Оказание социальной помощи

Содержание

Оказание социальной помощи

Оказание социальной помощи

Замечание 1

Самой важной целью социальной политики в России является достижение благосостояния общества, обеспечение одинаковых и справедливых возможностей для развития социума.

Главной задачей государства в социальной политике считается достижение социального равенства и, следовательно, уничтожение социального неравенства, связанного с потерей денежных доходов в результате разных жизненных обстоятельств.

Определение 1

Средство борьбы государства с социальным неравенством – это социальное обеспечение.

Но его развитие сильно зависит ни сколько от необходимости общества в нем, сколько от возможностей государства осуществлять социальное обеспечение.

В настоящее время правительством Российской Федерации принимается довольно много законодательных актов, которые регулируют правоотношения в сфере социального обеспечения.

Данный факт свидетельствует о том, что система в стране активно развивается и усовершенствуется.

17 июля 1999 года в Российской Федерации был принят важный для сферы социальной политики закон «О государственной социальной помощи».

Данный законодательный акт был принят в отношении малоимущих семей и малоимущих граждан и призван поддерживать их в наиболее трудные периоды.

Оказание социальной помощи в Российской Федерации регулируется соответственным законом “О государственной социальной помощи”.

Главными задачами данного закона считаются:

  • поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, который установлен в области его проживания;
  • снижение уровня социального неравенства и сближение социального уровня различных слоев населения;
  • создание необходимых условий для обеспечения общей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • повышение доходов населения;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

Источники оказания социальной помощи

Основные источники оказания социальной государственной помощи это федеральный бюджет, бюджеты субъектов государства, а также местные бюджеты.

При дефиците денежных средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов для того, чтобы оказывать социальную помощь, финансы берутся у субъектов государства и органов местного управления. Делается это за счет финансовых средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке, который установлен законом.

Виды социальной помощи в Российской Федерации

Оказание социальной помощи разделяется на два вида:

  • денежные выплаты (социальные пособия, льготы, компенсации, субсидии и другое);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, лекарственные препараты и другое)

Определение 2

Социальное пособие – это предоставление человеку денежных средств, которые ему не нужно будет возвращать государству. Данная сумма берется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Федеральным законом Российской Федерации не прописана определенная сумма, которая должна предоставлять таким гражданам, но прописана фиксированная максимальная сумма выплаты, которую нельзя превышать.

Сумма выплаты социального пособия зависит от доходов человека, которому она предоставляется, не может превышать минимальный прожиточный минимум. Как и куда средства социального пособия решает только человек, который его получил.

Социальными органами, которые его выдали, это никак не отслеживается и не проверяется.

Замечание 2

Отличие субсидии от социального пособия состоит в том, что она имеет определенное целевое назначение и получатель не может расходовать ее по своему усмотрению.

Компенсация, в отличии от социального пособия и субсидии, работает в обратном порядке. Она предоставляется гражданам за уже произведенные денежные расходы, компенсируя их. Случаи, когда людям предоставляется такая поддержка, устанавливаются законодательством.

Граждане всегда вправе выбирать самостоятельно, в какой социальной поддержке они нуждаются: денежные средства (компенсации, субсидии, социальные пособия и т.д.), или же помощь в натуральной форме (одежда, средства гигиены, еда и т.д.).

Основания для прекращения государственной социальной помощи

В соответствии с положениями закона “О государственной социальной помощи” при получении социальной поддержки получатель должен известить соответствующий орган социальной защиты населения, назначивший социальную помощь, об изменениях, которые являются основанием для прекращения оказания поддержки, спустя две недели со того дня, когда наступили такие изменения.

Если органы социальной службы установили недостоверность представленных сведений или же, что изменении указанных сведений сообщили позже, чем было нужно, заявитель может лишиться получения социальной помощи на период, который установят органы социальной защиты, но на период, который не превышает тот, в течение которого поддержка незаконно оказывалась заявителю. Такое решение социальных органов заявитель может обжаловать в суде или в вышестоящем социальном органе.

Социальные органы могут отказать в поддержке в двух перечисленных случаях: когда доход семьи или гражданина, который проживает один выше прожиточного минимума и если представленные сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе недостоверны.

Уведомление об отказе в оказании социальной помощи семье или одиноко проживающему гражданину должно быть представлено в письменной форме социальным органом не позднее, чем через декаду после того, как заявитель обратился за социальной поддержкой в соответствующий орган.

Если социальные службы по каким-то причинам один раз отказали в предоставлении государственной социальной помощи, то это не препятствует повторному обращению в соответствующий орган, когда малоимущая семья либо одинокий малоимущий гражданин будут на самом деле нуждаться в помощи.

Как отмечено выше, оспецификой оказания социальной государственной помощи считается то, что она оказывается не на постоянной основе, а только в конкретный период времени.

В законе не указаны временные рамки о максимальном периоде оказания социальной поддержки, то есть получатели могут рассчитывать её получать до тех пор, пока по определенным законом основаниям их право на её обретение не прекратиться.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_pomosch_ee_vidy_i_funkcii/okazanie_socialnoy_pomoschi/

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Оказание социальной помощи

Социальная защита – это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные граждане;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;
  • предоставление услуг по социальному страхованию;
  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
  • Меры по преодолению безработицы;
  • Поддержка многодетных семей;
  • Выплата пособий на детей;
  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Предоставление льгот;
  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;
  • Добровольное социальное страхование;
  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;
  • обеспечение пособиями;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • предоставление санаторно-курортного лечения;
  • социальная помощь семьям, имеющим детей;
  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита – это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита – это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Социальная защита: подробности для бухгалтера

  • Средства на соцзащиту инвалидов относятся к прочим расходам … средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и осуществление деятельности общественной … направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
    Данные резервы могут создаваться … направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, всю запланированную по программе … направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в … включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности …
  • Отражение расходов на реализацию мер социальной поддержки населения … и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в … и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан …
  • Кадровое делопроизводство – 2020: важные нюансы … работой (
    Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2020 … деятельности (
    Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 … -150
    , Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2020 … ; утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/trud/sotsialnaya_zashchita.html

Социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей: порядок получения выплат и законодательная основа

Оказание социальной помощи

Малоимущие семьи в настоящее время сильно распространены на территории Российской Федерации. При этом основное количество таких семей получает данный статус после появления у них ребенка.

Именно по этой причине государство разрабатывает и активно внедряет различные меры социальной поддержки, главной целью которых является улучшение условий жизни таких семей и поддержание их «на плаву» за счет увеличения уровня доходов с помощью различных пособий и субсидий.

На что может рассчитывать в социальном плане малоимущая семья, у которой есть хотя бы один ребенок, а также каким образом, с точки зрения законодательства, должен быть определен статус такой семьи?

Статус малоимущей семьи с точки зрения действующего законодательства

Малоимущая семья – это всегда такая семья, уровень доходов которой ниже установленного в государстве в целом и в конкретном регионе в частности прожиточного минимума со сформированной минимальной потребительской корзиной.

В каждом регионе уровень прожиточного минимума устанавливается на основании экономического состояния такого региона, а также на основании того, каковы цены на жизнь и что должно входить в минимальную потребительскую корзину.

На федеральном уровне регулирование прожиточного минимума также осуществляется – для этого еще в 1997 году был принят Федеральный закон, который получил прямое название «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Именно этот нормативный акт и ложится в основу того механизма, который должен быть использован при определении тех семей и одиноких граждан, которые могут быть отнесены к малоимущим гражданам.

Так как получить статус малоимущей семьи необходимо путем оформления юридически такого статуса, необходимо также использовать нормативные акты, которые позволяют рассчитать среднедушевой доход на каждого члена семьи, претендующей на получение статуса малоимущей.

Основным нормативным актом в данном случае следует считать Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Данный закон имеет своей непосредственной целью регулирование процесса проведения расчетов среднедушевого дохода для определения того, находится ли та или иная семья или одиноко проживающий человек за гранью нижней границы прожиточного минимума или нет.

В том случае, если уровень доходов на каждого члена семьи по итогам проведения всех необходимых расчетов оказывается ниже, чем установленный прожиточный минимум в конкретном регионе, она может получить статус малоимущей и претендовать на оказание тех или иных видов социальной помощи.

Доступные виды социальной помощи

Социальная помощь для малоимущих семей всегда оказывается на уровне регионального финансирования. Это обусловлено тем, что именно на этом уровне назначаются все те пособия, которые направлены на поддержание на достаточном уровне доходов семьи для нормального их существования.

На сегодняшний день, кроме уже ставших привычными субсидий на улучшение жилищных условий и компенсацию части оплаты коммунальных услуг, малоимущие семьи, если в них воспитываются дети, могут рассчитывать также на получение следующих видов помощи:

  • пособие на ребенка, которое выплачивается разово при появлении ребенка на свет (выписывается органами социальной защиты населения при предъявлении свидетельства о рождении или усыновлении ребенка в семью и соответствующего заявления от одного из родителей);
  • пособие по уходу за ребенком, пока малыш не достигнет возраста полутора лет; оно может быть начислено органами социальной защиты населения или работодателем, если родитель, который будет получать такое пособие, до ухода в декретный (по уходу за ребенком) отпуск имел официальное трудоустройство;
  • пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет, если такой ребенок обучается в школе или другом образовательном учреждении, в том числе среднего профессионального образования или высшего образования на очной бюджетной форме (для таких детей пособие продлевается до достижения ими возраста двадцати трех лет или окончания обучения);
  • пособия, выплачиваемые из регионального бюджета для помощи семьям на основании указов губернаторов или других руководителей конкретного региона, именуемые «губернаторскими» пособиями. Они устанавливаются на основании решения такого руководителя в части графика их выплат (ежемесячно, ежеквартально или единоразово в течение одного года), а также в отношении размера такой выплаты. Единым требованием к таким выплатам является только то, что они выплачиваются до достижения ребенком возраста шестнадцати лет, а для обучающихся в высших профессиональных образовательных учреждениях на очной форме – до двадцати трех лет.

Все перечисленные выплаты, которые предоставляются малоимущим семьям с детьми, являются мерами социальной помощи таким семьям и назначаются в том случае, если семья официально подтвердила свой статус малоимущей.

Данные выплаты являются дополнительными в тех случаях, когда в семье воспитывается хотя бы один ребенок и добавляются к обязательным пособиям, которые назначаются для малоимущих семей и одиноких граждан для поддержания их уровня жизни.

Порядок начисления и предоставления адресной социальной помощи

Адресная социальная помощь в контексте малоимущих семей – это всегда материальная помощь, которая предоставляется в виде конкретной суммы денежных средств, рассчитанной именно для той или иной семьи. Определение размера суммы выплат происходит на основании положений Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из целей предоставления такой помощи.

Адресная социальная помощь всегда предоставляется только на основании специально поданного заявления от представителя малоимущей семьи о том, что такой семье нужна социальная помощь.

В подаваемом заявлении необходимо указать, на каком основании такая адресная помощь должна быть предоставлена (например, по причине смерти второго родителя в семье и пребывания в трудной жизненной ситуации), а также кто именно должен стать получателем такой помощи (конкретный человек или сама семья).

При этом при подаче такого заявления следует понимать, что данный вид помощи не является регулярным и не может быть признан пособием, так как предоставляется единовременно.

Как и для других видов соцпомощи, малоимущая семья, которая направляет в органы социальной защиты населения соответствующее заявление, должна предоставить подтверждающие документы, содержащие подробную информацию о том, по каким причинам той или иной семье потребовалось предоставление такой помощи.

Расчет суммы, которая будет предоставлена от органов социальной защиты населения, происходит на основании нескольких показателей, к которым относятся:

  • количество воспитываемых детей в семье, имеющей признанный с документальной точки зрения статус малоимущей;
  • обстоятельства, которые повлияли на необходимость предоставления такого вида помощи (например, произошедший пожар, который уничтожил все вещи и жилое помещение семьи);
  • давность произошедших событий, которые стали причиной необходимости оказания такого вида помощи;
  • информация о том, какой общий уровень дохода имеет малоимущая семья и насколько они могут себя обеспечить предметами первой необходимости на основании имеющегося у них уровня дохода (в такой доход также следует включить и сумму, которая начисляется в качестве всех пособий, доступных для получения такой семьей).

Данный вид социальной помощи является не только адресной, но также и целевой (то есть направленной на получение того или иного вида материальных благ), что требует обязательного отчета об использовании всех предоставленных денежных средств.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи»

Данный нормативный акт является определяющим в сфере расчета и порядка предоставления тех или иных видов социальной помощи и социальных гарантий для малоимущих семей.

Он не только перечисляет, какие именно виды социальной помощи могут быть доступны малоимущим семьям, но также и предоставляет подробную информацию о том, каким образом должны быть разграничены полномочия федерального и регионального уровней власти, а также каким образом следует использовать функциональные возможности муниципалитетов при определении возможностей малоимущих семей на получение тех или иных видов помощи.

Несмотря на то что данный закон был принят в 1999 году, он до сегодняшнего дня не потерял свою актуальность, так как не только регулирует процедуру предоставления социальной помощи разным категориям населения, но также и гарантирует отдельным категориям граждан право на получение тех или иных видов социальной помощи.

Так как нередко граждане, которые подают заявление на предоставление различного рода социальной помощи, не имеют право на ее предоставление, данный Федеральный закон сформировал перечень обязательных положений, по которым может быть сформулирован мотивированный отказ в предоставлении такого вида помощи, а также перечень оснований, с помощью использования которых может быть уменьшен размер предоставляемой социальной помощи разным категориям граждан, в том числе малоимущим.

Социальная помощь семьям, которые имеют признанный с юридической точки зрения статус малоимущих семей, всегда предоставляется от имени государства.

Видов такой помощи может быть большое количество, а главное назначение любого вида предоставления помощи – повышение уровня материального благосостояния такой семьи.

Особое внимание при оказании социальной помощи государство направляет на малоимущие семьи, которые воспитывают детей.

Отдельного внимания со стороны государства всегда заслуживает предоставление адресной социальной помощи, которая рассчитана на то, чтобы стать разовой мерой поддержки семьям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Такие семьи для подтверждения права на получение адресной социальной помощи должны подтвердить, что в конкретный момент времени оказались в трудной жизненной ситуации.

В противном случае, руководствуясь положениями статьи 9 Федерального закона «О государственной социальной помощи», органы социальной защиты населения вправе отказать в предоставлении любого вида социальной помощи.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/posobiya-i-lgoty/socpomos-maloimusim.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.