Оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи военнослужащим

Содержание

Медицинское обслуживание военнослужащих и их семей

Оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи военнослужащим

Медицинское обеспечение военнослужащих России отличается от аналогичных услуг, оказываемых гражданскому населению. Лечебные учреждения обособлены в отдельную систему, отделенную от общегражданских поликлиник, больниц и санаториев.

Медобслуживание доступно во время прохождения службы всем имеющим статус военного и после ее окончания — пенсионерам, подпадающим под действие закона, их семьям и находящимся на сборах мужчинам и женщинам. Данная мера поддержки относится к льготам жен военнослужащих.

Виды медицинского обеспечения

Законом выделено 4 формы медицинской помощи военнослужащим:

  • обеспечение медикаментами, лекарствами и сопутствующими препаратами;
  • протезирование;
  • лечение в госпиталях;
  • восстановление после перенесенного заболевания или ранения и терапия в санаториях, на курортах или пансионатах;
  • ежегодная диспансеризация — медицинская комиссия (ВВК) для действующих военных, проводимая для обследования и выявления заболеваний, препятствующих выполнению обязанностей.

При возникновении заболевания военнослужащие должны знать, как попасть в «свой» военный госпиталь.

Если часть удаленная, и поблизости нет подобных учреждений, больной доставляется в ближайший госпиталь, либо лечится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения — гражданских поликлиниках и больницах, с которыми заключается договор, и оказанные услуги оплачиваются из бюджета.

Подробно о санаторно-курортном лечении военных пенсионеров читайте по ссылке.

Право на бесплатную медицину закреплено за мужчинами и женщинами, проходящими службу, их семьей, некоторыми пенсионерами и запасниками, находящимися на сборах.

Лечение в госпитале

Обратиться в госпиталь могут действующие военнослужащие и некоторые из уволенных. Лечение предполагает полное обеспечение медикаментами, лекарствами, прохождение необходимых обследований, исследований с применением всех доступных диагностических средств.

В госпиталях оказываются бесплатные услуги по зубному протезированию, однако, дорогие виды материалов, включая изготовленные из драгоценных металлов, оплачиваются отдельно. Члены семей обращаются в стоматологические кабинеты, прикрепленные к муниципальным поликлиникам.

Санатории и курорты

Распределение путевок осуществляется специальной комиссией: для действующих военных она организуется по месту прохождения службы, для пенсионеров — районными военными комиссариатами.

Соотношение выдаваемых путевок примерно таково: половина выдается пенсионерам, немного меньше — военнообязанным, оставшееся незначительное количество — обслуживающему персоналу.

Санаториев для военных не так много: общая численность всех видов учреждений, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению, около 44-х.

Медицинское обслуживание лиц, проходящих службу

Для граждан, находящихся на службе, предусмотрено несколько видов медицинской помощи:

  • лечение;
  • прохождение периодического медицинского контроля над состоянием здоровья военнослужащих;
  • оздоровление в санаториях и на курортах.

Все перечисленные услуги доступны для всех должностных лиц, за исключением проходящих военную службу по призыву: комиссию они проходят перед призывом, а санаторно-курортное лечение для этой категории не предусмотрено.

Помимо санаториев и пансионатов лицам, служащим по контракту, бесплатно выдаются путевки на турбазы и в детские лагеря.

Обращение в лечебное учреждение, прохождение ВВК производится на основании направления, выдаваемого командованием части, а также в ситуациях, требующих незамедлительной помощи. Для получения путевки военный проходит специальную комиссию. Период предполагаемого оздоровления должен совпадать с отпуском. Посетить санаторий допускается только один раз в год.

Медицинское обеспечение военнослужащих запаса

Не всем должностным лицам, уволенным в запас, доступно прежнее обслуживание. Категории граждан, за которыми привилегии сохраняются, перечислены в ст.16 закона №76-ФЗ:

  • офицеры, 20 лет прослужившие в войсках или на флоте, уволенные из-за заболевания, реорганизации штата или по причине возраста;
  • офицеры, прослужившие больше 25-ти лет, независимо от причин;
  • мичманы и прапорщики, имеющие выслугу больше 20-ти лет, уволенные после определенного законом возраста, по состоянию здоровья или по причине реорганизации штата.

За семьями перечисленных лиц закрепляется право обращения в военные госпитали.

Получение путевки в пансионат реализуется через специальные комиссии, действующие при районном военкомате. Первоочередное право остается за ветеранами Великой Отечественной войны, лицами, награжденными орденами Славы и Героями СССР и РФ.

Медицинское обслуживание военных пенсионеров осуществляется по направлению из районного комиссариата, если имеются медицинские показания, в полном соответствии с нормами медобеспечения.

Граждане, призванные на военные сборы, лечатся в госпиталях только в период сборов. В остальное время медицинские услуги им оказывают обыкновенные поликлиники и больницы.

Медицинское обеспечение ветеранов боевых действий

Права ветеранов боевых действий закреплены специальным законом №5-ФЗ от 12.01.1995 года. Ст.13, помимо прочих льгот, предусматривает медобслуживание ветеранов, включающее оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи.

За инвалидами войны сохраняется право (ст.14 ФЗ №5-ФЗ):

  • получение медицинской помощи и ежегодное обследование в прежнем учреждении;
  • обеспечение всеми протезами, кроме зубных.

Ветераны боевых действий, участвовавшие в конфликтах во времена СССР, включая войну в Афганистане, вправе рассчитывать (ст.16) на такие же услуги, которые предоставляются при наличии удостоверения.

Право на льготное медицинское обеспечение членов семей

К членам семей военнослужащих закон относит:

  • супругов;
  • несовершеннолетних детей;
  • совершеннолетних детей, получивших инвалидность;
  • детей до 23-х лет, получающих очное образование;
  • иных иждивенцев.

Ст.16 п.3 закона №76-ФЗ устанавливает, что перечисленным лицам предоставлена возможность лечения при условии приобретения лекарств за свой счет в гарнизонных аптеках.

Детальная регламентация производится Правилами, включенными в Постановление Правительства №911 от 31.12.2004 года.

Для получения медицинской помощи перечисленные лица прикрепляются к лечебному учреждению. Для этого они берут справку из отдела кадров части или военкомата о принадлежности к семье.

Зубное протезирование осуществляется на тех же условиях, что и в обычных поликлиниках.

Члены семей отдельных категорий военнослужащих (действующие и некоторые пенсионеры) вправе рассчитывать на санаторно-курортное лечение.

Условия назначения и порядок получения льготной помощи

Для оформления путевки потребуется обратиться в специальную комиссию, уполномоченную по рассмотрению подобных вопросов. Пенсионеры обращаются в военкомат.

С собой следует иметь:

  • паспорт;
  • удостоверение личности или военный билет;
  • направление из лечебного учреждения;
  • отпускной лист;
  • выписку из личного дела о составе семьи, если планируется совместный отдых.

Подтверждая обращение, военнообязанный пишет заявление. На его основании при положительном решении ему выдается соответствующее постановление, с которым он отправляется в санаторий или пансионат. Путевку выдает администрация лечебного заведения.

Для обращения в госпиталь военнослужащий получает направление от командования. Пенсионерам требуется аналогичный документ из военкомата.

Можно ли компенсировать расходы на платное лечение

П.2. Ст.16 ФЗ №76 определяет, что медицинскую помощь пенсионерам и военным оказывают госпитали по месту службы или жительства.

Если в таком учреждении нет специалистов, допускается обращение в муниципальную или государственную поликлинику, больницу, либо иное лечебное учреждение, с которым заключен договор.

Таким образом, ключевым фактором в решении вопроса об оплате лечения является наличие заключенного договора.

Имеется судебная практика, согласно которой расходы, понесенные гражданином при лечении в частной медицинской организации, не возмещаются. По этой причине рекомендуется перед подписанием договора и внесением оплаты узнавать об альтернативных услугах, оказываемых государственными поликлиниками и учреждениями. Информация о договорах предоставляется в самих учреждениях или военкоматах.

 Загрузка …

Источник: https://nagrazhdanke.ru/sotsialnoe/meditsinskoe-obespechenie-voennosluzhashhih/

Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи военнослужащим

1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих – обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

2.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские организации).

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Перечень исследований, которые проводятся при прохождении медицинских осмотров, диспансеризации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, прохождением ими медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти или федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

2.

1. Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.

Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти и федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

2.

2. Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 22.11.2016 N 394-ФЗ.

Источник: https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/16/

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2020 г. № 1980 “Об утверждении Правил организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях”

Оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи военнослужащим

В соответствии со статьей 171 Федерального закона “Об обороне” и статьей 25 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 1 декабря 2020 г. N 1980

Правила
организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях

1.

Настоящие Правила определяют порядок организации первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (далее – медицинская помощь), военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов (далее – военнослужащие) и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские организации).

2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

3. Медицинская помощь военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, может оказываться вне военно-медицинских организаций, а также в военно-медицинских организациях (амбулаторно, в условиях дневного стационара и в стационарных условиях).

Медицинская помощь военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в военно-медицинских организациях организуется и оказывается на основе клинических рекомендаций, в соответствии с настоящими Правилами, порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, и с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых указанным Министерством.

4. Обработка персональных данных военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

5. При оказании военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, медицинской помощи в военно-медицинских организациях ведется учетно-отчетная медицинская документация.

6. Для оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, направляются в военно-медицинские организации по медицинскому заключению лечащего врача.

Очередность направления военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определяют лечащие врачи военно-медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по согласованию с военно-медицинскими организациями, в которые военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, направляются на лечение в соответствии с медицинскими показаниями.

Основанием для приема военнослужащего и гражданина, призванного на военные сборы, военно-медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, является представление военнослужащим и гражданином, призванным на военные сборы, направления на госпитализацию, заверенного печатью установленного образца воинской части (организации, органа), а также документа, удостоверяющего его личность (для военнослужащих – удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, служебное удостоверение, военный билет, паспорт гражданина Российской Федерации, для граждан, призванных на военные сборы, – паспорт гражданина Российской Федерации).

7. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, беспрепятственно и безотлагательно всеми военно-медицинскими организациями вне зависимости от ведомственной подчиненности.

8.

Оказание военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осуществляется в порядке, установленном пунктами 6 и 7 настоящих Правил, при самостоятельном обращении пациента в военно-медицинскую организацию или при его доставке выездной бригадой скорой медицинской помощи в соответствии с правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9.

После лечения в стационарных условиях военнослужащие могут направляться на медицинскую реабилитацию (долечивание) в санаторно-курортную организацию Министерства обороны Российской Федерации, иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с медицинскими показаниями на основании заключения военно-врачебной комиссии военно-медицинской организации.

10. Особенности проведения диспансерного наблюдения и перечень включаемых в него исследований утверждаются Министерством обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кабмин урегулировал вопросы организации медпомощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в военно-медицинских организациях. Определены виды оказываемой медпомощи, установлен порядок госпитализации в стационар.

Военные имеют право на бесплатное получение медуслуг, в т. ч. изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгметаллов и других дорогостоящих материалов).

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74895667/

Глава 8 организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в военное время

Оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи военнослужащим

Квалифицированнаямедицинская помощь представляет собойкомплекс лечебно-профилактическихмероприятий, выполняемых квалифицированнымиврачами (хирургами и терапевтами) влечебных учреждениях с целью сохраненияжизни пораженным, устранения последствийпоражения, предупреждения развитияосложнений и борьбы с уже развившимисяосложнениями и подготовки раненых кэвакуации по назначению. Она подразделяетсяна квалифицированную хирургическую иквалифицированную терапевтическуюпомощь.

По срочностиоказания мероприятия квалифицированнойхирургической помощи делятся на тригруппы:

Первая группа– неотложные хирургические вмешательстваи другие мероприятия, невыполнениекоторых может привести к смерти раненогов ближайшие часы.

Вторая группа– вмешательства, несвоевременноевыполнение или вынужденный отказ откоторых может привести к возникновениютяжелых осложнений.

Третья группа –операции, отсрочка которых при условияхприменения антибиотиков не обязательноприведет к возникновению осложнений.

Приполном объеме квалифицированнойхирургической помощи выполняютсямероприятия всех трех групп. Сокращениеобъема квалифицированной хирургическойпомощи осуществляется за счет отказавыполнения мероприятий третьей группы,а в крайних случаях, и второй.

При этомпринимаются меры к незамедлительнойэвакуации таких раненых в лечебныеучреждения ГО, где хирургическая помощьбудет оказана им в исчерпывающем объеме.

После неотложных операций раненыенуждаются во временной госпитализации,продолжительность которой зависит отхарактера поражения, произведенногооперативного вмешательства и видаэвакуационного транспорта.

Мероприятияквалифицированной терапевтическойпомощи разделяются на неотложныемероприятия и мероприятия, которыемогут быть отсрочены.

Перваягруппа – это мероприятий, которыеотносятся к неотложным мероприятиям.Ко второй группе относятся мероприятий,которые могут быть отсрочены.

Полный объемквалифицированной терапевтическойпомощи включает неотложные мероприятияи мероприятия, проведение которых можетбыть отсрочено.

Сокращение объемаквалифицированной терапевтическойпомощи осуществляется за счет мероприятийвторой группы.

При этом принимаютсямеры к незамедлительной эвакуации такихпораженных в лечебные учреждения ГО,где терапевтическая помощь будет оказанаим в исчерпывающем объеме.

Оптимальные срокиоказания квалифицированной медицинскойпомощи – 8-12 часов после поражения. Припоражении высокотоксичнымибыстродействующими ОВ (зарин, зоман,V-газы, цианиды) квалифицированнаямедицинская помощь должна быть оказанане позже 6-8 часов после появления первыхпризнаков поражения.

Специализированнаямедицинская помощь- комплексдиагностических, лечебных и восстановительныхмероприятий, проводимых с применениемсложных методик, использованиемспециального оборудования и оснащенияв соответствии с характером, профилеми тяжестью ранения (заболевания).Специализированная медицинская помощьможет оказываться в передовых (стационарныхили полевых) учреждениях, усиленных дляэтой цели группами специалистов иоснащенных необходимым имуществом иоборудованием.

Это высший видмедицинской помощи, который носитисчерпывающий характер. Оптимальныесроки оказания специализированноймедицинской помощи – 24 часа послепоражения.

Специализированная медицинская помощь пораженному населениюоказывается в лечебных учрежденияхбольничной базы МС ГО загородной зоны,где осуществляется лечение пораженныхдо окончательных исходов и проведениереабилитационных мероприятий.

Существующая внастоящее время в гражданской оборонездраоохранения двухэтапная системалечебно-эвакуационного обеспечения(ЛЭО) сохраняет свою ак­туальностькак базовая модель оказания медицинскойпомощи пораженным.

Передовойдогоспитальный район, где пораженномуоказывается медицинская помощь, долженвыделяться при любом подходе к организациилечения в экстремальной ситуации,обуслов­ленной войной или крупнойкатастрофой.

В условиях, когда определеннаячасть пораженных может не выдержатьдлительной эвакуации и погибнуть,оказание первой врачебной помощи, а вряде случаев и неотложных меропри­ятийквалифицированной медицинской помощи,пораженным на первом этапе медицинскойэвакуации повышает вероятность ихвыживания и эвакуации на второй этапсистемы ЛЭО. Таким образом, на первомэтапе медицинской эвакуации (ЭМЭ) системыЛЭО осуществляются:

1. Розыск, вынос(вывоз) пораженных граждан из зоныпоражения (разрушений);

2. Оказаниемедицинской помощи. С учетом особенностейоперативной и медицинской обстановкипри возникновении очагов массовыхсанитарных потерь возможны следующиеосновные варианты оказания медицинскойпомощи пораженным до их гос­питализациив лечебные учреждения;

а) оказание толькопервой медицинской помощи;

б) оказание первоймедицинской и доврачебной помощи;

в) оказание первоймедицинской, доврачебной и первойврачебной помощи;

г) оказание первоймедицинской, доврачебной, первойврачебной и неотложных меропри­ятийквалифицированной медицинской помощи.

3. Подготовка кэвакуации.

В отдельных случаяхдля оказания неотложных меропри­ятийпервой врачебной, квалифицированной инекоторых мероприятий специализированноймедицинской помощи возможно развертываниепромежуточных этапов медицинскойэвакуации, число которых зависит отконкретной обстановки (интенсивности,продолжительности, масштаба военныхдействий, организационно-техничес­кихвозможностей эвакуации и др.) и должнобыть сведено к минимуму.

Таким образом, дляпроведения мероприятия квалифицированнойи специализированной медицинской помощипо неотложным показаниям вблизи очагапоражения на незара­женной территорииили на промежуточных этапах медицинскойэвакуации развертываются нештатныеаварийно-спасательные формирования:токсико-терапевтические, инфекцион­ныеи хирургические подвижные госпитали.В отдель­ных случаях неотложныемероприятия квалифицированной медицинскойпомощи могут проводиться отрядом первоймедицинской помощи при усилении егобригадой специализированной медицинскойпомощи (БСМП).

Затем всех пораженныхэвакуируют на второй этап системы ЛЭО- в больничную базу (ББ), которая являетсявторым ЭМЭ.

В гражданскойобороне здравоохранения различают двавида медицинской эвакуации: по направлениюи по назначению. По направлению эвакуацияначинается в общем потоке с местаоказания первой медицинской помощи изаканчивается в головной больнице (ГБ)больничной базы (ББ) ГОЗ, где проводитсясортировка пораженных (см. разделымедицинской сортировки и медицинскойэвакуации в главе № 7).

Эвакуация поназначению с первого этапа системы ЛЭОвозможна только в случае, если послепроведения неотложных мероприятийквалифицированной и специализированноймедицинской помощи определеноэвакуационное предназначение пораженного.

Их эвакуация осуществляется по назначению(по профилю поражения) непосредственнов профильные (ПБ) и многопрофильные(МПБ) больницы больничной базы (ББ) ГОЗ.

На второмэтапе системы ЛЭО в головной больницепроводится сортировка пораженных,эвакуируемых по направлению, после чегоони эвакуируются по назначению впрофилированный больницы соответствующегопрофиля или многопрофильные больницы,где будет завершено проведениеквалифицированной и специализированнойме­дицинской помощи в полном объеме,лечение пораженных до оконча­тельногоисхода, проведение реабилитационныхмероприятий.

При медицинскойэвакуации пораженных железнодорожным,водным или воздуш­ным транспортомсоответственно на вокзалах, в портах ина аэродромах раз­вертываютсяэвакуационные приемники (ЭП), предназначенныедля временного размещений пораженныхдо прибытия транспортных средств.

Для распределенияпотоков пораженных с целью равно­мернойи рациональной загрузки больниц сельскихрай­онов на автомобильных маршрутахна развилках дорог, ведущих в различныесельские районы лечебно-эвакуационногонаправления развертывается медицинскийраспределительный пункт (МРП).

Длярегулирования движе­ния автотранспортас пораженными, направляемыми в каждыйсельский район развертываютсявспомогательные распределительныепосты (ВРП).

Второй этап системыЛЭО организуется в це­лях оказанияполноценной медицинской помощипораженному населению, стационарноголечения и восстановления их трудоспособности.

Вторым этапом медицинской эвакуациислужат лечебные учреждения (головные,профилированные и многопрофильныебольницы) больничной базы (ББ) гражданскойобороны здравоохранения, развер­нутойв загородной зоне. На этом этапеосуществляются:

1. Прием и медицинскаясортировка пораженных граждан вучреждениях ГОЗ.

2. Оказаниеквалифицированной и специализированноймедицинской помощи.

3. Лечение доокончательного исхода и медицинскаяреабилитация пораженных.

Таким образом, всистеме ЛЭО квалифицированной испециализированной медицинской помощиотводится определенное место на первом(и промежуточных) этапе медицинскойэвакуации, что повышает вероятностьвыживания пораженных и их эвакуации навторой этап системы ЛЭО. Но наибольшеезначение данные виды помощи имеют навтором этапе медицинской эвакуации,где осуществляется лечение пораженныхдо окончательных исходов и проведениеим реабилитационных мероприятий.

Источник: https://studfile.net/preview/3591646/page:100/

Лекция № 9. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в военное время

Оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи военнослужащим

Больничная база загородной зоны (ББ 33) – совокупность лечебных учреждений, развертываемых МС субъекта РФ в загородной зоне в соответствии с нормативными документами для оказания квалифицированной (специализированной) медицинской помощи раненым, пораженным и больным и последующим лечением их до окончательных исходов. ББ 33 является вторым этапом в системе ЛЭО.

В состав ББ 33 входят следующие лечебные учреждения: головные (ГБ), многопрофильные (МПБ) и профилированные больницы (ПБ) (рис.4.3).

Для усиления лечебных учреждений по оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным, раненым и больным привлекаются БСМП, придаваемые руководителем органа здравоохранения субъекта РФ лечебным учреждениям соответствующего профиля.

Мощность ББ 33, количество и специализация коек в ней, устанавливаются руководителем органа здравоохранения субъекта РФ по заданию Минздравсоцразвития России.

Руководство функционированием больничной базы осуществляет управление больничной базы (УББ 33), и на него возлагается решение следующих задач:

– организация развертывания ББ 33 в сроки, соответствующие нормативным требованиям и директивным указаниям;

– организация управления деятельностью лечебных учреждений ББ 33 в период ее функционирования;

– внедрение единых методических подходов диагностики и лечения пораженных, раненых и больных на основе современных достижений медицинской науки и практики;

– организация равномерного и рационального распределения пораженных, раненых и больных, поступающих в лечебные учреждения ББ 33;

– организация эвакуации пораженных с 1-го на 2-й этап ЛЭО с использованием санитарно-транспортных формирований;

– организация приема и медицинской сортировки пораженных, раненых и больных в лечебных учреждениях, оказание им квалифицированной и специализированной медицинской помощи, проведение последующего исчерпывающего лечения;

– контроль за организацией обеспечения лечебных учреждений медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, а также питанием больных; осуществление взаимодействия с медицинской службой Минобороны России и других ведомств.

Медицинское обеспечение пораженного населения осуществляется по лечебно-эвакуационным направлениям (ЛЭН), определенным для каждого категорированного города. В составе УББ имеются направленны, отвечающие за организацию размещения и оказание медицинской помощи пораженным, раненым и больным на конкретных ЛЭН.

Непосредственное руководство учреждениями ББ 33 в границах ЛЭН осуществляется главным врачом головной больницы, развертываемой на базе одной из центральных районных больниц (ЦРБ).

Головная больница (ГБ) определяется руководителем органа здравоохранения субъекта РФ, является не только руководящим медицинским учреждением, но и проводит медицинскую сортировку пораженных, распределение их по лечебным учреждениям соответствующего ЛЭН, осуществляет оказание неотложной квалифицированной и специализированной медицинской помощи тяжелопораженным, является многопрофильным лечебным учреждением.

Рис. Структура больничной базы загородной зоны

На каждом ЛЭН развертываются МПБ и ПБ хирургического, травматологического, терапевтического, психоневрологического, инфекционного и других профилей. На ЛЭН может быть развернуто несколько больниц одного профиля.

Количество больниц на ЛЭН будет определяться конкретной медико-тактической обстановкой и возможностями медицинских сил, прежде всего наличием специалистов и помещений для развертывания больниц.

Планирование развертывания количества коек того или иного профиля в лечебных учреждениях на каждом ЛЭН осуществляется на основе прогноза величины и структуры санитарных потерь в очагах поражения. Следует предусматривать развертывание в лечебных учреждениях до 20% коек детского профиля. Медицинская помощь детям носит приоритетный характер.

Планирование профилизации коечной сети отражается в соответствующих Планах медицинского обеспечения. Однако при поражении ОВ, АХОВ или БС возникает потребность в большем количестве токсико-терапевтических или инфекционных коек в лечебных учреждениях ББ 33. В этих случаях может возникнуть необходимость в перепрофилизации коечной емкости.

На территории ЛЭН развертывается медицинский распределительный пункт (МРП), а также, при необходимости, вспомогательные распределительные посты (ВРП).

МРП является оперативно-учетной единицей УББ, развертывается головной больницей на развилках магистральных автомобильных дорог ЛЭН, ведущих в различные сельские районы данного ЛЭН.

При развертывании МРП использует имеющиеся здания, а при их отсутствии устанавливается палатка или используется автобус. В состав МРП входят: врач, медицинская сестра, регистратор, выделяемые из штата соответствующей головной больницы.

Задачами МРП являются:

– распределение потоков пораженных с целью равномерной и рациональной загрузки больниц сельских районов данного ЛЭН, при этом учитывается профиль поражений, указанных в эвакуационном паспорте, заполненном в МО или медицинской роте спасательного центра войск

– ГО и выданном водителю каждого автобуса асо ГО, осуществляющего медицинскую эвакуацию;

– нанесение на карту обстановки по загрузке лечебных учреждений соответствующего ЛЭН;

– регулярная информация главного врача головной больницы и направленцев УББ о ходе заполнения лечебных учреждений ББ сельских районов;

– поддержание постоянной и устойчивой связи с главным врачом ГБ и направленцем УББ на данное ЛЭН, которые осуществляют непосредственное руководство деятельностью МРП в границах своего ЛЭН.

ВРП развертываются ЦРБ на автомобильном маршруте при въезде в каждый сельский район. В состав ВРП входят медицинская сестра и представитель службы охраны общественного порядка. ВРП регулирует движение автотранспорта с пораженными и больными, направляемыми в данный район.

Больничная база загородной зоны развертывается в сроки, определенные директивными указаниями по переводу ГО на военное время.

При планировании развертывания медицинских учреждений ББ 33 необходимо определить: места их развертывания, занимаемые здания, коечную емкость и ее структуру; порядок привлечения сил и средств здравоохранения, а также количество санитарно-хозяйственного и специального имущества.

С началом развертывания лечебных учреждений ББ 33 должен осуществляться постоянный контроль и оказываться действенная помощь со стороны штаба ГОЗ субъекта РФ, УББ и медицинской структуры ГУ МЧС России по субъекту РФ.

Начальник УББ осуществляет контроль за порядком высвобождения выделенных помещений для развертывания медицинских учреждений ББ 33 в соответствии с имеющимися ордерами, ходом проведения приспособительных работ второй очереди, порядком и полнотой получения выделяемого для нужд ББ 33 имущества, сроками развертывания лечебных учреждений, за укомплектованием больниц специалистами согласно штатам, указанным в паспортах, имеющихся в каждой больнице. О ходе развертывания лечебных учреждений ББ 33 начальник УББ периодически докладывает руководителю органа здравоохранения субъекта РФ.

К развертыванию лечебных учреждений ББ 33 привлекаются силы и средства как некатегорированных городов, сельских районов, так и эвакуируемых из категорированных городов ЛПУ, независимо от их ведомственной принадлежности.

Так, центральные районные больницы, в зависимости от их мощности, организационно-штатной структуры, а также от места их расположения на лечебно-эвакуационном направлении, могут развертывать многопрофильные, травматологические и ожоговые больницы (отделения).

Участковые больницы, имеющие одно хирургическое отделение, развертывают травматологические или ожоговые больницы (отделения), а не имеющие его, создают больницы (отделения) терапевтического профиля для госпитализации соответствующих пораженных.

Медицинские учреждения без стационаров (поликлиники, диспансеры, медико-санитарные части, медицинские пункты и др.

) получают задание на выделение медицинского персонала для усиления развертываемых профилированных больниц (отделений) и одновременно сохраняют свои функции по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию легкопораженных, а также местного и эвакуированного населения в загородной зоне.

Республиканские, краевые, областные, крупные городские больницы (за исключением специализированных), больницы скорой и неотложной медицинской помощи, медико-санитарные части со стационарами получают задание на создание или развертывание многопрофильных, травматологических, ожоговых, терапевтических и других больниц (отделений) для пораженных, раненых и больных.

Как свидетельствует опыт практической повседневной деятельности здравоохранения, для оказания специализированной медицинской помощи больным и пораженным, в крупных административных центрах проводится концентрация высококвалифицированных врачебных кадров узкого профиля, специального оснащения и современного оборудования посредством развертывания специализированных больниц, или создания в лечебных учреждениях специализированных клинических центров, а также отделений определенного профиля (нейрохирургические, ожоговые, травматологические и др.).

Таким образом, на военное время для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, с учетом возможностей учреждений здравоохранения и потребностей населения в медицинской помощи, планируется дополнительное создание профилированных кой-ко-мест на базе существующих или развертываемых головных, многопрофильных, травматологических, ожоговых, токсико-терапевтических, инфекционных, психоневрологических, детских больниц или отделений. При необходимости планируется развертывание больниц (отделений) для легкопораженных.

При всех вариантах развертывания больничной базы загородной зоны, доля детских коек по всем профилям существующих и создаваемых больниц в среднем должна составлять не менее 20% от ее коечной емкости.

На период массового поступления пораженных и больных в лечебные учреждения второго этапа лечебно-эвакуационного обеспечения для приема и проведения медицинской сортировки, а также организации и оказания специализированной медицинской помощи пораженным, раненым и больным выделяются бригады специализированной медицинской помощи, что существенно повышает возможности этих учреждений.

В состав БСМП входят наиболее подготовленные специалисты узкого профиля, они оснащаются необходимым табельным имуществом, а для придания им высокой мобильности обеспечиваются транспортными средствами.

Наличие таких бригад позволит здравоохранению оперативно осуществлять маневр силами и средствами, ликвидировать возникший дефицит в специалистах и специальном оснащении больниц, обеспечить своевременное оказание специализированной медицинской помощи большему числу пораженных.

Таким образом, для оказания пораженным и больным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, здравоохранением заблаговременно проводятся мероприятия по подготовке лечебных учреждений к массовому приему пострадавших и созданию мобильных специализированных формирований для осуществления маневра силами и средствами – в интересах оперативного и качественного оказания медицинской помощи пострадавшим на втором этапе медицинской эвакуации. Медицинская эвакуация пораженных с первого на второй этап ЛЭО осуществляется санитарно-транспортными формированиями и другими видами специально выделенного для этих целей транспорта.

Для развертывания лечебных учреждений ББ 33 в качестве дополнительных помещений используются общественные здания, прежде всего санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, оздоровительные лагеря, то есть учреждения круглогодичного функционирования, имеющие общую площадь не менее 3000 м2, которые по своей планировке близки к лечебному учреждению. При их недостатке могут быть использованы школы, клубы и другие общественные здания круглогодичной эксплуатации. На занятие выделенных зданий (помещений) должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления оформляются ордера. На каждое лечебное учреждение ББ 33 заполняется паспорт установленного образца.

Для ухода за больными в лечебные учреждения ББ 33 привлекаются сандружинницы, местное население из числа пенсионеров, а также лица, прошедшие медико-санитарную подготовку в общеобразовательных школах, ПТУ и техникумах, выпускницы гуманитарных ВУЗов (медсестры запаса ГО).

Развертывание лечебных учреждений ББ 33 – процесс трудоемкий и сложный.

Учитывая сжатые сроки, отведенные на развертывание ББ 33, необходима хорошая подготовка всего персонала, знание им основных вопросов организации и работы ББ 33 в целом, своих функциональных обязанностей, а также организационной структуры профилированных больниц.

На каждое специализированное лечебное учреждение оформляется паспорт с указанием конкретных физических лиц на соответствующие должности, перечня табельного имущества и схемой размещения функциональных подразделений (т.е. поэтажной схемой развёртывания лечебного учреждения).

На определенное количество коечной сети ББ 33 создается запас медицинского имущества 2-й группы (в пределах 30%). Каждая профилированная больница имеет гербовую печать юридического лица и свой банковский лицевой счет.

Источник: https://studopedia.ru/3_76275_lektsiya---organizatsiya-okazaniya-kvalifitsirovannoy-i-spetsializirovannoy-meditsinskoy-pomoshchi-naseleniyu-v-voennoe-vremya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.