-level interventions to manage declines in intrinsic capacity. Geneva: WHO; 2017. https://www.who.int/ageing/publications/guidelines-icope/en/

Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.