Страховое право        10 ноября 2018        37         0

Предложения по оценке налоговых льгот

Еще одной важной проблемой является запаздывание представления информации в формах статистической налоговой отчетности по отношению к моменту начала действия новых положений налогового законодательства. Так, подп. 26 п. 2 и подп. 16.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации были введены Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 г., однако данных о суммах налога, которые были бы начислены к уплате в бюджет в случае отсутствия освобождения от налогообложения в соответствии с указанными положениями налогового законодательства, в форме 1-НДС за 2008 г. нет. В 2009 г. соответствующие данные за 2008 г. в порядке уточнения также не представлены.

Предложения по оценке налоговых льгот

Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами потерь бюджета города означает высокую эффективность оцениваемых льгот. В целях обеспечения эффективности предоставляемых льгот и обеспечения их соответствия общественным интересам важно, чтобы льготы не предоставлялись при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. Если выявлены факты низкой эффективности налоговых льгот, то льготы отменяются, а планируемые к применению — отклоняются. Исключение может быть сделано для отдельных видов деятельности, определенных в Программе социально- экономического развития города/района.

Разработка предложений по мониторингу и оценке эффективности налоговых льгот

1.1. Настоящий Порядок и методика оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам (далее — оценка эффективности налоговых льгот) определяет цели проведения оценки эффективности налоговых льгот, объекты оценки эффективности налоговых льгот, показатели оценки эффективности налоговых льгот и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот.

Об утверждении Порядка и методики оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам

В отдельных случаях социальная эффективность может равняться сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.

Предложения по оценке налоговых льгот

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития Ажиновского сельского поселения, в пределах полномочий Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты муниципальные правовые акты

Заключение по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам 2014 год

1.2. Настоящий Порядок определяет объекты оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных решениями Изумрудновского сельского совета, а также требования к использованию полученных результатов оценки.

Изумрудновское сельское поселение

Совет Федерации предлагает Правительству РФ ускорить работу по разработке и утверждению общих методических подходов к оценке эффективности налоговых льгот и условий их применения федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти.

Совет Федерации призвал Правительство РФ завершить работу по оценке эффективности налоговых льгот

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития Заевского сельского поселения, в пределах полномочий Совета депутатов Заевского сельского поселения, установленных налоговым законодательством Российской Федерации, в отношении местных налогов, приняты муниципальные правовые акты:

Заключение о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам за 2019 год

Экономическая эффективность установленных налоговых льгот признается положительной, если в результате предоставления налоговых льгот обеспечена положительная динамика финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков (выручка, финансовый результат, рентабельность).

Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Ажиновского сельского поселения, закреплены постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 10..08.2011г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам 2019 год

1.1. Порядок устанавливает правила проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков по местным налогам (далее – Порядок), последовательность действий при проведении оценки, а также требования к результатам указанной оценки.
1.2. Порядок распространяется на налоговые льготы, предоставленные решениями представительных органов муниципальных образований (планируемые к предоставлению) по местным налогам.
1.3. Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях анализа результативности предоставленных льгот и направлена на обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления налоговых льгот с целью:
— создания благоприятных экономических условий для развития инвестиционной и инновационной привлекательности территории;
— оказания экономической поддержки организациям, которые участвуют в решении приоритетных для территории и населения социальных задач;
— стимулирования использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой населению продукции (товаров, услуг).
1.4. В данном Порядке используются следующие основные определения:
— предоставленная налоговая льгота – налоговая льгота по местным налогам, установленная решением представительного органа местного самоуправления;
— планируемая к предоставлению налоговая льгота – налоговая льгота по местным налогам, установление которой инициируется заинтересованными лицами;
— оценка эффективности налоговых льгот – процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот и результатов хозяйственной деятельности организаций с использованием показателей бюджетной и социально-экономической эффективности;
— бюджетная эффективность налоговых льгот – соотношение суммы дополнительных налоговых поступлений в местный бюджет к сумме налоговых льгот, предоставленных категориям налогоплательщиков;
— социально-экономическая эффективность налоговых льгот предусматривает выполнение налогоплательщиками, которым предоставлена налоговая льгота (планируется предоставить), социально-экономических показателей.
1.5. Налоговые льготы устанавливаются с соблюдением следующих принципов:
— налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий муниципальных образований, установленных федеральным законодательством;
— налоговые льготы устанавливаются в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации;
— налоговые льготы предоставляются на срок не менее одного налогового периода и должны быть установлены на определенный срок.

Постановление № 24 от Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам и методики расчета оценки эффективности предоставленных стимулирующих налоговых льгот

В региональных и муниципальных методиках предполагается разделение налоговых льгот на типы (как правило, выделяют льготы инвестиционного, стимулирующего, социального характера), и в зависимости от типа льготы предлагается набор «составляющих» ее эффективности: льгота стимулирующего характера должна отвечать критериям бюджетной, экономической и социальной эффективности, а льгота социального характера должна отвечать только критериям социальной эффективности. Далее предлагаются формулы, алгоритмы расчета в числовых показателях в целях получения однозначного ответа: налоговая льгота эффективна, малоэффективна или неэффективна. Данные положения могут разниться в зависимости от региона или муниципального образования, но концепция оценки эффективности налоговых льгот применяется одна и та же.
Такой подход имеет в своей основе ошибочные положения. Во-первых, набор «составляющих» эффективности налоговой льготы зависит не просто от типа налоговой льготы, а от той цели, для которой она предоставляется. Если льгота предоставляется исключительно для увеличения налоговых поступлений, то при оценке эффективности такой льготы выработка критериев должна быть соответствующая и оцениваться должна именно бюджетная эффективность. Во-вторых, при оценке налоговой льготы необходимо проводить оценку всего комплекса мер государственной поддержки, а не отдельно взятой льготы. Без пофакторного анализа нельзя определить, что именно воздействовало на целевые индикаторы. В-третьих, по итогам оценки эффективности налоговой льготы нельзя однозначно сказать, что льгота эффективна или неэффективна. Всегда существуют возможности для совершенствования мер государственной поддержки. Поэтому целью мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот должен быть не просто «отсев» тех льгот, которые не отвечают критериям эффективности, а выработка предложений и рекомендаций либо по их замене другими мерами государственной поддержки либо по совершенствованию тех факторов, которые влияют на эффективность действия налоговой льготы.
На сегодняшний день на федеральном уровне методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот не принято.
В связи с изложенным, нами предлагается следующий подход к оценке эффективности налоговых льгот.
Предлагаемый подход к оценке эффективности налоговых льгот основан на следующих положениях (допущениях):
1. В результате предоставления налоговой льготы формируется объем выпадающих доходов бюджета. Предоставление налоговой льготы является мерой государственной поддержки, основанной на методе косвенного финансирования. В результате чего в целях оценки эффективности налоговой льготы предполагается, что объем выпадающих доходов бюджета соответствует объему «косвенных», или «налоговых», расходов бюджета.
2. С учетом первого положения возможна экстраполяция принципа эффективного использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на отношения, возникающие в результате установления налоговых льгот.
При этом под эффективностью предоставления налоговой льготы предлагается понимать:
1) достижение наилучшего результата за счет предоставленной налоговой льготы, при этом результат выше по сравнению с результатом, достигаемым за счет иной меры государственной поддержки, объем затрат бюджета на реализацию которой соответствует объему затрат бюджета на предоставление налоговой льготы (результативность);
2) либо достижение заданного результата за счет предоставления налоговой льготы, при этом затраты бюджета ниже по сравнению с применением иной меры государственной поддержки (экономичность).
Вывод о том, что налоговая льгота является эффективной, возможно сделать в случае достижения в результате установления налоговой льготы результативности либо в случае достижения экономичности.
При оценке эффективности налоговой льготы необходимо изначально выбрать одну из двух составляющих эффективности и в зависимости от этого осуществить формирование критериев эффективности налоговой льготы.
Независимо от выбора составляющей эффективности оценка эффективности основывается на методе моделирования альтернативной меры государственной поддержки и сравнения налоговой льготы и смоделированной меры государственной поддержки.
3. Развитие отраслей российской экономики в настоящее время осуществляется на основе системы стратегического планирования, предполагающей формирование иерархии документов, содержащих стратегические цели социально-экономического развития территорий (стратегии отраслей экономики, стратегии территорий). Документы стратегического планирования устанавливают целевые индикаторы и определяют комплекс мер государственной политики в той или иной сфере государственного регулирования.
4. В целях достижения целевых индикаторов налоговая льгота представляет собой меру государственной поддержки в определенной сфере государственной политики. При этом налоговая льгота может являться единственной мерой государственной поддержки либо является одной из мер в комплексе мер государственной поддержки.
Меры государственного регулирования:
1) меры государственной финансовой поддержки;
2) совершенствование внутреннего нормативного правового регулирования;
3) использование международно-правовых инструментов, заключение международных договоров и соглашений.
Меры государственной финансовой поддержки:
1) прямое финансирование (субсидии, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции);
2) косвенное финансирование (налоговые, таможенные льготы).
Динамика целевых индикаторов может зависеть от ряда факторов, обусловленных 1) объективными макроэкономическими причинами; 2) мерами государственного регулирования.
В целях определения влияния налоговой льготы на динамику целевых индикаторов стратегического планирования в той или иной сфере необходимо применение метода пофакторного анализа.
Пофакторный анализ представляет собой декомпозицию изменения целевых индикаторов по сравнению с базовым периодом по факторам, определившим это изменение. Он ставит целью объяснить текущую динамику целевых индикаторов исходя из текущих макроэкономических тенденций и выявить причины изменения целевых индикаторов по сравнению с базовым периодом.
В основе пофакторного анализа лежит задача моделирования динамики целевых индикаторов в зависимости от различных макро- и микроэкономических параметров.
Основой подхода к пофакторному анализу служит выявление, во-первых, таких экономических показателей, которые оказывают объективное влияние на динамику целевых индикаторов, и, во-вторых, определение влияния мер государственной политики, в т.ч. налоговой льготы. Для количественной оценки влияния различных факторов на развитие отрасли экономики (сферы государственной политики) или территории должны использоваться современные методы статистического анализа.
5. Оценка влияния комплекса мер государственной поддержки, включая налоговую льготу, на динамику целевых индикаторов должна проводиться на основе сформированных критериев эффективности налоговой льготы.
Примерный перечень вопросов критериев эффективности:
Вопрос 1. Обеспечена ли необходимая нормативная правовая база для применения налоговой льготы в качестве фактора положительной динамики целевых индикаторов развития отрасли (территории)?
Критерий 1.1. Нормативная правовая база содержит сформулированные цели и задачи развития отрасли (территории).
Критерий 1.2. Разработан и утвержден комплекс мер государственной поддержки, направленный на достижение целевых индикаторов.
Критерий 1.3. Установлены показатели, характеризующие состояние и развитие отрасли (территории).
Критерий 1.4. Нормативная правовая база содержит четкие и ясные процедуры применения налоговой льготы.
Критерий 1.5. Нормативная правовая база содержит четкие и ясные процедуры администрирования налоговой льготы.
Вопрос 2. Соответствует ли налоговая льгота как мера государственной поддержки основным направлениям государственной политики в сфере применения льготы?
Критерий 2.1. Документы стратегического планирования устанавливают целевые индикаторы, соответствующие целям установления налоговой льготы.
Вопрос 3. Способствует ли налоговая льгота положительной динамике целевых индикаторов, установленных в документах стратегического планирования?
Вопрос 4. Способствует ли налоговая льгота увеличению налоговых поступлений в бюджет?
Критерий 4.1. Налоговая льгота способствует увеличению поступлений по тому же налогу.
Критерий 4.2. Налоговая льгота способствует увеличению поступлений по другим налогам.
В рамках изложенной концепции подхода к оценке эффективности налоговых льгот возможно предложить следующие методологические положения:
1. Достоверность результатов оценки эффективности налоговой льготы в значительной мере зависит от правильного определения критериев эффективности, от того, насколько адекватно выбранные критерии характеризуют развитие отрасли или территории и достижение целей государственной политики в сфере установления налоговой льготы.
2. Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики развития отрасли либо территории, в рамках которых установлена и применяется налоговая льгота.
Критерии эффективности налоговой льготы должны представлять собой совокупность признаков, характеризующих содержание цели установления льготы и имеющих определенные значения (количественные или качественные), которые служат основой для оценки ее достижения.
3. При выработке критериев эффективности налоговой льготы необходимо учитывать индикаторы и показатели результативности мер государственного регулирования, установленные в документах стратегического планирования.
В случае наличия заданных индикаторов и показателей результативности мер государственного регулирования анализ эффективности налоговой льготы проводится путем сравнения фактических данных и информации, полученных в процессе проверки, с установленными критериями.
4. По итогам анализа формируются выводы, в которых дается оценка степени эффективности налоговой льготы.
Если реальные результаты и характеристики развития отрасли (территории) соответствуют установленным критериям, это значит, что налоговая льгота установлена и применяется с достаточной степенью эффективности. Несоблюдение критериев эффективности свидетельствует о наличии недостатков и необходимости совершенствования нормативной правовой базы, устанавливающей налоговую льготу, практики налогового администрирования либо замены налоговой льготы на альтернативную меру государственного регулирования.
5. Критерии оценки эффективности разрабатываются применительно к конкретной налоговой льготе. Формирование критериев оценки эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения сферы установления и применения налоговой льготы после определения цели установления налоговой льготы.
6. Определение цели установленной налоговой льготы осуществляется на основе правового анализа положений актов законодательства о налогах и сборах. Вспомогательным инструментом могут являться пояснительные записки к законопроектам об изменениях или дополнениях законодательства о налогах и сборах в связи с установлением налоговой льготы.
7. После определения цели налоговой льготы формируется массив документов и материалов, которые могут быть возможными источниками информации для анализа эффективности налоговой льготы. На основе изучения массива документов и материалов проводится формирование критериев. По мере проведения предварительного изучения источников информации критерии могут конкретизироваться.
8. Источниками информации для формирования и анализа критериев оценки эффективности налоговой льготы являются законодательные, иные нормативные правовые акты, документы стратегического планирования, устанавливающие целевые индикаторы, политические документы, содержащие основные направления государственной политики, акты судебных органов, статистические данные, прогнозы социально-экономического развития и иные официальные документы, а также в целях оценки налоговой льготы на предмет ее применимости со стороны получателей льготы возможно использовать информацию, поступающую в результате применения методов социологического исследования (анкеты, опросные листы).
9. При формировании критериев оценки эффективности налоговой льготы прежде всего необходимо выяснить, существуют ли в сфере установления налоговой льготы документы стратегического планирования, содержащие целевые индикаторы и показатели результативности, отвечающие целям установления налоговой льготы.
В случае если в сфере установления налоговой льготы отсутствуют обоснованные и соответствующие целям налоговой льготы целевые индикаторы и показатели результативности, критерии оценки эффективности налоговой льготы формируются на основе анализа задач, которые призвана решать налоговая льгота в сфере ее установления.
В целях наглядного примера использования данного подхода к выработке критериев эффективности налоговых льгот рассмотрим следующую налоговую льготу стимулирующего характера.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются:
1) доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
2) доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Очевидно, что целью предоставления налоговой льготы является создание благоприятного инвестиционного климата и развития морского и речного транспорта в сфере международного судоходства.
В настоящее время в сфере международного судоходства применяются такие меры государственного регулирования развития морского и речного транспорта в сфере международного судоходства, как
1) создание портовых особых экономических зон;
2) организация эффективной работы Российского международного реестра судов;
3) проведение взвешенной налоговой, таможенной, кредитной политики, а также закрепление части грузовой базы морского транспорта за российскими перевозчиками, включая налоговую льготу по налогу на прибыль для судовладельцев.
В сфере установления рассматриваемой налоговой льготы выработаны целевые индикаторы и показатели развития, которые закреплены в Транспортной стратегии Российской Федерации . Используем установленные индикаторы и показатели для формирования критериев третьей группы (вопрос N 3).
———————————
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 50. Ст. 5977.

Еще почитать:  Какими льготами пользуется ветеран труда калужская область

Концепция подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации (Рябова Е

г) сумма уплаченных налогов в бюджет района; д) сумма задолженности по уплате налогов в бюджет района; е) сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой; ж) использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению; з) иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых льгот. Перечень получателей налоговых льгот, подлежащих мониторингу, определяется уполномоченным органом В целях проведения мониторинга оценки налоговых льгот отраслевые (функциональные) органы администрации и получатели налоговых льгот — объекты мониторинга в обязательном порядке представляют в уполномоченный орган ответы на запросы в установленные сроки Полученная информация используется уполномоченным органом для проведения оценки эффективности фактически предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. При этом уполномоченный орган обеспечивает оценку и сопоставление предоставляемых льгот с планируемыми параметрами эффективности по каждому виду льгот в разрезе отраслей экономики. 7

Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам

Льготы социального характера преследуют основную цель в виде достижения социального эффекта, в результате их предоставления не возникает экономического эффекта и в большинстве случаев отсутствуют возможности для увеличения доходов бюджета вследствие роста налоговых поступлений в будущем. К льготам социального характера можно отнести практически все льготы, предоставляемые физическим лицам, а также отдельные льготы для юридических лиц, осуществляющих деятельность в социальной сфере. Например, освобождение от налогообложения имущества, используемого общероссийскими общественными организациями инвалидов для осуществления их уставной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Льгота вводилась в 2003 году в целях сдерживания роста тарифов в сфере ЖКХ и в настоящее время не соответствует одному из основных направлений политики государства в части ухода от тактики дотирования и льготирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства, путем замены адресной социальной помощи населению.

Еще почитать:  Бти ошибка в техпаспорте

Предложения по оценке налоговых льгот