Оказание бесплатной медицинской помощи

Бесплатная медицинская помощь: права граждан, ответственность за нарушение | Правоведус

Оказание бесплатной медицинской помощи

Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В тоже время программа ОМС, действующая на всей территории России с 2011 г.

, позволяет гражданам получать лечение на бесплатной основе и в некоторых частных клиниках, поэтому очень важно знать Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, регулирующие права пациентов, а также ответственность медицинских работников за нарушение прав пациентов. В соответствии со ст.

19 Закона об основах охраны здоровья граждан россияне имеют следующие права в области медицины, причем независимо от формы прохождения лечения – платная или бесплатная:

  • на гуманное и уважительное отношение работников медицинских учреждений;
  • на выбор медицинского учреждения и врача-специалиста;
  • на облегчение боли средствами, доступными медучреждению;
  • на сохранение врачебной тайны;
  • на проведение консультаций других врачей (по просьбе пациента);
  • на добровольное согласие либо добровольный отказ от медицинского вмешательства;
  • на получение информации о состоянии здоровья, а также о правах и обязанностях;
  • на законного представителя для защиты своих прав;
  • на возмещение морального вреда, полученного вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Право на бесплатную медицинскую помощь удостоверяется полисом обязательного медицинского страхования (полис ОМС). Данный документ бессрочно вправе получить:

  • лица, имеющие гражданство РФ;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе получить полис ОМС со сроком действия, соответствующего сроку временного пребывания в России. В соответствии с п.

19 Правил обязательного медицинского страхования полис ОМС могут получить все вышеназванные лица, независимо от рабочего статуса (работает, пенсионер, учащийся или безработный), работает по гражданско-правовому или трудовому договору. Все они являются участниками программы и застрахованными по ОМС.

Медицинская помощь в рамках ОМС оказывается лечебными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых включена в специальный реестр медицинских организаций. Вступление в такой реестр является добровольным решением.

Важно! Лечебные учреждения и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр, не имеют права отказать в медицинской помощи гражданам, застрахованным по программе ОМС. Виды медицинской помощи, входящие в систему ОМС, включают в себя базовую и территориальную программы страхования. Базовая программа страхования ОМС – действует на всей территории РФ.

Лицо, имеющее на руках полис ОМС, сможет получить бесплатную медицинскую помощь в рамках программы, находясь в любом регионе, независимо от места постоянной регистрации. Список заболеваний, дающий право на получение бесплатной медпомощи по ОМС, закреплен в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС.

В базовую программу ОМС входят следующие виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно:

  • первичная медицинская помощь – лечение распространенных заболеваний, а также состояний организма, не требующих неотложного медицинского вмешательства (например, не сложные травмы, легкие отравления и другое); профилактика более тяжелых форм заболеваний и проведение мероприятий по оказанию медико-санитарной помощи гражданам на дому;
  • скорая медицинская помощь – оказывается в случаях возникновения состояний, при которых требуется срочное медицинское вмешательство;

Важно! Право на бесплатную скорую медицинскую помощь имеет каждый гражданин, находящийся на территории РФ.

  • специализированная медицинская помощь – оказывается в случаях возникновения заболеваний, требующих применения особых методов и уникальных медицинских технологий для диагностики и лечения; направление на получение специализированной медицинской помощи могут получить граждане РФ на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, в свою очередь, такое решение может быть принято на основании обращения пациента лично либо через законного представителя с предоставлением нотариальной доверенности.

Важно! С 1 января 2015 г. высокотехнологичная специализированная медицинская помощь гражданам оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа страхования ОМС – действует только на территории конкретного субъекта РФ. Виды медицинской помощи, входящие в перечень территориальной программы субъекта РФ, могут быть оказаны только лицам, получившим страховой полис в данном регионе.

Территориальные программы ОМС предусматривают довольно широкий перечень заболеваний, превышающий по числу видов заболеваний базовую медицинскую помощь.

Законодательством предусмотрены также и отдельные случаи групп заболеваний, когда медицинская помощь должна быть оказана бесплатно:

  • социально значимые (гепатит, туберкулез, ВИЧ и другие);
  • представляющие опасность для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и другие).

Меры, объем и порядок проведения мероприятий по оказанию бесплатной медицинской помощи для лиц, страдающих вышеназванными недугами, закреплены в подзаконных нормативных актах.

Если пациенту не оказали медицинскую помощь по системе ОМС, оказали не в полном объеме или некачественно, вследствие чего пациент получил дополнительный вред своему здоровью, медицинское законодательство РФ закрепляет за пациентом право на возмещение морального и материального вреда через подачу в суд претензии и искового заявления.

Соответственно, данные положения и гражданское законодательство закрепляют за виновным лицом обязанность по возмещению ущерба пациенту, получившему вред здоровью, а также в случае его смерти. В соответствии со ст.

1084 ГК РФ пациент, как потерпевшая сторона, имеет право требовать возмещения заработка, утраченного в результате невозможности исполнения своих трудовых обязанностей, расходов на лечение и иных дополнительных расходов, которые пациент понес вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Требование о возмещении морального вреда также является правом потерпевшей стороны. В случае, если некачественно оказанная медицинская помощь повлекла смерть пациента, право на возмещение морального вреда приобретают его иждивенцы (ст. 1088 ГК).

Некачественная медицинская помощь гражданам, оказанная в рамках программы ОМС, также предполагает ответственность лица, допустившего правонарушение пациента, на основании положений Закона об ОМС. Так, в соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст.

16 Закона об ОМС медицинская страховая компания и медицинская организация обязаны возместить моральный и материальный вред, который был причинен неисполнением либо ненадлежащим оказанием бесплатной медицинской помощи.

При этом, ответственность медицинской страховой компании может наступить в связи с нарушениями, которые не связаны с лечением пациента, в частности, с невыдачей ему по требованию страхового полиса или не предоставлением определенной информации, в результате чего пациент не смог получить необходимую медицинскую помощь.

Лечебно-профилактическая организация, осуществляющая свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, должна возместить ущерб владельцу полиса ОМС в случае обращения им за оказанием медпомощи в данное учреждение и не получившему данную услугу в полной мере. В соответствии с российским законодательством неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей медработниками учреждений, действующих в рамках программы ОМС, влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, а также уголовную ответственность. Юридические акты, регламентирующие порядок государственной медицинской помощи в рамках программы ОМС:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/medical/besplatnaya-meditsinskaya-pomoshh/

Проблемы Оказания Бесплатной Медицинской Помощи Гражданам Российской Федерации

Оказание бесплатной медицинской помощи

На сегодняшний день здоровье населения страны является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития государства.

Охрана здоровья граждан представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, которая осуществляется органами власти, организациями, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Для реализации перечисленных выше мер необходимым является наличие финансовых ресурсов, а также механизма их эффективного использования.

Сохранение и укрепление здоровья населения и повышение доступности и качества медицинской помощи являются одними из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации в направлении повышения качества жизни.

Конституцией Российской Федерации закрепляется право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), причем граждане получают последнюю бесплатно при наличии определенных условий.
В 1993 г. в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС).

С 1998 предоставление бесплатной медицинской помощи населению Российской Федерации осуществляется на основе программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая призвана обеспечить получение населением качественной и доступной медицинской помощи. А с 2005 г.

в указанную программу включен подушевой норматив финансирования программы на одного жителя.

Виды бесплатной медицинской помощи

На сегодняшний день программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Многие ученые акцентируют сове внимание на тематике здравоохранения в Российской Федерации, и лишь немногие из них обращаются и останавливаются на проблематике оказания бесплатной медицинской помощи.

Выбранная тема исследования особенно актуальна в связи с проведением новой реформы здравоохранения, которая нацелена на модернизацию и повышение качества обслуживания и финансирования медицинских учреждений, а также в связи с возрастающим числом жалоб граждан, по поводу качества и доступности предоставляемой им медицинской помощи.

Проблемы здравоохранения

Условно проблемы, возникающие в сфере оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, можно поделить на две группы: это, во-первых, проблемы, связанные с финансированием программы государственных гарантий и медицинских учреждений, во-вторых, связанные непосредственно с качеством предоставляемой гражданам медицинской помощи.

Соответственно, к первой группе можно отнести следующее:

  1. Недостаток средств для финансирования медицинских учреждений, который не дает возможности осуществить в отрасли комплексную модернизацию и оснастить медицинские учреждения новым, современным оборудованием.
  2. Дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий. Как отмечает М.В. Осоткина, в 2007 году при анализе их финансовых показателей, дефицит был установлен в шестидесяти субъектах Российской Федерации и составил 65, 4 млрд. рублей. А дефицит в финансовом обеспечении территориальных программ ОМС в том же году установлен в 58 субъектах Российской Федерации и составил 29, 2 млрд. рублей.
  3. Дифференциация обеспеченности программ государственных гарантий по субъектам Российской Федерации. Так, например, средние подушевые нормативы территориальных программ государственных гарантий достигают на период 2015 года в Республике Ингушетия 12096,7 рублей, в Чукотском автономном округе – 44081,6 рублей, при среднем нормативе по России 3338,4 рублей (за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов) и 8260,7 рублей (за счет средств ОМС).

Также, говоря о проблеме финансирования рассматриваемой сферы, стоит указать и тот факт, что по причине несовершенства российского здравоохранения происходит наделение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения правом на оказание платных медицинских услуг.

И чем ощутимее бюджетное недофинансирование государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, тем интенсивнее развивается индустрия платных медицинских услуг , а это в свою очередь становится препятствием для получения гражданами бесплатной медицинской помощи.

И в данном случае происходит «вытеснение» граждан из бесплатной системы здравоохранения в платную, не оставляя им порой и выбора.

Перечисленные проблемы, связанные с финансированием отрасли, оказывают непосредственное влияние на качество оказания медицинской помощи.

Дефицит средств на финансирование медицинских учреждений, а также дифференциация обеспеченности территориальных программ государственных гарантий приводит, соответственно, к снижению качества оказания услуг и к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи в разных субъектах Российской Федерации.

Таким образом, ко второй группе проблем в сфере оказания бесплатной медицинской помощи можно отнести:

  1. Недостаток квалифицированных медицинских кадров. Данная проблема вызвана низкой заработной платой медицинских работников, а также низкими социальной защищенностью и престижем медицинской профессии. В связи с этим мотивация сотрудников снижается, уменьшается производительность труда, а в последствие наблюдается и снижение качества оказываемой медицинской помощи. Для решения данной проблемы М.В. Осоткина предлагает ввести такую методику расчета заработной платы, которая должна быть прогрессивной, прозрачной и пропорциональной величине трудовых затрат: по мере увеличения трудовых вложений должна возрастать и оплата труда. Методика расчета заработной платы должна формироваться с учетом особенностей трудовой деятельности, квалификации работника и учитывать пределы производительности труда каждой категории работников.
  2. Не предоставление пациенту полной и (или) достоверной информации об услугах медицинского учреждения. При обращении в учреждение здравоохранения или к частнопрактикующему врачу пациент имеет право на получение полной и достоверной информации об услугах в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Ошибочным является мнение о том, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не должны руководствоваться законодательством о защите прав потребителей. Бюджетные учреждения также получают денежные средства за оказанные ими услуги, но только средства поступают из других источников – государства, страховых компаний.
  3. Проблемы оказания медико-санитарной помощи на дому. В соответствии с п. 1 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданам предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная. Но как показывает практика, все сложнее в последнее время получить медико-санитарную помощь на дому. Это, во-первых, связано с предоставлением ограниченного промежутка времени, в течение которого пациент может сделать вызов участкового врача для осмотра на дому (обычно с 8-9 утра до 12 часов дня), а во-вторых с тем, что телефонные линии учреждений перегружены, и осуществить звонок гражданину становится невозможным. Таким образом, напрашивается серьезная реформа амбулаторного звена, с проведением которой наступит возможность увеличения промежутка времени, предоставляемого для вызова участкового врача.
  4. Отказ или несвоевременное предоставление скорой медицинской помощи. На основании п. 1 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданам бесплатно предоставляется скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная. На практике пациенты достаточно часто сталкиваются с отказом в предоставлении таковой. Скоропомощные больницы отказываются принимать граждан, прибывших в медицинское учреждение самостоятельно, без предварительного вызова «скорой». Но стоит обратить внимание на еще частично действующее положение приказа Минздрава СССР от 1 июня 1972 года № 452 о том, что скоропомощные больницы осуществляют прием больных и пострадавших, доставляемых бригадами скорой медицинской помощи и непосредственно обращающихся в больницу, требующих оказания экстренной медицинской помощи.

Отдельно от представленных двух групп проблем оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, отдельно можно выделить еще одну проблему. Таковой является отсутствие конкретизации государственных гарантий оказания медицинской помощи.

В данном случае имеется ввиду отсутствие четкого понимания того, какие услуги и сколько раз в год гражданин, нуждающийся в медицинской помощи, может получить бесплатно.

Все это позволяет медицинским учреждениям брать плату с граждан за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно в соответствии с Программой государственных гарантий.

В данной работе представлен не исчерпывающий перечень проблем, с которыми сталкиваются граждане при оказании им бесплатной медицинской помощи, а только лишь его часть. Количество жалоб населения все также продолжает расти, и как показывает статистика, то большинство граждан не удовлетворены качеством и доступностью предоставляемой им медицинской помощи.

Выводы на основании проведенного исследования

Конституцией РФ гарантируется каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41).

В связи с жестким дефицитом государственного финансирования было принято постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г.

№ 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которое установило порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению в частности, и в государственных, и в муниципальных учреждениях здравоохранения.

Но не смотря на это, проблема нехватки средств для финансирования медицинских учреждений так и осталась нерешённой и по сегодняшний день. Именно проблемы, касающиеся финансирования отрасли требуют немедленного разрешения, так как от материального обеспечения медицинских учреждений зависит само качество и доступность предоставляемых гражданам бесплатной медицинской помощи.

Развитие тенденции, направленной на сокращение платных медицинских услуг и увеличение перечня бесплатных, а также проведение политики государства, целью которой будет увеличение финансирования государственных (муниципальных) медицинских учреждений, поможет разрешить проблемы, возникающие при оказании гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

  1. Конституция Российской Федерации 1993. – СПб.: Изд. Дом. «Литера». – 2014. – 62с.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Источник: https://urilogia.ru/spravochnaya/besplatnaya-meditsinskaya-pomoshh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.